Деятельностный метод обучения
методическая разработка по теме

Зубкова Ольга Владимировна

Широкое распространение в начальной школе получают личностно ориентированные педагогические технологии.  Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnostnyy_metod_obucheniya.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный метод обучения.

За последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и ценностей российского начального общего образования.

В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно – ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Широкое распространение в начальной школе получают личностоно ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила « Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим  коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. Г. Петерсон. При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её.

Выделяется 7 принципов деятельностного метода.

  1. Принцип деятельности – ребёнок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности.

  1.  Принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире – образование должно отражать ЯЗЫК и структуру научного знания, изучать явления не разрозненно, а во взаимной связи.

4.Принцип минимакса предполагает выделение двух уровней -  максимального, который определяется зоной ближайшего развития детей данной возрастной группы, и необходимого минимума, то есть государственного стандарта знаний.

5. Принцип психологической комфортности означает снятие всех стрессообразующих факторов учебного  процесса, создание в школе и на уроке спокойной, доброжелательной атмосферы.

6. Принцип вариативности – развитие у обучающихся вариативного мышления, то есть способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Коллектив учителей нашей школы осваивает и внедряет новую технологию. « Технология деятельностного метода обучения» применима при работе по любой из действующих программ.

При построении системы уроков учитываются требования достаточной полноты и минимальности. Целостность урока задаётся ведущей целью, которая определяет цель и тип урока.

Уроки деятельностной направленности можно распределить на 4 группы:

  1. Урок рефлексии.

         Развивающая цель : формирование способности учащихся к коррекции способа действия и реализации коррекционной нормы. То есть, формирование способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений.

           Обучающая цель : коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов.

  1. Урок общеметодологической направленности.

                Развивающая цель : коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов.

           Обучающая цель: выявление теоретических основ построения содержательно – методологических линий.

  1. Урок развивающего контроля.

        Развивающая цель : формирование способности обучающихся к осуществлению контрольной функции.

       

        Обучающая цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

  1. Урок открытия нового знания.

Развивающая цель : формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Обучающая цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный метод обучения.

Структура урока ведения нового знания...

Деятельностный метод обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Школа-2100"

Формирование представлений о сущности математического познания начинается с первого класса. Это значит, что приоритет в обучении предмету отдаётся не традиционной передаче готовых знаний, а овла...

Деятельностный метод обучения как механизм реализации стандартов второго поколения

Дидактическая система деятельностного методаобучения  «Школа 2000…» как механизм реализации ФГОСвторого поколения...

Деятельностный метод обучения.Урок введения нового знания

Деятельностный метод обучения. Урок введения нового знания....

Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...

Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроке открытия нового знания (письмо)

Мастер-класс по технологии системно-деятельностного метода обучения на основе урока письма "Дифференциация Ж-Ш" в 1 классе....