ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по теме

Луценко Валентина Ивановна

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_v_obrazovatelno.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

За последние десятилетия произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.  Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе и современную начальную школу. Роль персональных компьютеров постоянно возрастает и в соответствии с этим,  возрастают и требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи и принцип занятия исследовательской позиции.

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Ребёнок, впервые переступая порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность,  создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение. Игровые действия привлекают детей на начальном этапе  формирования познавательных интересов. В своей педагогической деятельности, как, наверное,  каждый из педагогов стараюсь использовать сюжетно-ролевые, дидактические игры,  загадки, кроссворды, провожу уроки-сказки, уроки-исследования и другие. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь приходит компьютер. При подготовке к урокам  использую электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тестовые оболочки, ресурсы Интернет, электронные энциклопедии.

Информационные технологии помогают нам на каждом уроке и на любом его этапе. Так,  на уроках обучения грамоте, при знакомстве с новыми звуками и буквами, использую общеобразовательные программы, компьютерные игры,  где дети слушают стихи о новом звуке, знакомятся с буквой, отгадывают загадки. На уроках литературного чтения - презентации с портретами писателей и поэтов, чистоговорки, тексты для чтения

Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера решается проблема дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью Power Point. Компьютер позволяет быстро и интересно провести устный счет, на первых порах знакомство с составом чисел. А как оживляет использование ИКТ уроки  окружающего мира. Готовясь к ним, использую электоронные  энциклопедии, обучающие диски, или создаю презентации  с материалами из сети Интернет. Применение ИКТ  расширяет и возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности, обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам, а в общем, способствует повышению качества образования. Ребята с удовольствием используют дополнительные сведения о животных и растениях, которые они находят в  интернете, что расширяет их кругозор, воспитывает интерес к предмету.

Уроки русского языка также намного интереснее, если используется компьютер. Это и эмоциональный настрой на урок, и минутка чистописания, словарная работа и разборы слов. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст, вставить пропущенные буквы или слова  и многие другие  задания и выполняются они детьми с большим желанием и интересом.

Также и уроки изобразительного искусства, технологии не проходят без использования ИКТ. Это демонстрация репродукций картин художников, их портретов, иллюстрации сказок, слушание самих сказок для выбора сюжета, очень положительно влияет на учебный процесс. А на уроке технологии ребята с удовольствием знакомятся, глядя на экран, с технологией изготовления изделий, правилами ухода за растениями, с видами тканей и т.д. Хочется отметить положительный момент презентаций и на уроках и ОБЖ. Как же любят дети не просто слушать информацию, а смотреть фильмы, презентации с выполнением заданий, тестов по ПДД, пожарной безопасности, правилам поведения  в общественных местах

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся.  Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, более активно  стараются высказывать свое мнение, рассуждать. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяют за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Ребёнок становится жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

  1. повышает качество знаний
  2. продвигает ребенка в общем развитии
  3. помогает преодолеть трудности
  4. вносит радость в жизнь ребенка
  5. позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  6. создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Огромную роль имеет применение ИКТ и во внеклассной работе. Любое мероприятие интереснее, живее и ярче проходит, если оно сопровождается слайдами на большом экране.

Информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование ЭОР в учебно-образовательном процессе начальной школы

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЛИЦЕЯ

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы лицея...

Педагогические принципы и цели обучения при использовании информационных технологий в учебном процессе начальной школы.

Включение компьютерного практикума в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для формирования их учебной деятельности и р...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Вступая в компьютерный мир, человек должен знать теоретические основы информатики и уметь применять компьютер в своей профессиональной деятельности. Школа обязана готовить детей к жизни в современном ...

Сертификат участия в республиканском семинаре "Использование интерактивной доски в образовательном процессе начальной школы"

16-17 февраля 2015 года принимала участие в республиканском семинаре ""Использование интерактивной доски в образовательном процессе начальной школы""...

Использование мультимедийных технологий в учебном процессе начальной школы

Внедрение мультимедийных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития инд...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ЗДОРОВЬЕСБРЕЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В данной статье представлены аспекты здоровьесбережения , используемые  на уроке, включение  в содержательную часть уроков вопросов, связанных со здоровьем  и  здоровым образом...