Статья к Международной заочной конференции
статья по теме

Крисанова Нина Петровна

В материалах статьи отражена работа по социализации учащихся на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_k_mezhdunarodnoy_zaochnoy_konferencii.doc231 КБ

Предварительный просмотр:

        Каждый современный молодой  человек своими личностными качествами, поведением, социальной активностью должен способствовать целостности, самосохранению и развитию общества, которое, в свою очередь создаёт соответствующие условия для жизнедеятельности, развития и самореализации граждан.

Содержательными составляющими в воспитании молодёжи должны быть: успешность в решении  социальных и личностных задач; вариативность мышления; способность к адаптации в новых социально – экономических условиях; социальная мобильность: готовность к освоению смежных и новых специальностей; духовность: осознание смысла жизни и понимание того, что в мире существуют ценности более высокие и значительные, чем вещественные и практические.

Образование должно культивировать сознание социальной ответственности. Оно становится в современных условиях не только процессом обретения знаний, умений и навыков, но и способом бытия человека, важнейшим фактором социальной динамики, механизмом воспроизводства общества в условиях состязательности в различных сферах человеческой деятельности.

Учебно-методический комплект проекта «Начальная школа ХХI в.  «(руководитель проекта Н.Ф.Виноградова) предусматривает при грамотной организации учебно- воспитательного процесса формирование у учащихся общеучебных умений и навыков таких как анализ и самоанализ, оценка и самооценка, классификация, выделение главного, сравнение, обобщение и др. Предоставляемая учащимся возможность выбора упражнений в соответствии со своими силами,  работа  в парах и группах, а также организация исследовательской деятельности учащихся – всё это формирует учебно – познавательные мотивы,  позитивное отношение учащихся к предмету, самому себе и к одноклассникам. Закладываются первые «кирпичики» социальных качеств жизнеспособной личности: патриотизма, гуманизма, ответственности, трудолюбия, а также возникает стремление к самоизменению и саморазвитию.

 . Для развития  логического мышления ставлю учащихся  перед необходимостью выдвинуть гипотезу, поспорить, порассуждать, сравнить своё мнение с мнением других и с текстом учебника. Учу детей  отбирать доказательства истинности своего высказывания, выделять существенные признаки. Приведу примеры  осознанной и творческой работы учащихся над задачей в первом и четвёртом  классах, формирующих  у них социальные качества

  Считаю важным, чтобы при выборе способа решения и доказательстве правильности своих действий учащиеся пользовались памяткой :

1 Прикидка ответа.

2. Соотнесение полученного результата и условия задачи.

3.Решение задачи другим способом

4. Составление и решение обратной задачи.

Представляю для рассмотрения работу над задачей в первом и в четвёртом классах.

Задача №7, стр.66, Рудницкая, В.Н Математика  1класс  часть 2, М.: Вентана-Граф ,   2008,  - 126 с.

                     

Учащиеся составляют две задачи;

задача 1

   На клумбе росло 6 тюльпанов и 4 нарцисса. Сколько цветов росло на клумбе?

Задача 2

   На клумбе росло 6 тюльпанов и 4 нарцисса. На сколько больше тюльпанов ,

 чем нарциссов?

 

   Перед решением задач задаю учащимся вопрос: «Каким может быть число в ответе?» Отвечая на него, в первой задаче рассуждают так: число в ответе должно быть больше 6, так как только тюльпанов было 6, а кроме них на клумбе были ещё нарциссы. А во второй задаче объясняют, что разница между 6 и 4 меньше, чем 6. Таким образом, формирую у учащихся  умение предвидеть результат своего труда.

   Подобрав выражения для решения задач ( учащиеся для уверенности используют при  рассуждении фишки, можно использовать чертежи, таблицы - в зависимости от цели урока)  и получив ответы, совпадающие с числом или промежутком  в прикидке, учащиеся убеждаются в правильности своих рассуждений. Подставив также  полученный  результат в условие задачи (если к количеству нарциссов прибавим 2, то  получим число, равное количеству тюльпанов), учащиеся снова убеждаются в том, что решение задачи  верно.

   Перед изучением раздела, например, «Задачи на движение» мотивирую действия учащихся: ради чего? Зачем? Аргументирую надобность действий словами: «Это нам всем очень полезно». Так обеспечиваю развитие у школьников умение ставить цель и планировать свою деятельность.

  Задача №459, стр.107,  Рудницкая, В.Н., Юдачева, Т.В. Математика  4 класс  часть 1, М.:Вентана-Граф, 2009, -127

В таких заданиях с избыточными данными (В 8 часов утра) у учащихся развивается способность к оценочным действиям .  умение выделять главное. Перед решением задачи предлагаю поразмышлять над результатом ответа. (Число в ответе будет обязательно больше  суммы 100 и 85, так как на такое расстояние удаляются мальчики за 1 минуту, а в пути они были больше минуты.) Предлагаю карточки-помощницы учащимся, неуверенным в своих силах, но по их желанию. Например:

   -Найди расстояние, пройденное Антоном.

   -Найди расстояние, пройденное Олегом,

   -Найди расстояние между мальчиками.

По плану урока учащиеся решают задачу одним из способов:

1 способ

1) 100 + 85 = 185

2) 185 х 5 = 925

2 способ

1) 100 х 5 = 500

2) 85 х 5 = 425

3) 500 + 425 =925

Ответ : 925

По окончании решения, сравнив полученные ответы с прикидкой, учащиеся объединяются в группы по рядам и продолжают советуясь, обсуждая выполнять работу по задаче.

   1 группа отвечает на вопрос:

- Какое расстояние будет между мальчиками через 6 минут? Через 4 минуты?

(Выбирают и объясняют любой из способов: 185 х 6 = 1110  или  925 + 185 = 1110. Так  выполняют элементы исследовательской работы и делают выводы: при увеличении времени движения  расстояние между объектами увеличивается, а при уменьшении – уменьшается.)

   2 группа составляет и решает обратную задачу, в которой время движения – неизвестная величина.

   3 группа составляет и решает обратную  задачу, в которой скорость одного из мальчиков – неизвестная величина.

   Оформив фломастером на листе формата А3 решение,  руководители групп у доски  объясняют его  всему классу, тем самым обучают одноклассников. Слабые учащиеся чувствуют себя комфортно, ведь они тоже принимали участие в обсуждении плана решения  задачи.

 Таким образом, осознавая ценность совместной деятельности,  учащиеся закрепили умение  решать задачи  по нахождению неизвестных величин  при одновременном движении объектов  из одной точки в противоположных направлениях и доказали правильность решения.  Можно продолжить работу по задаче, изменяя одну из величин.

   Решив эту задачу, учащиеся осознают социальную, практическую и личностную значимость  учебного материала и дают оценку своим знаниям : что понял хорошо, над чем необходимо поработать; что я приобрёл, когда узнал и что я потерял бы, если  бы не узнал.

   Оценочные критерии в тетради «Дружим с математикой» также помогают учащимся осуществить самооценку своей деятельности (выполнил быстро ,правильно и  самостоятельно; правильно, но медленно; правильно, но с помощью других; сомневаюсь в правильности решения и др.)

   

   Формирование приёмов анализа, синтеза, обобщения, классификации   и др. успешно реализуется при составлении карты-дерева  изучаемой темы или раздела. Она составляется на уроках в процессе изучения раздела тематического планирования. По завершении изучения этого раздела учащиеся целостно осознают изученное.

                                                   ___________________

   Можно продолжить карту-дерево, детализировать её относительно одновременного (неодновременного) начала движения, величин скорости движущихся объектов.

Кропотливая  повседневная работа учителя и учащихся приводит к качественным изменениям в развитии детей. Они могут ответить себе на вопрос: «Какой я ученик на самом деле, каким я хочу и могу стать?»

    При установлении причинно-следственных связей, выборе  и обсуждении способа решения задачи и в других ситуациях на уроке  учащиеся в общении друг с другом   используют речевые  клише: »Позволь, Сережа, мне с тобой не согласиться,  так как …» или «Я думаю, Таня не права, так как …» и др. Речевые клише и ненавязчивые дыхательные и физические упражнения как коллективные, так и индивидуальные позволяют  снять  эмоциональную напряжённость, таким образом улучшить межличностные отношения в классе, формировать толерантность у учащихся.  

                                                                                                                                                   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сертификат участника YII Международной интернет конференции "Образование: вчера, сегодня, завтра"

Сертификат участника YII Международной интернет конференции "Образование: вчера, сегодня, завтра", статья "Интеллектуальное воспитание школьника в учебно-воспитательной деятельности"...

V Международная научная конференция: "Результативность исследовательской деятельности в 2013-2014 году"

V Международная научная конференция: "Результативность исследовательской деятельности" Сентябрь - 2016г....

Из опыта моей работы: внеклассные мероприятия, уроки, технологические карты, авторская статья. Итоги областного заочного конкурса детских творческих работ "Мы - твои друзья!

Внеклассные мероприятия "Чудеса под Новый год" . «Масленица наша, нет тебя краше». Семейные посиделки «Союз родных сердец».   Конспект урока по курсу...

Материалы республиканской научно-практической заочной конференции. Педагогическая диагностика особенностей и возможностей личности школьника в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение  особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения...

"Актуальные вопросы педагогики и психологии" Материалы I Международной заочной научно-практической конференции. 2018г.

В сборнике материалов I Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики и психологии» представлены статьи, посвященные актуальным проблемам современной...

Статья к выступлению на конференциях

Формирование оценочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС...

Иванова Е.В. Теоретические основы организации обучения в начальной школе // Наука и образование в контексте глобальной трансформации: Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 15 января 2024 года. – Петрозаводск: Меж

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические основы организации обучения в начальной школе. Сделан акцент на том, что цель начального образования - это развитие личности школьника, формирование у...