Формирование ценностного отношения к здоровью младших школьников
статья по теме

Васильева Лидия Ивановна

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье школьника отнесено к приоритетным направлениям государственной политики, поставлена задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ценностного отношения к здоровью младших школьников

                                                                                                       Л.И.  Васильева

                                                                                     г. Старый Оскол

МОУ «Основная общеобразовательная школа №6»

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением числа абсолютно здоровых детей, увеличением числа детей,  имеющих хронические заболевания, нервно-психические заболевания. А ведь организм человека самое совершенное творение человека. Ещё Сократ сказал: «Здоровье не всё, но всё без здоровья - ничто»

      В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье школьника отнесено к приоритетным направлениям государственной политики, поставлена задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Ещё в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что происходит непонятное «ухудшение» развития детей,  «убийство их здоровья». Причины снижения числа здоровых детей известны.  Как изменить ситуацию? Учитель не закроет предприятия с вредным производством, не очистит воду, не уменьшит радиацию. Как же может помочь ребёнку учитель начальных классов?

      Парадоксально, но один из первых неприятных сюрпризов, с которыми сталкивается ребёнок, переступая порог школы,- это запрет на движение. Такую ситуацию Амосов Н. М. обозначил как явное противоречие условий социальной жизни законам биологии. Природа дала ребёнку врождённое стремление к движению, снабдив его ценнейшим чувством- чувством «мышечной» радости. В результате уже в 1 классе  создаётся ограничение двигательной активности, закрепляется «установка неприятного». У младших школьников уменьшается симпатия к учителю, идёт торможение положительной мотивации к учебной деятельности. Дети в этом возрасте могут делать до 21 тысячи шагов в сутки. Они бегают, прыгают, толкаются, дерутся. Однако, скажете вы и будете совершенно правы, двигательная нагрузка может выступать не только в качестве фактора защитного действия, но и как фактор риска, что происходит при её передозировке. Многие ученики и родители относят бесцельное «бегание» по школе к двигательной активности, хотя после такой перемены учитель по 10-15 минут не может привести учащихся  в чувство готовности к учебной деятельности.                    Необходим системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремление педагога не нанести вред здоровью ученика.

Задействованы должны быть все - от учителя, психолога до техсотрудника. В учебном плане стоят уроки физической культуры, основ безопасности  жизнедеятельности, уроки окружающего мира. Но нельзя ограничить преподавание культуры здоровья только занятиями по данным предметам. Какой бы ни был предмет, какое бы мероприятие не проводилось, нужно понимать,  что это влияет на здоровье ребёнка и учителя, и проводить тему культуры здоровья через весь урок или внеклассное мероприятие.

      Соблюдение гигиенических условий обучающихся должно стать неотъемлемой составной частью педагогического процесса. Это выполнение санитарно-гигиенических норм СанПиНа. В нашей начальной  школе мебель соответствует анатомо-физиологическим особенностям школьников, промаркирована по росту, в каждом кабинете есть дополнительное освещение над доской, термометры для измерения температуры воздуха,  много комнатных растений, имеется уголок для отдыха. Обязательно до начала первого урока проводится зарядка, соблюдается режим проветривания.  

     Актуальной проблемой в настоящее время является охрана зрения школьников. При поступлении в школу мы наблюдаем, что увеличивается количество детей с ослабленным зрением. Чтобы удержать зрение на том уровне, с которым учащиеся  пришли, или улучшить его, нужна система действий. Необходимы не только двигательные, но и зрительные   физкульминутки. Нужно переключать фокус зрения, смотреть вдаль не менее 2 минут,  рисовать  глазами буквы, цифры, картины с закрытыми глазами, выполнять другие упражнения для укрепления мышц глаз.

       Охрана здоровья ребёнка предполагает не только создание гигиенических условий, но и психологических условий для организации учебной деятельности учащихся. На уроках детям должно быть психологически комфортно. Ещё Авиценна показал, что пышущий здоровьем барашек необратимо хиреет и помирает только оттого, что рядом с его вагончиком устанавливается клетка, в которой сидит волк. Учащиеся не должны на уроках находиться в состоянии стресса, их нужно подводить к мысли, что неудача на уроке - это временное явление, она должна стать дополнительным стимулом для более продуктивной работы. В качестве поддержания душевного мира детей можно использовать музыку. Любая музыка ассоциируется лично для каждого человека с каким-то событием. Наблюдения за детьми показывают, что музыка, сопровождаемая просмотром репродукций произведений искусства, положительно влияет на психоэмоциональное состояние. Благодаря музыке укрепляется иммунная система, улучшается обмен веществ, человек быстрее выздоравливает. Ритм вальса успокаивает, быстрые пульсирующие ритмы активизируют мозг.

       Неотъемлемой частью социального здоровья является грамотность учащихся по  обеспечению безопасности жизнедеятельности. Темы безопасного поведения на дорогах, в школе и дома изучаются на уроках «Окружающий мир», занятия по ПДД проводятся на классных часах. Учащиеся составляют правильный режим дня, изучают правила безопасного поведения дома и на дороге, в природе,  правила пользования газовой и электрической плитой, учатся осторожному обращению с огнём, как вести себя с незнакомцами, активно ведётся профилактическая работа по предупреждению вредных привычек с детьми и родителями  по пособию « Полезные привычки»

В 1997 году Международная некоммерческая организация Project HOPE начала проект «Школьная программа по профилактике употребления табака и алкоголя». В 2000 году пособия «Полезные привычки» получили гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации».

Учебное пособие для начальных классов «Полезные привычки» воплотило в себе современный научный подход к превентивному обучению школьника. Стержнем данного обучения стало формирование личной ответственности учащихся за свои поступки и здоровья. Превентивное, или профилактическое, обучение предполагает формирование положительного образа Я ребенка, навыков принятия ответственных решений и эффективного общения, сопротивления давлению средств массовой информации и сверстников и некоторых других навыков личностной и социальной компетентности.

Роль учителя в превентивном обучении не традиционна. Педагог-психолог не должен считать свое личное мнение единственно верным, должен уважать и соблюдать права людей на собственный выбор решения. Ему требуется научить детей взаимопониманию и взаимодействию, самоанализу, рефлексии, преодолению барьеров общения, обучить приемам распознавания ситуации группового давления и навыкам сопротивления давлению.

Очевидно, что для улучшения здоровья детей необходимо комплексное решение проблем детского здоровья, системная работа по укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии должны лечь в основу других технологий.

Литература:

Касаткина В.Н. Педагогика здоровья.-  «Начальная школа», 1999, №9

Гречаная Т.Б. , Иванова Л. Ю. , Колесова Л.С. Полезные привычки. Пособие для учителя, Москва. 2000

НауменкоЮ.В. Здоровьесберегающая                                        деятельность школы»- Педагогика», 2005, №6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта: «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность»

Проект:  «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность» во 2 классе....

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

календарно-тематическое планирование по разделу для 1-2 классов.Путешествие по стране "Спортландия",мероприятия по профилактике ПАВ, программа "Красный, жёлтый,зелёный"....

Совместная работа воспитателя группы продлённого дня и классного руководителя начальной школы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние п...

Формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Формирование ценностногоотношения к здоровьюу младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности...

Опыт формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля/А. Шопенгауэр         Здоровье подрастающего поколения и разраб...

статья на тему: "Формирование ценностного отношения к здоровью здоровому образу жизни"

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни представляет комплексную работу по формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепл...

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ НА УРОКАХ ЗДОРОВЬЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Для того, чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. Мы порой забываем о том, что «Здоровье дороже всего», «В здоровом теле -...