Проект «Внедрение интерактивных технологий со здоровьесберегающим потенциалом в образовательный процесс»
статья на тему

Елесина Евгения Васильевна

Статистические данные показывают, что за период обучения в школе показатели здоровья, и без того невысокие, еще снижаются в среднем на 10-12 %. Таким образом за время обучения в школе ребенок теряет своё здоровье. Вот эти риски мы и должны исключить. В этом заключается суть здоровьесберегающих технологий: не усугубить, не навредить, помочь ребенку сохранить здоровье за период обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elesina_e.v.docx93.38 КБ

Предварительный просмотр:

Некоммерческое партнёрство «Центр здоровьесберегающих педагогических

технологий»

Проект «Внедрение интерактивных технологий со здоровьесберегающим потенциалом в образовательный

процесс»

Выполнила: Елесина Евгения Васильевна Учитель начальных классов МБОУ СОШ №94

Нижний Новгород 2012

Оглавление

Аналитическое обоснование проекта

1 .Мини-проект «Административные решения»

2. Мини-проект        «Современные подходы социального педагога»

3. Мини-проект        «Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе»

Приложения


Аналитическое обоснование проекта.

Вопросом здоровья подрастающего поколения озабочены сегодня все, начиная с президента заканчивая родителями. Действительно, последнее время об этом говорят часто и много. Мы слышим удручающие цифры по поводу нездоровья наших детей. Минздравом России было установлено, что лишь 32 % детей являются практически здоровыми, 51 % - имеют функциональные отклонения, а 16 % - хронические заболевания.

Да, скажете Вы, проблема не нова, и обусловлена она множеством объективных факторов, от нас порой не зависящих. Среди них: экология, наследственность, низкий уровень образования родителей, но большая часть приходится на образ жизни, включающий в себя вредные привычки, неправильное питание и малоподвижный образ жизни. И здесь мы смело скажем: « Fie во всём виновата школа.» И будем безусловно правы, НО...есть нюанс.

Статистические данные показывают, что за период обучения в школе показатели здоровья, и без того невысокие, еще снижаются в среднем на 10-12 %. Таким образом за время обучения в школе ребенок теряет своё здоровье. Вот эти риски мы и должны исключить. В этом заключается суть здоровьесберегающих технологий: не усугубить, не навредить, помочь ребенку сохранить здоровье за период обучения в школе.

В Федеральном законе «Об образовании» отмечается: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся», но к сожалению, это условие в школах не подкрепляется практически.

Проблема улучшения здоровья школьников не может быть решена в полной мере, если не будет проведена комплексная экспертиза всего образовательного процесса и условий реализации учебных программ, анализа объема домашних заданий, методик преподавания с точки зрения здоровьесберегающей, а не «здоровьевредящей» педагогики. При нынешнем подходе и учитель, и ученик становятся «заложниками» в погоне за выполнением учебной программы, когда нет времени ни на закрепление, ни на повторение, не говоря уже о выработке устойчивых навыков.

Традиционные подходы к образовательному процессу не предусматривают решения данной проблемы, а именно воспитания у детей приоритета здоровья, как одной из важнейших жизненных ценностей. Для этого необходимо формирование культуры здоровья на всех этапах обучения, оно должно интегрироваться в весь образовательный процесс, на всех его этапах.

В настоящее время ни у кого нет сомнений в том, что проблема здоровья включает в себя не только медицинский аспект, но и педагогический. Ведь сформировать у человека устойчивые мотивы к сохранению здоровья можно лишь в результате воспитания.

Таким образом здоровье — это категория педагогическая. Несомненно, эта тема актуальна и обсуждается в каждой школе, в каждом педагогическом коллективе и мы уверены, что в деятельности каждого образовательного учреждения присутствуют компоненты здоровьесберегающей деятельности, но нужно продумать стратегию решения данного вопроса.

Мы подошли к тому, что нужно многое менять. В первую очередь менять в себе, в личной педагогической тактике каждого учителя, построении инновационного образовательного процесса в целом.

Необходимо повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах здоровья, включающую в себя мировоззренческую и профессиональную составляющие. На сегодняшний день культура здоровья педагога еще не сформирована.

Для решения поставленной цели мы предлагаем данный проект, направленный на внедрение интерактивных технологий со здоровьесберегающим потенциалом в образовательный процесс. Использование данных технологий поможет решить проблему снятия школьных факторов риска, интенсификации учебного процесса, помогут избежать стрессовой педагогической тактики со стороны учителя, а также сделает более эффективной воспитательную работу в школе.

создать механизм управленческих решений для повышения профессиональной компетентности педагогов и внедрения интерактивных технологий со здоровьесберегающим потенциалом в образовательный процесс.

Задачи:

  1. Проанализировать обстановку состояния человеческих и материальных ресурсов для решения поставленных целей.
  2. Разработать систему мер и способов для мотивации педагогического коллектива к планируемым изменениям.
  3. Разработать управленческий механизм для осуществления изменений в профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения через подпроектную деятельность.
  4. Осуществить реализацию новых подходов в учебной практике.
  5. Создать условия для поддержки успешно работающих педагогов посредством профессиональных конкурсов и плана реализации проекта.

Целевые группы:

  1. группа- администрация.
  2. группа-учителя.
  3. группа-учащиеся.

Сроки реализации проекта:

2012-2015 г. г.

Содержание проекта:

Реализацию данного проекта предполагается начать с анализа состояния человеческих ресурсов (уровень подготовки педагогических работников по данному вопросу и их степень готовности к инновациям,

мировоззренческие установки) и материальных ресурсов общеобразовательных учреждений для переподготовки педагогов.

После выявления кадрового потенциала, внутри педагогической команды осуществляется поиск эффективных регуляторов для мотивации коллектива в области инновации и планирование их подготовки к этой работе.

В ходе осуществления проекта будет разработан управленческий механизм, включающий следующие мини-проекты), а также критериальные параметры для оценки эффективности.

Одновременно будут продуманы меры материального и морального поощрения. Выход данного проекта будет осуществляться в организации обмена опытом, участие во внешкольных конкурсах, национальных проектах.

Эффективность результатов реализации данного проекта требует мониторинговых исследований.

Среди оцениваемых результатов можно выделить три основные категории:

  1. Изменения педагогических условий, направленных на устранение школьных факторов риска.
  2. Изменение мировоззренческих установок и появление устойчивой мотивации к здоровью и здоровому образу жизни у целенаправленных групп.
  3. Стабилизация показателей здоровья учащихся с возможным переходом к улучшению его показателей при высоком уровне обученности и компетентности обучаемых, (профессиональная компетентность, комфортность уроков, повышение уровня обученности при сохранении здоровья учащихся; мотивация учителя и учащихся; снижение случаев поведенческих рисков среди учащихся).

Поэтапная реализация проекта 1        этап

Анализ обстановки состояния человеческих ресурсов для поставленных целей.

В ходе данного этапа создается инициативная директора, его заместителей и творческой группы займется предварительной разработкой и отбором критериальных оценок, методов диагностирования и диагностического инструментария, исходя из поставленной цели; выберет и проанализирует ситуацию; зафиксирует стартовый уровень, оценит потенциальную возможность материальных и человеческих ресурсов;

Срок реализации: май-сентябрь 2012 года

  1. этап

Вторым этапом, очень важным па наш взгляд, являются задача разработки эффективных рычагов мотивации педагогов. Здесь нужен широкий диапазон, так как стимулы к работе у всех разные.

  1. Управленческое решение:

Разработать «Положение о материальном стимулировании педагогов за внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс». Данное положение должно включать различные мотиваторы:

  1. материальное стимулирование; инструментарий
  2. моральное стимулирование;
  3. поощрение почётными грамотами, выдвижение на районные, областные, РФ;
  4. общественное признание (объявление благодарности, статья в СМИ (районной, школьной и т. д.).
  1. Презентовать сравнительный анализ традиционного и интерактивного обучения.

Запланировать ознакомление педагогов с опытом других школ, работающих в плане внедрения интерактивных технологий (заманить успехом)

  1. Опережающее управленческое решение Разработка «Положения о профессиональных конкурсах для педагогов»
  2. Для усиления стимулирующей поддержки проекта необходимо оценить и спланировать объём финансирования для поощрения педагогов.
  3. Привлечение социальных партнёров.

Сроки реализации: сентябрь-ноябрь 2012 года

  1. этап

Разработать управленчесм t механизм для осуществления изменений в профессиональной компепи нтнисти педагогов в вопросах здоровьесбережения через подпроектную деятельность.

  1. Творческая группа для реализации проекта будет организовывать и проводить тематические педсоветы по данному вопросу, выступления на других педсоветах.

•Выявить инициативных педагогов и направить их на

квалификационные курсы (обучить команду тьютеров 3-4 человек).

  1. Проводить обучение других педагогов новым интерактивным методам ведения уроков через МО (с помощью команды

тьютеров).

  1. Разработка и обсуждение проектов уроков нового типа на МО, в ходе чего происходит внедрение передового опыта педагогов.
  2. Проводить систематическое наблюдение, оказывать методическую помощь.
  3. Проводить внутришкольные конкурсы (на первичном этапе, например, «Фестиваль открытых уроков», «презентация»,...)
  4. Проводить мониторинг детей и педагогов.

Сроки реализации: 2012-2013 года

  1. этап

Осуществить реализацию новых подходов в учебной практике Творческая группа из 2-3 человек.

  1. Улучшение материально-технической базы
  2. Расширение затрат
  3. Методическая помощь
  4. Осуществить ресурсную поддержку.

Сроки реализации: на протяжении всего проекта

  1. этап

Осуществить реализацию новых подходов в учебной практике.

Рейтинг

  1. Обмен опытом.
  2. Выходы на конкурсы.
  3. Внешкольный национальный проект.

Сроки реализации: 2013-2014 года

Ожидаемый результат

  1. Создание управленческого алгоритма для повышения педагогической

компетентности педагогов в использовании интерактивных технологий.

  1. Система мероприятий.
  2. Показатель вовлеченности педагогов в проект.
  3. Определение развивающего эффекта.
  4. Повышенный рейтинг школы в глазах родителей, РОНО.
  5. Рейтинг учителей.

Возможные риски

  1. Несформированность стремления у отдельных педагогов, включающая в себя совершенствование профессиональной культуры в вопросах здоровьесбережения.
  2. Личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие, заниженная самооценка личности педагога.
  3. Некомпетентность руководителя в данном вопросе.
  4. Преобладание авторитарных методов руководства.

Критериальная база

  1. Создание экспериментальной группы по обобщению результатов деятельности педагогического коллектива по внедрению интерактивных технологий в исследовательский процесс
  2. Выбор методик и параметров оценки результатов деятельности проекта
  3. Разработка положений о премировании участников проекта по результатам деятельности
  4. Оценка результатов конкурсов, уроков, внеклассных мероприятий, участников-учителей и учащихся и изучение мнения родителей по мере проведения мероприятий
  5. Обобщение опыта учителей, создание «Портфолио» заместителем директора по УВР при участии руководителей МО учителей предметников

И н ет ру s*. £ и г а р к й кр и т ер и альн о ii 1> а i-ы;

  1. Состояние здоровья обучающихся, создание карты здоровья

-отсутствие прогрессирующих заболеваний

  1. частота заболеваемости ОРВИ, хроническими, отсутствие рецидивов
  2. количество пропущенных уроков -физические показатели здоровья
  1. Качество образования учащихся

-Стабильность успеваемости

  1. Психологические показатели учащихся

-мотивация к учению

  1. комфортность
  1. Профессиональная компетентность педагога

-владение S-S общением

-сформированность мировоззренческих установок на здоровье здоровьесбережение

-владение педагогическими технологиями со здоровьесберегающим потенциалом

  1. стремление к творческому росту.
  1. Наблюдение за поведенческими рисками учащихся

-отставленное анкетирование обучающихся по специальным анкетам

  1. анкетирование родителей -анкетирование педагогов

-отслеживание % стоящих на контроле (пдн, вшк и тд.)

Мини-проект

Тема проекта

«Современные подходы социального педагога к профилактической работе с помощью интерактивных технологии»

Актуальность проекта:

Для каждого образовательного учреждения весьма злободневным является вопрос организации эффективных профилактических занятий с подростками по предупреждению асоциального поведения и поведенческих рисков.

Традиционные формы проведения таких занятий, включающие в себя лекции, беседы и тд., ставят обучающегося в позицию пассивного слушателя, что не способствует формированию активных навыков и умений здорового образа жизни.

Суть проблемы заключается в необходимости освоения социальным педагогом интерактивных технологий в организации профилактической работы с обучающимися

Данный проект направлен на решение обозначенной проблемы и повышение профессиональной компетентности социальных педагогов в вопросах здоровья.

Цель проекта;

внедрение интерактивных технологий при организации

профилактической работы сучащимися по вопросам здоровья.

Задачи:

  1. Проанализировать мировоззренческие установки и подходы к профилактической работе.
  2. Провести мозговой штурм с целью выявления новых подходов при проведении профилактической работы.
  3. Освоение новых интерактивных подходов и реализация их на практике
  4. Разработка критериев оценки эффективности профилактической работы.

5.Оценка эффективности использования интерактивных технологий в профилактической работе.

Содержание проекта:

Реализацию данного мини-проекта предлагается начать с анализа обучающихся и коллектива педагогов. Далее необходимо провести «мозговой штурм», который предполагает свободный обмен мнениями с целевой группой педагогов по определенной проблеме.

После выявления уровня готовности, нужно освоить новые подходы в организации профилактической работы с использованием интерактивных технологий. Для этого педагогам нужно пройти курсы и заниматься самообразованием. Получив необходимые знания необходимо разработать систему мероприятий, которая будет использована в работе по формированию ЗОЖ.

Ожидаемый результат:

  1. Процент снижения асоциального поведения(статистические данные)
  2. Оценка мировоззренческих установок с помощью анкетирования
  3. Оценка осознанных ценностных установок на ЗОЖ.
  4. Увеличение количества педагогов использующих новые технологии в работе с детьми.

Проект

«Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Аналитическое обоснование проблемы:

Отмечающееся в последние годы ухудшение стартового здоровья новорожденных приводит в последующем к нарушению здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Сниженный уровень здоровья детей 6-7летнего возраста, приступающих к систематическому обучению в школе, самым неблагоприятным образом сказывается на процессах адаптации к школьным нагрузкам, являясь одной из основных причин дальнейшего ухудшения их здоровья, что, естественно, существенно снижает возможности успешного обучения.

У большинства учащихся начальной школы существует несоответствие календарного и биологического возраста, вследствие этого они отстают в своём развитии: не сформированы концентрация внимания, переключаемость с одного вида деятельности на другой, усидчивость.

В настоящее время здоровье рассматривается как педагогическая категория. Поэтому желательно учителю быть грамотным в вопросах здоровьесбережения и уметь правильно выстроить работу в рамках урока, стабилизируя здоровье детей с возможным переходом к улучшению и способствовать их развитию.

Цель:

овладеть необходимым объёмом знаний в области здоровьесбережения младших школьников, освоить приёмы и методы ведения уроков, сохраняющих здоровье, и применять их в урочной деятельности.

Задачи:

  1. Проанализировать состояние здоровья учащихся данного класса, уровень готовности к обучению;
  2. Изучить возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста;
  3. Освоить интерактивные технологии через самообразование и квалификационные курсы;
  4. Провести        подготовку детей: применять элементы новых технологий на уроках;
  5. Создать систему уроков в рамках здровьесбережения;
  6. Разрабатывать критериальную базу для оценки эффективности деятельности:
  1. состояние здоровья учащихся;
  2. успешность;
  3. развитие общеучебных навыков;
  4. учебная мотивация.
  1. Оценить эффективность новых пед.технологий.

Содержание:

Реализацию данного мини-проекта предполагается начать с анализа состояния здоровья детей данного класса, выявить уровень санитарно-гигиенических условий класса.

После выявления уровня здоровья учащихся необходимо педагогу изучить возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста.

Одновременно с этим в ходе реализации данного проекта педагог осваивает интерактивные технологии путём самообразования или на квалификационных курсах.

Получив необходимые знания, учитель начинает готовить детей, применяя элементы новых технологий на своих уроках. После чего педагог разрабатывает систему уроков, которые могут быть использованы в начальной школе, и критериальную базу для оценки эффективности деятельности детей.

Критериальная база:

  1. оценка состояния здоровья учащихся (учёт медицинских рекомендаций);
  2. оценка учебной мотивации (метод тестирования два раза в год)
  3. уровень развития общеучебных навыков (систематически, по итогам четверти или по итогам изучения тем, срезовые работы);
  4. успеваемость;
  5. настроение.

В конце проекта планируется познакомить с результатами своих коллег по школе и родителей (в различной форме).

Ожидаемый результат:

Создание модели интерактивных уроков в начальной школе для повышения уровня обученности детей при сохранении здоровья.

Физкульминутки в начальной школе.

С позиции здоровье сбережения польза от простого выполнения нескольких упражнений минимальна, если при этом не учитывается 3 условия:

  1. Состав упражнений должен зависеть от особенностей урока, какой это предмет, в какой вид деятельности включены учащиеся до этого, каког о их состояние.
  2. Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной: от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.
  3. Учителю необходимо выработать 2-3 условных вербально - поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

Существуют теснейшие функциональные связи между механизмами произвольной и непроизвольной регуляции дыхания и работой многих жизненно важных систем организма человека.

Развитие мелкой моторики.

Полноценное развитие движений - необходимый этап и условие мыслительной деятельности, и это должно обязательно учитываться в работе с детьми.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно воздействует на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения ребенок выполнял легко, чтобы занятия приносили ему радость.

  1. Самомассаж фаланг пальцев - поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.

Вырос у нас чесночок, указательный

Перец, томат, кабачок, средний

Тыква, капуста, картошка, безымянный

Лук и немножко горошка, мизинец

Овощи мы собирали, сжимание и разжимание

Ими друзей угощали. Сжимание пальцев на обеих руках.

  1. Игра с пальчиками. Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы, мизинцы

Много груш там и хурмы, безымянные

Есть лимоны, апельсины, средние

Дыни, сливы, мандарины, указательные

Но купили мы арбуз - большие

Это самый вкусный груз! все пальцы сжимаются и разжимаются.

Упражнения для развития мелкой моторики с предметами.

1.Ребенок        катает грецкий орех между ладонями, приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

2.Расчертить        лист бумаги в клетку 2*2см. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками по клеткам, на каждый ударный слог делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками.

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.

Упражнения для формирования правильной осанки,

У меня спина прямая У меня спина прямая,

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь:

(Наклон вперед.)

Ь лпрямляюсь, прогибаюсь,

(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.

(Повороты туловища.)

Раз, два, три, четыре.

Три, четыре, раз, два.

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой.

(Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз, два, три, четыре,

(Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

(Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

(Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре (Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

Гимнастика для глаз.

Ах, как долго мы писали.

Ах, как долго мы писали,

Г лазки у ребят устали.

{Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо.) Ах, как солнце высоко.

{Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,

{Посмотреть по дуге вверх, вправо и вверх, влево.) Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. {Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

Комплексы упражнений для физкультурных минут (направленных на восстановление утомленных глаз).

Комплекс 1.

  1. И.п. - сидя или стоя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
  2. И.п. - сидя или стоя. Быстро поморгать 1-2 минуты.
  3. И.п. - сидя или стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.

Комплекс 2.

  1. И.п. - сидя или стоя, выставить палец руки вперед. 1- двигать палец вправо, глазами следить за пальцем; 2- двигать палец влево; 3-вверх, 4- вниз. Повторить 3 раза. Палец двигается по широкой амплитуде. Глаза неотрывно следят за пальцем.
  2. И.п. - сидя. На счет 1,2 - не поворачивая головы, быстро перевести взгляд из правого верхнего угла в левый нижний; 3-4 - из левого верхнего угла в правый нижний.
  3. И.п. - сидя или стоя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.

Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой)

Правила выполнения упражнений.

  1. Во время выполнения дыхательных упражнений необходимо дышать только через нос.
  2. Вдох делается одновременно с движением.
  3. Все вдохи-движения делаются в режиме строевого шага, т.е. 55 - 60 вдохов движений в минуту.
  4. Гимнастика выполняется под счет на восемь. (Учащиеся считают только про себя: «и» - вдох, «цифра» - выдох)
  5. Минимальное количество упражнений - три.
  6. Применяется без возрастных ограничений с 3-4 лет, стоя, сидя и лежа.
  7. Гимнастика носит как лечебный, так и профилактический характер.

Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбереж ения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

  1. «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
  2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

1 .Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

2.Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

3 .Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

4.Комплексный,        междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

5.У спех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

6.Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки эрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1 -й этап. Врабатывание

5 мин.

Относительно

невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.

Максимальная

работоспособность

20-25

мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материал ом

3-й этап. Конечный порыв.

10-15

мин

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

  1. 5-25-я        минута — 80%;
  2. 25-35-я        минута — 60-40%;
  3. 35—40-я        минута — 10%.

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала.

Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Урок с позиций здоровьесбережения.

Большинство позиций, по которым проводится анализ урока, касаются педагогических критериев проведения. Однако каждый их этих критериев имеет связь с проблемой здоровья учащихся, а иногда и учителя. Состояние, опосредующее эту связь - утомление и стресс. Профилактика утомления и стресса - это одна их наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в школе. На что же следует обратить внимание в ходе урока, если говорим, что используем принципы здоровьесбережения?

Критерии

здоровьесбережения

На что обратить внимание

1.

Обстановка и гигиенические условия в классе.

Температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, монотонные неприятные звуковые

раздражители.

2.

Количество видов учебной деятельности.

Норма - 4-7 видов за урок: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т.д.

3.

Средняя

продолжительность и частота чередования видов деятельности.

Ориентировочная норма - 7-10 минут.

4.

Количество видов преподавания.

Словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа.

5.

Чередование видов преподавания.

Не позже, чем через 5-10 минут.

6.

Наличие и место методов,

способствующих

активизации.

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные метода (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).

7.

Место и длительность применения ТСО.

В соответствии с СанПиН. Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения!

8.

Поза учащегося, чередование позы.

Чередование позы в течение урока в зависимости от видов деятельности. Реальное наблюдение за учениками групп риска.

9.

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления.

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек (на 15-20 минуте по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).

10.

Напоминание на уроке о ЗОЖ

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ.

11

Наличие мотивации на уроке деятельности учащихся.

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

12

Психологический климат на уроке.

Взаимоотношения на уроке: - Учитель-ученик (комфорт - напряжение, сотрудничество- авторитарность, учет возрастных особенностей); - Ученик - ученик

(сотрудничество- соперничество, дружелюбие - враждебность, активность- пассивность, заинтересованность - безразличие).

13

Эмоциональные разрядки на уроке.

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.

14

Плотность урока.

Количество времени, затраченное школьником на работу: от 60% (не менее!) до 75% (не более!).

15

Момент наступления утомления и снижения учебной активности.

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности. При правильно организованном уроке не ранее, чем: 1 класс - на 25-30 минуте; начальная школа - 35-40 минута; средняя и старшая школа - 40 минута; КЕЮ - 30 минута.

16

Темп окончания урока.

Спокойный, размеренный, ответы на вопросы учащихся, д/з уже давно записано и прокомментировано, настрой на успех. Улыбка учителя!

Технологии критического мышления.

Основные методические приёмы работы.

Метод Инсерт (insert)

I - interactive: самоактивизирующая "У" - уже знал;

N - noting: системная разметка "+" - новое;

S - system: для эффективного - думал иначе;

Е - effective: чтение и размышление "?" - думал иначе.

R - reading Т - thinking

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

Пометки должны быть следующие:

v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

  1. если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ если то, что вы читаете, является для вас новым;

? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1 -я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.

у - + ?

Разбивка на кластеры

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Интерактивная стратегия «Таблица Знаем - Хотим узнать — Узнаем» (3 - Х-У)

3 - знаем X - хотим узнать У - узнаем

Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спросите, что они знают. Покажите им картинку или предмет или обсудите то, что знаете вы сами.

Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписывайте их на доску в первую колонку таблицы.

Попросите учащихся записать в рабочую таблицу любые вопросы, которые у них возникли, и ответы на которые они рассчитывают получить при чтении данной статьи. Предложите учащимся при чтении статьи помечать ответы на свои вопросы в рабочей таблице.

Когда учащиеся прочитают статью и заполнят свои рабочие таблицы, обсудите, чтобы проверить, на всё ли получен ответ. Предложите учащимся различные способы дальнейшего поиска информации.

Особое требование - записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

Творческая форма рефлексии - Синквейн

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными

)•

Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Например:

Россия

Православная, самодержавная Убивает, воскрешает, учит Сладкий поцелуй на морозе Жизнь

Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

  1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
  2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
  3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
  4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
  5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
  6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием «Учебный мозговой штурм»

Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент - до 15 мину! .

Второй этап - коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное - найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в

котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Прием «Лекция со стопами»

Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Использование ИКТ на уроке в начальной школе.

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии - это совокупность методов, устройств и , производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.

Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

  1. усилить образовательные эффекты;
  2. повысить качество усвоения материала;
  3. построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
  4. осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  5. организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

  1. Создание презентаций к урокам;
  2. Работа с ресурсами Интернет;
  3. Использование готовых обучающих программ;
  4. Разработка и использование собственных авторских программ.

Создание презентаций к урокам.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного

материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Презентации позволяют учителю:

  1. наглядно представлять материал;
  2. интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
  3. регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

Работа на интерактивной доске.

Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. У преподавателя появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом написанное на интерактивной доске может передаваться учащимся, сохраняться на магнитных носителях, распечатываться, посылаться по электронной почте.

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

  1. Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;
  2. Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
  3. Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
  4. Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
  5. Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

  1. Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
  2. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
  3. Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  4. Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
  5. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Таким образом, положительные возможности ИД налицо! Перечислим их ещё раз:

Отдельные изображения, фрагменты текста можно выделить, что позволяет сфокусировать внимание учащихся именно на этом материале.

Стопроцентная наглядность, возможность иллюстрировать материал любого типа (текст, видео, мультимедиа, схемы и др.).

Высокий уровень активности детей на уроке; отсутствие страха отвечать у доски.

ИД помогает учащимся самоутвердиться, самореализоваться; побуждает к исследованию; развивает деятельностные навыки.

Хороший темп урока позволяет «уплотнять» изучаемый материал.

Основные способы использования интерактивных досок в начальной школе:

  1. делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;
  2. использование групповых форм работы;
  3. совместная работа над документами, таблицами или изображениями;
  4. управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)
  5. использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;
  6. изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;
  7. изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок;
  8. сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках;
  9. сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради;
  10. демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;
  11. демонстрация картин, видеороликов, фильмов;
  12. создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;
  13. создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.

Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия. Учитель в зависимости от предмета, темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат. Нужно также и не забывать про СанПиН.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

К результативности данного опыта можно отнести:

  1. Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
  2. Повышение уровня использования наглядности на уроке;
  3. Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
  4. Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно- воспитательного процесса;
  5. Рост качества знаний.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет на тему: «Здоровьесберегающая организация коррекционно-образовательного процесса».

В прилагаемой работе освещается проблема определения и обоснования медико-педагогических аспектов, способствующих сохранению здоровья школьников в процессе обучения и воспитания....

Здоровьесберегающая среда в образовательном процессе начальной школы

Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. От соблюдения гигиенических, психолого — педагогических условий проведения урока з...

Статья учителя начальных классов Прониной Валентины Ивановны на тему "РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ Mimio."

Наряду с требованиями ФГОС учитель должен дать ученику глубокие и прочные знания . Перед современной школой стоит задача развивать творческие способности каждого ученика , сформировать у него так...

Проект: "Внедрение интерактивных образовательных онлайн-платформ РЭШ и Учи.ру в образовательный процесс начальной школы"

Проект: "Внедрение интерактивных образовательных онлайн-платформ РЭШ и Учи.ру в образовательный процесс начальной школы (на примере урока по окружающему миру в 4 классе "Зона лесов")&qu...

Курсы повышения квалификации «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС

Курсы повышения квалификации «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной сан...