Творческий отчет на тему: «Здоровьесберегающая организация коррекционно-образовательного процесса».
методическая разработка по логопедии на тему

Алексеева Оксана Алексеевна

В прилагаемой работе освещается проблема определения и обоснования медико-педагогических аспектов, способствующих сохранению здоровья школьников в процессе обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Творческий отчет223 КБ

Предварительный просмотр:

                СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………….……………………………....2

Глава I Здоровьесберегающие технологии в современной школе……….3

I.1. Построение здоровьесберегающих технологий……………………………3

I.2. Требования к школьным образовательным технологиям ……………….16

Глава II Здоровьесберегающая организация образовательного процесса…………………………………………………………………………………19

I. 1.Двигательная активность школьников……………………………………19

II. 2. Факторы воздействия учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся………………………………………………………………………...27

II. 2. Предупреждение школьных болезней…………………………………...28

Заключение……………………………………………………………………  33

Список литературы……………………………………………………………34

Приложение…………………………………………………………………….35

Введение

История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на всех этапах его развития рассматривалась по-разному.

Современное состояние общества предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью. “Здоровье – важный фактор жизнедеятельности человека, означающий не только свободу деятельности, но и обязательное условие его полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни”.

В последнее время, ко всеобщему сожалению, наблюдается постоянное ухудшение здоровья всех категорий населения. Особое беспокойство вызывает состояние здоровья молодого поколения. За последние 10 лет частота выявленных функциональных нарушений и хронических болезней у учащихся возросла более чем на 20%. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и учащихся 53% школьников имеют ослабленное здоровье, около 90% - отклонение в психосоматическом развитии, 80% страдают от гиподинамии. По свидетельству Г. И. Молчанова и М. С. Лукьянчикова, к семилетнему возрасту здоровыми остаются 23% детей, но по данным углублённых исследований к группе полностью здоровых из них можно отнести лишь 8,8%.

Очевидно, что сегодня нужны экстренные и кардинальные меры для устранения негативной ситуации со здоровьем школьников. Исходя из выше сказанного, нами выбрана и тема нашего исследования.

Объект  исследования: здоровьесберегающие технологии в коррекционнообразовательном процессе.

Предмет  исследования: является организация здоровьесберегающего процесса обучения и воспитания детей.

 Гипотеза исследования: успешность организации здоровьесберегающего процесса обучения и воспитания детей зависит от построения её на основе поэтапной и систематической работы учителя- логопеда и всех специалистов, работающих с детьми в условиях образовательного  учреждения.

Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.

Задачи:

  1. организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
  2. создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения
  3. научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром
  4. развитие творческих способностей
  5. мотивация на здоровый образ жизни
  6. научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни
  7. внедрение инновационных педагогических технологий.

 Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I Здоровьесберегающие технологии в современной школе

I.1. Построение здоровьесберегающих технологий

Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков.

Здоровье человека зависит :

на 50% - от образа жизни

на 25% - от состояния окружающей среды

на 15% - от наследственной программы

на 10% - от возможностей медицины.

(По данным исследований Всемирной организации здравоохранения)

И хотя, традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающего формирование у обучающихся состояний переутомления.

Совершенно точно известно, что медицинские нововведения не смогут обеспечить существенного улучшения здоровья учащихся, если не произойдут определённые изменения на уровне образовательных учреждений.

Цели здоровьесберегающей педагогики: 

  1. Сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни у учеников;
  2. Осознать ответственность за своё здоровье и здоровье других людей (семьи, близких, сверстников).

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставятся задачи: 

  1. Сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  2. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  3. Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

 Сравнительная характеристика моделей обучения.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения.

Традиционная школа ставит перед собой цель информативную, т. е. дать ребёнку как можно больше информации. В то время как здоровьесберегающая педагогика считает, что учеников необходимо не научать, а развивать. Традиционное обучение такую цель ставит не в явном виде, а поэтому практически не достигает её. До тех пор пока главным критерием успешной работы учителя будут оставаться учебные достижения, а не уровень развития ученика, уровень его физических, интеллектуальных и духовных возможностей (уровень здоровья), до тех пор введение здоровьесберегающих образовательных технологий будет проблематичным.

Конечным результатом своей деятельности традиционная школа видит изменение поведения учащихся, а здоровьесберегающая школа – компетентность действовать в интересах своего здоровья и здоровья общества.

Учить и обучать, не теряя здоровье, возможно. Для этого необходимо осуществить переход от стрессогенных (традиционных) форм обучения к здоровьесохраняющим. Решить эту задачу в традиционной школе удастся через последовательное воплощение в практику:

  1. рационализации внеурочной деятельности учащихся;
  2. здоровьесохраняющего урока;
  3. уроков здоровья.

Развитие учащихся без нарушения их здоровья – это, в первую очередь, педагогическая проблема. А точнее проблема организации творческой деятельности учителя со специалистами смежных профессий (психологов, логопедов, медицинских работников).

Деятельность педагогов и родителей еще не достаточно направлена на приобщение учащихся к здоровому образу жизни. Для этого в их арсенале должны быть здоровьесберегающие технологии.

Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецов, Т.Ф.Саулина включили в свою разработку программы оздоровления, медико-педагогические исследования, рекомендации по созданию системы закаливания, обеспечению полноценного питания, оздоровительных режимов в детских дошкольных воспитательных учреждениях. Совокупность представленных материалов они назвали социально-оздоровительной технологией. В ее основу легли идеи Ю.Ф.Змановского о том, что оздоровление детей включает в себя организацию рациональной двигательной активности детей; организацию системы активного закаливания; комплекс психогигиенических и психокоррекционных средств; обеспечение полноценного питания; создание условий для оздоровительных режимов детей. Другими словами технология основана на факторах положительного влияния на организм детей, причем акценты сделаны на медицинских средствах и методах.

Л.Г. Татарникова под валеологической технологией подразумевает конкретный набор операций преподавателя по претворению того или иного метода в практику обучения. Она выделяет следующие методы:

Сугестопедия (внушение). Данный метод обуславливают следующие положения:

а) двуплановость, т.е. сочетание осознаваемого и неосознаваемого;
б) интонационная, ритмическая окраска речи;
в) атмосфера ненапряженности, ощущение легкости обучения;
г) авторитет педагога;
д) определенная последовательность в проведении занятий;
е) игровой характер обучения, инфатилизация;
ж) музыка в учебном процессе;
з) псевдопассивность учащихся в учебной деятельности;
и) коммуникативность обучения;
к) успешно выполненные учебные действия, уверенность в себе.

Остальные методы в большей или меньшей степени основываются на сугестопедии.

Метод погружения. Обучение происходит интенсивно. Так взрослые могут изучать иностранный язык в объеме средней школы в течение 10 дней. Занятия проходят в группе из 4-х обучающихся по 13 часов в день. Используются принципы сугестопедии.

Релаксопедия. Способ обучения с использованием релаксации (расслабления). Учащиеся в состоянии релаксации вырабатывают внутренние установки на запоминание, активизируют несознательную сферу психики.

Обучение на основе суггестивной установки. Обучение происходит следующим образом. I этап – расслабление. II этап – установка на концентрацию внимания и гипермнезию (сверхзапоминание).

Ритмопедия. В ходе ритмопедического занятия в процессе ввода информации на ряду с речевым воздействием на сознательную сферу, одновременно осуществляется влияние на подсознательную сферу по средством света, цвета, звука, мелодии.

Метод субсенсорных (подкорковых, неосознанных) воздействий. Он основан на эффекте суммирования большого числа повторяющихся сигналов. Вначале информация передается обычным способом. Затем в течение нескольких минут информация мелькает на экране со скоростью, делающей невозможным осознанное восприятие. Далее этапы несколько раз повторяются.

Аудио-визуальный метод – использование учебных видеофильмов, аудиоуроков.

Суггестокибернетический метод - это интегральный метод обучения. Основан, главным образом, на принципах суггестопедии и других методах. Информация предъявляется по принципу разветвленных программ. Формами здоровьесберегающих технологий, по мнению Л.Г.Татарниковой являются: игра, дискуссия, исследование, проблемный семинар.

Н.Ю.Лубнина, А.Б.Майский, Д.А.Майский дают следующее определение данному термину. Здоровьесберегающие технологии в образовании – это организация учебно-воспитательного процесса, позволяющая достичь положительного результата без излишнего напряжения и переутомления учителей и учащихся. Они предлагают систему мер, которая при внесении в учебно-воспитательный процесс и образует здоровьесберегающую технологию.

Приведем наиболее значимые на наш взгляд положения:

а) применение разнообразных и адекватных содержанию материала, возрасту учащихся приемов, а так же поддержание контакта педагогического общения;
б) использование привлекательной мотивации (кроме отметок), способствующей активной самореализации личности;
в) выявление зоны ближайшего развития по теме;
г) формулирование цели и задач урока вместе с учащимися;
д) проверку домашнего задания в начале урока;
е) сообщение домашнего задания перед началом изучения нового материала;
ж) разрешение в некоторых случаях при ответе пользоваться собственными конспектами;
з) изменение интонации, громкости голоса, привлечение внимания учащихся яркими примерами, физкультминутками при появлении признаков утомления у учащихся.

Н.К.Смирнов здоровьесберегающую образовательную технологию понимает как организацию учебно-воспитательного процесса, при которой не наносится вред здоровью учащихся и педагогов.

Рассмотрим несколько групп здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы (по материалам Н.К. Смирнова):

1. Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов, и функционирование в школах медицинского кабинета. Создание стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой, организация фитобаров, кабинетов “горного воздуха” и т.п. – также элементы этой технологии

.2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.п., все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной службы и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранения, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курсов БЖД, а за обеспечение безопасных условий пребывания в школе отвечает директор

В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

При разработке здоровьесберегающей технологии необходимо построить последовательность факторов, предупреждающих разрушение здоровья. Одновременно следует создать систему благоприятных для здоровья учащихся условий.

Особое внимание Н.К.Смирнов уделяет формированию гигиенической культуры учащихся, мотивации здорового образа жизни. Им предлагается создание программ по предупреждению вредных привычек у школьников.

Таким образом, к организации здоровьесберегающих технологий, существуют психолого-педагогические и медико-педагогические подходы. Первые направлены на пропаганду здорового образа жизни, использование педагогических и психологических приемов для предотвращения нагрузки в учебно-воспитательном процессе. Согласно второму подходу для сохранения здоровья школьников следует использовать медицинские методы. По нашему мнению нельзя пренебрегать ни первым, ни вторым подходами. Медицинские методы целесообразнее использовать во внеклассной и воспитательной работе.

Мы считаем, что применение здоровьесберегающих технологий должно идти по двум направлениям: по предупреждению негативных для здоровья факторов и по формированию у школьников здорового образа жизни.

Наиболее доступным способом осуществления здоровьесберегающей технологии является внедрение в учебно-воспитательный процесс авторской разработки, направленной на сохранение здоровья учащихся. В качестве таковой могут выступать приемы, методы, требования, сценарии мероприятий и т.д. Какой же должна быть по нашему мнению здоровьесберегающая технология?

На первом этапе целесообразно выделить факторы, которые отрицательно влияют на здоровье учащихся в школе. Наиболее значимые из них:

1) стрессы;
2) перегрузки;
3) отрицательные санитарные условия;
4) гиподинамия.

В данном случае мы не учитываем вредные привычки, экологические условия и состояние здоровья детей в силу того, что эти факторы определяются в большей степени социальными условиями и влиять на них необходимо всем обществом.

Причинами стрессов у учащихся могут служить повышенные требования со стороны учителей и родителей, неудачи, возникающие в отношениях с людьми и в учебной деятельности.

Перегрузки у школьников возникают из- за:

  1. большого количества заданий;
  2. неправильного распределения времени на выполнение работы;
  3. посещения нескольких кружков, факультативов и секций;
  4. вредных привычек (лень, не составление плана работы и т.д.); отсутствия или нарушения режима дня и т.п.

Гиподинамия происходит по тому, что на уроках дети находятся в относительно неподвижном состоянии. Вместе с тем, природа человека такова, что в день он должен проходить более полутора десятков километров. Это десятки тысяч шагов. Учебные занятия резко ограничивают двигательную активность учащихся.

Для того, чтобы предотвратить влияние вышеперечисленных факторов нами предлагается следующая система мер:

1. Изучить индивидуальные особенности каждого школьника. Важнейшим параметром являются способности детей. Классный руководитель и все педагоги должен изучить медицинские карты своих подопечных, из которых выявить их заболевания. С учетом этого классный руководитель должен разместить их по рабочим столам и выделить детей, которые требуют повышенного внимания, например, инвалидов или ослабленных детей. Индивидуальные особенности школьников следует довести до тех учителей, которые будут работать с ними.

2. Выявление перегрузок среди школьников требует изучения их режима дня и сведений о посещении кружков, секций, факультативов. Для этого необходимо провести анкетирование, а при необходимости и беседу. Для развитых, обладающих крепким здоровьем детей, рекомендуется посещение нескольких кружков или факультативов. Однако, и в этом случае необходим индивидуальный подход. Учитель должен вести наблюдение, как такая нагрузка влияет на утомляемость и здоровье детей. Педагогу следует помнить, что затраты времени у учащихся на выполнение домашнего задания составляют: в начальной школе не более 1-2 часов, в среднем звене не более 3-х часов и в старших классах не более 4-х часов. Школьников необходимо учить навыкам планирования своей работы и самостоятельности.

3. Учитель отвечает за соблюдение санитарно-технических норм. Он обязан знать их, следить за изменениями в нормативах. В его обязанности входит контроль за соблюдением данных норм (освещенность, температурный режим). Важно, чтобы мебель в классе соответствовала СанПиНам. В случае неисправности педагог должен делать заявки на ремонт или замену инвентаря, а в случае необходимости излагать свои требования завучу, заместителю директора по АХЧ. Учитель, заботящийся о здоровье школьников, должен оберегать их от перегрузок, проверяя расписание.

4. На уроках необходимо соблюдать технику безопасности. Для этого разработаны специальные правила. Они вывешены в кабинетах, где находятся электрические приборы, мастерские, спортивные снаряды, демонстрационные приборы и т.д. Учитель обязан добиваться того, чтобы дети знали правила техники безопасносности и соблюдали их. Важнейшим условием соблюдения правил является дисциплинированность учащихся. Педагог своим поведением и требовательностью должен формировать у своих воспитанников это важное качество.

Далее учителю следует влиять на наиболее важные факторы риска здоровью. Например, вести целенаправленную работу с родителями по предотвращению насилия. Для этого взять над ними шефство, помочь организовать семейное воспитание так, чтобы складывались правильные взаимоотношения между детьми и родителями.

. Для закаливания организма детей могут создаваться группы здоровья. В них дети под руководством педагога, родителей будут заниматься утренней зарядкой. В рамках соблюдения режима дня детям целесообразно с помощью наставников научиться планировать свою работу, соблюдать распорядок дня. Если имеются перегрузки учащихся в школе, то имеет смысл обсудить с зам. директора школы по учебной работе возможности по усовершенствованию расписания.

Кратко рассмотрим другое направление здоровьесберегающих технологий – формирование здорового образа жизни. Прежде всего, выделим факторы, которые положительно влияют на здоровье человека: соблюдение режима дня; выполнение режима питания; осуществление двигательной активности и применение полезных привычек. Режим дня вносит порядок в суточный ритм жизни человека. Он позволяет подготовиться организму к тем или иным видам деятельности, предотвращает перегрузки, возникающие при нарушении существующего порядка. Правильный режим питания дает возможность человеку равномерно в течение дня восполнять организм энергией. От этого зависит и правильное функционирование пищеварительной системы. Выполнение режима питания позволяет человеку сохранить здоровье, быть работоспособным и т.д. При достаточной двигательной активности все физиологические функции человека (температура тела, частота сердечных сокращений и еще около 300 функций) работают в одном режиме времени. Полезные привычки закаливают организм, формируют здоровый образ жизни у человека. Все эти факторы должны действовать в единстве. Задача педагогов учитывать их в своей деятельности, т.е. вести систематическую работу, направленную на то, чтобы школьники осознали важность этих условий, а свое поведение строили согласно им.

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы мы предлагаем следующую систему деятельности, направленную на сохранение и развитие здоровья школьников, а так же на снижение влияния отрицательных для здоровья факторов.

  1. Учебно-образовательная деятельность
  2. Уроки здоровья. Валеоминутки. Уроки физкультуры. Уроки ритмики.
  3. Внеклассная деятельность
  4. Классные часы радости.
  5. Занятия в кружках и секциях.
  6. Совместные мероприятия с родителями.
  7. Игры.
  8. Соревнования.
  9. Праздники.
  10. Походы.
  11. Экскурсии.
  12. Дни и декады здоровья.
  13. Коррекционно-оздоровительная деятельность
  14. Занятия в группах коррекционной гимнастики.
  15. Занятия в логопедических группах.
  16. Оздоровительные мероприятия.

Приведем результаты исследования некоторых проблем, которые связаны с перегрузками, стрессами, нарушением СанПиНов. Диагностика проводилась в двух параллельных классах. Возраст детей 8-9 лет. Количество учащихся – 44 человек.

Согласно наблюдениям, соблюдение учителем санитарно-гигиенических норм повышает активность детей на 15%, а работоспособность на 18%. Такие правила, как проветривание кабинета и поддержание температуры воздуха от 20 ?С до 22? С, активный отдых детей в перерывы, организованное питание детей во время учебы, частая смена видов деятельности на уроке, проведение физкультминуток, правильная поза за учебным столом – создают благоприятные условия обучения детей. У них значительно меньше выявляются сонливость, заторможенность, потягивания, рассеянное внимание и т.д.

Для изучения эмоционально-чувственной сферы жизни учащихся младших классов целесообразно провести рисуночные тесты (формулятивные показатели). Детям дается задание за 10 минут нарисовать человека, как угодно. Перед заданием отметить, чтобы дети не задавали никаких вопросов. Анализ рисунков детей показал, что в нем восемь учащихся гиперактивны, 20 девочек и 5 мальчиков имеют демонстративность, т.е. одеваются в яркую одежду и это нормально. Вызывает беспокойство то, что у 1/3 учащихся выявлена тревожность;  4% учащихся имеют заниженную самооценку и 10% - завышенную.

Следует обратить внимание на то, что мотивация обучения так же выявлена у 10%. Последний результат вызывает сомнения. Отметим, что рисуночный тест следует сравнивать с другими методами исследования для того, чтобы получить более достоверные результаты. При этом целесообразно консультироваться с психологом.

Проведение теста Люшера показало, что после интересных мероприятий настроение у детей повышается. Только 5% детей выбрали эмоционально негативные цвета серый и коричневый. Связано это с ситуационными факторами, например, не удалось проявить себя в полной мере в мероприятии.

Рассмотрим один из факторов положительно влияющих на здоровье учащихся – выполнение комплекса физических упражнений. У 95% школьников повышается настроение после проведения зарядки, 75% детей ответили, что физические упражнения позволяют лучше сосредоточиться на уроках.

Данные исследования позволяют получить статистические данные, характеризующие факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье школьников. Диагностика позволяет выявить тенденции развития физического и психического состояния учащихся.

Итак, разрабатывая здоровьесберегающую технологию, важно поставить четкую цель, т.е. определить конечный результат, который будет достигнут при ее внедрении. К целям можно отнести формирование здорового образа жизни у школьников; предупреждение у учащихся вредных привычек; создание благоприятного микроклимата в классе и т.д. Затем рекомендуется выделить задачи. При этом необходимо учитывать, что в эффективной здоровьесберегающей технологии должны решаться задачи, направленные на устранение факторов отрицательно влияющих на состояние организма учащихся, и на развитие факторов здоровья. Далее необходимо составить поэтапный план реализации задач. Важно выявить факторы риска здоровью, выбрать наиболее значимые из них, а затем разработать и осуществить систему мероприятий по устранению и минимизации данных факторов. Одновременно необходима реализация мероприятий по приобщению учащихся к ЗОЖ.

I.2Требования к школьным образовательным технологиям.

Образовательные технологии оцениваются как здоровьесерегающие при следующих условиях:

  1. Разработана и реализуется система оперативного, текущего контроля за состоянием здоровья учащихся- мониторинг здоровья;
  2. В содержании и организацию преподавания всех учебных предметов интегрированы вопросы, связанные с охраной здоровья, с учетом межпредметных связей и схемы общего структурировании учебно- тематических блоков;
  3. Процесс обучения строится с учетом возрастных анатомо- физиологических и психологических особенностей детей(биологического возраста, их базовых потребностей, ведущей деятельности, психологических новообразований и др.), закономерностей становления их психически функций(перехода от совместных действий к самостоятельным, от действий материального плана к действиям речевого и умственных планов и т.д.)
  4. Обучение строится по единицам , а не по элементам , отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу, минимализируются чисто технические задания, учитываются закономерности угасания следов при запоминании;
  5. Учтены индивидуальные особенности учеников, разработаны приемы работы с разными типами учащихся, особое внимание- детям группы риска;
  6. Учащиеся стимулируются к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, что способствует их саморазвитию;
  7. Работой всех учителей обеспечивается достаточный уровень мотивации учащихся, они эмоционально вовлечены в процесс обучения, заинтересованы в его результатах;
  8. Учебно- воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний, на развитие личности ребенка как субъекта обучения;
  9. Обеспечивается предупреждение  переутомления учащихся, перегрузки их памяти и связанные с этим состояния стресса путем чередования периодов напряженной работы и расслабления, адекватного восстановления после периодов интенсивной деятельности, смены видов деятельности и т. д.;
  10.  Вся образовательная технология строится на приоритете позитивных воздействий, у ученика планомерно формируются сознание успешности его деятельности, адекватная самооценка, для чего выбираются соответствующие по сложности задания;
  11. Учитель использует показатель успешности ученика для развития позитивных начал личности;
  12. Оценка деятельности ученика выполняет стимулирующую роль и осуществляется не только по конечному результату, но и по процессу его достижения, обращение к прошлому- только в поисках позитивных моментов;
  13. Учебный процесс ориентирован на развитие творческого начала в учебной деятельности учащихся;

Глава II Здоровьесберегающая организация учебного процесса

II. 1.Двигательная активность школьнивов.

Основная цель начального образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т. е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности.

В последние годы в нашей стране возросла престижность образования. В ответ на социальный запрос появились многочисленные инновационные заведения, значительно расширился спектр образовательных услуг. Многие родители получили возможность дать ребёнку разностороннее образование, которое было невозможно в их детстве. Однако зачастую эти желания оказываются неосуществимыми, т. к. ребёнок неожиданно для родителей сталкивается с неопределимыми трудностями при усвоении школьной программы, из-за того, что ребёнок часто болеет.

С помощью разнообразных по содержанию подвижных игр, физических упражнений, оптимально дозированных физических нагрузок можно успешно воздействовать на биологическую природу ребёнка, укреплять его здоровье.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Ведь если в режиме учебного процесса не учитывается динамика работоспособности в течение дня и недели, то это ведёт к развитию ранней усталости, утомления и переутомления, уменьшает эффективность урока и увеличивает время на приготовление домашних заданий.

Сохранение и укрепление здоровья-  актуальная проблема в нашей школы. Анализ здоровья учащихся показал, что первое место среди хронических заболеваний занимают болезни глаз и придаточного аппарата; второе место – болезни органов пищеварения; на третьем – болезни костно-мышечной системы; на четвёртом – болезни нервной системы.

Встала проблема: как данную картину изменить?!

Были разработан ряд мероприятий по охране жизни и здоровью учащихся в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников:

- соблюдение санитарно – гигиенических требований к уроку и воздушному режиму классных комнат;

- рассаживание учащихся согласно рекомендациям медицинского работника школы;

- составление расписания уроков, согласно биоритмологических способностей учащихся;

- 100% охват учащихся горячим питанием;

- организация дежурства учителей на переменах;

- соблюдение мер противопожарной безопасности.

Проводя учебные занятия, я задумалась над проблемой: как создать такие условия, которые не только бы исключили возможность вредных влияний, но и способствовали укреплению здоровья, улучшению физического и эмоционального развития детей, повышению их общей работоспособности и успешности учебной деятельности.

Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.

Физкультурные минутки (ФМ) для улучшения мозгового кровообращения.

1. Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле, 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад,

3-4 – голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п. 3 – поворот головы налево, 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

Ф.М. снятия утомления с плечевого пояса и рук.

1.И.п. сидя или стоя, руки на поясе. 1- правую руку вперёд, левую вверх. 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Темп средний.

2. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперёд. 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3.И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак. 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп средний.

Упражнения для мобилизации внимания.

И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – леву руку на пояс, 12 – праву руку на пояс, 13-14 – хлопки руками по бёдрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 средний, 4-5 быстрый, 6 – медленный.

Требования к проведению физкультминуток:

  1. Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;
  2. Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
  3. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
  4. Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст. При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее:
  5. Важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;
  6. Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом;
  7. Текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т. к. при произношении текста детьми у них может сбиваться дыхание.

Виды физкультминуток:

  1. Упражнения для снятия общего или локального утомления;
  2. Упражнения для кистей рук;
  3. Гимнастика для глаз;
  4. Гимнастика для слуха;
  5. Упражнения, корректирующие осанку;
  6. Дыхательная гимнастика.

Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому рекомендуются:

- упражнения для снятия общего или локального утомления;

- упражнения для кистей рук.

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать:

- гимнастику для глаз.

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют:

- гимнастику для слуха.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют:

- дыхательную гимнастику.

Я стараюсь придерживаться этих рекомендаций.

Иногда я предлагаю провести физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют поручение с большим удовольствием.

Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Ученые установили, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на уроке снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально – положительное состояние.

Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамизация рабочей позы учащихся в процессе занятия. Известно, что большую часть урока школьники, как правило, проводят сидя за столом, в условиях обездвиженности и статического напряжения. В то же время установлено, что даже кратковременное воздействие статически напряженных состояний является фактором, угнетающим нейродинамику и регуляцию вегетативных функций организма. Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности учащихся. Одним из путей решения этой проблемы может стать динамизация рабочей позы учащихся (сидя - стоя).

Учитель планирует построения урока с таким расчетом, чтобы ребенок несколько раз переходил из положения “сидя” в положение “стоя”. Учащимся рекомендуется менять рабочую позу 2-3 раза за урок с учетом сезона года, характера предшествующего урока, состояния здоровья ребенка в настоящий момент, индивидуальных особенностей. Важна не столько продолжительность пребывания в положении “стоя”, сколько сам факт смены поз.

Периодическая смена поз учащихся занимает важное место и в профилактике близорукости.

Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

Стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей урока. Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Устает рука – устает ребенок.

Для расслабления кисти рук.

Пример: “Капуста”

Мы капусту рубим.
Мы капусту трем.
Мы капусту солим.
Мы капусту жмем.

Движения
Имитации действий

Задача учителя научить писать, не напрягая руку. А значит сберечь силы.

Пример: Массаж пальцев перед письмом:

  1. протирание ладошек,
  2. “Скалка” - покатать ручку между ладонями;
  3. покатать ручку между большим и указательным пальцем
  4. “Игра на клавишах” (по очереди постукивание определенными пальцами обеих рук о парту).
  5. Использование скороговорок с движениями руками в такт .

 Дыхательная гимнастика повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.

Динамические упражнения игрового характера благоприятно влияют на организм детей. Они повышают общий тонус, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

Функциональная и анатомическая незрелость зрительной системы детей младшего возраста и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость гимнастики для глаз (офтальмотренаж).

Использование пальчиковой гимнастики для развития тонкой моторики кистей рук позволяет стимулировать развитие речи, письма, мышления ребенка. Нейрофизиолог М. М. Кольцова высказала мысль о том, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи- такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Массаж биологически активных точек способствует активизации мыслительной  деятельности, созданию положительного эмоционального настроя на работу, повышению устойчивости организма к некоторым видам соматических заболеваний.

Применение данных методик является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

От правильной организации урока, уровня его гигиенической организации во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики учащихся. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и на разных этапах всего занятия. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Регулярно стимулируются действия речевых зон коры головного мозга, что развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивает слуховое восприятие, облегчает усвоение навыков письма. На физкультминутках можно использовать упражнения на дыхание, упражнения, стимулирующие кровообращение головы: различные наклоны, повороты, вращения головы. Содержание упражнений для физкультминуток должно меняться, не быть однообразным.

Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7-11 лет.

В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Начинают вступать в строй высшие корковые уровни организации движений, что обеспечивает прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. По этой же причине у детей заметно возрастает ловкость в метании, лазании, легкоатлетических и спортивных движениях (Н.А. Бернштейн, 1990). Все это имеет неоспоримое значение и для общего психического развития ребенка. Ведь движения, двигательные акты, являясь внешним проявлением всякой психической деятельности (И.М. Сеченов), оказывают взаимно обратное влияние на развитие мозговых структур. В наибольшей степени это относится к движениям пальцев рук. Установлено, что уровень сформированности тонких движений пальцев рук тесно связан с уровнем речевого развития ребенка: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие оказывается нормальным; при отставании развития тонких движений пальцев задержанным оказывается и речевое развитие (В.В. Цвынтарный, 1996).

Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом. Последнее является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н.А. Бернштейн, 1990), как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.

Однако практика показывает, что дети 6-7 лет нередко имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой и крупной моторики. Они не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть.

Из сказанного следует, что развитию моторики детей следует уделять специальное внимание. Необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку, как отмечалось выше, развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.

Упражнения и игры по развитию моторики могут быть рекомендованы учителям для включения в план уроков, а также родителям для дополнительных занятий с ребенком во внеурочное время.

II. 2. Факторы воздействия учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся.

Одним из требований при организации учебного процесса в коррекционной работе является строгое соблюдение охранительного педагогического режима.

Несмотря на большой объем традиционных здоровьеохранительных мероприятий, их резерв далеко не исчерпан..

Это, прежде всего, создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимся. Очень важно создать позитивный психологический настрой в начале занятий.

Создание доброжелательной обстановки способствует формированию желания заниматься, создает благоприятные условия для успешного обучения ребенка.

Важной задачей учителя является поддержание положительного эмоционального состояния учащихся. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей. Положительные эмоции в процессе деятельности – необходимое условие психического здоровья. Напротив, отсутствие интереса к занятиям, скука являются сильным фактором утомляемости.

Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке.

  1. “Хороший смех дарит здоровье”,
  2. мажорность урока,
  3. эмоциональная мотивация в начале урока,
  4. создание ситуации успеха.

Основная задача учителя – развивать стремление к успеху, всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.

Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующие значение и зависят от особенностей деятельности и её организации. Положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и пребыванием в ней, обусловлены ровными взаимоотношениями с учителем и одноклассниками; отсутствие конфликтов, активным участием в жизни классного и школьного коллектива, с успешностью учёбы, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворения от справедливо выставленной отметки, эмоции от “столкновения” с новым учебным материалом - всё это усиливает внутреннюю мотивацию, эмоционально-познавательные отношения к предмету, увлечённость им.

Эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на все формы нашего поведения. Если учитель хочет достичь лучшей работы мысли нужно заботиться о том, чтобы деятельность стимулировалась эмоционально. Эмоциональная сторона не менее важна, чем мыслительная деятельность, а желание учиться, в конечном итоге, помогает формировать личность любознательную и творческую.

Ни для кого не секрет, что физическое и умственное развитие ребёнка едины. Однако добиться этого единства очень сложно, так как физическая и умственная работоспособность ребёнка зависит от целого ряда причин. Организованная двигательная деятельность ребёнка должна регулироваться с учётом возрастных особенностей и динамики физической подготовленности школьника, только тогда она будет способствовать его психическому и физическому развитию.

Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.

I. Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием: - Игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игра).

- Драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов

- Наглядности

- Занимательных упражнений

- Фантазирования

Все это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.

II.3 .Предупреждение школьных болезней.

Восприятие информации происходит, в основном, благодаря двум сенсорным системам: слуховой и зрительной. Отсутствие или недостаток слуха способствуют более напряженной работе зрительной системы и являются отягчающим фактором для ее функционирования, что приводит к снижению зрительной работоспособности и устойчивости внимания. Необходим специальный постоянный контроль за дозированием зрительных нагрузок и состоянием зрения .В связи с этим, направлением физиологической коррекции и здоровьесберегающих мероприятий является обучение в режиме зрительных горизонтов (удаление дидактического материала соразмерно остроте зрения).

Наиболее оптимальной нагрузкой для детского глаза (до 10 лет) является рассматривание удаленных в пространстве объектов. В то же время большая часть учебных занятий проводится на близких от глаз дистанциях (работа с учебником, тетрадью). Отсюда часто у детей возникают зрительные расстройства. Они усугубляют уже имеющийся дефект слуха.

Отличительной особенностью занятий является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей. Каждый ученик находится строго на своей зрительной рабочей дистанции. Определяется она тем расстоянием, с которого ребенок может различать буквы, равные по высоте 1 см.

Необходимо соблюдать размер предъявляемого дидактического материала (сюжетные и предметные картинки, карточки с буквенным текстом, цифровой материал). Самые мелкие детали должны быть по высоте не менее 1 см.

Во время урока целесообразно чередовать занятия в режиме зрительных горизонтов с занятиями на близких дистанциях. В процессе занятий учитель может выполнять с учащимися упражнений со зрительными метками. В различных участках кабинета фиксируются или подвешиваются привлекающие внимание объекты – яркие зрительные метки. Ими могут быть небольшие предметы, игрушки или яркие картинки. Располагать их рекомендуется в разноудаленных участках комнаты: например, две подвесить к потолку в центре кабинета, две – зафиксировать по углам у фронтальной стены.

Игрушки или картинки целесообразно подобрать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известных сказок, басен и т.д. Один раз в две недели сюжеты рекомендуется менять. Упражнение необходимо выполнять в положении “стоя”. Для этого учитель периодически дает соответствующие команды и под счет “один, два, три, четыре” ребенок быстро фиксирует взгляд на указанных зрительных участках комнаты.

Большое значение в предупреждении утомления у детей на занятиях принадлежит физкультминуткам. Время проведения физкультминуток, можно варьировать, но в любом случае их следует проводить при первых признаках утомления детей. Чаще всего устают глаза, мелкие мышцы рук, позвоночник. Ребёнок перестаёт думать об уроке, нарастает напряжение, наваливается усталость. Это самый подходящий момент для отдыха. Отдых длится 1-2 минуты, но очень необходим ученикам.

Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зелёный цвет. Поэтому очень хорошо иметь в классе зелёный круг из картона или пластмассы и выполнять упражнения для глаз с его помощью.

Учитывая распространенность заболевания близорукости, ее, похоже, скоро придется считать нормой. Причем в подавляющем большинстве случаев она развивается у ребенка в школьном возрасте.

Развитие близорукости обусловлено также ослаблением аккомодации, чему способствует длительная зрительная работа, особенно при плохой освещенности рабочего места. Большое значение в развитии близорукости имеют неправильная поза при чтении (слишком близкое расстояние от глаз до книги), постоянное перенапряжение глаз, наследственная предрасположенность.

Первые признаки близорукости у ребенка заметить легко, хотя он способен долгое время скрывать ухудшение зрения, если ни за что не хочет носить очки. В таком случае он не будет жаловаться, что с четвертой, например, парты ему плохо видно написанное на доске. Но родители всегда могут заметить, что ребенок прищуривается при рассматривании отдаленных предметов, подносит книгу близко к глазам, в кинотеатре стремится сесть поближе к экрану и т. п. В таком случае следует показать ребенка глазному врачу, так как близорукость может довольно быстро прогрессировать и достигать высокой степени — такой, что даже очками скорректировать зрение не удастся.

Упражнения на подвижность глаз

  1. Посмотреть вверх-вниз, затем вправо-влево.
  2. Взгляд направить вправо и вверх, затем влево и вниз; потом влево и вверх и вправо и вниз.
  3. Выполнять круговые вращения глазами по часовой стрелке и против часовой.
  4. Взгляд устремить вдаль, затем свести на переносицу.

Для предотвращения заболеваний позвоночника крайне важна своевременная диагностика нарушений осанки, которые сопровождают любое заболевание позвоночника.

Воспитание правильной осанки — одна из важнейших задач не только лечения и профилактики ортопедических заболеваний. Нарушения осанки представляют собой отягощающий фактор и для заболеваний внутренних органов, что связано с уменьшением объема движений грудной клетки и диафрагмы, снижением жизненной емкости легких из-за изменения положения грудной клетки. Уменьшение колебаний внутригрудного давления неблагоприятно отражается и на деятельности сердечно-сосудистой системы. При нарушениях осанки снижаются физиологические резервы дыхания и кровообращения, соответственно нарушаются их приспособительные реакции и возрастает предрасположенность к заболеваниям легких и сердца. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной полости. При искажении естественных изгибов позвоночника снижается его рессорная функция, в результате чего во время движений происходят постоянные микротравмы головного мозга. Это отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, вызывает повышенную утомляемость и головные боли.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, сохранить свое здоровье, а учителю эффективно проводить урок.

Заключение

        Проведя данное исследование, мы убедились, что в последнее время увеличивается число детей, страдающих теми или иными заболеваниями,в период обучения в школе. Одной из причин является отсутствие в работе специалистов, работающих с детьми здоровьесберегающих технологий. Наличие заболеваний, в том числе и хронических является достаточно распространённым среди учащихся как коррекционных, так и массовых школ, оно препятствует полноценному освоению школьных знаний. Поэтому актуальность данной проблемы не вызывает сомнений.

          В настоящее время наблюдается тенденция к повышению качества образования и воспитания. В массовых учебных заведениях организуется обследование детей, обучающихся в начальных классах, своевременно выявляются причины тех или иных заболеваний школьников, а следовательно, происходит и выбор наиболее эффективных путей коррекции тех или иных нарушений. Следует отметить, что ухудшение здоровья у детей являются столь комплексной, наукоёмкой проблемой, что требуется воздействие не только учителя, но и медиков, логопедов, психологов. Это, в свою очередь, предполагает своеобразие приёмов исследования и воздействия на детей.

        Одной из задачей специалистов, работающих с детьми является ранняя диагностика и своевременное применение тех или иных приемов, направленных на здоровьесбережение. Для максимально успешного решения данной задачи педагог должен быть знаком с новыми инновационными технологиями.          Нами был тщательно исследован имеющийся методический материал, научные работы специалистов, занимающихся решением данной проблемы. В своей экспериментальной работе мы опирались на опыт научных деятелей.          

Данная экспериментальная работа полностью подтвердила нашу гипотезу, выдвинутую в начале. Действительно, успешность организации здоровьесберегающего процесса обучения и воспитания детей зависит от построения её на основе поэтапной и систематической работы учителя- логопеда и всех специалистов, работающих с детьми в условиях образовательного  учреждения.

Список литературы.

  1. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. – М., 2000.
  2. Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / Здоровье населения и среда обитания. – 2002. - № 2. – С. 1- 4.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2005. – С. 311.
  4. Здоровый дошкольник: оздоровительные технологии XXI века / Ю.Е. Антонов и др. – М.: Аркти, 2001. – 80 с.
  5. Лабутин Н.Ю., Майский А.Б. Педагогические здоровьесберегающие технологии // Здоровье детей: прил. газ. “Первое сентября”. – 2003. - № 23. – С. 12 – 13.
  6. Методические рекомендации по охране здоровья учащихся / Cост. Н.А.Пономарева и Ю.Г.Максимов. – Глазов: РЖГВ, 2006. – 54 с.
  7. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. – СПб.: Петрос, 1997. – 490 с.
  8. Вестник образования. 10/1997: 12/2001.
  9. 2.Журнал “Начальная школа” 5/1998; 10/1995: 6/2002.
  10. О. А. Степанова \Игра и оздоровительная работа в начальной школе/М., 2003.

Приложение

Приложение 1.

Гимнастика для глаз:

1. Пять золотых правил гигиены зрения.

1) Как можно меньше смотреть телевизор.

2) Никогда не читать непрерывно ребенку более 15 минут. Обязательно встать, размяться и только потом продолжить чтение.

3) Никогда не читать лежа и в других условиях отсутствия комфорта: слабое освещение, во время поездки в транспорте. Помните всегда расстояние от текста до глаз—33 см.

4) Как можно больше динамических физических нагрузок для укрепления организма и активизации его функций. Для зрения предпочтительны игровые виды спорта, развивающие периферическое зрение.

5) Постоянно следить и укреплять свое зрение с помощью упражнений. Один раз в год посещать врача, проверять зрение.

2. Упражнения для предупреждения зрительного утомления и близорукости (разработаны профессором Э. С. Аветисовым).

Все упражнения выполняются в положении сидя за партой или письменным столом.

1) Откинуться на спинку парты. Сделать глубокий вдох. Наклониться вперед к крышке парты - выдох. Повторить 5—6 раз.

2) Откинуться на спинку парты, прикрыть веки, крепко, как только можно зажмурить глаза, открыть глаза (повтор 5—6 раз).

3) Руки положить на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. (Повтор 5—6 раз).

4) Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать глазами круговые движения против часовой стрелки. (Повтор 5—6 раз).

5) Руки вытянуть вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, сделать вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, сделать выдох. (Повтор 4—5 раза).

6) Смотреть прямо перед собой на классную доску 2—З сек., затем перевести взор на кончик носа на З—5 сек. (Повтор 6—8 раз).

7) Закрыть веки, В течение 30 сек. массировать их кончиками указательных пальцев.

Для утомлённых глаз.

Еще в Древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глазами активизирующие кровообращение в области глаз и мозга. После этих упражнений люди чувствуют себя значительно бодрее, особенно хорошо они снимают умственное утомление. Эти упражнения укрепляют окологлазные мышцы, сохраняют упругость кожи век.

1. Быстрые моргания 1—2 Минуты улучшают кровообращение

2.Стоя:

1) Смотреть прямо перед собой 2—З секунды.

2) Поставить палец руки на расстояние 25—30 см от глаза.

3) Перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд.

4) Опустить руки.

Повторить 10—12 раз. Снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Те, кто пользуются очками, выполняют, не снимая их.

3. Сидя:

1) Закрыть веки.

2) Массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.

Расслабляет мышцы, улучшает кровообращение.

3) Тремя пальцами каждой руки нажать на верхнее веко,

4) Спустя 1—2 секунды снять пальцы с века.

Повторить 3—4 раза, Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Приложение 2.

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи


Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Упражнения дыхательной гимнастики
1. Снег.
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
2. Кораблики.
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
3. Футбол.
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".
4. Буль-бульки.
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.
5. Волшебные пузырьки.
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
6. Дудочка.
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
7. Губная гармошка.
Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
8. Цветочный магазин.
Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
9. Свеча.
Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
10. Косари.
Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и "отведение косы" в сторону, на сильную - выдох и "взмах косой".

Приложение 3.

Физкультминутки

Упражнение 1

Посмотрите на букву на таблице с расстояния, на котором цвет ее виден лучше всего. Затем закроите глаза и вспомните ее. Вспоминая эту черноту во время повторного рассмотрения буквы, можно увидеть ее более черной, чем это было прежде. Повторяя многократно этот процесс, и все время представляя букву, имеющей более черный цвет, чем в реальности (но ни в коем случае не за счет представления реальной буквы менее черной, например, серой или даже белой), вы в ряде случаев можете очень быстро улучшить видение этой буквы.

Упражнение 2

Вспомните ряд цветов - ярко-красный, желтый, зеленый, голубой, лиловый и, в частности, белый - все в максимальной степени интенсивности оттенка, который удастся добиться. Не делайте попытки удержать какой-нибудь из них более секунды. Затем вспомните кусочек белого мела диаметром около сантиметра таким белым, как это только можно, обратите внимание на цвет фона. Обычно он будет иметь какой-нибудь оттенок черного цвета. Если это так, проверьте, можете ли вы вспомнить или увидеть открытыми глазами что-нибудь черное. Всегда, когда белый мел вспоминается идеально, фон будет настолько черен, что вспомнить или увидеть с открытыми глазами что-либо чернее будет невозможно.

Упражнение 3

Посмотрите вправо, потом влево, двигая каждый раз головой. Попытайтесь сделать теперь неправильный способ перемещения глаз (без поворота головы) и вы почувствуете, что в глазах появилось напряжение.

Упражнение 4

Раскачивайте тело, голову и глаза подобно маятнику. Глаза при этом должны быть закрыты. Отметьте, что глазные яблоки двигаются вместе с движением головы.

Упражнение 5

Попытайтесь подражать походке слона с раскачиванием. Сделайте шаг правой ногой и качните тело, голову и глаза вправо и наоборот.

БОЛЬШИЕ ПОВОРОТЫ (ДЛИННЫЕ ПОКАЧИВАНИЯ)

Упражнение 6

Это упражнение пришло в систему Бэйтса из глубины веков, издавна его рекомендовали на Востоке в качестве эффективного упражнения на расслабление. Техника его исполнения проста.

Станьте прямо, лучше всего лицом к окну. Расставьте ноги так, чтобы между ступнями было приблизительно 30 см., выпрямите хорошо спину, руки висят свободно и совершенно расслабленно (как плети) по бокам тела. Теперь плавно и мягко поверните тело вокруг своей вертикальной оси к левой стене так, чтобы линия ваших плеч стала параллельно ей. Теперь поверните тело к правой стене, отрывая одновременно пятку левой ноги от пола. Линия плеч - параллельно правой стенке. Таким образом, ваше тело должно совершить поворот от левой стены к правой по дуге 180 градусов. Делайте такие повороты подряд непрерывно. Помните, что глаза, плечи и голова должны составлять при повороте как бы единое целое. Во время поворотов вы должны игнорировать любое движение объектов, иначе ваши глаза мгновенно "прилипнут" к ним. При этом у вас должна появиться иллюзия, что близлежащие объекты 'уходят' назад от линии вашего взгляда. Во время поворотов не следует закрывать глаза, иначе вы не увидите, как мир проплывает мимо вас. То, о чем вы думаете во время исполнения упражнения, очень важно. Ваши мысли должны быть таковы: "Окно уходит вправо, окно уходит влево, окно уходит влево, окно уходит вправо..." Иначе добиться расслабления вам не удастся. Средний темп поворотов тела должен составлять 16 полных поворотов в минуту. Дышите в удобном вам ритме.

Большие повороты оказывают весьма благотворное влияние на весь организм занимающегося. Они не только снимают утомление глаз, но и развивают гибкость позвоночника, улучшают работу симпатической нервной системы человека, а через нее - работу практически всех внутренних органов.

МАЛЫЕ ПОВОРОТЫ (КОРОТКИЕ ПОКАЧИВАНИЯ)

Упражнение 7

(Пальцевые повороты)

Поставьте указательный палец любой руки у себя перед носом. Мягко поворачивайте свою голову из стороны в сторону, смотря при этом мимо пальца, а не на него. Вам покажется, что палец двигается. Очень быстро ощущения движения можно добиться, если закроете глаза и будете делать повороты таким образом, чтобы кончик носа каждый раз касался пальца во время прохождения мимо него. Если же после того, как вы откроете глаза, они будут "прилипать" к пальцу, у вас появится головокружение, и вы не сможете добиться ощущения движения, попытайтесь проделать следующее.

Поднесите ладони к лицу, широко растопырив пальцы. Делайте повороты головой, представляя, что пальцы - это что-то вроде частокола. Смотря сквозь них вдаль в момент прохождения взгляда перед ними, чередуйте три поворота с открытыми глазами с тремя поворотами с закрытыми глазами. Делайте таких поворотов по 20-30, не забывая о дыхании. Эти повороты обладают снимающими боль эффектами. Если у вас что-то заболело, проделайте эти повороты в течение 10-20 минут. Сделайте после этого пальминг и вам станет легче. Но в любом случае думайте о движении. И дышите!

Упражнение 8

Медленно прогуливаясь, моргайте при каждом шаге, обращая внимание на то, что земля у ног кажется движущейся в сторону, обратную по отношению к направлению вашего движения. Это упражнение разовьет у вас привычку частого моргания.

Упражнение 9

Возьмите в руки текст с мелким шрифтом. Перемещайте свой взгляд по белым промежуткам между строками и моргайте в конце каждой белой линии. Упражнение надо делать как при хорошем освещении, так и при свете свечи. Это улучшит ваше зрение и будет служить мощным профилактическим средством против различных нарушений зрения. Вы заметите, что шрифт становится четче, когда взгляд перемещается по белым линиям.

Упражнение 10

Представьте мысленно прекрасную розу. Таким образом, вы представляете в уме только один объект. Но во время мысленного "видения" этой розы вы не должны концентрировать упорно, прилагая все силы, свои мысленный взор только, скажем, на ножке этой розы. Вместо этого представьте на ножке розы маленького муравья. Он выползает из темной зелени травы и начинает свое путешествие (и вы вместе с ним) по объекту вашего представления. Муравей вползает на ножку розы и начинает медленно взбираться по ней, перелезая от одной веточки розы к другой, доползая до кончика Каждого листика на. своем пути и достигая в конце концов цветка. Он с трудом взбирается на каждый лепесток до тех пор, пока не обнаруживает глубокое углубление в центре розы - маленькую белую чашечку, наполненную нектаром. Муравей набирает немножко нектара и начинает обратный путь. Эту мысленную картину можно рисовать довольно долго.

Упражнение 11

Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем тушью свое имя. Если это удастся, то напишите по буквам свою фамилию и отчество, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В конце записи поставьте точку. Теперь забудьте о буквах и вспоминайте только точку. Она должна казаться вам двигающейся из стороны в сторону короткими, медленными и легкими покачиваниями.

Приложение 4.

I. Упражнения для развития тонкой моторики руки и зрительно-двигательных координаций.

1. Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров разной сложности).

2. Обведение по контуру геометрических фигур разной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).

3. Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).

4. Раскрашивание и штриховка (этот наиболее известный прием совершенствования моторных навыков обычно не вызывает интереса у детей младшего школьного возраста и поэтому используется преимущественно только как учебное задание на уроке. Однако, придав этому занятию соревновательный игровой мотив, можно с успехом применять его и во внеурочное время).

5. Различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и пр.).

6. Конструирование и работа с мозаикой.

7. Выкладывание фигур из спичек (палочек).

8. Выполнение фигурок из пальцев рук.

9. Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).

II. Игры и упражнения для развития крупной моторики (силы, ловкости, координации движений).

1. Игры с мячом (самые разные).

2. Игры с резинкой.

3. Игры типа «Зеркало»: зеркальное копирование поз и движений ведущего (роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения).

4. Игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и пр.).

5. Весь спектр спортивных игр и физических упражнений.

6. Занятия танцами. Аэробика.

Приложение 5.

Нетрадиционные  артикуляционным упражнениям, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком
Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".
5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его
6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Упражнения с ложкой
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения для языка с водой
"Не расплескай воду"
1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.
2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.
3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом
Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.
1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.
2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.
3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.
4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.
5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.
6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.
7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.
8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика").

Творческий отчет

на тему:

«Здоровьесберегающая организация коррекционно-образовательного процесса».

подготовил учитель-логопед МБОУ «СОШ №14»:

Алексеева О.А.

2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса

Моя дипломная работа после окончания колледжа на тему "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса" Здесь представлены текст самой работа, а также презентация к работе....

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня"

Доклад на тему: "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня"...

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ."

Статья посвящена  проблеме снижения здоровья учащихся в современной школе. Предлагаются пути решения указанной проблемы....

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ "

Данная презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете по теме "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ"...

«Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня»

Очень важно, чтобы воспитатели в своей работе использовали разнообразные технологии, методы, и формы работы в ГПД. Одна из таких технологий - здоровьесберегающая технология....

Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья...