Формирование умения работать с аппаратом учебника
методическая разработка (2 класс) по теме

Осуховская Светлана Александровна

Формирование умение работать с главой, темой урока, условными обозначениями и оглавлением учебника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_umeniya_rabotat_s_apparatom_uchebnika.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование умения работать с аппаратом учебника.

В обучении, воспитании и развитии ребёнка огромную роль играет учебник. Ясно, что успешно обучать школьников, не вооружив их рациональными способами работы с учебником нельзя: ведь приобретение знаний, умений и навыков осуществляется не только с помощью учителя, но и самостоятельно. Поэтому одной из своих задач считаю необходимым научить учащихся быстро и безошибочно ориентироваться в структуре учебника, книги.

Работа над формированием этого умения проходила в следующем порядке:

  1. глава;
  2. тема урока;
  3. условные обозначения;
  4. оглавление.

         Сначала началась работа над формированием умения работать с главой. В этот период ученикам предложено не только прочитать название главы, но и прогнозировать учебный материал.

         Типичными заданиями были такие:

У. Ребята, прочитайте название главы.

у. Страна «Фантазия».

У. Объясните значение каждого слова.

у. Страна- это государство, место, территория.

   Фантазия- это выдумка.

У.  Так что мы будем изучать на следующих уроках?

у. Мы познакомимся с произведениями тех писателей, где есть выдумка, вымысел.

  На следующих уроках ученики знакомились с произведениями этой главы. После этого возвращались к названию главы.

У.Ребята, наше предположение было верным?

у. Да, мы правильно предположили, о чём пойдёт речь на следующих уроках.

У. Почему?

у. (Дети доказывают на примере изученных произведений).

 В это же время проводилась работа по умению прогнозировать тему урока.

Рассмотрим работу с темой урока на уроке математики:

У. Ребята, прочитайте тему урока.

у. Нахождение площади прямоугольника.

У. Какие слова вам знакомы?

у. Площадь, прямоугольник.

У. Вспомните всё, что вы знаете о площади.

у. Площадь геометрических фигур можно измерять на глаз, наложением одной фигуры на другую и палеткой. Единицей измерения является квадратный сантиметр.

У. А что вы помните о прямоугольнике?

у. Это геометрическая фигура, у которой противоположные стороны равны и углы прямые.

У. Подумайте, как мы будем находить площадь прямоугольника.

у. 1. С помощью палетки.

   2. Будем учиться находить площадь, используя квадратные сантиметры.

У. А кто из вас был прав, узнаем, изучив тему.

 После такой беседы дети изучают тему урока.

Затем я снова обращаюсь к теме урока.

У. Кто из вас сделал верное предположение?

Молодцы, по теме урока узнали, что будем изучать.

           Такую работу проводили на разных уроках. После этого я обобщала умения детей работать с главой и темой урока.

У. Ребята, на многих уроках мы работали с главой и темой урока. Кто-нибудь заметил, в каком порядке мы это делали?

у. 1. Читали заголовок.

   2. Находили знакомые слова (термины).

   3. Вспоминали изученный материал.

   4. Строили предположения (гипотезы).

   5. Проверяли правильность наших предположений (гипотез).

          После того, как дети составили план, на следующих уроках они самостоятельно рассуждали, а учитель задавал только один вопрос: «Предположите, что мы сегодня будем изучать на уроке?»

          Такая работа позволит детям прогнозировать не только учебный материал, но предполагать о чём пойдёт речь в том или ином разделе любой книги.

На каждом уроке формировалось умение работать с условными обозначениями. Ещё в первом классе детям были показаны странички с условными обозначениями. На этих уроках мы вместе с ребятами выясняли, для чего они нужны и как ими пользоваться. В дальнейшем моей задачей было научить учеников обращаться к условным обозначениям, принятых в разных учебниках, в тех случаях, когда ребята сомневались, какой вид работы надо выполнять.

          Особенно много условных обозначений в учебниках по русскому языку. Так на одном из уроков, в упражнении, встретилось обозначение, цифра 2. Я спрашивала: «Какое задание будем выполнять?». Некоторые из ребят сразу говорили, что необходимо разобрать слово по составу, другие сомневались. Я спрашивала: «Где это можно уточнить?». Ребята открывали страницу с условными обозначениями и уточняли вид работы.

          Такая работа проводилась и на других уроках. После неоднократного выполнения такой работы с детьми была проведена беседа:

У. Ребята, где мы можем познакомиться в учебнике с условными обозначениями.

у. Есть отдельная страница, где всё объяснено.

У. Когда необходимо обращаться к условным обозначениям?

у. Необходимо обращаться, когда сомневаешься, какой вид работы необходимо выполнять.

         После такой беседы ученики самостоятельно работали с условными обозначениями.

         После того, как ученики научились работать с главой, темой урока и условными обозначениями, необходимо детей познакомить с оглавлением и объяснить, как им пользоваться.

         Типичными заданиями были следующие:

У. Ребята, откройте страницу 78. Прочитайте заголовок.

у. Содержание.

У. О чём пойдёт речь на этой странице?

у. Здесь мы можем узнать, какие темы и рубрики есть в учебнике.

У. Каким цветом обозначены главы?

у. Голубым  цветом.

У. А темы урока?

у. Чёрным цветом.

У. Какую главу мы сейчас изучаем?

у. Организм человека и охрана здоровья.

У. Сегодня тема нашего урока «Зубы и уход за ними». Найдите её в содержании, на какой странице она находится?

у . На странице 129.

У. Откройте эту страницу. Правильно ли мы её нашли?

у. Правильно.

После этого с детьми была проведена обобщающая беседа.

У. Для чего нам нужно содержание (оглавление)?

у. Содержание помогает найти нужный материал.

У. Как нужно правильно отыскивать тему?

у. 1.Открыть содержание.

   2.Найти главу (если есть).

   3.Найти нужный материал.

   4.Определить страницу.

   5.Открыть нужную страницу.

          Этим планом дети пользуются на последующих уроках. С каждым разом самостоятельность детей увеличивалась, и этот план они запомнили. После этого содержанием они пользовались самостоятельно.

         В дальнейшем моей задачей было довести все эти навыки до автоматизма.

Выполнив такую работу в начальных классах, мы помогаем своим ученикам с лёгкостью пользоваться аппаратом учебника и находить необходимую информацию для дальнейшего обучения.

                           Учитель ГБОУ СОШ №127 СПб

                             Осуховская Светлана Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Формирование умения работать с учебником в начальной школе — залог успешного обучения в дальнейшем»

Мы живем в такое время, когда многое необычно, когда от учителя требуется переосмысление того, что происходит вокруг, как меняется наша жизнь, наука, школа, дети, учительский труд, как меняемся мы.Сег...

Статья "Формирование умения работать с информацией у обучающихся начальных классов" (Из опыта работы)

Оформив информацию в виде таблицы на уроке окружающего мира, работаем с данными таблицы на  уроках математики, русского языка, литературного чтения. ...

Презентация. Формирование умения работы с учебником.

Презентация к докладу "Приемы и методы работы с учебником на уроках гуманитарного цикла"....

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе

Часто  дети,  читая тексты, воспринимают их  неточно и подчас неверно, замечают лишь основные поступки героев, следят за ходом сюжета и пропускают в произведении всё, что их затрудняет....

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексной контрольной работы

laquo;Формирование умения работать с текстом как шагк успешному выполнению комплексной контрольной работы»...

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...