Адаптация «Педагогической карты наблюдений» в условиях коррекционной школы VIII вида.
статья по теме

Захарова Ирина Владимировна

Захарова Ирина Владимировна учитель-логопед

Амелькина Илона Юрьевна учитель-дефектолог

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение  школа №487    (ГБС(К)ОУ школа№487)

 

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение имеет ряд специфических особенностей. В школе № 487 обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья разных видов, в том числе дети обучающиеся по программе 8 вида (2 варианта). Внутри каждого  класса (8вида 2 варианта) дети с разными формами нарушений. Это дети с синдромом Дауна,  с синдромом РДА (ранний детский аутизм),  с нарушением зрения, слуха, в последние годы школу посещают и дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.  Органическое поражение центральной нервной системы приводит к ряду нарушений высшей нервной деятельности (ВНД), которые, в свою очередь, обусловливают отклонения в познавательной деятельности. В числе особенностей ВНД детей, отмечают следующее:

  • слабость замыкательной функции коры головного мозга (значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания)
  • трудность выработки дифференцировок, их малая стойкость (плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила)
  • слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок)
  • нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения
  • склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС.

Поэтому обучающиеся с выраженной умственной отсталостью развития нуждаются в качественно профессиональном, индивидуально дифференцированном и  личностно ориентированном подходах в системе обучения  в образовательном учреждении.

Учителям, работающим с учащимися с выраженной умственной отсталостью, необходимо учитывать, что динамика овладения разными видами деятельности крайне низка. Поэтому «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой СПб 2011г составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно и ограниченно. Изучаемый материал в течение всех лет обучения постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.

Теоретическую основу «Программы» составляют следующие положения: об общности основных закономерностей психического развития в норме и при патологии; о соотношении первичных и вторичных отклонений в развитии нормального и аномального ребёнка; о сензитивных этапах развития  психических функций; об актуальном и потенциальном уровнях развития; о процессе социализации; о значении деятельности и развития; о роли знака в «культурном» развитии ребёнка.

В программе Л.Б.Баряевой представлен примерный бланк регистрации содержания актуального опыта учащегося. Изучив бланк, служба сопровождения, в которую входят учителя-логопеды, учителя-дефектологи, психологи, решили адаптировать  и внедрить новую форму обследования для  учащихся: это «Педагогическая карта наблюдений». Карта представляет собой обследование, включающее оценивание уровня развития обучающегося по девяти направлениям:

  1. Состояние движений и действий
  2. Исследование гнозиса
  3. Понимание речи
  4. Общение и речь
  5. Графомоторные навыки
  6. Трудовые умения и навыки
  7. Коммуникативность
  8. Навыки самообслуживания
  9. Игровая деятельность

Карта представлена в виде таблиц, которые позволяют не только объективно оценить уровень и степень развития ребёнка, но и вести наблюдение в динамике на протяжении всего периода обучения с 1 по 9 классы. Данные о результатах обследования заполняются в начале и в конце учебного года. 

В таблице №1 представлен один из параметров «карты наблюдений» (графомоторные навыки).

Обследование графомоторных навыков позволяет определить состояние тонкой моторики пальцев, кистей рук, координацию движений «взгляд-рука», определить размер шрифта письма.

Таблица №1. 1 класс. (Ульяна.К.)

 

Фамилия имя ребёнка

Число

15.10

25.05

..

..

..

..

Ульяна К.

категории

Класс/

полугодие

1.1

1.2

2.1

2.2

3.1

3.2

Правильное удерживание карандаша, ручки.

 

0.5

 

 

 

 

 

Проведение прямой линии

 

0

 

 

 

 

 

Проведение волнистой линии

 

0

 

 

 

 

 

Раскрашивание фигур

 

0.5

 

 

 

 

 

Обводка по трафарету

внутреннему

 

0

 

 

 

 

 

Обводка по трафарету внешнему

 

0

 

 

 

 

 

Обводка по точкам

 

0

 

 

 

 

 

Письмо букв

 

0

 

 

 

 

 

Письмо слов

 

0

 

 

 

 

 

Невозможность   письма

 

-

 

 

 

 

 

Макрография (крупно)

+,-

+

 

 

 

 

 

Микрография (мелко)

+,-

-

 

 

 

 

 

Общее кол-во баллов

 

1

 

 

 

 

 

Уровень графомоторных навыков измеряется суммированием оценочных баллов. Критерии представлены ниже.

О баллов-не выполняет

0,5  балл-выполняет совместно с педагогом

1 балла-выполняет по подражанию

1,5 балла-выполняет по образцу с помощью

2 балла-выполняет по образцу самостоятельно

2,5 баллов-выполняет по последовательной инструкции

3 балла-выполняет по инструкции самостоятельно

На основе анализа составляется профиль (таблица №2) для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций по 9 параметрам,  который  представляет собой диаграмму.

Таблица №2      Профиль развития учащегося

 

По результатам заключения  (Таблица №2) учитель ставит задачи, выстраивает  коррекционную работу, с целью оказания своевременной помощи ребёнку, в преодолении трудностей развития двигательных, перцептивных, речевых, интеллектуальных и коммуникативных функций.

 

Литература:

  1. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»  под редакцией Л.Б.Баряевой, СПб 2011г
  2. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М.Бгажноковой,  М.2010г
  3. «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития» под редакцией Б.П.Пузанова, М.2001г

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Адаптация   «Педагогической карты наблюдений» в условиях коррекционной школы VIII вида.

Захарова Ирина Владимировна учитель-логопед

Амелькина Илона Юрьевна учитель-дефектолог

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение  школа №487    (ГБС(К)ОУ школа№487)

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение имеет ряд специфических особенностей. В школе № 487 обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья разных видов, в том числе дети обучающиеся по программе 8 вида (2 варианта). Внутри каждого  класса (8вида 2 варианта) дети с разными формами нарушений. Это дети с синдромом Дауна,  с синдромом РДА (ранний детский аутизм),  с нарушением зрения, слуха, в последние годы школу посещают и дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.  Органическое поражение центральной нервной системы приводит к ряду нарушений высшей нервной деятельности (ВНД), которые, в свою очередь, обусловливают отклонения в познавательной деятельности. В числе особенностей ВНД детей, отмечают следующее:

  1. слабость замыкательной функции коры головного мозга (значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания)
  2. трудность выработки дифференцировок, их малая стойкость (плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила)
  3. слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок)
  4. нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения
  5. склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС.

Поэтому обучающиеся с выраженной умственной отсталостью развития нуждаются в качественно профессиональном, индивидуально дифференцированном и  личностно ориентированном подходах в системе обучения  в образовательном учреждении.

Учителям, работающим с учащимися с выраженной умственной отсталостью, необходимо учитывать, что динамика овладения разными видами деятельности крайне низка. Поэтому «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой СПб 2011г составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно и ограниченно. Изучаемый материал в течение всех лет обучения постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.

Теоретическую основу «Программы» составляют следующие положения: об общности основных закономерностей психического развития в норме и при патологии; о соотношении первичных и вторичных отклонений в развитии нормального и аномального ребёнка; о сензитивных этапах развития  психических функций; об актуальном и потенциальном уровнях развития; о процессе социализации; о значении деятельности и развития; о роли знака в «культурном» развитии ребёнка.

В программе Л.Б.Баряевой представлен примерный бланк регистрации содержания актуального опыта учащегося. Изучив бланк, служба сопровождения, в которую входят учителя-логопеды, учителя-дефектологи, психологи, решили адаптировать  и внедрить новую форму обследования для  учащихся: это «Педагогическая карта наблюдений». Карта представляет собой обследование, включающее оценивание уровня развития обучающегося по девяти направлениям:

  1. Состояние движений и действий
  2. Исследование гнозиса
  3. Понимание речи
  4. Общение и речь
  5. Графомоторные навыки
  6. Трудовые умения и навыки
  7. Коммуникативность
  8. Навыки самообслуживания
  9. Игровая деятельность

Карта представлена в виде таблиц, которые позволяют не только объективно оценить уровень и степень развития ребёнка, но и вести наблюдение в динамике на протяжении всего периода обучения с 1 по 9 классы. Данные о результатах обследования заполняются в начале и в конце учебного года.  

В таблице №1 представлен один из параметров «карты наблюдений» (графомоторные навыки).

Обследование графомоторных навыков позволяет определить состояние тонкой моторики пальцев, кистей рук, координацию движений «взгляд-рука», определить размер шрифта письма.

Таблица №1. 1 класс. (Ульяна.К.)

Фамилия имя ребёнка

Число

15.10

25.05

..

..

..

..

Ульяна К.

категории

Класс/

полугодие

1.1

1.2

2.1

2.2

3.1

3.2

Правильное удерживание карандаша, ручки.

0.5

Проведение прямой линии

0

Проведение волнистой линии

0

Раскрашивание фигур

0.5

Обводка по трафарету

внутреннему

0

Обводка по трафарету внешнему

0

Обводка по точкам

0

Письмо букв

0

Письмо слов

0

Невозможность   письма

-

Макрография (крупно)

+,-

+

Микрография (мелко)

+,-

-

Общее кол-во баллов

1

Уровень графомоторных навыков измеряется суммированием оценочных баллов. Критерии представлены ниже.

О баллов-не выполняет

0,5  балл-выполняет совместно с педагогом

1 балла-выполняет по подражанию

1,5 балла-выполняет по образцу с помощью

2 балла-выполняет по образцу самостоятельно

2,5 баллов-выполняет по последовательной инструкции

3 балла-выполняет по инструкции самостоятельно

На основе анализа составляется профиль (таблица №2) для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций по 9 параметрам,  который  представляет собой диаграмму.

Таблица №2      Профиль развития учащегося

По результатам заключения  (Таблица №2) учитель ставит задачи, выстраивает  коррекционную работу, с целью оказания своевременной помощи ребёнку, в преодолении трудностей развития двигательных, перцептивных, речевых, интеллектуальных и коммуникативных функций.

Литература:

  1. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»  под редакцией Л.Б.Баряевой, СПб 2011г
  2. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М.Бгажноковой,  М.2010г
  3. «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития» под редакцией Б.П.Пузанова, М.2001г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность обучающихся, как средство развития познавательного интереса и социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед ...

Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида для их адаптации в современное общество

Из опыта работы учителя коррекционной школы с учащимися младших классов. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно ...

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

Применение арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ позволяет получить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанников....

Коррекционно-развивающая воспитательная среда в условиях группы продлённого дня в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Так что же такое коррекционно-развивающая среда?Под этим понимается организация процесса общения воспитателя и воспитанника таким образом, чтобы исправлять, нейтрализовывать, устранять негативны...

Содержание психолого - педагогического сопровождения учащихся начального звена коррекционной школы VIII вида

Каким образом я как педагог могу самостоятельно оценить и измерить степень продвижения каждого из своих воспитанников? Какие методы, методики, количественные или  качественные, следует использова...

Программа по социализации и адаптации обучающихся коррекционных школ VIII вида « НАДЕЖДА »

Социализация и интеграция  детей с ограниченными возможностями здоровья,  представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что вып...

«Внедрение инновационных технологий в работе с родителями обучающихся с ОВЗ в условиях коррекционной школы VIII вида».

Работа с родителями является очень важной и неотъемлемой частью воспитательной системы школы. Успех этой работы зависит не только от умения педагога наладить эффективное сотрудничество с родительской ...