Формирование целостной картины мира
статья (1 класс) по теме

Войнова Светлана Юрьевна

Тема статьи раскрывает, как в нашей школе через образовательную среду мы формируем у первоклассников целостную картину мира. При изучении общей темы мы с помощью слова, звука, линии, цвета, раскрываем один и тот же образ окружающего нас мира. Только в этом случае отдельные знания, как пазлы складываются в одну большую «картинку – представление», способствующую созданию целостной картины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_celostnoy_kartiny_mira.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Войнова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов,

МОУ «СОШ №56 с углубленным изучением отдельных предметов»

г.Саратов

«Формирование целостной картины мира первоклассников в условиях перехода школы на новые образовательные стандарты».

С 1 сентября 2011 года наша школа, как и все образовательные учреждения России, перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия».  Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) В нашей школе первоклассники имеют возможность заниматься в кружках «В мире интересного», «Занимательный немецкий», «Юный эколог», «Страна мастеров», «Крепыши», «Счастливый английский», «Бисероплетение».

Содержание занятий  формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей. Содержание внеурочной деятельности отражается в основной образовательной программе образовательного учреждения. В современной школе широко применяется проектный метод и интегрированный подход к обучению.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

· личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; · метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

· предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Готовность к созданию научной картины мира и правильному миропониманию  можно условно разделить на интеллектуальную, личностную, коммуникативную, рефлексивную, деятельностную, креативную и эмоциональную. В нашей школе мы создаём эту готовность у первоклассников как во время урочной, так и во  внеурочной деятельности. Рассмотрим каждую из них.

1.Интелектуальная готовность – это умение использовать знания в нестандартной ситуации, умение добывать знания, умение выдвигать и обсуждать предположения, умение производить исследования. В основе стандарта лежит системно - деятельностный подход. 60% заданий современного  урока имеют развивающий характер. Так, при изучении состава числа 9, предлагаем ребятам задачу: «У Юры 5 кубиков, а у Серёжи 4 кубика. На столе стоит коробка, в которой помещается 8 кубиков. Смогут ли мальчики уложить в эту коробку все свои кубики? Почему? При каких условиях они смогут это сделать?» При изучении темы: «Природа и её сезонные изменения» проводим игру «Пантомима». Класс делится на четыре группы, каждая получает карточку, на которой написано время года. Одна группа показывает мимикой и жестами забавы детей в это время года, а другие отгадывают. Очень полюбилось  детям задание  составить загадку-описание животного, рассказав о его внешнем виде и способе зимовке. Польза двойная – сначала систематизировать материал о своём животном, а потом, иногда и в ходе горячего спора, найти ответ на загадку товарища. При подготовке этих заданий приходилось использовать не только знания, полученные на уроке, но и самостоятельно добывать их. Сформированность этого умения помогает создать более полную картину мира .

2.Личностная готовность – это желание и умение проявлять самостоятельность, целеустремлённость, инициативу,  волевое усилие. Все эти качества формируются в проектной деятельности. Поэтому, уже с первых недель школьной жизни, наши первоклассники активно включились в работу над проектом  «Здравствуй, осень золотая!». Выставка рисунков, чтение любимых стихов об осени, подготовка гербария, изучение народных примет, инсценирование сказки о фруктах и овощах – каждый нашёл себе дело по душе и способностям. Результатом общей работы стал праздник с конкурсами, играми и чаепитием. Эта работа помогла формированию естественнонаучной картины мира.

3.Коммуникативня готовность – это умение общаться, участвовать в диалоге для получения и обмена информацией, строить монологические высказывания различного типа. В учебной деятельности эту готовность мы формируем при работе в парах и группах. Задания типа «Из 9 палочек составьте 5 треугольников. Уберите 3 палочки так, чтобы остался один треугольник»   помогают не только справиться с учебной задачей, но и уметь договориться. Умение общаться и договариваться друг с другом великолепно формируются и в командных спортивных соревнованиях. Поэтому в октябре месяце мы провели весёлые старты под девизом: «Будем сильными, ловкими, смелыми!» Очень важно, что команды не состояли из учеников одного класса, а были смешанными. Для достижения результата надо было общаться.  Умение участвовать в диалоге для получения информации формируется у наших детей и во время посещения библиотек. В октябре  у нас прошёл урок в школьной библиотеке, а в ноябре – встреча с работниками районной библиотеки. В ходе диалога ребята познакомились со структурой библиотек, правилами поведения в них, а со своей стороны поделились впечатлениями о прочитанных книгах. Закончилась встреча викториной. Библиотечные уроки способствуют формированию более полной картины мира.

4.Рефлексивная способность – это способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, видеть возможности, находить и устранять причину своих трудностей. Формирование этой способности проходит  во всей урочной и внеурочной деятельности. При работе с первоклассниками эффективно используем  приём незаконченного предложения «Я не знал… - Теперь я знаю… Было интересно…Было трудно…Я понял, что… Теперь я могу…Я попробую…». Я неверно решил задачу,  потому что забыл состав числа 9. Значит, мне надо повторить, что 9 это 5 и 4, 6 и… Я написал в слове «ёжик»  букву «ы», потому что болел и не знал, что буква «ж» обозначает  только твёрдый звук, а после неё надо писать букву «и». Теперь я это знаю и буду писать слог «жи» с буквой «и». Я прочитал строчки «У тебя мы, Осень, спросим: «Что в подарок принесла?» без выражения, потому что не выделил голосом обращение и вопрос. Сейчас я постараюсь это выполнить. Кропотливая работа по осуществлению оценки своей деятельности то же влияет на формирование целостной картины мира у ребят.

5.Деловая, или деятельностная, способность – это умение переводить практическую задачу в учебную, выстраивать деятельность от поставленной задачи до получения результата, умение работать по алгоритму. На уроках окружающего мира  мы с первоклассниками изучали тему «Птицы зимующие и перелётные». Теоретическое изучение вопроса «Как помочь птицам зимой?» перешло в практическую работу на уроке технологии, когда ребята изготовили кормушки для зимующих птиц. Теперь около домов наших первоклассников висят  «птичьи столовые», а сами ребята не забывают накормить своих пернатых друзей. Деятельностный подход в образовательной программе формирует у детей целостное восприятие мира.

6.Креативная (творческая) способность – это умение и желание отказываться от образца, добиваться оригинальности. В декабре месяце все первоклассники были заняты подготовкой к конкурсу  исценированной новогодней  сказки. Коллективный выбор сценария, работа над выразительной речью, актёрским мастерством, разучивание танцев и песен, подготовка костюмов  способствовали развитию творческих способностей каждого ребёнка и сплочению коллектива. В результате на суд зрителей вышли пять не похожих друг на друга произведений. Творческая деятельность явилась источником формирования целостной картины мира.

7.Эмоциональная способность – это сформированность обоснованного желания учиться, адекватная реакция на различные жизненные ситуации. Для формирования этой способности мы с ребятами посещали кукольный театр «Теремок», приглашали к себе в гости актрису филармонии В.И.Бакулину. Картина мира будет неполной, если ребёнок не увидит в ней себя. А каждый человек в нашем мире должен соблюдать правила. Поэтому с первых школьных дней мы продолжаем изучать с ребятами правила дорожного движения; правила поведения в столовой; правила безопасного поведения  во дворе, дома, на льду; меры осторожности при работе с электричеством. Участие в учебных эвакуациях помогает ребятам адекватно реагировать на чрезвычайные ситуации в мире.

Я рассказала, как в нашей школе через образовательную среду мы формируем у первоклассников целостную картину мира. При изучении общей темы мы с помощью слова, звука, линии, цвета, движения, действия  раскрываем один и тот же образ окружающего нас мира. Только в этом случае отдельные знания, полученные на уроках, лекциях, экскурсиях, как пазлы складываются в одну большую «картинку – представление», способствующую созданию целостной картины мира и правильному миропониманию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира в группе кратковременного пребывания

Программа образовательной области «Познание», Формирование целостной картины мира, разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе «Свойства воды »

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.Основные задачи:1.Образовательные задачи:Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Формирование целостной картины мира «Как работает почта» (проект: «Посылка лесным жителям»)

Программные задачи:Продолжать знакомство с профессией почтальона, расширять представления о пользе его труда. Знакомить с людьми, работающими на почте, их атрибутами. Развивать зрительное и слуховое в...

Мастер - класс на тему "Межпредметная интеграция - развитие целостной картины мира"

Мастер - класс на тему "Межпредметная интеграция - развитие целостной картины мира обучающихся" на примере урока окружающего мира 3 класс "Кто что ест" с использованием кругов Эйле...

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В МИРОВОЗЗРЕНИИ УЧАЩИХСЯ

Интегрированный курс  «Естествознание» в старшей школе важен для обобщения знаний по научным дисциплинам и формирования современной естественнонаучной картины мира в мировоззре...