методическая разработка раздела учебной программы
методическая разработка (2 класс) по теме

Ледовская Светлана Евгеньевна

методическая разработка раздела программы включает текстовый документ и презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_razdela_programmy.doc311.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Шахунского района  

 Методическая разработка раздела учебной программы

Окружающий мир 2 класс

( УМК « Гармония»)

Тема разработки

« Человек и общество»

Работу выполнил(а)

учитель начальных классов

Ледовская Светлана Евгеньевна

МОУ Сявская СОШ

г. Шахунья

   2011 г

       

                     

Содержание.

  1. Пояснительная записка.                                                                              стр. 3

                                                                         

  1. Цели и задачи раздела.                                                                                стр. 11

                                                                               

  1. Содержание собственного опыта в реализации учебной программы.   стр. 12

  1. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.                           стр. 21

  1. Обоснование используемых технологий, методов, форм организации. стр. 22

  1. Поурочное планирование по разделу.                                                        стр. 24

  1. Система знаний и система деятельности.                                                  стр. 30

  1. Литература.                                                                                                   стр. 32

  1.  Приложение.                                                                                                стр. 33.

I.      Пояснительная записка.

      Тема « Человек и общество» является актуальной в наши дни. В психолого-педагогической литературе дается определение « общества» как совокупности людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во  имя общей цели. Основой жизнеспособности общества являются духовно-нравственные и культурные ценности. ( 2)

Человек как личность проявляется только через систему отношений с другими людьми. Сегодня, когда в нашем обществе много агрессии и непримиримости, необходимо формировать новую культуру отношений, построенную на важных принципах толерантности. К числу этих принципов следует, прежде всего,  отнести отказ от насилия, добровольность выбора, искренность убеждений. Извечные житейские неурядицы, стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия в обществе – далеко не все причины отсутствия толерантности у современных детей.

Толерантность – способность человека, определяющая готовность к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми, отличающимися от него социальной, культурной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. ( 2)

Распространенным явлением в группе детей младшего школьного возраста становится то, что кого-то ребята постоянно не принимают в игру, дразнят, обижают, между детьми происходят стычки, драки. Проявляется агрессия. Отверженность - это опыт, болезненный для тех, кого изгоняют, но и опасный для других.

Толерантность воспитывают уже с дошкольного возраста. Л.Парамонова, Т. Алиева, А. Арушанова раскрывают возможности диалога, построенного на принципе позитивности, рекомендательном, а не запретительном стиле организации активности детей, создании развивающей предметной среды, условий для экспериментирования с различными материалами, признании права ребенка на самостоятельный выбор занятий, материалов, партнеров, на просьбу о помощи или оказание помощи кому-то другому, на уединение, на индивидуальные занятия.     (7)

Основы общественных отношений должны быть заложены уже в начальной школе, где ребенок с первых дней пребывания в коллективе вступает в отношения со своими сверстниками, имеет права и обязанности ученика, имеет права ребенка, защищаемые государственными и международными кодексами.

Младший школьник способен овладеть умениями применять правовые знания: проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку поступкам людей, собственных действий, явлениям жизни. Ребенок готов отличать справедливость от несправедливости, правильное от неправильного, хорошее от плохого; избирательно относиться к людям, событиям и явлениям окружающего мира; уметь объяснять свои взгляды, выражать личное мнение о том, что является важным; управлять своими эмоциями, контролировать свое поведение, оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия.

Формирование современной нравственности происходит в сложных условиях и зависит от многих факторов. Для общения необходима при этом глубокая общекультурная основа – нравственная культура, которая является условием осмысленной и плодотворной жизни, душевного здоровья личности.

Какой должна быть культура человека – в двух словах не обрисовать. Это целая программа воспитания общества. Все начинается с детства, когда мама улыбается ребенку. Далее – школа, где от педагога зависит будущее общества.

Несмотря на то, что правила приличия не всегда едины, подчас условны и относительны, их соблюдение необходимо, так как это предупреждает недоразумения между людьми и делает общение более приятным.

Среди правил вежливости есть обязательные, соблюдаемые в интересах общества, и необязательные, при которых каждый может действовать по своему усмотрению, чувству такта и вкуса.

Правила поведения необходимо соблюдать осмысленно, в зависимости от ситуации, места и времени.

Нравственные нормы – своеобразный регулятор поведения. Поэтому школьники должны усвоить общие моральные нормы и нормы поведения, в соответствии с которыми им следует строить свое поведение в конкретной ситуации, оценивать опыт свой и товарищей, общаться бесконфликтно и уметь принимать другое, отличное от своего, мнение.

Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, распространение в детской среде саморазрушающего поведения. Все более ощутимым становится разрушение института семьи, некоторые семьи не проявляют достаточной заботы о своих детях, не выполняют родительских обязанностей, нередко сами создают условия, опасные для жизни и развития детей.

Как считают Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф. Дементьева, в трудностях поведения детей очень часто отражаются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Психологами доказано, что большинство родителей, имеющих трудных, проблемных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На основании многих факторов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка.   ( 10 ).

      Семья является основой духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. (1)

     

Печально, что сегодня в нашем обществе не осознана закономерная взаимосвязь между здоровой семьей и здоровым обществом. Это тем более парадоксально, если вспомнить, что именно России, с её исторически патриархально-семейным укладом принадлежат благородные мысли Ф.М.Достоевского. Л.Н.Толстого, Н.А.Бердяева, П.Ф.Каптерева.

Наше общество, к сожалению, не видит в семье нравственной силы, способной преобразовать и оздоровить духовную жизнь. Общественное сознание еще не готово принять идею семейного счастья в качестве высшей человеческой ценности. А ведь семейная общность – единственная, с которой человек связан всю жизнь, и именно ей он обязан свои личным счастьем, успехами в профессиональной деятельности, гармонией с миром, а порой и смыслом жизни.

А.С.Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он назвал

« общением, тоном семьи», воздействующим на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям.

                Атмосфера семьи определяется её прочностью, нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И чем больше положительных эмоций получает ребенок в семье, тем лучше.  Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость.

Недаром У. Фоскало писал: « Природа создала людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной».

                                                                                                                     (   14 ).

Многообразие отношений между членами семьи, душевная теплота, взаимопонимание, доверие – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. И наоборот – безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение к детям могут определить характер человека, его отношение к жизни.

Поэтому, очень важно и актуально своевременно  дать учащимся знания об окружающем мире, о человеке и его месте в обществе, о духовно-нравственной культуре, о взаимоотношениях людей.

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально- значимой, общественно – оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией – ролью ученика, школьника.

Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. Возрастает интерес детей к социальному миру, истории, культуре. Дети являются членами коллективов, в которых есть представители разных национальностей. Младшие школьники вступают в период освоения духовных ценностей не только своего, но и других народов России. Изменяется социальная ситуация развития детей. Дети стали более информированы об окружающем мире.

В младшем школьном возрасте для развития навыков общения необходимы формы коллективной работы. Чем разнообразнее и интереснее эти формы работы будут в урочной и внеурочной деятельности, тем быстрее учащиеся овладеют такими мыслительными операциями как сравнение, общение, умение делать выводы и обобщения. Для младшего школьного возраста актуальной остается игровая деятельность. Поэтому на уроках важно использовать развивающие игры. Огромное значение имеет процесс обучения учащихся умениям саморегуляции. Только на основе саморегуляции можно сформировать интеллектуальное развитие, желание умственной работы.

Младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

Согласно Л.С.Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: « память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим».(3)

Согласно О.Ю.Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.

                                                                                                                      (14)

Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.

В младшем школьном возрасте создаются предпосылки для формирования логического мышления. Характерно наглядно-образное мышление.

 Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, « созерцательной любознательностью».

В результате обучения у ребенка начинается перестройка всех его познавательных процессов. Эти процессы начинают приобретать качества, которые свойственны взрослым людям. Познавательные процессы должны стать произвольными, продуктивными и устойчивыми.

В младшем школьном возрасте происходит появление произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою позицию в группе сверстников. Поведение так или иначе связано с мотивом достижения успеха.

С формированием произвольного поведения связаны такие новообразования, как планирование результатов действий и рефлексия. Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. В это возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой мотив – мотив избегания неудач.(4)

В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит отражение во всех сферах жизни ребенка. В том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся находить общий язык с разными детьми.

Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделится в её среде, добиться успеха. ( 5)

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей.

Ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно вынужден сравнивать себя с другими детьми – с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.  

Особенности курса « Окружающий мир» в начальной школе.

Особенностью данного курса является реализация интегрированного подхода к ознакомлению с окружающим миром. Познание природы осуществляется во взаимосвязи социально-нравственного опыта младших школьников с формированием целостного представления о мире.

Образовательные цели курса разработаны в русле концепции обновления содержания общего среднего образования (начальное звено) исходя из приоритетности задачи общего развития личности младшего школьника, его познавательных и духовных потребностей. Усвоение знаний перестает быть самоцелью и выступает как средство развития личности.

Программа курса соответствует обязательному минимуму содержания образования.

Целью изучения курса является формирование у учащихся начальных классов широкой целостной научной картины мира, которая постепенно, от класса к классу обогащается за счет познания все новых фактов, явлений и углубления уже имеющихся знаний об окружающем мире. (   15  )

Задачами курса « Окружающий мир» являются освоение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах их познания, ознакомление с проблемами взаимодействия человека с природой, развитие кругозора, наблюдательности, мышления детей, воспитание бережного отношения и любви к природе, формирование навыков экологически грамотного поведения, нравственных норм отношений младших школьников, а также предусмотрено установление связи между познанием природы и социальной жизни, в которую включен ребенок.

Раздел учебной программы « Человек и общество» изучается в курсе

« Окружающий мир». Этот раздел встречается  в разных существующих программах начальной школы:

  • Программа Виноградовой Н.Ф. « Окружающий мир»

В ней содержаться интегрированные знания о природе, обществе, человеке.

  • Программа Плешакова А.А. « Мир вокруг нас»

В ней систематизируются и расширяются представления детей о явлениях природы и общественной жизни; происходит обогащение нравственного опыта учащихся.

  • Программа Вахрушева А.А. « Мир и человек».

В ней даются основы обществоведческих знаний. Дети узнают о значении общества в жизни каждого человека, о государственном устройстве, символике, о жизни и быте людей в прошлом.

Различаются эти программы количеством часов, отведенных на изучение темы « Человек и общество», разными подходами. Но наиболее полно раскрыта тема  в УМК « Гармония».

В УМК « Гармония» на раздел « Человек и общество» отводится 8 часов.

Автор программы Поглазова О.Т.

В учебно- методический комплект второго класса входят:

  • Учебник « Окружающий мир» в двух частях. Автор О.Т.Поглазова.
  • Рабочие тетради №1 и №2. Автор О.Т.Поглазова.
  • Тетрадь с тестовыми заданиями. Автор О.Т. Поглазова

Рабочая тетрадь помогает осуществлять закрепление и первичный контроль усвоения новых понятий, способов действий, умений.

Разрезные карточки из рабочей тетради помогают формировать более полное представление об окружающем мире.

Тетрадь с тестовыми заданиями используется:

  • в качестве диагностики имеющихся знаний;
  • для осуществления самоконтроля за усвоением новых знаний.

Учебник написан на доступном уровне и имеет ряд преимуществ. Он хорошо иллюстрирован, что важно для дидактического принципа наглядности. В конце каждой главы рубрика « Проверь свои выводы», что важно для усвоения знаний.

Средства учебника включают всех учащихся в деятельность, направленную на развитие самостоятельного подхода к добыванию знаний. Учебник выполняет функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.

Учебник рассчитан на разную динамику продвижения в овладении знаниями разных групп детей.

Учитель может использовать текстовый материал для организации разнообразной работы по освоению содержания: выборочный анализ текстовой информации, формулирование выводов, обобщений, на оценочную деятельность, выражение рефлексирующей позиции к изучаемым фактам, явлениям, культурным и нравственным ценностям.

Рассказы дополнительного содержания делают учебник более интересным для детей. Учитель использует их для самостоятельной подготовки учащимися небольших сообщений и включает в урок рассказы детей для обогащения содержания раскрываемой темы.

В программу заложены наблюдения, практические и творческие работы:

ролевая игра « Уроки вежливости»; возможные проекты: « Мой лучший друг», « Моя семья», « Памятная реликвия»; наблюдения взаимоотношений людей разного возраста, составление своей родословной.

В « Стандартах второго поколения» теме « Человек и общество» уделяется особое внимание.

Выпускник начальной школы получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, нации, страны.
  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • Определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Выпускник научится использовать дополнительные источники информации

 ( на бумажных и электронных носителях, в том числе и контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов.

Выпускник научится использовать различные справочные издания ( словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных и письменных высказываний.

Выпускнику будет дана возможность научиться:

  • Использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ

( фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов.

  • Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

При реализации раздела учебной программы « Человек и общество» опираемся на  основные направления « Стандартов второго поколения».

II.     Цели и задачи раздела.

Цель: Формирование представления о человеке как социальном существе, члене общества; о формах общения людей.

Задачи:

 Обучающие:

  1. Сформировать убеждение, что человек не может жить без общества.
  2. Обеспечить усвоение учащимися норм поведения в любом обществе.
  3.  Формировать представление о настоящей семье, о взаимоотношениях и обязанностях в ней.
  4. Узнать историю своей семьи, а также её традиции и реликвии. Научить составлять родословную семьи.
  5. Формировать представление о нравственных ценностях человека.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию логического мышления, устойчивого внимания, памяти, воображения, наблюдательности, творческих способностей.
  2. Развивать познавательную активность учащихся.
  3. Развивать навыки коллективной работы.
  4. Формировать навыки исследовательской работы.

Воспитывающие:

  1. Способствовать воспитанию у детей доброжелательности, терпимости, понимания, взаимоуважения.
  2.  Воспитывать культуру проявления положительных и отрицательных эмоций.
  3. Воспитывать уважительное отношение к семье, её традициям.
  4. Воспитывать желание быть духовно и физически красивым человеком.

     

         

          III. Содержание собственного опыта в реализации учебной программы.

В « Стандартах второго поколения» обращается внимание на необходимость вовлечения младших школьников в активную познавательную деятельность. Окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Метод проектов относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. (4).

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями, умениями, теорией и практикой.

Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все–таки это возможно.

Организация проектной деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у них сформированы необходимые навыки и умения.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, «зрелость», заключающаяся  в следующем:

  1. Сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений.

К ним относятся: умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться.

  1. Развитие мышления учащихся, определенная « интеллектуальная зрелость».

К ней относятся: развитие аналитико-синтетических действий, сформированность алгоритма сравнительного анализа, умение вычленять существенный признак, возможность выделять общий способ действий, перенос общего способа действий на другие учебные задачи; наличие таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

3. Опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности.

К ней относятся: умение адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников, умение обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное, выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Формирование выделенных показателей готовности учащихся  к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

               Подготовку к проектной деятельности начинаем с первого класса. Для этого используем программу  Савенкова А.И. « Младший школьник – юный исследователь». Программа направлена на подготовку учащихся к исследовательской деятельности, без которой бессмысленно говорить о деятельности проектной.

Программа сопровождается разработками занятий, которые предполагают постепенное (с 1 по 4 класс) дозированное (по 4-5 занятий в год) формирование  у  учащихся исследовательских навыков. В 1 классе продолжительность занятий – 30 минут, 2-4 классы – 40 минут. Занятия проводим один раз в два месяца, давая детям достаточно времени на поиск, обработку материала.

Для определения готовности к проектной деятельности во втором классе,  нами был разработан диагностический комплекс, состоящий из 4 методик:

   1. Мотивация учебной деятельности. Анкетирование.

(Автор Азарова Т.)

  2.Диагностика учебно-коммуникативных умений.

(Авторская модификация).

  3.Диагностика уровня любознательности.

(Методика Юркевич В.С.)

4.Диагностика познавательной активности младших школьников.         (Авторы Истратова О.Н., Эксакусто Т.В.)

Входная диагностика была проведена в начале года. Результаты диагностики помогли спланировать  работу по   организации   проектной деятельности.

Осуществляя проектную деятельность, ученики должны работать самостоятельно, но степень самостоятельности зависит не от возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

Роль учителя важна на первом и последнем этапах проекта. Ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали. Учитель поможет сделать умозаключения, протянуть « мостик» к следующей теме.

На всех этапах работы над проектом учитель выступает как помощник: он не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника.

При выполнении проекта роль ученика изменяется в зависимости от этапов работы. На всех этапах ученик принимает решения. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности. Ученик выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Это не только ролевое участие в команде, это взаимодействие с учителем-консультантом. В поисках информации за пределами школы ученик вступает во взаимоотношения со взрослыми и сверстниками с новых позиций: с позиции социальной инфантильности на позиции сотрудничества.

Ученик учится оценивать продукт своей деятельности и себя в процессе деятельности; оценивает « чужой» продукт – информацию – с позиции её полезности для проекта. Для того, чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось. Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.

        Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов. Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития.

Для формирования навыков проектной деятельности в процесс работы над темой включаем наблюдения, работу с разными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию.

Гистограмма 1: « Диагностика познавательной активности».

                                       ( Методика « Таинственное письмо»)

Гистограмма 2: « Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений»

                                         ( Наблюдение за учащимися)

      Гистограмма 3: « Изучение уровня школьной мотивации».

                                         ( Анкетирование)

Гистограмма 4: « Диагностика уровня любознательности».

(Анкетирование)

                           

После работы над проектами была проведена повторная диагностика. Она показала рост всех характеристик на 5 -10%. Инициатива проектной деятельности стала переходить от учителя к учащимся – они сами стали предлагать темы новых проектов.

Вывод: В ходе проекта  возрастают познавательные потребности младших школьников. Собственная практика расширяет кругозор ребенка, возрастает уровень любознательности. В ходе проектных работ развиваются специальные умения и навыки. Дети учатся мыслить, делать самостоятельные умозаключения.

Современные дети стали более информированными, многие владеют компьютером. Ученики должны уметь реализовать свои возможности. Используем в работе дифференцированный подход.

Своеобразным толчком, побуждающим нас заняться проектной  деятельностью,  послужила программа “Intel” - “Обучение для будущего”, то есть возможность создания компьютерных презентаций, как уроков, так и проектной деятельности младших школьников.

Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Конечно, у педагога, ребёнка и родителей должен быть навык и возможность выполнять работу при помощи компьютера. У ребят и их родителей появилось желание участвовать в деятельности такого рода. А учебно-проектная деятельность развивает у учащихся мышление, логику и способствует более высокому уровню их саморазвития. В начальной школе обязательна при этом связь с родителями.

Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. Покажем это в виде схемы:

№ п/п

 Название этапа работы над проектом.

1.

Поисковый.

- Моделирование желаемой ситуации;

- анализ имеющейся информации;

-определение и анализ проблемы;

- определение потребности в информации;

- сбор и изучение информации.

2.

Аналитический.

- Постановка цели проекта;

- определение задач проекта;

- определение способа разрешения проблемы;

- составление плана работы над проектом;

- анализ ресурсов;

- планирование продукта;

- анализ имеющейся информации;

- сбор и изучение информации.

3.

Практический.

- Выполнение плана работ;

- текущий контроль.

4.

Презентационный.

- Предварительная оценка продукта;

- планирование презентации и подготовка материалов;

- презентация продукта.

5.

Контрольный.

- Анализ результатов выполнения проекта;

- оценка продукта;

- оценка продвижения.

           

В ходе изучения раздела « Человек и общество», при изучении темы « Мои друзья», мы пришли к открытию, что дети не совсем понимают, что значит иметь настоящего друга; не имеют представления о настоящей дружбе; поэтому вместе, обсудив тему дружбы, решили заняться   проектом  « Мой друг».

Цель проекта: развитие творческих способностей и коммуникативных навыков проектной деятельности.

Задачи проекта:

  • Создать неповторимый портрет друга.
  • Найти как можно больше его индивидуальных черт.
  • Изучить, какое влияние на учеников оказало выполнение такого проекта.

Гипотеза: в результате проектной работы дети будут иметь представление о настоящей дружбе.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный этап.

Постановка проблемы.

Дети отвечали на вопросы:

  •  «Что такое дружба?»;
  • « Есть ли у тебя настоящий друг?»;
  • « Чем тебе нравится твой друг?»;
  • «Какой у твоего друга характер?»;
  • «Бывает ли настоящей дружба?».

Полученные ответы записывались на доске. Когда дети стали называть одинаковые слова: добрый, веселый, нежадный, скромный, мы обратили внимание на то, что мы говорим о самом близком друге и его описание должно быть уникальным.

  1. Основной этап.

  • Чтение книг о дружбе.
  • Выявление индивидуальных черт характера друга,

     особенностей его поведения.

  •  Рассказы взрослых о дружбе.
  • Выводы.

  1. Заключительный этап.

Виды презентаций  проектов « Мой друг»:

  • Сочинение (см. приложение);
  • книжка – малышка;
  • книжка – раскладушка (см. приложение);
  • компьютерная презентация.

Практическая значимость результатов проекта:

  • Дети открыли для себя новые качества своих друзей.
  • Испытали чувство гордости за свою дружбу;

Представление такого проекта вызвало большой интерес у детей. Дети с удовольствием слушали  описания и старались определить, кого описывает представляющий ученик.

Изучая на уроках тему « Семья», мы столкнулись с новой  проблемой: дети не знают своего генеалогического древа.

 На Руси вплоть до 40 годов XX века считалось правилом хорошего тона знать свою родословную. Генеалогическое древо висело в домах на самом видном месте в красивой рамке.

До недавнего времени знать свою родословную имели желание 2-3% людей. Однако в настоящее время общественный интерес к истории семьи растет и набирает силу. В основном энтузиастами в этом деле являются школьники, учителя и родители, для которых история семьи не пустой звук, а истинная ценность.

Дети должны знать ответы на вопросы: « Кто я, наконец? Кто мои предки? Кто мой дед и прадед? Кто мой прапрадед или четырежды прабабушка?

 Актуальность темы не вызывает сомнения.

Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из наиболее значимых. Поэтому возникла необходимость в более глубоком изучении этой темы. Родословное древо человечества изучалось всегда, но знакомство с ним происходило в старших классах.  Эта проблема не была исследована на уровне младшего школьного возраста.

В ходе проекта происходит объединение членов семьи в совместной деятельности:  сбору материалов о каждом члене семьи.

Вместе с детьми выбирали тему проекта. Работа продолжалась в течение месяца.

                       

Тема проекта:  « История моей семьи».

Предмет изучения:

 

                     Родословная каждого ученика в отдельности.

Цель проекта:

 

                 Создание генеалогического древа каждого ученика.

Задачи проекта:

 

  1. Познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;
  2. Изучить, какое влияние оказало  создание родословной на развитие учащихся.

Гипотеза:

 

В результате изучения родословного древа семьи, у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях; учащиеся откроют для себя новые сведения о своих родственниках; будут испытывать чувство гордости и уважения за своих родных.

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

                                           

- теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы  и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

- эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы), анализ творческих работ, наблюдения.

-статические: оценка статистической значимости гипотезы.

                                           Этапы работы над проектом:

1)  ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

 Подготовка детей к проектной  деятельности. Формирование навыков проектной  деятельности. Просмотр учебных презентаций: « Как организовать проектную деятельность» и « Я – исследователь».

 Родительское собрание на тему « Уроки семейной любви». Во время разыгрывания семейных сцен, проводимых психологом, были уяснены понятия « семья» и « традиции семьи».

 Родителей познакомили с технологией исследования и технологией проектной деятельности в начальных классах. Родители получили консультации « Источники информации для построения генеалогического древа» и « Способы изображения родословной».

2) ОСНОВНОЙ ЭТАП.

  • Сбор информации о своих предках.
  • Беседы со взрослыми членами семьи.
  • Просмотр семейных архивов.
  • Сочинения на темы: « Моя семья», « Традиции моей семьи».
  • Составление родословного древа.
  • Итоги, выводы.

3) ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

  • Проведение праздника на тему « История моей семьи».
  •  Презентация проектов.

Завершающим этапом проектной деятельности явилась презентация проекта, где дети вместе с родителями делились опытом изучения своей родословной, рассказывали о своей семье и её традициях.

Все работы независимо от качества были одобрены. Это связано с тем, чтобы создать « ситуацию успеха» каждому и вызвать желание продолжать и дальше проектную деятельность.

                                    ( см. приложение).

Итог работы над проектом:

  • Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной.
  • Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям.
  • Учащиеся стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.
  • Родители получили массу советов по составлению родословных, осознали значимость этой работы.
  • У родителей появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними и своими детьми.

Таким образом, работа над проектом позволила сформировать коллектив единомышленников с общими интересами в понимании проблемы, что, в свою очередь, привело к высоким результатам в достижении поставленной цели.

  1. Ожидаемые результаты освоения раздела программы

« Человек и общество»

                  В результате усвоения раздела программы ученик должен:

1) Знать:

  • Основные нормы морали, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье.
  • Правила вежливого общения с окружающими людьми;
  • Элементарные приемы управления своим эмоциональным состоянием.

2) Понимать:

  • любой человек является членом семьи, коллектива одноклассников, гражданином своего государства и должен соблюдать нравственные нормы поведения в обществе; быть патриотом своей Родины, города, школы, класса.
  • Человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями.
  • Красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, к природе.  

3) Уметь:

  • наблюдать социальные отношения в быту, в обществе;
  • осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы;
  • представлять результаты учебно- познавательной деятельности ответами на вопросы, рисунками, моделями, аппликациями;
  • создавать творческие работы на заданную тему;
  • оценивать свою деятельность;
  • осуществлять навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

4) Использовать  полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания себя членом общества (семья, класс, гражданин России) и воспитания в себе желания стать достойным человеком

( верным другом, заботливым членом семьи, патриотом своей Родины).

V.  Обоснование используемых технологий, методов, форм организации при изучении раздела « Человек и общество»

Использование различных технологий, форм и методов в процессе обучения    позволяют мотивировать учащихся на поиск и приобретение знаний, умений, навыков; поддерживать интерес к учебе и добиваться хороших результатов при изучении окружающего мира.

  1. Компьютерные технологии.

Применение технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить оригинальность. Информационные технологии позволяют показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены.

  1. Личностно ориентированные педагогические технологии.

Эти технологии предусматривают диагностику личностного роста, ситуационное и игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном и образовательном пространстве, создают условия для саморазвития ученика.

  1. Проблемно – развивающие технологии.

Это обучение творческое, преподносящее ребятам ход познания, путь рождения того или иного научного понятия. Приобретение знаний происходит при помощи решения проблемы. Учебная проблема побуждает их к активной мыслительной деятельности. В ходе её решения дети овладевают мыслительными приемами, анализом, синтезом, обобщением. Главное, что дети приобретают знания не в готовом виде, а добывают их сами. При этом учатся использовать ранее приобретенные знания, активно наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между явлениями, делать выводы и применять полученные знания на практике.

  1. Здоровьесберегающие технологии.

Эти технологии позволяют проводить процесс обучения без причинения вреда здоровью учащихся через соблюдение санитарно – гигиенического режима в классе, проведение физкультминуток, применение различных форм и методов обучения, направленных на сохранение здоровья учащихся.

  1. Адаптированная система обучения А.С.Границкой.

Ведущим видом деятельности в адаптированной системе обучения является самостоятельная работа учащихся, осуществляемая на каждом уроке за счет её совмещения с индивидуальным обучением. Система обучения опирается на работу в парах, увеличивается доля самостоятельной работы учащихся на уроке. Организация самостоятельной работы осуществляется без посредственного вмешательства учителя за счет использования технических средств и других средств индивидуальной работы. Эта система учитывает также воспитательное воздействие доверия и уважения к личности учащегося.

           6. Игровые технологии.

Обеспечивают эмоциональное и рациональное в обучении. В процессе игры учащиеся сталкиваются с ситуацией выбора, в которой они проявляют свою индивидуальность. Идея вариативности, свобода выбора заданий и организационных форм деятельности одна из ведущих идей современной педагогики – получает в игровой технологии возможности для своей реализации.

7.    Технология учебного исследования.

Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения

8.Технология дифференцированного обучения.

Для этой технологии характерен учет типичных индивидуальных различий.

9. Технология проектной деятельности.

Методы обучения, используемые при изучении раздела.

 

По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.

По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, самостоятельная работа.

В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала.

По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

По принципу расчленения или соединения знаний: сравнительный, классификационный, обобщающий, аналитический.

Формы организации познавательной деятельности при изучении раздела.

  1. Фронтальная форма познавательной деятельности.

Предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими познавательной задачи.

  1. Индивидуально-обособленная форма.

Имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников.

  1. Групповая форма организации познавательной деятельности.

Это организация учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. При этой форме отдельные ученики ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу.

  1. Коллективная форма познавательной деятельности.

Это работа в статических, динамических, вариационных парах. Деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но и за знания своих товарищей.

                         

                              VI.  Поурочное планирование по разделу.

                                                             1 урок.

Тема урока

             Человек-общественное существо. Формы общения.

Цели и задачи.

Цель: познакомить с понятиями «общество», « формы общения».

Задачи:

1.Обучающие: способствовать формированию представлений о человеке как социальном существе, члене общества; о формах общения людей; формировать умение моделировать ситуации общения.

2. Развивающие: способствовать развитию логического мышления;

коммуникативности.

3. Воспитательные: содействовать формированию желания быть общительным человеком; знать правила культурного поведения.

Планируемый результат

Дети будут знать, для чего люди общаются, как можно общаться друг с другом; усвоят утверждение, что человек не может жить без общения.

Тип урока.

Урок усвоения новых знаний.

Формы учебной деятельности

Фронтальная, коллективная ( в парах), индивидуальная,

групповая.

Методы обучения.

Словесные, наглядные, беседа, работа с учебником, работа с тетрадью, самостоятельная работа.

Деятельность детей.

Учащиеся размышляют о человеке, как части живой природы и общественном существе; разыгрывают по иллюстрациям сценки общения, оценивают свои приоритеты, обсуждают, какого человека можно назвать общительным; моделируют ситуации общения по телефону, анализируют рисунки ( расшифровывают жесты, мимику); выполняют задания в тетради.

Формы контроля.

Фронтальная беседа; ответы на вопросы учебника; выполнение письменного задания в тетради; разгадывание кроссворда

 ( см.приложение); выполнение теста ( см.приложение)

Источники информации.

Учебник « Окружающий мир», рабочая тетрадь, энциклопедия « Я познаю мир». Журналы « Начальная школа»; Савинова С.В.

 « Нестандартные уроки в начальной школе».

Д/З

Учебник 28-33, подготовить инсценировки по правилам вежливого общения.

                                                 

2 урок.

Тема урока

                                  Уроки вежливости.

Цели и задачи.

Цель: познакомить  детей с правилами вежливости.

Задачи:

1)Обучающие: способствовать формированию навыков культурного общения с людьми разного возраста и в разных ситуациях.

2)Развивающие: формировать умения работать с учебником, тетрадью; работать в парах, группах; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

3) Воспитательные: воспитывать желание быть культурным и вежливым человеком; быть самостоятельным и коммуникативным.

Планируемый результат.

В результате изучения этой темы дети должны усвоить правила вежливого человека и использовать эти правила в повседневной жизни.

Тип урока.

Комбинированный.

Формы учебной деятельности.

Фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Методы обучения.

Проблемный, поисковый, наглядный, словесный, беседа.

Деятельность учащихся.

Дети обсуждают значение вежливости в общении людей, разыгрывают сценки, подбирают вежливые слова для каждого конкретного случая, составляют пословицы и поговорки.

Формы контроля.

Ответы на вопросы учебника, самостоятельная работа в тетради, выполнение теста. (см. приложение); работа по карточкам.

Источники информации

Учебник, тетрадь, энциклопедия « Я познаю мир».Алексеев С.П.

 « Что такое, кто такой»

Д/з.

Учебник с.34-37, задание в тетради; подготовить сценки, демонстрирующие правила вежливости.

3 урок.

Тема урока.

Физическая и духовная красота человека.

Цели и задачи.

Цель: дать понятие о внутренней и внешней красоте человека.

Задачи:

1)Обучающие: сформировать представление о физической и духовной красоте человека, о нравственных ценностях и чертах характера красивого человека; формировать умения оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

2) Развивающие: формирование логического мышления, устойчивого внимания; анализа и сравнения; самостоятельной формулировки выводов.

3) Воспитательные: формирование познавательной активности; воспитание  желания быть духовно и физически красивым человеком.

Планируемый результат.

Учащиеся будут знать, в чем красота человека, в чем заключаются нравственные ценности красивого человека, черты его характера.

Тип урока.

Комбинированный.

Формы учебной деятельности.

Индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах.

Методы обучения.

Проблемно-поисковый, объяснение с применением ТСО, самостоятельная работа с учебником и тетрадью.

Деятельность учащихся.

Читают стихотворение и анализируют его, размышляют, чем определяется красота человека, какие качества личности, черты характера делают человека. Обсуждают текст учебника, выполняют задание в тетради.

Формы контроля.

Ответы на вопросы, выполнение теста, индивидуальные сообщения по теме.

Источники информации.

Учебник, тетрадь, видеофильм о спорте. Энциклопедия « Я познаю мир»

Д/З

Прочитать текст в учебнике, подобрать картинки, отображающие красоту человека, подготовить сообщение.

4 урок.

Тема урока.

Настроение человека. Положительные и отрицательные эмоции.

Цели и задачи.

Цель: Изучение разных эмоций человека; способов управления ими.

Задачи:

1)Обучающие: формировать представление об эмоциях человека, их разнообразии, умении управлять ими.

2) Развивающие: развивать уважение к окружающему миру, миру природы и людей; мыслительные способности (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

3) Воспитательные: способствовать проявлению культуры проявления положительных и отрицательных эмоций; навыки самоконтроля.

Планируемый результат.

В ходе изучения этой темы учащиеся будут знать, что такое настроение, отчего оно зависит. Дети будут знать, что настроение может портиться и что надо знать, чтобы научиться управлять своими эмоциями.

Тип урока.

Комбинированный.

Формы у.д.

Фронтальная, индивидуальная, коллективная ( в парах, в группах)

Методы обучения.

Словесные, наглядные, беседа, самостоятельная работа, объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Деятельность учащихся.

Размышляют, каким бывает отношение человека к окружающему миру, к людям, одноклассникам; как управлять возникающими отрицательными эмоциями, как культурно проявлять положительные эмоции; обсуждают необходимость проявлять чуткость к окружающим людям, желание им помочь в трудную минуту; озвучивают картинки, объясняют, что может стать причиной разного настроения изображенных на них детей; приводят примеры своих положительных и отрицательных эмоций; оценивают поступки ребят, которые портят настроение окружающим людям.

Формы контроля.

Тест « Настроение»; выполнение творческого задания; ответы на вопросы учебника; индивидуальный опрос.

Источники информации.

Учебник, тетрадь, энциклопедия « Я познаю мир», презентация

« Эмоции человека»

Д/З.

Подготовить сообщение о своих друзьях; принести фотографии друзей; рассказать о дружбе с ними.

Урок 5.

Тема урока.

Друзья, их значение в жизни людей.

Цели и задачи.

Цель: Ввести понятие « дружба»; показать её значение в жизни людей.

Задачи:

1)Обучающие: формирование представлений о настоящей дружбе; о дружном коллективе; формирование умений давать оценку поступкам сверстников.

2) Развивающие: формирование умений работать с текстом, сравнивать, делать выводы.

3) Воспитательные:  воспитывать желание иметь друзей и быть настоящим другом.

Планируемый результат.

В результате изучения этой темы учащиеся будут знать, кого можно считать настоящим другом. Смогут давать оценку поступкам друзей.

Тип урока.

Комбинированный.

Формы учебной деятельности.

Фронтальная, коллективная ( в парах, в группах), индивидуальная.

Методы обучения.

Словесные, наглядные, беседа, самостоятельная работа, проблемный, аналитический.

Деятельность учащихся.

Размышляют о том, что нравится им в одноклассниках, друзьях, какого друга они хотели бы иметь, надо ли прощать обиды, моделируют день рождения друга, составляют и объясняют пословицы о дружбе, анализируют содержание стихотворения, рассказывают о своих друзьях.

Формы контроля.

Тест « Какой я друг»; ответы на вопросы учебника, самостоятельная работа в тетради.

Источники информации.

Презентация ученика « Мой друг», учебник, тетрадь, энциклопедия « Я познаю мир»

Д/З

Учебник с.48-51, составить рассказ « Моя семья».

Урок 6.

Тема урока.

Семья. Родственники.

Цели и задачи.

Цель: Актуализировать знания учащихся о значении семьи в жизни человека.

Задачи:

1)Обучающие: формировать представление о семье, о родственных отношениях.

2)Развивающие: развитие логического мышления, развитие умения составлять сообщения по предложенному плану.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к старшим в семье, к родственникам; любовь к своим родителям.

Планируемый результат.

В результате изучения этой темы ученики усвоят понятия: семья, фамилия, поколение, родственники. Научатся составлять родословную семьи.

Тип урока.

Комбинированный.

Формы учебной деятельности.

Индивидуальная, коллективная (в парах по карточкам), фронтальная.

Методы обучения.

Исследовательский, словесные, наглядные, практический, проблемный.

Деятельность учащихся.

Актуализируют свои представления о семье, проверяют свои предположения по учебному тексту, объясняют понятия, выделенные жирным шрифтом, решают логические задачи, читают схему, определяют по ней имена прадедов, выполняют задание в рабочей тетради, готовят рассказ о семье по плану.

Формы контроля.

Тест « Моя семья», рассказы детей о семьях.

Источники информации.

Учебник « Окружающий мир», методические рекомендации к учебнику, энциклопедия « Я познаю мир»

Д/З.

Учебник с. 52-55, тетрадь, составление сообщения о своей семье по плану, выяснить у родителей происхождение фамилии.

                                                                    Урок 7.

Тема урока.

Семейные заботы и традиции.

Цели и задачи.

Цель: Актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях.

Задачи:

1)Обучающие: формировать представления о семейных отношениях, о семейных обязанностях, традициях, реликвиях.

2) Развивающие: продолжить развивать умения выполнять исследовательскую работу и презентовать её

3) Воспитательные: воспитывать понимание необходимости заботиться о слабых, больных; желание поддерживать традиции своей семьи, хранить семейные реликвии.

Планируемый результат.

Дети усвоят понятия: дружная семья, семейные традиции. Научатся составлять родословную своей семьи.

Тип урока.

                                      Комбинированный.

Формы учебной деятельности.

Фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Методы обучения.

Словесные, наглядные, беседа, самостоятельная работа, исследовательский метод.

Деятельность учащихся.

Учащиеся обсуждают, какими могут быть обязанности у каждого члена семьи; рассказывают о своих обязанностях, анализируют текстовую и иллюстративную информацию; делают выводы; предлагают вопросы для исследования родословной семьи и её традиций и реликвий.

Формы контроля.

Устный опрос, составление рассказа по опорным словам, составление вопросов по теме «родословная»; тест.

Источники информации.

Энциклопедия « Я познаю мир», учебник, методические рекомендации, журналы « Начальная школа».

Д/З

Подготовить родословную семьи и презентовать её.

                                                      Урок 8.

Тема урока.

 Моя родословная.

Цели и задачи.

Цель: обобщить знания, полученные при изучении темы

« Моя семья».

Задачи:

1)Образовательные: учить представлять результаты собственных изысканий; развивать умения высказывать свои суждения, задавать вопросы по увиденным работам одноклассников.

2) Развивающие: формирование интереса к истории своей семьи, родословной.

3) Воспитательные: способствовать воспитанию чувства любви к своей семье и гордости за неё, чувства уважения к родителям.

Планируемый результат.

Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Урок способствовал воспитанию чувства гордости за свою семью.

Тип урока.

Урок – праздник.

Деятельность учащихся.

Учащиеся представляют результаты своих исследований.

Формы контроля.

Просмотр детских работ; ответы на вопросы по презентациям.

Источники информации.

Учебник, тетрадь, методические рекомендации, « Я познаю мир»,

Полянина Н.Б. « Проектная деятельность в начальной школе».

Д/З

Поделиться впечатлениями с родными дома.

             

VII.  Система знаний  и система деятельности, формируемые при изучении раздела « Человек и общество»

Знания по предмету приобретаются и реализуются учащимися в процессе учебной деятельности. Ее структура включает в себя большое число взаимосвязанных элементов. Содержание деятельности включает в себя действия и операции.

Система деятельности учащихся при изучении темы « Человек и общество» включает, прежде всего, познавательную деятельность.

 Интеллектуальные умения основываются на приемах умственной деятельности, к которым относятся анализ, синтез, конкретизация, сравнение, установление причинно – следственных связей, построение выводов, проведение наблюдений, постановку проблемы и выдвижение гипотез.

 Общеучебная деятельность определяет методы учения: организацию учебного места, различные способы поиска информации, работу с литературой (анализ текста, конспектирование, подготовку сообщений и др.), навыки общения (вести диалог, дискуссию, монолог, задавать вопросы), а также методы взаимообучения (организацию работы в группе, умение выступать, давать взаимооценку).

Самоорганизующая деятельность заключается в способах самостоятельной постановки целей, планировании работы, самоанализе, самоконтроле, самооценке, осознании своего продвижения.

Если ученики выполняют воспроизводящие действия, то их деятельность называется репродуктивной.

Если учебные действия выполняются в варьирующихся условиях, то такую деятельность можно назвать вариативно-воспроизводящей.

Деятельность, направленная на поиск новых знаний, называется продуктивной. Если ученики находят способ действия самостоятельно, опираясь на имеющиеся у них знания, то такую деятельность можно назвать исследовательской.

В результате усвоения раздела программы учащиеся приобретают следующую     систему знаний:

  • Что такое общество. Формы общения людей.
  • Духовная красота человека: красота мыслей, поступков, доброта, умение дружить. Правила вежливости.
  • Семья. Члены семьи, поколения. Имя, отчество, фамилия, их происхождение.
  • Родословная: предки, ближайшие родственники. Родовые и семейные традиции.
  • Труд, отдых, семейные праздники.
  • Распределение обязанностей в семье.

Контроль и коррекция результатов.

                                                   

                                                 Виды контроля.

        Устный.                                                                         Письменный.

  1. фронтальный                                                                  1. проверочные задания
  2. индивидуальный                                                            2. тестовая работа

                                                                                                     

рассказ-         рассказ-

-описание      -рассуждение

           Для проверки и контроля знаний учащихся используются различные методические приемы. При изучении данной темы учащиеся должны совершенствовать такие учебные навыки, как: выделение главного в тексте, изучение и осмысление иллюстраций учебника, связный рассказ с выделением основного содержания, умение выполнять творческие задания, решать задачи, тесты.

.  Устный опрос на уроках занимает значительное время, а количество оценок в итоге оказывается недостаточным. Этот фактор значительно снижает мотивацию школьников к учению. Поэтому применяются следующие методические приемы: фронтальный опрос, диктант « Да-нет», индивидуальный рассказ по заранее подготовленной теме. Подобные приемы значительно оживляют урок и позволяют проверить уровень, глубину и осознанность знаний учащихся. Для оценки их деятельности использую и рабочую тетрадь, где учащиеся выполняют различные задания.

       Таким образом, проверку и контроль знаний провожу разными способами:

  • Устный опрос;
  • Фронтальный опрос;
  • Тестовый контроль;
  • Составление рассказа по опорным словам;
  • Комментирование слайдов и видеофрагментов;
  • Написание сообщений .
  • Составление и разгадывание кроссвордов;
  • Выполнение учащимися разноуровневых индивидуальных заданий по дидактическим     карточкам;
  • Диктант;
  • Составление учениками вопросов по теме, на которые отвечают одноклассники.
  • Исправление намеренно допущенных ошибок в тексте;
  • Самостоятельное заполнение таблиц в тетради и др.
  • При проверке используется самоконтроль и взаимоконтроль.

VIII. Литература.

  1. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока. - Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Бильгильдеева Т.Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание условий для её самореализации. М., 1999.
  3. Гармония. Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.
  4. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. 2010.
  5. Журналы « Начальная школа»: №2 2006г, №8 2004г, № 9 2005г, № 7 2009г,

№ 12 2008г, №2 2008г.

  1. Засоркина Н.В. Метод проектов в начальной школе. Волгоград 2010.
  2. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы.
  3. Кривобок Е.В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград.2010.
  4. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения.
  5. Никишина Н.В. Инновационные педагогические технологии – Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Парамонова Л. « Дошкольник в мире диалога». Дошкольное воспитание.1999. №5.
  7. Поглазова О.Т. Учебник – тетрадь « Окружающий мир», 1 и 2 части. 2 класс.-Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.
  8. Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику-тетради. 2 класс. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.
  9. Олиференко Л.Я. « Социальная поддержка детей группы риска». 2002.
  10. Общая психология. А.В.Петровский. – М.: Просвещение, 1996.
  11. Рыбъякова О.В.  Создание условий для формирования компетентной личности в начальной школе.
  12. Рыбъякова О.В. Информационные технологии на уроках в начальной школе.
  13. Савинова С.В. Нестандартные уроки в начальной школе- Волгоград: Учитель, 2004г.
  14. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. 2010г. Москва.
  15. Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения. Волгоград. 2010.
  16. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Волгоград.2010.
  17. Шалаева Г. « Окружающий мир». – М.: АСТ, Слово.-с.23
  18. Интернет – ресурсы:

http:/www4stupeni.ru/

http:/festival.1 september. ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы

Раздел образовательной программы по математике 3 класс по УМК "Планета знаний" к аттестации учителя...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Методическая разработка раздела образовательной программы. Формирование познавательных УУД при изучении раздела программы «Геометрические фигуры и их свойства»

Целью данной работы является создание системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД при изучении геометрического материала.         Для до...

Методическая разработка раздела учебной программы по гражданскому образованию "Я и моя семья"

     Курс "Гражданское образование" разработан авторским коллективом преподавателей кафедры начального образования НИРО С.К.Тивиковой, Н.Н. Деменевой, Т.Я.Жклезновой, Н.Ю.Яшиной....

Методическая разработка раздела учебной программы - раздел «Части речи. Имя существительное»

Один из богатейших выразительными средствами и наиболее развитых языков, русский язык уже стал языком межнационального общения и вышел на мировую и международную арену, став языком высокогуманной куль...

Методическая разработка раздела учебной программы Раздел «Части речи. Имя существительное»

Раздел программы по грамматике и правописанию, посвященный изучению частей речи в начальных классах, самый боль­шой: специально этому разделу в программах 2 – 4 классов отводится 212 час, т. е. почти ...

Методическая разработка раздела учебной программы "Имя прилагательное" 3 класс.УМК " Школа России".

Данный раздел программы имеет большое практическое значение в изучении курса русского языка  в третьем классе. Обогащение и уточнение словаря на уроке русского языка происходит прежде всего в про...