Методическая разработка раздела учебной программы по гражданскому образованию "Я и моя семья"
презентация к уроку (2 класс) на тему

Грачева Нина Ивановна

       Курс "Гражданское образование" разработан авторским коллективом преподавателей кафедры начального образования НИРО С.К.Тивиковой, Н.Н. Деменевой, Т.Я.Жклезновой, Н.Ю.Яшиной.Основные идеи этой образовательной области связаны  с самоопределением ребенка, выявлением им смысла своей роли и своего значения в жизненном пространстве.

  В предлагаемом материале предлагается пояснительная записка, цели и задачи раздела , ожидаемые результаты освоения раздела программы. Вы найдете обоснование используемых технологий,  методов, форм организации деятельности обучающихся, поурочное планирование раздела "Я и моя семья", а так же   разработку урока "Моя семья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал МОУ Смирновская СОШ   МОУ Костянская НОШ-детский сад

Шатковского района Нижегородской области

Методическая разработка  раздела

учебной программы

«Гражданское образование в начальной школе»

«Я и моя семья»

2 класс.

                                                               Выполнила:   учитель начальных классов

                                                                      МОУ Костянская НОШ-детский сад

                                                 Грачева Нина Ивановна

                                               Стаж работы: 22года

                               Категория: I

с. Костянка

2012

Содержание:

    1.Пояснительная записка                                                                                     с.3 – 4

    2.Цели и задачи раздела                                                                                       с.5              

   3.Психолого – педагогическое объяснение специфики                                     с. 6 - 7

     восприятия и освоения учебного материала

   4.Ожидаемые результаты освоения раздела программы                                    с. 8

     5.Обоснование используемых технологий, методов,      

     форм организации деятельности учащихся                                                      с.9-13                                                                        

    6.Система знаний и система деятельности                                                        с. 14 - 21

   7.Поурочное планирование   раздела                                                                  с. 22-23

   8.Разработка урока                                                                                                с. 24 - 29

   9.Литература                                                                                                          с. 30

   10.Приложения                                                                                                      с. 31  

                                            1.Пояснительная записка

                                                          «Ребенок - зеркало семьи;

                                                                           как в капле воды отражается солнце,

                                                    так в детях отражается

                                                                                нравственная чистота матери и отца».

                                                                                                          В.А. Сухомлинский.

             Мы растим личность – успешную, гуманную, толерантную, деятельностную, способную учиться добывать знания. Это важно, так как воспитание личности с активной гражданской позицией в области ответственности и самостоятельности,      личности, впитавшей лучшие достижения культуры, приобретает особую актуальность. Помочь школьнику обрести уверенность  в своих силах на пути к достижению успеха – это моя первостепенная задача.

    Я работаю по программе «Школа России»  под редакцией А.А.Плешакова

М.: Просвещение,2008г., в сельской  малокомплектной школе. В  учебный план в состав школьного компонента    введен     курс  « Гражданское образование», разработанный  авторским коллективом преподавателей кафедры начального  образования НИРО    С.К.Тивиковой, Н.Н.Деменевой, Т.Я.Железновой, Н.Ю. Яшиной.  

    Для методической разработки раздела учебной программы я выбрала предмет «Гражданское образование».

      Основные идеи  этой образовательной области  по УМК «Кораблик»    связаны с самоопределением ребенка, выявлением им смысла своей роли и своего значения  в жизненном пространстве.   На первом году обучения  особое внимание уделяется взаимосвязанным понятиям: Земля - жители Земли, земляне;  Родина, Отечество, государство - гражданин своей страны; Россия, россиянин;   Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, москвич, петербуржец, нижегородец, житель города, села;

 семья, член семьи  (сын, брат, внук, племянник, дочь, сестра, внучка, племянница). Таким образом, ребенок ощущает себя в той или иной роли в зависимости от того пространства, которое в данный момент рассматривается как дом.
    Курс гражданского образования  имеет интегративный характер. Он   направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построен с учетом идей развивающего обучения и предполагает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения. Учащиеся  приобретают  и определенный опыт творческой деятельности,  важнейшие социальные навыки и умения, связанные с взаимодействием со сверстниками, учителем, родителями.  Безотметочное обучение, принятое при изучении данного курса позволяет   детям быть на уроках   активными, раскрепощенными, готовыми выполнять любые задания. Не всегда можно воплотить в жизнь  пожелания авторов, но хочется  ничего не опустить и расширить кругозор детей насколько это возможно в рамках урока. К счастью, на этом воспитание маленького гражданина нашей страны  в стенах школы не заканчивается: существует тесная межпредметная связь, систематическая воспитательная работа во внеурочное время, где можно продолжать, начатые на уроке темы, закрепляя и обобщая благодатный материал. Результат  анкетирования  на определение мотивации к предметам,  изучаемым в начальной школе показал:    предмет  вызывает  у детей   особый интерес. (см. приложение 1)

     Во 2 классе обучение проводится по учебнику «Кораблик».  На изучение   предмета отводится  34часа. Урок проводится один раз в неделю.  

В программе выделены четыре тематических блока. Каждый   блок  изучается в течение одной четверти.    

1-я четверть. Дом, в котором мы живем (9 ч)

2 –я четверть.  В путешествие по миру (7 ч)

3-я четверть. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве (10 ч)

4-я четверть. Я и моя семья (8 ч)

       Наиболее актуальным для меня является раздел  « Я и моя семья», который соответствует  учебной программе курса «Гражданское образование в начальной школе» для 2-3 классов четырехлетней начальной школы, Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,2008г.

   На выбор темы и содержание данной работы оказал    влияние следующий факт:  в моем классе - комплекте    с каждым годом  увеличивается   число проблемных детей в воспитательном аспекте. Более  60% семей, чьи дети обучаются в моем классе,  это неполные семьи.(см. приложение 2).  Статистика свидетельствует, что только за 2010год в Костянке  из семи семей  учащихся распалось две.       Материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе. На свои вопросы дети  часто получают не те ответы, которые должны были бы получить.   Статистические исследования свидетельствуют, что  дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую  учебную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и асоциальному поведению.

         Эта проблема не только нашей школы, моего класса, в котором я работаю, это стало общегосударственной проблемой.   Президентом РФ Д.А.Медведевым 2008год был объявлен годом семьи с  главной целью  - возрождение авторитета российской семьи, базовых семейных ценностей.                                    

    Младший школьник как никто другой нуждается в общении  с папой и мамой.   Благодаря тому, что разведенные родители живут в одном селе, ребенок  имеет возможность общения с отцом. Курс гражданского образования направлен на активное включение родителей в учебно - воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность.  Тематика курса подсказала мне следующие  темы внеклассной работы, направленные на  сплочение  семьи: «Корни моей семьи», «Мама, папа, я – спортивная семья»,  «Творческая семья». Ежегодно провожу    осенние праздники, праздники, посвященные 8 Марта, Дню защитника Отечества, Новому году.(см.приложение 3) Организую  выставки совместных работ родителей и детей: «Осенняя фантазия», «Новогодний серпантин» (см. приложение 4).  Учебник  «Кораблик» и  рабочая  тетрадь рассчитаны на постоянное привлечение родителей  к выполнению разнообразных практических заданий, что, по моему мнению, способствует сплочению детского и взрослого коллективов.    Изучение данного раздела программы считаю   необходимым детям 2 класса.  

     В процессе изучения  этого  раздела, я имею возможность:

  • обогатить представления детей о семье;
  • раскрыть понятия «семья», «дружная семья», «культура общения», «родословная семьи»;
  • показать  роль родителей и детей  в семье,  значение семьи в жизни человека;                          
  • научить создавать творческие проекты;

 

2. Цели и задачи раздела «Я и моя семья»

Цель раздела «Я и моя семья»:

  • Формирование системы нравственных ценностей на основе гуманистических принципов внутрисемейных отношений.  

Задачи раздела «Я и моя семья»:

Образовательные:

  • Обогатить   представления детей о семье,    о доме,  о родственных отношениях;
  •  Познакомить  детей с различными  социальными ролями человека, с историей русских имен, со значением имени для человека;
  • Раскрыть понятия  «семья», «родословная семьи»;
  • Дать детям представление о внешних и внутренних качествах человека.
  • Научить понимать важность семейных традиций, праздников.

Развивающие:

  • Развивать психические процессы: восприятие, мышление, воображение, речь;
  • Развивать творческие способности учащихся и членов их семей, стремление к самовыражению в различных видах   деятельности;
  • Развивать  у ребенка чувство ответственности (за другого человека, живое существо, начатое дело, данное слово);
  • Развивать   общеучебные умения и навыки (работа с книгой, навыки самоконтроля и контроля, анализа и синтеза прочитанного материала), навыки  проектной деятельности.  

Воспитывающие:

  • Воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи, чуткости, желания прийти на помощь в трудную минуту, к личности и правам другого человека ( не обижать, не ущемлять его интересов);
  • Воспитывать интерес к предмету;
  • Воспитывать  культуру поведения;
  • Воспитание интереса к прошлому своей семьи;

3.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

        Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей.    

     Доминирующей функцией в этом  возрасте становится мышление.   «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», – напоминал учителям

К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Развивается  речь, обогащается словарный запас ребенка,   приобретается     умение  устно и письменно излагать свои мысли.  

      Память в этот период развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности,   имеет преимущественно наглядно-образный характер.  Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами – воспоминаниями.

      Возрастная особенность младших школьников — сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание   с  малой  устойчивостью и небольшим объемом.  

  По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство.  

  В период младшего школьного возраста в личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с ростом самосознания. Ребенок начинает   осознавать себя личностью.   Овладение комплексом нравственных требований и умений способствует его личному развитию.  

 Необходимо учитывать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении.

       Во втором классе обучаются две девочки: Коробова Валерия и Елизарова Юлия. По моим наблюдениям  ученицы проявляют  разные умственные, интеллектуальные  способности.    На основании учёта индивидуальных особенностей,   внимания, мышления, памяти, класс можно разделить на 2 уровня по обучаемости: высокий  и низкий.

  Коробова Валерия   имеет  высокий уровень развития. У неё  высокая  работоспособность,  хорошо развита наблюдательность,  способна  анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, находить различия, сравнивать, обобщать. Внимание у  девочки  произвольное, большого объема, концентрации и устойчивости. Все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная развиты хорошо. Ученица  быстро и продуктивно запоминают материал. Речь развита, так как богат словарный запас,  умеет  составлять связные рассказы, отвечать на вопросы, дает полные ответы, любит  читать. Уровень обучаемости высокий, познавательный интерес развит хорошо.   С удовольствием помогает своим товарищам.   Активно участвует во внеклассной работе: читает стихи, танцует, играет в импровизированных сценках и т.д.

    Низкий  уровень   умственного  развития проявляет  Елизарова Юлия. Девочка имеет малый словарный запас, речь неразвита, при общении наблюдается дефект речи.    Учебную задачу воспринимает  лишь частично, может  не сохранить её в принятом объёме до конца занятия. Допускает ошибки и  как  по невнимательности, так  и  по  незнанию правила. Ошибки не замечает, но исправляет  по ходу занятия.      Преобладает непроизвольное внимание и восприятие. Переключение внимания с одного предмета на другой происходит легко.   Не сформированы действия анализа и сравнения, может  выделять признаки только при опоре на восприятие.  Следует отметить, что девочка старательная,  трудолюбивая. Стремится к успешному усвоению учебного материала. Она  требует  к себе особого внимания, индивидуального подхода со стороны учителя и родителей.        Учитывая психоло-педагогические  особенности детей,  осуществляю индивидуальный подход к учащимся в обучении: Валерии  даю дополнительные задания с тем, чтобы интенсивнее развить её  интеллектуальные  и умственные  способности, Юлии  оказываю индивидуальную помощь, развиваю   память,  сообразительность,   познавательную активность и т.д.

     Для развития внимания и памяти      использую    прием «снежный ком», «ловушки», игра «Угадай кто?», заучивание и воспроизведение небольших стихотворений по изучаемой теме, познавательный интерес вызываю интеллектуальными вопросами «Что? Где? Когда?», практическими  работами (сделай, раскрась), игры по готовым правилам.

 Развитию  мышления, воображения детей, их сообразительности и наблюдательности способствуют  задания:  «Нарисуй свою землю», инсценирование пословиц,       конструирование поделок из бумаги, пластилина,   загадки, кроссворды, ребусы.

  Для развития речи, обогащения словаря учащихся использую такие задания: пересказ прочитанных текстов, чтение наизусть стихотворений, работа с энциклопедиями.

   Очень важную роль при обучении играет учебное сотрудничество.  Оно   дает каждому ребенку эмоциональную поддержку, без которой многие  дети вообще не могут добровольно включиться в работу класса; без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у успешных детей искажается становление характера. В своей работе использую следующие типы сотрудничества:

  • действие по цепочке: взаимодополнение  действий друг друга  (научить детей

слышать и помнить, что сказали другие ученики);

  • парная работа детей (учить договариваться, находить общее мнение).

Это позволяет определить уровень достижений каждого ученика, установить, каковы его успехи в формировании его учебной деятельности, анализирую, что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, устанавливаю причины трудностей и выбираю  пути их устранения. Ведь одна и та же учебная задача для одних  детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос.            

     В заключение подчеркну, что только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого школьника создает условия для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

4. Ожидаемые результаты освоения раздела «Я и моя семья».

 

  По окончанию изучения раздела «Я и моя семья» учащиеся должны:

Знать:   

  • свой домашний адрес;
  • фамилия, имя и отчество членов своей семьи;  
  • произведения русских поэтов о семье, доме, родственниках;
  • правила личной гигиены;  
  • пословицы о семье,  положительные  и отрицательные качества личности;
  • статьи Всеобщей декларации прав человека;  
  • моральные нормы и правила нравственного  поведения;
  • пятую библейскую заповедь;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Уметь:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

  •  использовать полученные знания в повседневной жизни(правила нравственного поведения, правила этикета);
  • пользоваться словарями, энциклопедиями; объяснять смысл пословиц;
  • планировать свой день во время учебы и во время каникул;

Демонстрировать:  

  • творческие проекты;
  •  рисунки и поделки членов своей семьи, стенгазеты о своих родителях, родственниках.
  • выразительное чтение стихотворений;

Коммуникативные знания:

  • составление рассказов по картине, пересказ текста;
  • расширение  активного словаря детей терминами тем раздела;

   Предполагаемые  результаты реализации программы

   1. Развитие  у детей основ социального и правового сознания.

   2.Осознание детьми смысла своей роли и своего значения, как  в жизненном пространстве, так и во времени.

  3.Укрепление социально-психологического здоровья учащихся, развития их коммуникативных способностей, нравственное  и эстетическое совершенствование личности.

   4.Повышение социального самосознания статуса личности, развития гражданской инициативы и самостоятельности  каждого ребенка.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:

1. Динамика изменений в состоянии   нравственного воспитания обучающихся  (проведение анкетирования с целью выявления эмоционального настроя учащихся на начало и окончание изучения данного раздела)

  (см. приложение5)

2. Первоначальные представления учащихся по изучаемому разделу до изучения тем раздела  и после.

(см.приложение6)

5. Обоснование  используемых методов, форм организации деятельности учащихся  в образовательном процессе по разделу «Я и моя семья».

     По сравнению с другими педагогическими дисциплинами урок гражданского образования  имеет свою специфику, и это предъявляет особые требования к организации и проведению учебных занятий. В процессе одного занятия обычно применяют несколько способов организации учащихся.
  Выбор способов организации школьников  на уроках  определяется в первую очередь подготовленностью занимающихся и задачами, стоящими перед уроком.
                        Методы обучения – это способы, при помощи которых учитель и ученик решают поставленные задачи на уроке.
1. Метод использования слова (словесный метод)  - это доведение учителем словесной информации до учеников.  
1.1.Рассказ предполагает устное повествовательное изложение содержания  учебного материала и  характеризуется  пополнением   теоретических и практических знаний учащихся. Так, на первом уроке  я рассказываю о значении дома и семьи в жизни человека, знакомлю со статьей Всеобщей декларации прав человека.

 1.2. Объяснение  применяю при   анализе  нового слова или понятия,  например, работая над понятием  « родня», при разыгрывании сценок, этюдов, перед самостоятельной работой  в тетради.

  1.3. Беседа - форма общения между учителем и учеником, или группой учеников. Например:  беседа о   домашних обязанностях    у   каждого ребенка.  «Круговую» беседу использую с целью диагностирования нравственных качеств учащихся. Я предлагаю детям закончить фразу по очереди: «Я чувствую себя счастливым, когда…», «Больше всего мне нравится в себе (в друзьях)…». Мне важно зафиксировать мнение каждого ребенка.    

  1.4. Убеждение использую для привлечения ребенка к сотрудничеству, при анализе конкретных жизненных ситуациях, позволяющих убедить ребенка,   привлечь его к нужному поступку: например, посмотреть в воображаемое зеркало и рассказать соседу по парте о своих особенностях.

1. 5. Дискуссия -  метод группового обсуждения, позволяющий рассматривать и примерять  различные точки зрения на   те  или иные реальные события: например, обсуждение проблемы использования прозвищ.

1. 6. Работа с учебником и книгой  осуществляется, как  руководством учителя, так и самостоятельно. Приемы работы:  конспектирование (краткая запись содержания прочитанного), цитирование,  рецензирование, составление справки (биографические, географические),  сведений о чем-либо.

 1.7.Домашняя работа дополняет деятельность учащихся на уроке, обеспечивает подготовку к изучению нового материала,   углубляет  уже приобретенные  знания, формирует  новые. Домашние  задания часто  носят  творческий характер,  а  их разнообразие  способствует формированию познавательных интересов. Я предлагаю детям следующие задания:                                                                                                                        

- придумать загадку или считалку, используя имена своих друзей;

- доставить кому-нибудь  радость;

- написать письмо любимому сказочному герою и т.д.

  Культура речи педагога, ее грамотность, богатство языка, эмоциональность   также имеет большое   значение при работе с детьми.

2. Наглядный метод –  метод   усвоения  учебного  материала,  находящийся   в  существенной  зависимости  от  применяемых  в  процессе  обучения  наглядного  пособия   и  технических  средств.   

 2.1. Метод иллюстраций использую с целью  показа   ученикам иллюстративных пособий: плакатов,    картин,  рисунков  из учебника, портретов  поэтов, ученых, композиторов и т.д.

  2.2. Зарисовки мелом на доске. Составляю на доске  таблицы, схему, помогающую  определить отчества, фамилии и их  соотношение  (схему родства),  условные значки - символы членов семьи, делаю записи родственных слов.

2.3. Презентация представляет собой наглядное зрительно-иллюстративное,        музыкальное сопровождение урока согласно теме.  Лично я прошла долгий путь в поисках новой формы и методики  преподавания в младших классах с применением ИКТ. Освоив  компьютер и Интернет-ресурсы, я поняла, что могу строить учебно-воспитательный процесс по-новому. Начала создавать тематические презентации, применять их  во время уроков, на внеклассных мероприятиях, на родительских собраниях. Так появились мои первые мультимедийные уроки, которые позволили  использовать максимум разнообразной информации и интенсифицировать образовательный процесс. Урок с использованием ИКТ интересен для учащихся, способствует  более эффективному  усвоению знаний, улучшается уровень наглядности на уроке, повышается динамика урока за счет быстрой смены слайдов.

      Наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы учащихся с подобного рода ресурсами. Не менее важен и тот стимул, который несёт в себе процесс подготовки электронной презентации к углубленному изучению предмета.    Должна заметить, что эффективность использования ИКТ уже во 2   классе ощутимая. Меня радуют успехи моих учеников, их желание и готовность учиться, познавать, а это главное в обучении. Им интересно! А интерес – двигатель познания. Мои работы с использованием   ИКТ были оценены  на районном   уровне:

  • Районный конкурс  уроков-презентаций ( номинация «Урок-презентация в начальной школе») 2008-2009г.г, 2 место;
  •  Районный конкурс методических пособий «Растим патриотов России» 2009г,

1 место;

  •  Районный конкурс методических разработок уроков «Воспитание классикой» в номинации «Методическая разработка уроков в начальной школе» 2011г,

     1 место.(см.приложение 7) 

   Для того чтобы  обеспечить максимальную занятость каждого на протяжении всего урока,  контролировать работу и оказывать помощь, следить за порядком и дисциплиной,   я использую следующие способы организации занятий:
     1. Фронтальный способ: Учитель ведёт работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т. д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность. Это даёт возможность соотносить сложность заданий с реальными возможностями каждого ученика, учитывать индивидуальные возможности учащихся, создавать на уроке атмосферу дружественных отношений между учителем и учащимися, вызвать у них чувства сопричастности в общих достижениях класса. Так на первом уроке  « Из дальних странствий возвратясь» я провожу беседу на тему

«Что такое дом?»

- Вспомните, где мы побывали в третьей четверти? Что узнали?

- Куда стремится вернуться  каждый человек? (домой)

-Если космонавты улетят к далеким звездам, то, что значит  для них  вернуться домой? Куда они возвращаются? ( на землю)

- А что значит «вернуться домой» для человека, котррый путешествовал по другим странам? ( на родину)

- Так что же для человека означает слово «дом»?

-Что  испытываешь, когда возвращаещься домой? и т.д.

  Я применяю этот способ и  во время:

  • Выполнения заданий в тетради, в работе над пословицами, сказками, в беседе

о родителях, в работе над образом матери.  

 - перечислить членов своей семьи в настоящее время;

 - перечислить членов своей будущей семьи, когда станешь мамой, папой;

 - дорисовать и разукрасить дом для своей семьи (стр46);

 

2.Индивидуальный способ: предлагаю  отдельное задание каждому ученику, подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Один из наиболее эффективных путей реализации индивидуального способа на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания такие как:

 - выполнение развивающих (интеллектуальных и практических) заданий, которые приводятся в тетради, учебнике:

  • Придумай свои семейные праздники, а также поздравления своим родным к этим праздникам и ко дню рождения (Тетрадь,стр33)
  • Составь сообщение на основе текстового и иллюстративного материала

( Что можно рассказать о семье Чайковских по фотографии?Учебник, стр32)

  • чтение стихотворений о родных людях по выбору;
  • Узнай, что означает твое имя, откуда оно к нам пришло? (Учебник,стр34)

Коммуникативные задания предполагают организацию речевого общения,взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем на уроке и вне его.Они способствуют формированию у школьников навыков учебного сотрудничества, помогают на практике усвоить нравственные нормы, с которыми дети знакомятся в курсе гражданского образования.Обычно такие задания включают слова: «расскажи в классе», «сделай вместе с одноклассниками». Эффективность  коммуникативных заданий определяется их направленностью на других людей.важно использовать игровые приемы: например, игры «Рассказ по кругу», «Кто красивей всех на свете?» (см.приложение8)

  Индивидуальную работу я провожу на всех этапах урока: это и в эмоциональном введении в мир урока,  и в информационной  части: чтение научно-популярных текстов, рассказы детей, и в объяснении  домашнего задания. Эта работа  направлена на  усвоение  новых знаний, на  формирование  и закрепление  умений и навыков, на обобщение  и повторение  пройденного материала.

                                            Технологии обучения:

1.Личностно-ориентированный подход в обучении.                                                                                      

      На своих уроках особое внимание я уделяю личностно-ориентированному подходу в обучении.   Главное - научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь    понять, что ребёнок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.  Согласно личностно-ориентированному подходу, ребенок младшего школьного возраста учится лучше и научится большему, когда он:

  • изучает то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям;
  • в процессе обучения   может активно действовать, экспериментировать,   использовать имеющийся у него личный опыт;

С первого класса  для каждого ребенка заведена папка ( портфолио), где фиксируются основные  сведения  об ученике  и  его творческие работы.

Индивидуальная работа  отражается при самостоятельной  работе в тетради:

  • подпиши на конверте свой адрес (стр45);
  • мои домашние обязанности (стр47);
  • напиши, как ласково ты называешь свою маму и что хочешь пожелать ей (стр46)

   Вначале изучения разделя «Я и моя семья» я предлагаю детям долговременное задание - начать писать книгу о себе «Кто я?». В конце изучения раздела дети показывают результат своей работы.

2.Дифференцированный подход в обучении позволяет  учить  всех,  но  по-разному.  Это  означает,  что,   осваивая     курс,  одни  школьники  в  своих  результатах  ограничиваются  уровнем  обязательной  подготовки,  другие – в  соответствии  со  своими  способностями,  достигают  более  высоких  рубежей.  Например, при изучении темы «Я и мое имя», одни школьники  рассказывают, почему   и в честь кого им дали такие имена, а более сильные учащиеся узнают о значении своего имени в энциклопедии, какого оно происхождения, соответствует ли оно внешности или характеру.    Сильному   ученику    предлагаю  изучение  нового  материала  дома  и   привлекаю  его   к  рассказу   в  классе ( например: подготовить рассказ об иконе Владимирской Божьей Матери – урок «Моя семья».         Дифференцированный  подход  в  работе  в паре, например, назовите своего друга ласковыми именами, придумайте загадку или считалку, используя имена своих друзей (Учебник, стр35),построить лесенку из слов-родственников  вначале  строит  сильный ученик,   потом  слабый (Тетрадь, стр47).  

3. Деятельностный подход в обучении  опирается на идеи сотрудничества, в соответствии с которыми организуется совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителя. Дети учатся сотрудничать друг с другом, учителем, родителями и другими взрослыми  в учебной, игровой, трудовой, общественно  полезной деятельности. Например, разыграй в классе ситуации, в которых нужно обратиться к людям, используя имена или имена и отчества (учебник, стр36), напиши  рассказ  в классную стенгазету о праздниках в твоей семье, изготовь эмблему – символ семьи

( учебник,стр42).

 4.Интегративный  подход  предполагает связь с другими учебными предметами. Предлагаемые на уроках гражданского образования задания построены на основе связей с чтением,   математикой, русским языком, природоведением, музыкой, изобразительным искусством.

На уроке мы читаем   познавательные тексты (Возвращение блудного сына, стр29),отгадываем  ребусы (стр30,34,36), сочиняем  стихи,  загадки, считалки,используя имена своих друзей (стр35), исполняем песни про папу, семью  про имена, рассматриваем портреты знаменитых людей(стр32,37,40) и т.д.  Все это усиливает развивающие возможности курса гражданского образования. Большая возможность использовать  на интегрированных уроках различных   технологий, методов, форм - позволяет решать еще одну не менее важную задачу в условиях  нашей школы - это  здоровьесберегающий подход в обучении.

 

                                  

                          Формы организации занятий:

    Каждый тематический блок рассматривается в течение  четверти в соответствии с определенной логикой: общее представление о теме – его конкретизация – обобщение. В зависимости от функции, места и роли урока внутри тематического блока выделяются следующие типы уроков: 

  • урок введения в тему
  • урок углубления темы
  • урок обобщения темы

     Урок  введения в тему намечают перспективу ее развития на последующих уроках,  на уроках углубления темы конкретизируются основные идеи четверти, уроки обобщения предполагают не только установление содержательных связей с предыдущими уроками, но и перспективных связей с темой следующей четверти

( см.программу стр37-39).

1. Урок   – основная и наиболее целесообразная форма организации учебных занятий, так как он проводится с постоянным контингентом учащихся, с определенной продолжительностью, по заранее разработанному плану и твердому расписанию.                  2. Внеклассные занятия.
 
2.1.1.  Семейный праздник  –  обобщающее мероприятие по изучаемой теме, включающий в себя конкурсную программу, и, что самое главное, охватывающий  всех учащихся начальной  школы.
2.1.2.
 Посещение сельской и школьной  библиотеки с целью найти материал для пополнения копилки знатока, найти стихи на определенную тему и подготовить выразительное чтение.                                                                                                           
2.1.3.  Самостоятельная  исследовательская  работа  по заданию учителя.
2.1.4.
Игры, конкурсы  на свежем воздухе.                                                                          2.1.6. Экскурсии «Профессии наших родителей» с целью знакомства с условиями работы и её спецификой.

6. Система знаний и система деятельности.

1.Тема:  «Из дальних странствий возвратясь»

        В результате изучения данной темы учащиеся получат знания о  доме, в котором мы живем(Земля, Отечество, город, село,дом, квартира, семья), научатся понимать значение дома и семьи в жизни человека, познакомятся  с социальными ролями человека, с библейской притчей о блудном сыне.

Система деятельности.

- отвечать на уточняющие вопросы  о том, что такое дом ;

- работать в тетради по теме урока;

-разыгрывать сценки с ролями, которые есть у каждого человека в семье (см.приложение 9)

-выполнять словообразовательный анализ слова « милосердный», объясняя его значение;

- начнут работу над созданием своей книги под названием «Кто я?»

2. Тема: « Моя семья»

        В результате изучения данной темы учащиеся будут знать, что входит в  понятие «семья», познакомятся с    иконой     Владимирской  Богоматери, картинами   Рафаэля «Сикстинская мадонна» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи. Узнают  новые пословицы о маме, научатся произносить это слово на разных языках.

Система деятельности.

-дети будут отвечать на вопросы учителя по теме урока;

- вместе с учителем будут открывать новые знания;

- работать в тетради по теме урока;

- исполнять песни и читать стихи  о семье, о папе;

- показывать   проекты на тему « Моя семья»

3.Тема: «Моя родня»

     В результате изучения этой темы дети узнают значение слова «родня», познакомятся со словами, которые ассоциируются при произношении слова «родня» (см.приложение), узнают  о семейных взаимоотношениях, рассмотрят фото   семьи П.Чайковского. Узнают, какие качества важно в себе воспитывать, а  от каких нужно избавиться. Познакомятся с  обязанностями  каждого члена семьи,  со статьей из Всеобщей декларации прав человека о неприкосновенности жилища

Система деятельности.

-дети будут отвечать на вопросы учителя по теме урока;

- устанавливать семантическую близость слов с исходным словом  «род»;

-разыгрывать этюд «Так будет справедливо»(см.приложение10)

- начнут работу над проектом «Моя родословная».

4.Тема: «Я и мое имя. Значение имени для человека».

    В результате изучения этой темы дети будут знать свое полное и неполное имя, а также узнают  историю русских имен, значение своего имени. Дети научатся вежливо обращаться друг к другу, использовать ласковые имена, представляться другим людям, знакомиться.

Система деятельности.

-дети будут отвечать на вопросы учителя по теме урока;

- выполнять работу в тетради (методика «Анаграммы»-  расшифровать  имена коротышек из сказки Н.Носова, переставив буквы, объясняют значение имен героев);

-отгадывать имена с помощью ребусов (Учебник, стр34);

-дискутируют по проблеме использования прозвищ;

- вместе с учителем разыгрывают ситуацию знакомства с героями сказки Н.Носова «Незнайка и его друзья» (Учебник , стр35).

5. Я и мое имя. Особенности русских имен.

В результате изучения этой темы дети будут знать  особенности русских имен(наличие имени, отчества, фамилии), определят, что общего в словах «отечество» и «отчество», познакомятся с  разными формами  обращения к незнакомым людям в старину на Руси и  в других странах, научатся рисовать схему родства.

Система деятельности.

- дети будут рассказывать о том, почему родители выбрали для них такие имена;

-вспоминать сказки  разных народов, в которых героя зовут Иван;

- составлять схему родства;

- выполняют задания в тетради по теме урока ( Тетрадь, стр48)

- исполняют песни, стихи, скороговорки, в которых упоминаются имена.

6.Свет мой, зеркальце, скажи.  Внешние и внутренние качества человека.

      В результате изучения этой темы дети узнают, что такое характер человека, будут знать о положительных и отрицательных качествах личности, познакомятся о внешних чертах  человека, смогут определять настроение по цвету или музыке, научатся изображать друг другу чувства, переживаемые героями мультфильма «Крошка Енот»: страх,  воинственность, доброжелательность.

Система деятельности.

- дети будут отвечать на вопросы учителя, вспоминая эпизоды  «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях» А.С.Пушкина, где мачеха обращается к своему зеркальцу;

- рассказывать в воображаемое зеркало о своих особенностях (дети опишут свою внешность);

- вспомнят героев сказки А. Толстого «Приключения Буратино» и проследят взаимосвязь их характера с поступками и их внешностью;

- выполнят работу в тетради на  стр50, по  определению положительных и отрицательных качеств личности;

- на практике  будут  определять настроение цветом или музыкой,это поможет учителю в проведении методики «Цветопись»;

- дети  играют в игру «Зеркало» (ребенок с помощью мимики показывает загаданное чувство, а сосед по парте  должен  повторить его, как в зеркале, и назвать)

7. Свет мой, зеркальце, скажи. «Кто я?»

    В результате изучения этой темы дети будут знать о скоротечности времени и о необходимости беречь его,  познакомятся  со стихотворением А.Барто «Болтунья»  и поймут, что важно доводить любое дело до конца,  узнают, чем интересовался    М.В.Ломоносов.

Система деятельности.

- дети будут представлять свое хобби  и доказывать, что оно самое замечательное

( коллекции, литературный дневник, исполнение песен и т.д);

-рассмотрят портрет М.В.Ломоносова  и предметы изображенные вокруг него;

- будут по очереди  «Хранителем времени» (за 1 минуту предлагаются выполнение разных заданий);

- продолжают работу над своей книгой «Кто я?» (оформляют страничку   пожеланий)

8.Вместе – дружная семья. Обобщающий урок праздник.

      В результате изучения этой темы дети будут обобщать знания и представления, полученные при изучении  раздела «Я и моя семья», будут показывать умения вежливого и культурного поведения, придумают  свои конкурсы   и призы за лучшее выполнение заданий ,  познакомят друзей с семейными  играми.  

Система деятельности.

- дети пригласят на праздник свои семьи;

- одни семьи организуют конкурсы, другие выступают их участниками;

-дети представляют свою семью  презентацией  в виде шуточного рассказа, инсценировки и т.д.

- показывают свои проекты и  организуют  выставку книг  «Кто я?»

6.1.Система знаний.

Система знаний включает в себя:

1.Знания из определенной научной области:

1.1 Естественные науки:

- природоведение  ( представление о планете Земля, географические названия, города России,  культуру разных народов)

- русский язык  (словообразовательный и морфологический, этимологический  анализ слов, подстановка синонимов, подбор антонимов, части речи.);

 -  ОБЖ  (правила дорожного движения, отказ от вредных привычек,    основы медицинских знаний);

- чтение (стихи и сказки русских поэтов, научно-популярные и художественные тексты,  работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, детскими  научно-популярными книгами)

1.2. Гуманитарные науки:

 - психология  (виды эмоций, особенности характера,  возрастные особенности школьников и др.);

- музыка ( детские песни, русских композиторов );

- ИЗО (репродукции картин, портреты поэтов, художников)

2. Фундаментальные знания из конкретной предметной области:                            Гражданское образование, раздел «Я и моя семья»:   домашний адрес, фамилия, имя, отчество каждого члена своей семьи,  полные и неполные имена, родословная семьи, положительные и отрицательные черты характера, правила этикета, права и обязанности в семье, статьи  из Всеобщей декларации прав человека.

3. Знания профильного характера.

Гражданское образование не является профильным предметом в МОУ Костянская НОШ, но с учетом индивидуальных и  психологических особенностей учащихся  

2 класса,  в  план воспитательной работы   мной были включены следующие разделы:    

  • Я познаю себя (Я и мой класс, мой характер, мои интересы, моя мечта, мои поступки, мое здоровье, мои успехи)
  • Я культурный человек (Знай и береги свой родной язык, хорошие манеры, или  Как не прослыть невоспитанным и грубым)
  • Я гражданин  ( Моя школа, край, откуда я родом, мои права)

Учащиеся   2  класса знакомятся с разными видами профессий,  особенностями   профессий их родителей (приглашаю родителей на встречу с детьми), делятся мечтами о своей будущей профессии.  Чаще всего мысль о будущей профессии связана с профессией одного из родителей.  Играем в игру «Покажи профессию». Дети загадывают какую-нибудь профессию и изображают её. Остальные отгадывают.

6.2.Система деятельности включает в себя:

1. Познавательная деятельность.

2. Преобразующая деятельность.

3. Общеучебная  деятельность.

4. Самоорганизующая  деятельность.

6.2.1. Познавательная деятельность.

      Учебно-познавательная деятельность учащихся начальных классов должна отвечать целям развивающего и воспитывающего обучения и выполнять следующие функции: привитие младшим школьникам потребности и навыков самостоятельного пополнения знаний;   развитие познавательных способностей   и умений использования всех источников познания;  

    Выделяют  следующие основные уровни учебно-познавательной деятельности школьников: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский (творческий).

1. Репродуктивный уровень предполагает усвоение готовых знаний и образцов деятельности. Деятельность ученика проявляется   в узнавании, запоминании и воспроизведении по образцу.  Основным методом преподавания является объяснительно-иллюстративный метод и организация самостоятельной работы по образцу или с учебником.(Учебник,стр28, стих С.Погореловского «Кто же я, пойми поди-ка!»

2. Частично-поисковый уровень   предполагает     усвоение готовых знаний   и необходимость анализа возможных путей решения задания.   Для этого уровня характерна информационно-поисковая деятельность учителя, а основным методом преподавания является метод, направленный на формирование умений применять имеющиеся знания в измененных ситуациях ( Кого можно назвать милосердным человеком? Учебник, стр29)

3. Исследовательский (творческий) уровень деятельности  предполагает непосредственное участие школьников в производстве новых для них знаний. Их деятельность приобретает поисковый характер и состоит из таких умственных и практических действий, которые выступают как совокупность умозаключений при постановке новых проблем и нахождении новых принципов решений задач.   Для этого уровня характерна деятельность учителя, обеспечивающая поисковую деятельность учащихся. (  «История имен ребят моего класса», «Как появилась моя фамилия?» и т.д).

                             

6.2.2. Преобразующая деятельность.

    Одним из элементов преобразующей деятельности является метод проектов.

Создание проекта – это творчество в первую очередь учеников, работающих над проектом.   Только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. Учитывая уровень развития самостоятельности у ребенка, моя  помощь   состоит:

- в подборе литературы и других источников информации по теме;

- в   определении целей, которых надо достичь;

- в показе способов и приемов работы с найденным материалом;

- в обсуждении собранного материала;

- в подготовке текста выступления;

- в моделировании, в том числе и компьютерном.

     Необходимо отметить, что перед детьми младшего школьного возраста, учитывая их психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Следует включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны), обращаться за помощью к родителям.   

Темы проектов:

   И, как показывает мой опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.

                                              6.2.3. Общеучебная деятельность.

                                                                         Методы учения:

а) Организация учебного места.

    Перед  уроком   я   проверяю  санитарно-гигиеническое состояние класса. Совместно с учащимися  готовим  рабочие места.

б) Способы поиска информации и  работа с литературой.

      Поисковая  работа с учебником – это один из важнейших методов  учения. Главное достоинство этого метода – возможность для ученика многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Работа с книгой (будь это учебник, или дополнительная литература) – сложный и трудный для младших  школьников метод  учения. Большая  часть выпускников  начальной школы так и не овладевает им в должной мере: умея читать, они не всегда понимают прочитанного материала. Работе с книгой   уделяю особое  внимание.  

      При  работе с учебником и дополнительной литературой дети учатся анализировать текст, выделять главное, пересказывать. Пересказ  заслушивается на уроке (монолог ученика), затем  задаются  вопросы   выступающему  ученику

( диалог), ставится проблемный вопрос, все это выливается в дискуссию, ребята учатся слушать, задавать вопросы, находить на них ответы, т.о. совершенствуя свои навыки общения.

         Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. В связи с этим, главным помощником  при поиске информации и подготовке к уроку стал  Интернет. Ребята с удовольствием    работают с  электронными энциклопедиями, справочниками,   совершенствуя навыки работы с современными средствами  обучения. 

Навыки общения

    В совместной деятельности учащиеся учатся выступать в разных ролях по отношению друг к другу.  Учить оценивать результаты совместного общения, а также формировать новый опыт взаимоотношений между детьми помогает игра «Встреча сказочных героев».

                             6.2.4.  Самоорганизующая   деятельность.

Самоконтроль.

     Самоконтроль – является составной частью любого вида деятельности человека.   Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции  учащихся начальных классов    происходит   процессе разнообразных "игр с правилами",  при самостоятельной  работе в тетради.          Формирование навыков самоконтроля – процесс непрерывный, осуществляющийся под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения (при изучении нового материала, при отработке навыков практической деятельности, при  творческой самостоятельной работе   учащихся …).

                                                     Самооценка.

      Самооценка –   это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.  Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственна детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто   агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами. Самооценка  ребенка младшего школьного возраста  во многом зависит от успешности в учебной деятельности, от характера межличностных отношений в классе: с учителем, одноклассниками.     В своей работе  я  использую следующие методы:

Игротерапия. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность,   повышает самооценку (игры наших бабушек).  

Изотерапия. Рисование – творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний,    быть самим собой. Я предлагаю детям образно – символические задания, где ребенок  представляет   изображение   абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов, таких как добро, зло, счастье; изображение эмоциональных состояний и чувств: радость, гнев, удивление. Задания на совместную деятельность, например сочинение сказок, историй. Этот тип заданий направлен как на     взаимоотношения со сверстниками, так и на оптимизацию детско-родительских отношений.  

       С целью изучения самооценки младших школьников     провожу     методики «Лесенка», «Какой Я», которые эффективно используются  мной в течение ряда лет   (см.приложение13)

                                                                                Саморегуляция.

     Саморегуляция у младших школьников   начинает формироваться в связи с необходимостью подчиняться требованиям взрослых, правилам поведения в обществе, при включении в учебную деятельность.       Для осуществления учебной деятельности необходимы умения сосредоточить внимание, активно воспринимать и запоминать информацию, предварительно ориентироваться в условиях задания и продумывать ход решения, сверять полученный результат с заданным образцом и предъявленными условиями.   Исходя из этого,  видно, что успешность обучения зависит от уровня развития саморегуляции.  Дети 6-7 лет уже в состоянии сознательно регулировать свои действия. Например, учащийся ставит перед собой цель – составить индивидуальный   режим дня.  Далее,  с помощью учителя, родителей  учащийся продумывает программу действий для достижения поставленной цели.   Наблюдения показывают, что ученики существенно отличаются друг от друга по характеру моделирования, по выбору предпочитаемой программы действий. Они заинтересованно следят за    комментариями, идущими со стороны учителя, сопоставляя при этом данные самооценки с данными учителя и теми критериями, которые они выдвигают в качестве требований к  своей работе.    Накапливаемый опыт преодолений и достижений делает учащегося  более уверенным в реализации целей, поставленных учителем или самим учеником.

   Для определения качества усвоения ЗУН, полученных при изучении    раздела,   предлагаю следующую систему   проверки знаний,   с элементами дополнительных работ, позволяющих выявить усвоение учащимися теоретических вопросов.

Эта система включает в себя следующие виды проверочных работ:

- самостоятельные  творческие работы (сочинения);

 - тесты;

Задача учителя – чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого я стараюсь  воспитывать в детях  самые важные общественно-значимые  социальные качества:   товарищество, уважение к старшим, доброта,

честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка,

любознательность,    стремление быть сильным.

   Эти социальные качества развиваются  через различные формы работы: 

В учебной деятельности – интеллектуальные, ролевые игры,   обсуждение прочитанного материала, рисование, работа с пословицами, работа в парах.

Во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений.


7. Поурочное  планирование раздела «Я и моя семья»

№п/п

дата

Тема урока

Кол-во часов

Ожидаемый результат

каждый ученик

Планируемые действия каждого ученика.

 

Знает, имеет представление

умеет

1

12.04.12

Из дальних странствий возвратясь

1

 Что такое дом, адрес своего дома, названия социальных ролей человека.

Строить свой ответ, объяснять значение слов.

 Слушает, отвечает на вопросы, работает в тетради, играет в игру «Угадай кто».

2

19.04.12

Моя  семья.

1

Состав  своей семьи,  домашние  дела взрослых и детей,  права и обязанности.

Участвовать во взаимопомощи между членами семьи, рассказывать о ней, работать с текстом.

Отгадывает ребус,  читает небольшие тексты, отвечает на вопросы викторины,

пересказывает  по иллюстрации, воспроизводит  стихи, пословицы о родителях.

3

26.04.12

Моя родня.

1

Родственников семьи,   семейные традиции, знать обязанности каждого члена семьи, статью из Всеобщей декларации прав человека о неприкосновенности жилища

Устанавливать семантическую близость  слов для исходного  слова «род».

Читает  стихи о родне, обобщает значение родственных слов и строит из них лесенку, рассказывает о  своих родственниках

4

03.05.12

Я и мое имя.

Значение имени для человека.

1

Свое имя, полные и неполные имена, правила этикета.

Составлять схему родства, объяснять значение пословиц,

пользоваться вежливыми формами обращения к знакомым и незнакомым людям.

Расшифровывает имена коротышек из сказки Н.Носова и объясняет значение имен героев, исполняет песни и стихи про имена, дискутирует по проблеме  использования прозвищ.

5

10.05.12

Я и мое имя.

Особенности русских имен.

1

Имена разных народов, что такое отчество, правила обращения  к взрослым  людям

Составлять схему родства

Рассказывает  о том, почему родители выбрали для него такое имя, отгадывает ребус, участвует в беседе об именах разных народов, об отчествах, обсуждает способы обращения к незнакомым людям, дискутирует над вопросом Можно ли жить без фамилий?

6

17.05.12

Свет мой, зеркальце, скажи. Внешние и внутренние качества человека.

2

Виды настроений, стихи и рассказы о дружбе и друзьях, увлечения в свободное время

Определять характер героя  по содержанию произведения, слушать музыку

Рассказывает   о своих особенностях: внешнем виде, черте характера,     соотносят настроение  с названием музыкального произведения, становится «Хранителем времени», рассуждает о его скоротечности, начинает писать книгу о себе.

7

24.05.12

Свет мой, зеркальце, скажи. «Кто я?»

1

Любимое занятие, что такое время.

Представить свое любимое занятие, вести беседу  по прочитанным  или прослушанным произведениям

Рассказывает о своих интересах, участвует в беседе  о М.В Ломоносове, о героини в песне С.Прокофьева на стихи  А.Барто «Болтунья», о скоротечности времени и умении его беречь. Начинает писать книгу о себе.

8

31.05.12

Вместе – дружная семья. Обобщающий урок праздник.

1

Сплоченность семьи – это фундамент благополучия

 С уважением   относиться к членам своей семьи

Выполняет газету с семейными фото, участвует в конкурсной программе.


8.Разработка урока

Тема урока: Моя семья.

Цель: Актуализация  знаний учащихся о значении семьи в жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Обогащать представления детей о семье;
  • Раскрыть  понятие «семья»;
  •  Способствовать пониманию образа матери, выведенному в различных видах искусства.

Развивающие:

  • Развивать  коммуникативные навыки, самостоятельность, умение сотрудничать.

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь к родителям и чувство ответственности за свои поступки.
  • Воспитывать потребность проявлять заботу о родителях и других членах семьи.

Тип урока: урок изучения нового материала /урок  углубления темы/.

 Использование технологий:

  • Технология ИКТ для поддержания интереса к предмету;
  • Здоровьесберегающие технологии (различные виды деятельности: устная речь, работа в парах, чтение и т.д)
  • Технология сотрудничества;
  • Личностно-ориентированная технология обучения

Оборудование: учебник «Кораблик», тетрадь «Кораблик», мультимедийный  проектор, компьютер,  репродукция иконы  с изображением Богоматери,    картины «Сикстинская мадонна»,  К.С.Петрова-Водкина «Мать», З.Серебрякова «Автопортрет с детьми, выставка рисунков «Моя мама»., тест (2листа)

Предварительное задание: Подготовить выставку творческих работ "Наша семья", выучить  стихи  о маме, о папе.

План урока.

1.Оргмомент (1мин)

2.Введение в тему урока.(2мин)

3.Работа над понятием «семья».(20мин)

  1.  Рассказы  детей о своей  семье.
  2. «Закончи предложения, ответив на вопросы».
  3. Работа над рассказом В.Ю.Драгунского  «Денискины рассказы»
  4. Самостоятельная  работа в тетради.
  5.  Работа   с пословицами.

4.Работа над образом матери.(17мин)

  1. Введение в тему
  2. Сценка «Рябина и Береза»
  3. Чтение стихов о маме.
  4.  Просмотр фото с изображением матери. Анализ образа матери.
  5. Физкультминутка.
  6. Беседа об отце.
  7. Закрепление. Выполнение тестов.

5.Домашнее задание.(1мин)

6.Рефлекия урока.(2мин)

7.Итог урока.(2мин)


Ход урока

1.Организационный момент.

-Здравствуйте! С каким настроением вы пришли на урок?

 Посмотрите внимательно на доску и выберите то солнышко, которое подходит к вашему настроению.   Вы все выбрали  улыбающееся солнышко, значит, у вас хорошее настроение и вам нравится этот предмет? Прекрасно. Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение. А сейчас посмотрите на своего соседа по парте и пожелайте друг другу удачи.

2.Введение в тему урока

Звучит мелодия песни «Маленькая страна» Слайд 2

Есть за горами, за лесами

Маленькая страна.

Там мама, папа, дед и баба,

Братик или сестра.

Там мне всегда тепло и ясно,

Любят все там меня.

Там солнца лучик поселился

И излучает свет.

Маленькая страна – это моя семья,

Там, где родился я и вырос,

Где любят все меня.

3.Работа над понятием «семья»

- Догадались, о  чем мы поведем сегодня разговор?

-Молодцы! Верно,  мы поговорим  о семье. И неслучайно слово «семья» зашифровано именно так.

Раньше на Руси говорили: семья-это семь Я, т.е. в семье семь человек, живущих в одном доме.

 Трудно человеку, когда он один. Огромное счастье, когда у тебя есть    семья.  

-Назовите признаки семьи?

-Как вы понимаете слово «семья»?

-Какие бывают семьи?

-Какую семью называют неполной?

- Сколько детей может быть в семье?

- Как называется семья, в которой трое и более детей?

- А у нас в классе есть многодетные семьи?

1.Рассказы детей о своей семье

-  Расскажите о своей семье всем ребятам?Из кого она состоит? Чем любят заниматься члены вашей семьи? Какая роль принадлежит вам? Какая ваша семья?

 -Кто из вас  живет не только с родителями, братьями и сестрами, но и с бабушкой, дедушкой?

-А можно сказать, что бабушка и дедушка – члены вашей семьи, если они живут отдельно от вас?

-Безусловно, так как они родители ваших мам и пап, без них не было бы вашей семьи.

 Семья – это люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и  уважению. В семье люди живут вместе, заботятся друг о друге. Очень хочется верить, что и вы проявляете заботу о членах своей семьи, уважаете старших,   помогаете по хозяйству.

2. « Закончи предложения, ответив на вопросы».

А теперь представьте, что ваши родные пришли к нам в класс, давайте скажем им несколько тёплых слов. Слайд3

Мама и папа для меня самые…

Я доверяю свои тайны…

 Свою семью я считаю…

Родным я хочу пожелать…

Скажем спасибо родителям  за то, что они подарили нам жизнь.

3.Работа над рассказом В.Ю.Драгунского «Денискины рассказы».(Учебник, стр30)

-Почему Дениска считал  свою семью маленькой?

-Сколько человек будет  в семье Дениски, когда он вырастет?

-А какой бы ты  хотел видеть свою семью в будущем?

4.Самостоятельная  работа в тетради. Стр 46

Ребята, предлагаю Вам дорисовать и разукрасить дом для своей семьи, а затем  написать, кто  в этом доме будет жить.

5.Работа с пословицами.

-Вспомним  пословицы о семье.  Слайд4

   1.Вся семья вместе – так и душа на месте. (Если все члены семьи дома, то близкие спокойны друг за друга, все рады, что можно побыть вместе, пообщаться, рассказать о своих делах).

2.Не нужен и клад, коли в семье лад.

4.Работа над образом матери.

1.  Загадка.

Загадка: Кто вас детки нежно любит, кто вас детки приголубит, не смыкает ночью глаз, все заботиться о вас.    

2.Работа по учебнику. (стр31)

-Как вы объясните  эту пословицу?

Сердце матери лучше солнца греет. 

(Солнце очень жаркое, горячее, оно  обогревает всех вокруг. Сердце мамы доброе, ласковое, в котором есть место для всех.  Мама всегда тревожится и заботится о своих детях.)

  - Молодцы!

- Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете?

Действительно, мама - это самый лучший, самый родной человек для каждого из нас. Для мам даже придумали праздник, который мы с вами отмечаем - День матери.   Во все времена почитали матерей, прислушивались к их мудрым советам.   Если случалось детям обидеть маму - они всегда просили у нее прощения. Наверное, и вы когда-либо нечаянно, ненароком могли обидеть свою маму? На   урок я принесла  вам волшебные «листочки откровения».   Они перед вами, и вы тихо-тихо, шепотом расскажите листочку, когда и как вы обидели свою мамочку.  

-   Сознаться в чем-то плохом могут только очень сильные духом люди. И многие из вас сегодня совершили этот поступок. Спасибо. Теперь сомните ваши листочки, а когда урок закончится - сложите мне в коробку и давайте больше не огорчать свою мамочку.

Для многих людей слово «мама» - самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Вы делаете для них подарки, поете песни, рисуете портреты, сочиняете стихи и сказки.

2.Разыгрывание сказки «Рябина и Береза»  ( см.приложение14)

3.Чтение стихов о маме по выбору учащихся.

Доброта,  забота и вечная тревога матери за судьбы своих детей – вот что с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть живописцы на своих картинах и на иконах.

4.Просмотр    картин   о  матери.  

Иконы - картины особенного содержания, написанные на досках. Икона « Богоматерь Владимирская» считается покровительницей Руси, она особо почитаема верующими.

Демонстрация репродукции иконы Владимирской Божьей Матери. Слайд 5

Посмотрите внимательно на лик Богоматери. Она печально смотрит на своего ребёнка. Младенец нежно прижимается к матери. Лики матери и ребёнка прекрасны, потому что исполнены самых добрых чувств. Лица ваших мам тоже прекрасны, потому что это ваши мамы, они вас любят и берегут.

Слайд 5-6

- Что объединяет все эти произведения искусства?

- Что можно сказать о матерях, изображенных на этих полотнах?

- Как, по-вашему, относится каждая из них к своему ребенку?

-Какое чувство испытывает ребенок к своей матери?

Вывод: Великие художники всех времен и народов стремились в своих произведениях(иконах, картинах) показать образ женщины-матери. Образ матери у всех народов, живущих на земле во все времена един – это женщина  с добрым  бескорыстным сердцем, умеющая любить, понимать и прощать, с глазами  переполненными нежностью, с ласковыми, заботливыми руками.

5. Физкультурная минутка

В нашем классе, как в семье.

На зарядку ходят все.

Чтоб до папы нам достать,

Нужно на носочки встать.

Руки разведём пошире –

Нет семьи дружнее в мире!

6.Беседа об отце.

Самым родным человеком для нас является и папа.    Какие стихи вы можете прочитать о папе?

Звучит мелодия «Папа может».Слайд7

- Что умеют делать ваши папы?

- Что вам нравится делать вместе с папой?

- Вспомните и расскажите случай из вашего детства, когда вам пришли на помощь папа и мама.

-Как записать «мама» и «папа» одним словом?

 7.Закрепление. Выполнение тестов.(см.приложение15)

В начале урока каждый из нас  выбрал  для себя солнышко. У вас по-прежнему радостное настроение, вам интересно и хочется узнать еще много нового и интересного? А мое солнышко  закрыла тучка, и чтобы оно выглянуло из-за нее, нужно чтоб  пошел дождь. Выполните задание на тучке, тем самым освободите её от воды. Тест (см.приложение11)

5.Домашнее задание

- Ответьте на вопросы викторины «Что  ты знаешь о своих родителях»? Напишите на их основе рассказы  о своих родителях для классного альбома.

- Принесите в класс фотографии ваших семей. Подготовьте по ним рассказ.

- Выучите стихи о братьях и сестрах, бабушках и дедушках, о домашних обязанностях ( по выбору).

Слайд7

6.Рефлекия урока.

 Наш урок  подходит к концу.       Вы придёте домой, что вы расскажете маме о нашем уроке. О чём мы сегодня говорили?

-Что нового узнали?

- Испытывали вы трудность в каком-нибудь вопросе?

-Что бы вы хотели изменить в уроке, чтобы он стал  еще более интересным?

7.Итог урока.

Урок окончен. Уборка рабочих мест.

                                                           

                       

                                                         9.  Литература.

1. Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Волгоград: Учитель,2007

2. Бондарева И.И.  Обобщающие уроки в курсе «Гражданское образование»,

Журнал  Начальная школа  №2,  2004. –  42с.

3.ВасеневаЛ.П.  Возможности курса «Гражданское образование» для семейного воспитания,  стр110.Журнал  Начальная школа  №7, 2004.

4. Земски М. Семья и личность. – М.: 1986.

5. Калинина Н.В. Оценка результатов начального образования в условиях компетентностного подхода. Методическое пособие для учителей начальных классов, М.: АРКТИ,2010. – 47с.

6. Калинина Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие. – М.:АРКТИ,2008.

7. Максимова А.А. Учим общаться детей 6-10 лет. Творческий центр, М.:2005.

8. Методическое пособие к учебному комплекту «Кораблик»  II» Н.Новгород.:1998  

9. Немов Р. С. Психология, 2 том – М.: Владос,1998г

10.Программа курса «Гражданское образование в начальной школе»,

Н.Новгород.: 2006.

11. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и

педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. –  М., Российское

педагогическое агентство, 1995

12. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. – М.: 1995.  13.Хухлаева  О.В. Тропинка к своему Я. «Генезис», М.:2006.

14.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

15. Интернет ресурсы:









Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы

Раздел образовательной программы по математике 3 класс по УМК "Планета знаний" к аттестации учителя...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

методическая разработка раздела учебной программы

методическая разработка раздела программы включает текстовый документ и презентацию...

Методическая разработка раздела образовательной программы. Формирование познавательных УУД при изучении раздела программы «Геометрические фигуры и их свойства»

Целью данной работы является создание системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД при изучении геометрического материала.         Для до...

Методическая разработка раздела учебной программы - раздел «Части речи. Имя существительное»

Один из богатейших выразительными средствами и наиболее развитых языков, русский язык уже стал языком межнационального общения и вышел на мировую и международную арену, став языком высокогуманной куль...

Методическая разработка раздела учебной программы Раздел «Части речи. Имя существительное»

Раздел программы по грамматике и правописанию, посвященный изучению частей речи в начальных классах, самый боль­шой: специально этому разделу в программах 2 – 4 классов отводится 212 час, т. е. почти ...

Методическая разработка раздела учебной программы "Имя прилагательное" 3 класс.УМК " Школа России".

Данный раздел программы имеет большое практическое значение в изучении курса русского языка  в третьем классе. Обогащение и уточнение словаря на уроке русского языка происходит прежде всего в про...