Мастерство учителя по формированию предметных компетенций в начальной школе
статья (2 класс) по теме

Новоселова Елена Геннадьевна

Об организации исследовательской деятельности и подготовке младших школьников к научно-практической конференции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастерство учителя в формировании предметных компетенций младших школьников.

По новым ФГОС  основным результатом деятельности современной школы должна стать не система знаний сама по себе, а набор ключевых компетенций, т.е. универсальных навыков и умений в интеллектуальной и других сферах.

Использование компетентностной модели в образовании предполагает изменения:

- в организации учебного процесса;

- в деятельности учителя;

- в способах оценивания результатов.

Главная цель: получение нового качества образования, где акцент делается на достижение определённых результатов.

Главная задача учителя: не давать знания в готовом виде, а мотивировать учеников на проявление инициативы и самостоятельности.

Для этого необходимо:

- успешное сочетание индивидуальной и групповой форм работы;

- использование заданий различного уровня сложности;

- создание на уроке игровых ситуаций и соревнований;

- использование элементов проблемного обучения;

-  использование приёмов поощрения и похвалы.

Формы организации процесса учения, направленного на формирование ключевых компетенций могут быть различными:

- свободный труд;

- работа по плану;

- работа по этапам;

- проектное обучение.

Я хочу остановиться на проектной деятельности, т.к. в начальной школе эта форма работы является новой.

Впервые с понятием ПД в системе РО  Л.В.Занкова учащиеся знакомятся во 2-ом классе в курсе естествознания (учебник «Окружающий мир»), где в нескольких предложениях даётся определение, что такое ПД.

Хотя со «своими» проектами ученики начальной школы выступают уже не первый год, не секрет, что это были скорее проекты учителей, чем учеников. Мне же хотелось включить в ПД не одного ученика, а целый класс.

 Идея возникла во время прохождения курсов «ИНТЕЛ – Обучение для будущего. Проектная деятельность в информационной среде 21 века». Я решила оттолкнуться от этого и пойти дальше. Приобрела специальное пособие «Исследовательская деятельность младших школьников» и разработала план работы с классом.

Знакомство с проектной деятельностью начали ещё осенью:

- рассказала, для чего нужны проекты и как над ними работать;

- ознакомила своих второклассников с образцами презентаций проектов;

- раздала родителям буклеты с рекомендациями, как помочь ребёнку в организации ПД.

Что такое проект и как к нему подготовиться?

Буклет содержит:

- напоминание родителям, что проект ребёнка основан на сотрудничестве ученика, родителей и учителя;

- он поможет формированию у ребёнка способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность и распределять функции, критически мыслить, достигать значимые результаты;

- результаты исследований будут представлены на уроке - конференции.

Затем поэтапно всем классом мы прошли весь путь от выбора темы до создания презентации.

Дважды в неделю я распечатывала и давала каждому ученику листы с поэтапными  заданиями и рекомендациями:

Шаг 1: Выбираем тему исследования. Как это сделать? Задай себе вопрос: ЧТО мне интересно больше всего?

Шаг 2: Формулируем цель исследования. Определить цель – значит ответить на вопрос: зачем мы его проводим?

Шаг 3: Ставим задачи. Задачи уточняют цель, т.е. описывают основные шаги.

Шаг 4: Выдвигаем гипотезу. Это предположение, ещё не подтверждённая догадка. Начинается со слов «допустим», «предположим».

Шаг 5: Выбираем методы исследования и т.д.

Затем мои второклассники собирали материал на выбранную тему в общении с другими людьми, в книгах, в Интернете, в телефильмах. Проводили наблюдения, эксперименты и опыты по составленному плану, делали выводы.

Для оформления собранных материалов, многие второклассники впервые подошли к ПК не ради игры, а для работы на нём.  Утром в классе, ещё не успев раздеться, мне приходилось писать на доске названия компьютерных программ для печати текстов и создания презентаций. Почти на каждой перемене было необходимо  просмотреть и откорректировать то, что мои ученики сделали дома и назвали «презентацией проекта».

Наиболее активные родители, для которых эта форма работы также была новой, тоже увлеклись и приходили в школу утром вместе с детьми или после уроков, и у нас начинались активные консультации по всем интересующим их вопросам.

Но самое главное, проектной деятельностью заинтересовались сами дети. Почти каждый день в декабре-январе они приносили свои презентации и просили показать их всему классу. Всем классом в ГПД мы просматривали, обсуждали и оценивали работы почти месяц. В результате, из 14презентаций выбрали 4-самые лучшие работы на школьную НПК.

Кому-то этот путь показался сложным. Но 14 человек дошли до презентации! А самые лучшие 4 работы были представлены на школьной  конференции. Результаты порадовали:

1 место: Воробьёв Аркадий. Тема исследования: «Сколько весит мой портфель и почему он такой тяжёлый?»

2 место: Апалеева Маргарита. Тема исследования: «Почему с древних времён люди лепят из глины?»

3 место: Саблина Елена. Тема исследования: «Влияние света на рост растений»

4 место: Малинин Роман.  Тема исследования: «Конструктор для детского творчества».

Затем решили все 4работы отправить на городскую НПК «Я – исследователь»

Там свои требования оформления портфолио. В результате, 3 работы прошли отборочный тур. Для всех трёх участников очного тура сделала красочные буклеты с аннотацией проекта.

Следующий этап подготовки – работа над грамотной речью, умением свободно держаться перед публикой и отвечать на вопросы. Чтобы снять страх перед большой незнакомой аудиторией, наши участники городского конкурса предварительно выступили на родительском собрании перед родителями класса.

Затем в феврале городской тур и сразу 2 призовых места (3 место заняла Саблина Елена в секции «Живая природа» и 3 место – Апалеева Маргарита в секции «Неживая природа»).

Вывод: Проектное обучение полностью соответствует всем требованиям компетентной модели образования. Ведь в рамках проектной деятельности формируются все необходимые ключевые компетенции:

- умение общаться и сотрудничать с другими людьми;

- умение решать проблемы – планировать и поэтапно двигаться к ожидаемому результату;

- самоуправление – способность организовывать свою деятельность, самооценка и критическое мышление;

- владение информационными технологиями (использование технических и программных средств обработки информации).

Заключительным этапом освоения ключевых компетенций является демонстрация учащимися доказательства своей компетентности. Объектами оценки являются портфолио проектной деятельности ученика и презентация, а также наблюдение за способами деятельности ученика во время консультации и устные выступления.

В результате, ученик получает одно из трёх заключений:

- компетентен (когда выполнены все требования);

- доказательств недостаточно (когда результат полностью не достигнут);

- пока ещё не компетентен (когда учащимся даётся ещё одна попытка для доказательства своей компетентности).

Кроме того, я заметила, что в ходе проектной деятельности  меняются и некоторые свойства личности ребёнка:

- Застенчивая Рита Апалеева, которая ещё в октябре 2011года рыдая отказалась от участия в олимпиаде «Радиус» из-за боязни соревнований и чужих людей, в феврале с радостью согласилась принять участие в Республиканском конкурсе «Я – исследователь» и успешно прошла отборочный тур.

- Ребёнок с повышенной нервной возбудимостью Малинин Рома, который в конце первого класса устроил истерику, т.к. не смог занять 1место в конкурсе чтецов, пройдя все туры конкура «Я – исследователь», вновь не занял призовых мест, но перенёс поражение достойно, без слёз.

- Весёлая и бойкая Алёна Саблина ещё в 1четверти относилась к учёбе недостаточно серьёзно (имела 3 «четвёрки» в четверти), уже во 2четверти стала отличницей.

И все трое сразу после городской НПК начали подготовку к конкурсу следующего года.

Последний.

Ну а тем, кто пока не смог завершить свой проект, моё учительское напутствие: Не переживай! В следующий раз всё получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы

 В настоящее время в качестве цели образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры,...

Мастерство учителя по формированию предметных компетенций на уроках.

 В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеч...

Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы

В данной презентации отображен перечень ключевых компетенций, основанный на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах...

Формирование коммуникативных компетенций в начальной школе

Презентация раскрывает пути формирования коммуникативных компетенций в начальной школе.Большое внимание уделено УМК "Перспектива"и её возможностям по работе над коммуникативными навыками обучающихся.Т...

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся начальной школы.

Работа посвящена формированию коммуникативной компетенции обучающихся начальной школы. Приводятся разные типы заданий на отработку данных компетенций....

Работа учителя по формированию предметных компетенций на уроках.

     В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельн...