Особенности работы с семьями, имеющими детей с ограниченным возможностями здоровья.
статья по теме

Алексеева Оксана Алексеевна

Предварительный просмотр:

Особенности работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.

Алексеева О.А.,

                                                                                         учитель начальных классов,                                                                                                                                                                                                                                                                                        

МБОУ«Средняя общеобразовательная школа № 14» городского округа город Салават Республики Башкортостан

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».  А тем более с семьями, где есть «особый» ребёнок.

Главными задачами педагога в этом направлении являются:

- обогащение воспитательного потенциала семей, имеющих детей с ОВЗ, активизацию их воспитательных умений, поддержку уверенности в собственные педагогические возможности;

- создание развивающих условий для детей и их социально-педагогическое сопровождение;

- объединение усилий педагогов и родителей для полноценного развития и воспитания детей;

- создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы.

Деятельность педагога по организации работы с детьми ОВЗ и их родителями можно представить в пяти направлениях:

1. Сбор информации о семье, ее запросах, готовности к сотрудничеству (анкетирование, беседы, наблюдение и т.д.). Традиционно можно проводить анкетирование, листовки, буклеты, которые помогают в более качественном сборе информации о семье ребёнка

2. Организация психолого-педагогического процесса обучения.

С родителями данной категории детей необходимо проводить беседы по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, обучению эффективным методам помощи на тему: «Психологические и физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста.", " Значение режима в воспитании детей", «Профилактика нарушений осанки, предупреждение плоскостопия, близорукости.»

   Продолжая тему пропаганды психолого-педагогических знаний, коснусь и такой формы помощи родителям, как информационная, через стенды, в которых можно дать полную информацию о телефонах доверия, разных служб, а также о жизни детского коллектива во внеурочное время, помещая фотографии и информацию о проведении различных мероприятий. Создать свой сайт, который тоже поможет «продвинутым» родителям интересоваться жизнью школы и своего ребёнка в частности.

3. Особое значение придается в процессе обучения контролю за развитием и эмоциональным состоянием ребенка. Семьи, воспитывающие особого ребенка, требуют к себе индивидуального подхода. Очень ценны и индивидуальные формы работы с родителями, т.к. только они приближают заинтересованные лица к решению различных вопросов, только они раскрывают проблему наиболее глубоко, а значит, и оказывают эффект. Это личная беседа, консультация.

4. Организация досуговых мероприятий:

Более частыми и интересными становятся и внеклассные мероприятия с приглашением родителей, а тем более с их участием, например, «Дни открытых дверей»,  Новогодние утренники, Масленица, праздники для мам, пап, бабушек к 8 Марта, 23 февраля. Удовольствие получают здесь и взрослые, и дети.

5. Оценка, т.е. анализ эффективности (количественной и качественной) работы педагога выражается в результатах его деятельности.

Остановимся на некоторых формах помощи семье, наиболее значительных и интересных.

 Такая форма помощи семье, как обучение на дому, вообще неоценима. Со слов родителей, по большому счёту, учитель, приходящий в семью заниматься с ребёнком, единственный помощник, советчик, утешитель для родителей. К нему всегда много вопросов о воспитании и развитии ученика, да и во время занятий мама может переключить внимание на другого ребёнка или просто отвлечься, отдохнуть.   

 Посещение семьи – одна из форм индивидуальной работы педагога. Именно здесь происходит знакомство с условиями и индивидуальными особенностями семейного уклада. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребёнку, об осведомлённости родителей в вопросах воспитания детей позволит более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребёнка в школе.

Можно использовать разные  формы проведения классных родительских собраний.  Собрания в минигруппах, когда на встречу приглашаются только те родители, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы.  Встречи вместе с детьми, за круглым столом с чаепитием.  Ещё, так называемое, собрание – «очная ставка», когда приглашаются только родители,  дети которых конфликтуют между собой и совместно ищут выход из конфликта, приходят к примирению.

 Набирает обороты работа попечительского совета школы, в котором есть и  представители родительской общественности, с целью привлечения сил и средств родителей для помощи школе, а значит и детям, которые в ней учатся.

   Результаты работы всех структур с семьёй можно обсудить на педсоветах, консилиумах, совещаниях, куда включаются вопросы по решению этих проблем,  и затем совместно со специалистами прорабатываются направления для дальнейшей работы.

Для достижения успеха родителям и педагогам необходимо:

  1. осознать, что только общими усилиями семьи и школы можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться друг другу;
  2. помнить о том, что ребенок – уникальная личность. Поэтому недопустимо его сравнивать с другими детьми, Мы должны ценить их индивидуальность, поддерживать и развивать её;
  3. в родителях и педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь;
  4. педагогам – воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливыми;
  5. родителям – внушать ребенку доверие к педагогу и активно участвовать в делах класса;
  6. педагогам – учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни класса;
  7. родителям и педагогам – проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей. Учитывать точку зрения самого ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции;
  8. регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

Проблема работы педагогов с родителями была и остается одной из самых актуальных проблем в образовании, которая приобретает особое значение в связи с решением вопросов, связанных с обучением и семейным воспитанием младшего школьника с ОВЗ. Актуальность проблемы обосновывается потребностью современных родителей в педагогических знаниях и приемах, которые помогли бы им познать мир ребенка, психические и психологические особенности его развития, возможности и потребности. А также запросом педагогов на практическую разработку решения данной проблемы.

В структуре взаимодействия педагогов с родителями два взаимосвязанных и взаимодополняющих компонента: обучение в школе и семейное воспитание.

Опираясь на различные подходы к определению понятия «работа с родителями», мы понимаем систему, целью которой является распространение информации, а также формирование у родителей умений и навыков, помогающих в организации педагогически целесообразных внутрисемейных отношений и в коррекционно-развивающей работе со своим ребенком.

Наилучший способ помощи детям с ОВЗ – это помощь их родителям. Развитие ребенка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.

Как показывает опыт, всем семьям, имеющим ребенка с ОВЗ, требуется социально-психологическая поддержка. Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы эта проблема не становилась только личным делом семьи. Важно, чтобы семья не замыкалась, не стеснялась своего ребенка. При адекватно построенной семейной атмосфере, отношении к своему ребенку функционирование семьи сохраняется.

Список литературы

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Беляева М.А., Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. Учебное пособие. – Екатеринбург, АМБ, 2001.
  3. Гордон Т. Программа "Тренинг эффективности родителей". Помощь в воспитании детей / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1992.
  4. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. - М.: Педагогическое общество Росси,2005.
  5. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.
  6. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.: Педагогика-Пресс, 1996.


Предварительный просмотр:

Причины нарушения навыка чтения и коррекция чтения у учащихся младших классов в системе коррекционно– развивающего обучения.

Алексеева Оксана Алексеевна,

 Россия, Республика Башкортостан, г. Салават, 

Муниципальное образовательное учреждение

 « Средняя общеобразовательная школа № 14»

Чтение является сложным психофизиологическим процессом, который осуществляется деятельностью различных анализаторов, различных мозговых систем. Чтение-это труд, и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - задача современного учителя. Управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий:

1. При формировании этого навыка необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

2. Навык чтения значительно укрепляется, совершенствуется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо.

3. Формирование навыка полноценного чтения необходимо рассматривать не только как задачу специального урока - урока чтения, но и как одну из задач других уроков.

4. Занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащихся положительную мотивацию, интерес к чтению и книге вообще.

5. Необходимо преодолеть крен урока чтения в техническую сторону в ущерб художественной. Технические упражнения по формированию навыка следует выносить на отдельный короткий этап урока

Существует много причин, тормозящих скорость чтения, среди которых можно выделить: природный темп деятельности, регрессии, недостаточно развитая антиципация, недостаточно развитая артикуляция звуков, неразвитое поле зрения, уровень организации внимания, недостаточно развитая память, неправильное дыхание при чтении, неразвитая речь.

      Причины, выявленные в ходе исследования, корректируют работу в трех направлениях:

1. Ядерное, направленное на достижение основных целей (скорость, понимание, запоминание).

1. Постановка дыхания при чтении.

2. Развитие артикуляции (речевого аппарата).

З. Постановка пауз, логических ударений, соблюдение интонаций.

4. Развитие памяти.

5. Развитие антиципации (догадки).

6 Развитие поля (угла) зрения.

7. Методика словарной работы.

2. Метрическое, обеспечивающее наблюдения за изменениями основных параметров чтения.

1. Определение в классе 3-х уровней по технике чтения.

2. Самозамеры чтения.

3. Замеры учителя.

4. Замеры завуча или директора школы.

5. Ведение таблиц по учету техники чтения (регистрация замеров) в тетрадях по чтению.

3. Вспомогательное, служащее педагогическому обеспечению процесса обучения.

1. Развитие психической пластичности, пространственного мышления и ориентировки.

2. Развитие органов чувств, зрения, слуха, тактильности, моторики движений.

3. Тренировка внимания.

4. Обучение умению переключаться с одного вида деятельности на другой.

      Это и послужило причиной выбора в качестве темы  исследования.

 Целью исследования являлось формирование и коррекция навыка чтения.

Была выдвинута следующая гипотеза: ранняя диагностика причин, снижающих скорость чтения, и индивидуальная разработка комплекса коррекционно – развивающих упражнений, приводят к положительной динамике, т.е. к увеличению скорости чтения.

Учитывая трудности, был разработан индивидуальный комплекс программ для каждой группы учащихся. Например, если  вы выяснили, какой темп у вашего ребенка, и является ли он причиной, тормозящей скорость чтения. Это значит, что, используя определенные упражнения, вы можете увеличивать темп чтения, такими упражнениями могут быть:

  1. Многократное прочтение.Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов

2. Молния Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».

3. Буксир Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами.

   Коррекционно-развивающие упражнения логически связаны друг с другом. Строгую определенную последовательность выполнения заданий, менять  нельзя - следует придерживаться именного того порядка, который предусмотрен .

После проведения исследовательской работы можно сказать, что поставленная  гипотеза подтвердилась полностью, ранняя диагностика причин, снижающих скорость чтения и индивидуальная разработка комплекса коррекционно – развивающих упражнений приводит к положительной динамике, т.е. к увеличению скорости чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данной статье представлены из опыта работы материалы по организации индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Особенности общения со сверстниками у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста

Материал выступления на I Международной научно-практической конференции "Детство-мир без границ. Образование и социализация детей с ОВЗ в современных условиях"...

Особенности организации учебной и воспитательной работы в классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В данном документе раскрывается работа с детьми с ОВЗ, а также прилагается презентация...

Рекомендации для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у учащихся 1классов

Рекомендации для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья  по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у учащихся 1классов...

Рекомендации родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье предоставляются рекомендации родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Эффективные технологии в коррекционно- образовательной работе с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья и семьями Губкинский 2021

Семья с ребенком-инвалидом – это семья с особым статусом,особенности и проблемы которой определяются не тольколичностными особенностями всех членов и характеромвзаимоотношений между ними, но и б...