Механизмы реализации ФГОС
статья по теме

Лёвина Наталия Николаевна

Наша жизнь непредсказуема! Чтобы ребёнок не растерялся в любой ситуации, ему необходимо овладеть УУД. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации, а также профессионального роста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            С введением ФГОС сменилась цель образовательной парадигмы: «Развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности». Деятельностный метод обучения, составляющий основу современного образования, предполагает, что ученик научится планировать (задавать сам себе вопрос: «Чему мне нужно научиться?» ) и  проектировать ( «Как мне этому научиться? ).  А  «главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…». (А. Дистервег)

           Если в прошлом в стандартах акцент делался на предметные результаты, то в новых стандартах, как мы видим, выделяются три вида результатов освоения основных общеобразовательных программ: личностные, метапредметные и предметные.

           Личностные результаты обучающихся – это ценностные ориентации, отражающие индивидуально – личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные компетенции, личностные качества. Метапредметные результаты – это освоенные учащимися универсальные учебные действия (УУД). Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Предметные результаты – это усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.

             Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процессов. В составе основных видов УУД, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: личностный,  регулятивный, познавательный, коммуникативный.  

  1.  В сфере личностных УУД будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Осваивая личностные универсальные умения, ребёнок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живёт, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства. Каждый из нас живёт в определённом обществе и умение сосуществовать в нём с другими людьми – залог полноценной жизни! В этом заключён нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким. Также школьник учится сам противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу его жизни и здоровью. Для успешного существования в дальнейшем ученику необходимо уметь разбираться в том, какие на сегодняшний день профессии наиболее востребованы, и в какой области он лучше выразит свои способности и будет наиболее нужен для общества. Например, объяснять самому себе: «Что во мне хорошо, а что плохо?» (личные качества, черты характера), «Что я хочу?» (цели, мотивы), «Что я могу?» (результаты).

  1. В сфере регулятивных УУД учащиеся будут овладевать всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Школа должна научить способам преодоления жизненных проблем! Например, сейчас любую нужную нам информацию мы можем найти через Интернет и зазубривать какие-то сведения необязательно. Главное сегодня – это уметь пользоваться этими сведениями! Например, с целью формирования регулятивного УУД – действия контроля, часто практикую приёмы самопроверки и взаимопроверки текста. Предлагаю учащимся тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок ( предлагаю игру: «Мы сегодня учителя!»). Для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляю правила проверки текста, определяющий алгоритм действия, коллективно составляем «Памятку» этого вида деятельности.
  2. В сфере познавательных УУД  ученики учатся воспринимать и  анализировать сообщения, тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций. Ребёнок учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.). Часто интерес школьника к учёбе возникает при исследовании какой-либо темы. Ребёнок превращается в маленького учёного, перед которым стоит задача самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить собственный результат! У ученика развивается способность объективно относиться к результатам своего труда! Очень помогает в исследовательской деятельности составление ребёнком портфолио. На уроках математики необходимо устанавливать логические соотношения между данными и неизвестным, создавать логическую модель, схематический рисунок или чертёж (хорошо представлены в программе Л.Г.Петерсон).
  3. В сфере коммуникативных УУД  учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Школьник учится взаимодействовать в социуме, чётко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей. Следует целенаправленно обучать школьников правильно отстаивать своё мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также соглашаться с оппонентом. Необходимо учить выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками. Это нужно при работах в группах, а также очень пригодится в последующей взрослой жизни при решении проблем на работе и в семье.
  4. Наша жизнь непредсказуема! Чтобы ребёнок не растерялся в    любой ситуации, ему необходимо овладеть УНИВЕРСАЛЬНЫМИ УЧЕБНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ!!!   УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ  необходимо для каждого ребёнка. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста.

         «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»

                                                                                     К. Хаббард

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Механизмы реализации ФГОС НОО на основе ДСДМ

Методологической основой ФГОС II поколения является системно-деятельностный подход. Деятельностный подход - позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает ку...

Презентация к докладу на тему" Механизм реализации ФГОС на уроках математики ( УМК "Преспектива")"

Презентация к докладу "Механизм реализации ФГОС на уроках математики" (УМК "Перспектива")...

Делимся опытом. Выступление на ШМО на тему "Использование технологии проектного обучения в начальной школе как механизм реализации ФГОС."

Конспект+Презентация на тему "Использование технологии проектного обучения в начальной школе как механизм реализации ФГОС"  знакомит с видами проектов, предназначением проектной деятельности...

Основная образовательная программа школы как механизм реализации ФГОС

Материал предназначен в помощь заместителям директоров по УВР для составления основной образовательной программы школы....

Особенности ФГОС для детей с ОВЗ. Анализ адаптированной основной образовательной программы. Механизмы реализации ФГОС ОВЗ.

Этот материал можно использовать педагогам, которые работают с обучающимися с ОВЗ...