Здоровьесберегающие педагогические технологии.
статья на тему

Здоровьесберегающие  педагогические технологии -  как одно из условий  формирования образовательной среды обучения

«Забота о здоровье ребёнка- это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму

питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является

Радость творчества»        В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zabota_o_zdorove_rebyonka.docx19.49 КБ
Файл prezentaciya1.pptx_otchet.pptx1.87 МБ

Предварительный просмотр:

                            «Забота о здоровье ребёнка –это

                           не просто комплекс санитарно-

                           гигиенических норм и правил…

                           и не свод требований к режиму,

                           питанию, труду, отдыху. Это прежде

                           всего забота о гармоничной полноте

                           всех физических и духовных сил, и

                           венцом этой гармонии является

                           радость творчества»

                                                          В.А.Сухомлинский слайд

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Исходя из этого использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе уделяется в настоящее время большое значение. Это связано, прежде всего, с тем, что количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. По распространенности хронических заболеваний у детей 4 - 7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы, увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом. Охрана здоровья школьников требует от педагогов поиска нетрадиционных путей решения этой актуальнейшей проблемы.

В качестве  основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

1.создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса.

2.творческий характер образовательного процесса.

3.обеспечение мотивации образовательной деятельности.

4.принцип целостности.

5.осознание ребенком успешности в любых видах деятельности.

6.рациональная организация двигательной активности.

7.обеспечение адекватного восстановления сил.

8.обеспечение прочного запоминания.

9.комплексная система закаливания детей.

работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

Охрана здоровья школьников требует от педагогов поиска нетрадиционных путей решения этой актуальнейшей проблемы.

Решение задачи оздоровления имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе большое значение имеют физические упражнения. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса.

Поэтому в режим дня учащихся начальных классов  введены физкультурные паузы и подвижные перемены. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

Одним из злементов здоровьесберегающих технологий является физминутки

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

Учителя начальных классов помогают каждому ребенку осознать свои способности, создают условия для их развития, способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка. Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот

Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Задача учителей сводится к тому, чтобы, сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон

Этому способствует  введение в структуру урока специальной валеологической паузы.

Помогают сохранить здоровье ребёнка в школе цветовые круги, выставленные на классной доске (диаметр - 30 см). Каково же их назначение?

* Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку.

* Синий круг - тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике.

* Красный круг - активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.

 Зелёный круг - для успокоения, если дети расшумелись

* Оранжевый круг - цвет творчества, будит фантазию.

К одному из направлений здоровьесберегающих технологий можно отнести ароматотерапию. Её используют  при профилактике простудных заболеваний. Во время эпидемий гриппа в классах и школьной столовой используем бактерицидные и противовоспалительные свойства некоторых растений (лука, чеснока). Во всех классах много комнатных растений, которые очищают воздух.

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя в начальной школе посвящают воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, встречи с медсестрой школы, с работниками районной больницы, анкетирование среди родителей, различные тренинги, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия, походы, прогулки в лес. Много проходит праздников, на которых  решаются задачи  формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея понятия о правильном питании

От того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности.

Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. Ответственность за то, что от первого к выпускному классу здоровье школьника значительно ухудшается, приняла на себя российская школа. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Если в школе все будут об этом помнить, прилагать усилия в решении детских проблем, если в школах будут специалисты, работающие над вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся, то можно надеяться, что здоровье наших детей в школе если не улучшится, то не будет падать. Будем надеется, что каждый учитель начальных классов  будет искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие педагогические технологии- как одно из условий формирования образовательной среды обучения Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 127 Тукоева О.А.

Слайд 2

«Забота о здоровье ребёнка- это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является Радость творчества» В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Слайд 4

Для формирования, сохранения и укрепления здоровья школьников, в начальную школу внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Слайд 5

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Слайд 6

Основные направления работы Сохранение и укрепление физического здоровья детей Сохранение психического здоровья детей Создание благоприятной социально – психологической атмосферы

Слайд 7

1. создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса 5. осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. 3. обеспечение мотивации образовательной деятельности. 2. творческий характер образовательного процесса. 4. принцип целостности. 6. рациональная организация двигательной активности. 7. обеспечение адекватного восстановления сил. 8. обеспечение прочного запоминания. 9. комплексная система закаливания детей. основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий

Слайд 8

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

Слайд 10

При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

Слайд 11

Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна, поэтому учителя начальных классов активно используют компьютерные технологии.

Слайд 12

Демократический стиль общения создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи.

Слайд 13

Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Слайд 14

Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку. Синий круг - тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике. Красный круг - активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля. Зелёный круг - для успокоения, если дети расшумелись. Оранжевый круг - цвет творчества, будит фантазию.

Слайд 15

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Слайд 16

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии

Психологическая комфортность урока - элемент здоровьесберегающей технологии...

Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе.

            Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил  в нас...

Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии

Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии...

Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии

Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии...

Применение здоровьесберегающих педагогических технологий на коррекционных логопедических занятиях

В статье рассматриваются причины и последствия здоровьезатратного обучения в условиях современной школы и пути решения этой серьезной проблемы для детей с нарушением речи благодаря применению на корре...

Психологическая комфортность урока - элемент здоровьесберегающей педагогической технологии.

И родители, и педагоги хотят , чтобы дети выросли не только достойными людьми, но и здоровым поколением....