Применение здоровьесберегающих педагогических технологий на коррекционных логопедических занятиях
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

В статье рассматриваются причины и последствия здоровьезатратного обучения в условиях современной школы и пути решения этой серьезной проблемы для детей с нарушением речи благодаря применению на коррекционных логопедических занятиях здоровьесберегающих педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_grigoreva_e.yu_.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Применение здоровьесберегающих педагогических технологий на коррекционных логопедических занятиях»

     В последнее время отмечается,  что существующая система школьного образования становится все более здоровьезатратной.  К сожалению, традиционно организованный образовательный процесс создает у школьников  стрессовые перегрузки, которые приводят к нарушению механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют появлению и развитию хронических болезней. Одной из причин создавшейся ситуации является интенсификация образовательного процесса.

     Во-первых, увеличивается количество учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.). Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов), особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 часа в день, в основной школе – 7,2 – 8,3 часа в день и в средней школе – 8,6 – 9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет – 9 – 10 часов в начальной, 10 – 12 в основной и 13 – 15 – в средней школе. Существенное увеличение учебной нагрузки в подобных заведениях и классах не проходит бесследно: у многих детей чаще отмечается распространенность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения.

     Во-вторых, интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала. По данным Минобразования, за период с 1945/46 по 1997/98 учебные годы в начальной школе резко сократилось количество часов на образовательную область филология (на 49%) и на образовательную область математика (на 62%). Каждому, кто знаком с системой начального обучения и существующими программами, как традиционной, так и развивающими, понятно, что содержание и объем учебного материала ни в одной, ни в другой области за последние 50 лет не уменьшились. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.
      Частое следствие интенсификации – возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.
      Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

    Тем более актуальным становится это утверждение применительно к  логопедическим занятиям с младшими школьниками общеобразовательного учреждения. Необходимость применения учителем-логопедом на своих уроках здоровьесберегающих технологий обоснована ограниченными возможностями здоровья детей, эмоциональным состоянием, индивидуальной степенью утомляемости. К тому же коррекционные занятия проходят во второй половине дня, а значит должны быть разнообразными, интересными, нестандартными.

      Применение в работе  здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность коррекционного процесса, повысит положительную мотивацию к обучению, внесет в урок элемент неожиданности, научит детей умению концентрироваться и расслабляться, создаст комфортную атмосферу на уроке.

       Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

        Основываясь на анализе тематической литературы, можно выделить три группы здоровьесберегающих технологий, чаще всего применяемых на коррекционных логопедических занятиях.

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

3.Коррекционные технологии.

            Педагогические

здоровьесберегающие

технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Технологии обучения здоровому образу жизни

Коррекционные технологии

- Динамические паузы

- Релаксация

- Гимнастика (артикуляционная, пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.)

-  Игротерапия

- Коммуникативные игры

- «Азбука здоровья»

- Массаж пальцев, кистей рук

- Музыкотерапия

- Изотерапия

- Сказкотерапия

- Драматерапия

- Хромотерапия

- Психогимнастика

- Фонетическая ритмика

 

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

 

Динамические паузы – проводятся во время занятий, 2-3 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.   

Релаксация – рекомендовано в зависимости от темы занятия, для снятия напряжения, можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика артикуляционная – проводится для подготовки речевого аппарата к постановке звука, рекомендуется  всем детям с нарушением звукопроизношения.  

Гимнастика пальчиковая – проводится для активизации центра речи, рекомендуется всем детям с нарушением звукопроизношения.

Гимнастика для глаз –  в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.  

Гимнастика дыхательная – рекомендуется всем детям с нарушением звукопроизношения.  

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Игротерапия – рекомендовано часть упражнений (письменных или устных) проводить в форме игры или конкурса.

Коммуникативные игры –  упражнения строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности. 

 «Азбука здоровья» - рекомендовано подбирать наглядный и дидактический материал, направленный на формирование бережного отношения к своему здоровью, возможно применение приемов драматерапии. 

Массаж пальцев, кистей рук – рекомендован всем детям при длительном письме или рисовании. Сопровождается ритмичным речевым материалом или стихами. 

Коррекционные технологии

Музыкотерапия – используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Изотерапия – рекомендовано включение в занятие для смены вида деятельности, для постановки руки и развития творчества.

Сказкотерапия – рекомендовано детям с нарушением лексико-грамматического строя речи.

Драматерапия – рекомендовано всем детям: с нарушением звукопроизношения в стадии автоматизации звука, с нарушением лексико-грамматического строя речи, может применяться на логопедических занятиях как опосредованное общения с учениками через куклу.

Хромотерапия –  правильно подобранные цвета для фонов презентаций и наглядного материала способствуют снятию напряжение, улучшают зрительное восприятие, повышают эмоциональный настрой ребенка.

Психогимнастика – как элемент занятия, направленный на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

 Фонетическая ритмика –  упражнения рекомендованы детям с несформированным фонетическим восприятием, либо в профилактических целях.        

     Применение здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях оказывают положительное влияние на усвоение учебного материала, делает урок интересным, легким для обучающегося. Дает возможность педагогу найти к каждому ребенку индивидуальный подход, а ученику проявить свои творческие способности и закрепить полученный знания на высоком позитивном эмоциональном уровне.

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии как средство повышения эффективности коррекционно - логопедических занятий

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информацио...

Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи.

Департамент образования г. МосквыСеверо-восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениеЦентр Образования № 1490Утверждаю:Директор ГБОУ ЦО № 1490...

Конспект занятия (викторины) в группе продлённого дня на тему: "В гостях у сказки" (с применением игровых педагогических технологий)

Цель данного занятия - вызвать интерес детей к чтению русских народных сказок, развивать умение работать в группах, познавательную активность....

Презентация занятия с применением здоровьесберегающей образовательной технологии

Применение здоровьесберегающей образовательной технологии на занятиях лепки из глины.Эффективность:снятие напряжения;улучшение внимания;эмоциональная разрядка....

Применение дидактических игр на коррекционных логопедических занятиях в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.

Игра как один из основных видов деятельности детей младшего школьного возраста создает наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. Опыт и ...

презентация Применение технологии моделирования на логопедических занятиях в начальной школе.

Моделирование- это метод познания окружающего мира,состоящий в создании и исследований моделей. Обобщенные графические модели можно рассматривать и как учебную опору искусственно созданную наглядную п...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ В КЛАССАХ «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК»

В статье представлен материал, раскрывающий актуальную проблему применения здоровьесберегающих технологий на коррекционно-развивающих занятиях в классах "Особый ребенок"....