Применение здоровьесберегающих педагогических технологий на коррекционных логопедических занятиях
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В статье рассматриваются причины и последствия здоровьезатратного обучения в условиях современной школы и пути решения этой серьезной проблемы для детей с нарушением речи благодаря применению на коррекционных логопедических занятиях здоровьесберегающих педагогических технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Применение здоровьесберегающих педагогических технологий на коррекционных логопедических занятиях»
В последнее время отмечается, что существующая система школьного образования становится все более здоровьезатратной. К сожалению, традиционно организованный образовательный процесс создает у школьников стрессовые перегрузки, которые приводят к нарушению механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют появлению и развитию хронических болезней. Одной из причин создавшейся ситуации является интенсификация образовательного процесса.
Во-первых, увеличивается количество учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.). Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов), особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 часа в день, в основной школе – 7,2 – 8,3 часа в день и в средней школе – 8,6 – 9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет – 9 – 10 часов в начальной, 10 – 12 в основной и 13 – 15 – в средней школе. Существенное увеличение учебной нагрузки в подобных заведениях и классах не проходит бесследно: у многих детей чаще отмечается распространенность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения.
Во-вторых, интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала. По данным Минобразования, за период с 1945/46 по 1997/98 учебные годы в начальной школе резко сократилось количество часов на образовательную область филология (на 49%) и на образовательную область математика (на 62%). Каждому, кто знаком с системой начального обучения и существующими программами, как традиционной, так и развивающими, понятно, что содержание и объем учебного материала ни в одной, ни в другой области за последние 50 лет не уменьшились. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.
Частое следствие интенсификации – возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Тем более актуальным становится это утверждение применительно к логопедическим занятиям с младшими школьниками общеобразовательного учреждения. Необходимость применения учителем-логопедом на своих уроках здоровьесберегающих технологий обоснована ограниченными возможностями здоровья детей, эмоциональным состоянием, индивидуальной степенью утомляемости. К тому же коррекционные занятия проходят во второй половине дня, а значит должны быть разнообразными, интересными, нестандартными.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность коррекционного процесса, повысит положительную мотивацию к обучению, внесет в урок элемент неожиданности, научит детей умению концентрироваться и расслабляться, создаст комфортную атмосферу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-176681-1443975735.jpg)
Информационные технологии как средство повышения эффективности коррекционно - логопедических занятий
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информацио...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/18/picture-450828-1403116285.jpg)
Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи.
Департамент образования г. МосквыСеверо-восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениеЦентр Образования № 1490Утверждаю:Директор ГБОУ ЦО № 1490...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/11/picture-903387-1489222031.jpg)
Конспект занятия (викторины) в группе продлённого дня на тему: "В гостях у сказки" (с применением игровых педагогических технологий)
Цель данного занятия - вызвать интерес детей к чтению русских народных сказок, развивать умение работать в группах, познавательную активность....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-507763-1414343401.jpg)
Презентация занятия с применением здоровьесберегающей образовательной технологии
Применение здоровьесберегающей образовательной технологии на занятиях лепки из глины.Эффективность:снятие напряжения;улучшение внимания;эмоциональная разрядка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/05/picture-1054279-1536167312.png)
Применение дидактических игр на коррекционных логопедических занятиях в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.
Игра как один из основных видов деятельности детей младшего школьного возраста создает наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. Опыт и ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/21/picture-139741-1669039044.jpg)
презентация Применение технологии моделирования на логопедических занятиях в начальной школе.
Моделирование- это метод познания окружающего мира,состоящий в создании и исследований моделей. Обобщенные графические модели можно рассматривать и как учебную опору искусственно созданную наглядную п...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/28/picture-1331334-1619593714.jpg)
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ В КЛАССАХ «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК»
В статье представлен материал, раскрывающий актуальную проблему применения здоровьесберегающих технологий на коррекционно-развивающих занятиях в классах "Особый ребенок"....