Информационные технологии как средство повышения эффективности коррекционно - логопедических занятий
статья по логопедии по теме

Ишкова Мария Николаевна

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnye_tekhnologii_kak_sredstvo_povysheniya.rar4.42 КБ

Предварительный просмотр:

  ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ  

  ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.                                                                              

        Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют реализации развивающего образования и самообразования, непрерывности данного процесса на всех его ступенях. В качестве одного из приоритетных аспектов выступает информатизация образования. Интегрирование информационных технологий в практику учителя - логопеда – это обоснованная и осознанная деятельность, направленная на формирование у детей, имеющих нарушения речи, определённой системы интеллектуальных и практических умений.

        Применение информационных технологий позволяет проводить коррекционную работу в совокупности действий и средств, соединённых определённой логикой процесса. Появляется возможность проектирования,

планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами. Такой подход позволяет обеспечить становление ребёнка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Взаимодействие ученика с компьютером  может осуществляться по направлениям: субъект – объект, субъект – субъект, объект – субъект.

          Учитель-логопед в своей практической деятельности может использовать следующие информационные ресурсы: презентации, информационно-обучающие и тестирующие программы, демонстрационно- тренировочные  и контрольно-тренировочные модули.

        Презентации являются средством развития познавательной активности учащихся за счёт включения слайдов, видеофрагментов, анимационных эффектов и способом повышения эффективности усвоения материала, так как у детей включаются три вида памяти (зрительная, слуховая, моторная). Широкую возможность для создания презентаций дают ресурсы Интернета- библиотеки, энциклопедии («Хочу всё знать!», «Природа России», «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» и др.), словари, справочники, видео и DVD – фильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства.

        Такие информационно-обучающие программы как «Развивайка», «Фраза», «Словечкин», обеспечивают возможность наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем, придают обучению характер диалога, позволяют корректировать и моделировать ход занятия.

Для тестирующих программ типа «Репетитор» характерна объективность, простота, возможность провести дифференцированную диагностику результатов обучения.

Демонстрационно-тренировочные модули предполагают поэтапное подведение обучающихся к изучаемой проблеме и решение учебной задачи с опорой на материал, полученный в результате исследования. Контрольно-тренировочные модули направлены на отработку изученных правил.

Информационные ресурсы способны обеспечить многовариантное использование дидактических приёмов и методов в рамках одного логопедического занятия: периодическую смену деятельности, переключение внимания с одного объекта на другой, разнообразие форм работы (парная, групповая, фронтальная), методов (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, метод проектирования). Таким образом, происходит оптимизация коррекционного процесса. У детей расширяется объём внимания, память, увеличивается лексический запас, развивается грамматический строй речи.

Информационные технологии можно применять как по определённым темам, разделам, для решения отдельных дидактических задач, так и для обеспечения управления коррекционно - развивающим процессом, включая все виды диагностики и мониторинг. В результате повышается мотивация обучения и эффективность коррекционной работы, появляется возможность отслеживать динамику состояния устной и письменной речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определенные трудности в начальной школе. Особенно эти трудности проявляются у детей с недоразвитием речи, в связи с тем, что для н...

Статья.Использование информационных технологий как средство повышения эффективности урока в начальной школе.

 Процесс модернизации современного образования направлен на принципиальное изменение качества образования. Сегодня на первый план выдвигаются  образовательная и развивающая функции становления и разви...

Статья "Применение информационно- коммуникационных технологий, как средство повышения эффективности урока при реализации ФГОС»

Применение информационно- коммуникационных технологий, как средство повышения эффективности урока при реализации ФГОС»...

Методы повышения эффективности коррекционно-логопедической работы с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи.

В статье приведены компоненты коррекционно-логопедической работы с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи....

Технология дистанционного обучения "Использование дистанционно обучающей технологии как средства повышения эффективности и доступности образования"

Материал для работы МО по теме:"Использование дистанционно обучающей технологии как средства повышения  эффективности и доступности образования". В работе представлены материалы, которы...

Пути и средства повышения эффективности и качества занятий в группе продленного дня .

Целью урока всегда является открытая наукой закономерность мира, адоптированная для детского восприятия. Но стратегия урока должна выходить за пределы простой передачи знаний....