Здоровьесберегающие педагогические технологии
статья по теме
Доклад на ШМО
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ «Бережковская основная общеобразовательная школа»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
(Доклад на методическом объединении)
Подготовила: Байкова В.А.,
учитель начальных классов
- ВВЕДЕНИЕ.
Проблема охраны здоровья
За последние годы в России произошло качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. За период обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 раза, с нервными болезнями - в 2 раза, с аллергическими болезнями - в 3 раза, с близорукостью - в 5 раз. Заметно возросла заболеваемость подростков. По результатам профилактических осмотров различные заболевания регистрируются у 95,5% подростков.
Проблема охраны здоровья детей и подростков, актуальность которой становится всё более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детского населения, не может быть решена без практического использования медико-психологических и валеологических знаний с системе школьного образования.
Дети теряют здоровья в школе. Многочисленные исследования физиологов и психологов показывают, что общая нагрузка на нервную систему учащегося в школе и дома очень велика, а в сочетании с возрастающей из года в год гиподинамией, нарушениями режимов питания, сна и отдыха приводит к функциональным расстройствам нервной системы. Намного чаще, чем раньше, встречаются дети с нарушениями интеллекта речи. В современной школе часто создаются ситуации, когда ребёнок не в состоянии самостоятельно разрешить свои проблемы без ущерба для своего развития и здоровья.
Возникшая ситуация является как следствием влияния многих неблагоприятных социально-экономических условий, так и итогом нерешённых педагогических и медико-профилактических проблем в области сохранения и укрепления здоровья школьников.
Педагогические факторы, негативно влияющие на состояние здоровья детей:
1. Интенсификация учебного процесса. (30-60% школьников страдают различными формами школьной дезадаптации по причине несоответствия методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребёнка). Интенсификация учебно-воспитательного процесса в школах нередко сочетается с несоблюдением гигиенических нормативов по режиму дня и отдыха, двигательной активности и закаливанию школьников, рациональному составлению расписания, организации физического воспитания, профессионального обучения.
2. Стрессовые последствия авторитарной педагогики (сравнительный анализ подтверждает увеличение количества учащихся с нарушением психического здоровья в 2-3 раза и рост заболеваемости в классах с авторитарным педагогом, система требований, которые не соответствуют возможностям учащихся).
3. Раннее начало дошкольного систематического обучения.
4. Несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса.
5. Недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей.
В работе по охране и укреплению здоровья детей основными направлениями деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений должны быть:
1. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:
- разработка и реализация образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
- разработка и реализация системы мер, направленных на профилактику алкоголизма и наркомании, охрану репродуктивного здоровья;
- коренное изменение содержания и форм физического воспитания.
2. Нормализация учебной нагрузки:
- отказ от интенсификации раннего дошкольного систематического обучения детей, разгрузка образовательных программ в соответствии с возрастными и функциональными особенностями развития учащихся;
- разработка и обновление комплексных методик физиолого-гигиенической и психологической оценки и мониторинга педагогических инноваций.
3. Изменение содержания педагогического образования по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
4. Поддержка инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное развитие.
5. Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии.
6. Создание системы и механизмов общественной поддержки работы по охране и укреплению здоровья детей, формирование у них здорового образа жизни (привлечение средств массовой информации, общественных и профессиональных организаций).
Из множества проблем в системе российского образования проблема ориентации всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание является приоритетной. Система образования несёт свою долю ответственности за здоровье подрастающего поколения. Учитель должен иметь необходимую подготовку по вопросам здоровьесбережения, готовый гарантировать, что используемые педагогические технологии не нанесут вреда здоровью его учеников.
II. Здоровьесберегающие педагогические технологии
Состояние здоровья ребёнка — важное условие успешного усвоения школьных программ. За последние десятилетия уровень здоровья детей неуклонно снижается, что обусловлено воздействием на растущий организм многочисленных социально-гигиенических и биологических факторов. У ряда детей имеются нервно-психические дисфункции, нарушения осанки и близорукость, то есть так называющие под влиянием факторов школьной среды.
Таким образом, охрана здоровья требует от руководителей образовательных учреждений поиска нетрадиционных путей решения этой проблемы. Одним из возможных подходов к её решению является использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. Под здоровьесберегающими технологиями мы понимаем педагогические технологии, которые содействуют развитию каждого ребёнка, укреплению его психического и физического здоровья, созданию комфортных условий для личностной социализации, уважительных и доверительных отношений между учителями и учениками. Всё это воплощают в себе различные педагогические технологии:
1. Педагогика сотрудничества.
2. Игровая технология.
3. Технология уровневой дифференциации.
Педагогика сотрудничества
(на основе личностной ориентации педагогического процесса)
В центре внимания данной технологии лежит уникальная творческая личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.
Своеобразие целей личностно-ориентированной технологии заключается в ориентации на свойства личности, её формирование, её развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.
Педагогика сотрудничества противопоставляет авторитарному обезличенному и обездушенному подходу к ребёнку в традиционной технологии атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создаёт условия для творчества и самоактуализации личности.
Игровая технология
(на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся)
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести и игровую.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё последовательно включаются игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов и сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определённым признакам; группы игр, в процессе которых у младших
школьников развивается умение владеть собой, развивается быстрота реакции на слово, фонематический слух, смекалка и другое, при этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - главная забота каждого учителя начальной школы.
Технология уровневой дифференциации
(на основе эффективности управления и организации учебного процесса)
Ведущая цель построения модели школы с разноуровневой дифференциацией - создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне ближайшего развития, что даёт возможность каждому ученику получить максимальные по его способностям знаниям, реализовать свой личный потенциал.
Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с отдельными группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Её характерными чертами является открытость требований, предоставление ученикам возможности самим выбирать уровень усвоения материала и переходить с одного уровня на другой.
Возможные уровни усвоения В.П. Беспалько классифицирует таким образом:
1 уровень - «знакомства», знания, которыми владеют дети на этом уровне, -
«знания-знакомства».
2 уровень - «репродукция», или «понимание», «знания-копии».
3 уровень - «умения», знания - «знания-умения».
4 уровень — «навыки», знания - «знания-навыки», или «трансформация».
Под уровнем следует понимать способность учащегося выполнить некоторую целенаправленную систему действий по решению определённого класса задач на основе информации, сообщённой ученику в процессе обучения.
Для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации необходимо соблюдение ряда важнейших условий:
1. Успех учебного процесса в целом и дифференцированного подхода в обучении, в частности, существенно зависит от познавательной активности школьников.
2. Уровневая дифференциация осуществляется не за счёт того, что одним ученикам дают меньше учебного материала, а другим больше, а в силу того, что, предлагая ученикам одинаковый объём, мы устанавливаем различные уровни требований к усвоению знаний.
3. В обучении должна быть обеспечена последовательность и продвижении ученика по трём уровням. Базисный стандарт - обязательная часть, средний и высокий — дополнительная часть. Это означает, что в ходе обучения не следует предъявлять более высоких требований к тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки. Контроль и оценка должны отражать принятый уровневый подход. Контроль должен предусматривать проверку достижения всеми учащимися обязательных результатов обучения, а также дополняться проверкой усвоения материала на более высоких уровнях.
4. Добровольность в уровнях усвоения и отчётности. В соответствии с этим каждый ученик имеет право добровольно и сознательно решать для себя, на каком уровне ему усваивать материал. Именно такой подход позволяет формировать у школьников познавательные потребности, навыки самооценки, планирование и регулирование своей деятельности. Уровневую дифференциацию можно организовать в разнообразных формах, которые зависят от подхода учителя, особенностей класса.
III. Дифференцированный подход при выполнении домашнего задания
Знания, полученные на уроке, не будут прочными, если их не подкрепить домашними заданиями. Домашняя работа учащихся - особый вид самостоятельной работы. Он проходит без непосредственного руководства учителя, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного их выполнения.
Домашняя работа способствует физическому и душевному благополучию учащихся. Она протекает эффективнее, если соблюдаются следующие условия:
- правильно выбран объём домашнего задания;
- учитываются индивидуальные особенности учащихся;
- организована своевременная помощь учителя;
- доступность домашней работы.
Большой объём домашнего задания приводит к перегрузкам учащихся, неуверенности в своих силах, понижению творческой активности. Поэтому предусмотрена норма продолжительности работы учащихся всех возрастных групп над выполнением домашних заданий.
В II классе - не более 45 минут.
В Ш классе — 1-1,5 ч.
В IV классе - 1,5 - 2 ч.
Должны быть предусмотрены дни, свободные от домашних заданий, как правило, среда и конец недели.
Чаще мы даём общее задание классу. Для одних оно может быть лёгким, для других — трудным. Первые не тренируют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. В результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задаётся на дам. Навык самостоятельности в работе, а это и умение доводить начатое дело до конца, лучше формируется через дифференцированное домашнее задание с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Карточки с дифференцированными заданиями даю в следующих случаях: 1) при прохождении темы, когда встречаются довольно сложные
понятия;
2) при обобщении пройденной темы и подготовке к итоговым рабо-
там;
3) при работе над ошибками в контрольных работах.
Суть дифференцированного подхода заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении более простого пути, по которому ученик должен прийти к конечной цели, то есть самостоятельному выполнению
задания.
Главное в этой работе - систематическое наблюдение за учебной дея-
тельностью, за их здоровьем.
Материал учебников помогает варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие
внимание, память и мышление школьника.
в работе над задачей пользуюсь методом составления обратных задач.
Обратная задача служит проверкой прямой. Именно в таком преобразовании вижу выработку самоконтроля, самостоятельности.
Проводя обобщение решению задач несколькими способами, предлагаю для работы дома карточки - задания в трёх вариантах:
I вариант средней трудности,
II вариант повышенной трудности,
III вариант - облегчённой.
Ученики постоянно повышают уровень своих знаний. Выполнение более сложного варианта становится целью каждого ученика как при работе по карточкам, так и при работе с учебником.
Чтобы сформировать положительное отношение учащихся к домашней работе, подбираются задания с учётом индивидуальных особенностей детей.
При изучении математики можно использовать такое задание:
32: 4 х 3 | 8 х 5 - 25 | (80 - 56) : 6 |
20:(10:2) | 14 + 3 х 9 | (61-29):8 |
21 :3х8 | 72 -28: 4 | (73 -45): 7 |
Для закрепления правил о порядке арифметических действий слабоуспевающим учащихся можно предложить теоретическую справку-карточку:
Помни!
1.Если в выражениях без скобок указаны действия сложения и вычитания, умножения и деления, то сначала выполняют по порядку умножение и деление, а затем сложение и вычитание.
2.В выражениях со скобками первыми выполняют действия над числами, записанными в скобках.
Сильным ученикам можно дать задание более сложное, например, выписать лишь те выражения, значение которых делится на 4.
При решении задач могут быть использованы разные формы помощи.
Например, для конкретизации задачи из учебника математики для 2 класса слабоуспевающим ученикам можно предложить карточку с кратким условием
I - 20 детей
II - ? на 3 человека меньше ? человек
Запиши решение.
Проверь решение, заполнив пропуски.
+ - =
Для наиболее подготовленных учащихся можно дать творческое задание, например, внести изменение в условие задачи, чтобы вместо действия вычитания надо было выполнить действие сложения (устно).
Кроме дифференцированных домашних заданий, можно давать задания по выбору, а также занимательного характера.
Дифференциация домашнего задания требует вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к каждому уроку и хорошего знания индивидуальных особенностей детей.
Дифференцированные, индивидуальные, добровольно-обязательные домашние задания и задания по выбору являются эффективным средством улучшения здоровья.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровье наших детей – основа здоровья общества, поэтому педагоги, психологи, родители должны способствовать формированию у каждого учащегося отношения к здоровью как к главной человеческой ценности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии
Психологическая комфортность урока - элемент здоровьесберегающей технологии...
Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил в нас...
Здоровьесберегающие педагогические технологии.
Здоровьесберегающие педагогические технологии - как одно из условий формирования образовательной среды обучения«Забота о здоровье ребёнка- это не просто комплекс санитарно-гигиеничес...
Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии
Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии...
Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии
Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии...
Применение здоровьесберегающих педагогических технологий на коррекционных логопедических занятиях
В статье рассматриваются причины и последствия здоровьезатратного обучения в условиях современной школы и пути решения этой серьезной проблемы для детей с нарушением речи благодаря применению на корре...
Психологическая комфортность урока - элемент здоровьесберегающей педагогической технологии.
И родители, и педагоги хотят , чтобы дети выросли не только достойными людьми, но и здоровым поколением....