«Реализация триединой цели на уроках»
статья по теме

Павлова Ольга Николаевна

методическая тема самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triedinaya_cel.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий. В цели урока сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремиться учителя и ученики, и если она определена неточно или учитель плохо представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока трудно говорить.

    Триединая цель урока – основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока. Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому ТЦУ в соответствующей интерпретации ( только познавательный и в отдельных случаях развивающий аспекты ) должна ставиться перед классом в ученическом варианте.

     ТЦУ есть тот систематизирующий стержень, без которого урок никогда не превратится в целостную систему.

    ТЦУ носит слишком общий характер. Она не может быть достигнута сама по себе. Ее обязательно необходимо расчленить на цели этапов и учебно-воспитательных моментов, если логичное построение урока не связано с его членением на этапы. Иными словами, речь идет о построении «дерева целей» урока, где ТЦУ будет «генеральной целью», а задачи учебно-воспитательных моментов – рубежами ее достижений.

   Что же представляет собой состав ТЦУ? Цель урока триедина и складывается из трех аспектов. Рассмотрим каждый из них:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  аспект ТЦУ

   Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:

  1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
  2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.
  3. Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
  4. Формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
  5. Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.

Целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний, умений и навыков учащимся предлагается достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого.

РАЗВИВАЮЩИЙ аспект ТЦУ

   Это наиболее трудный для учителя аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Чем это объясняется? Думается, что в основу затруднений заложены две причины. Первая заключается в том, что нередко учитель стремится формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень относительна и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.

    Развивающий аспект складывается из нескольких блоков.

  1. Развитие речи:

Обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ – показатель интеллектуального и общего развития ученика.

  1. Развитие мышления

Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учить учащихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда останется с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.

  1. Развитие сенсорной сферы.

Здесь речь идет о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во времени. Точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

  1. Развитие двигательной сферы.

Оно предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движения.

ВОСПИТЫВАЮЩИЙ аспект ТЦУ

    По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим. «Учить и воспитывать – как «молния» на куртке обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке», - писал в «Учительской газете» (10.02.81) учитель литературы 516-й школы г. Ленинграда Е. Ильин.

    Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, Эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен не воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

    «Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным.

    С какими же нравственными объектами вступает ученик во взаимодействие на уроке?

    Прежде всего – это «другие люди». Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и развиваться учителем на уроке независимо от его предметной принадлежности. Отношение к «другим людям» проявляется через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность, интегральным по отношению ко всем остальным качествам является гуманность. Формирование гуманных отношений на уроке – непреходящая задача учителя.

    Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет ученик, является он сам, его «Я». Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность и честность.

    Третий объект – общество и коллектив. Отношение ученика к ним проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам – все это проявляет отношения школьников к коллективу, к классу. Бережное отношение к имуществу школы и учебным пособиям, максимальная работоспособность на уроке – в этом ученик проявляет себя как член общества.

    Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и все время развивать и которая постоянно присутствует на уроке, является труд.

    Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность честность и усердие. Все это подвластно влиянию учителя на уроке.

    И, наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность постоянно присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду. Чрезвычайно важно, чтобы учитель раскрывал эту высокую связь с Родиной и все время развивал ее у ребят.

    Учить анализировать, учить выделять главное, учить сравнивать, учить строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Овладение этими методами и означает умение мыслить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования"

Доклад "Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования"...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство реализации современных целей образования младших школьников.

Включение школьников в учебные исследования создаёт благоприятные условия для преобразования внутренних потенций в реальное интеллектуальное творчество, приобретения исследовательских навыков, востреб...

Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования.

В докладе рассматривается системно-деятельностный подход  на уроках в свете ФГОС....

Системно - деятельностный подход как главное условие реализации современных целей образования

Системно - деятельностный подход как главное условие реализации современных целей образования...

Доклад: "Триединая цель урока"

Круглый стол: "Современный урок в начальной школе"...

Воспитательный потенциал школьных традиций. Реализация воспитательной цели на уроках как одна из школьных традиций в рамках реализации духовно-нравственной программы.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной  системы. Учение должно иметь для ребенка личностный смысл, затрагивать его эмоциональ...

Показатели результативности педагогической технологии и показатели реализации дидактической цели урока.

Сообщение.Показатели результативности педагогической технологии и показатели реализации дидактической цели урока...


 

Комментарии

Павлова Ольга Николаевна

Методическая тема для самообразования