Доклад: "Триединая цель урока"
методическая разработка на тему

Грек (Петухова) Ольга Дмитриевна

Круглый стол: "Современный урок в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triedinaya_tsel_uroka.docx69.96 КБ
Файл triedinaya_tsel_uroka.pptx254.5 КБ

Предварительный просмотр:

Триединая цель урока

Как-то известный американский сатирик Марк Твен бросил такую насмешливую фразу: «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда». А много веков тому назад римский писатель и

философ Сенека утверждал, что «для того, кто не знает, в какой гавани бросить якорь, любой ветер попутный».

Как видим, проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели – нет управления, без цели – нет результата. Почему?

Да потому, что сама цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

Цель выступает как фактор, обусловливающий способ и характер деятельности, она определяет соответствующие средства ее достижения, она является не только спроектированным конечным результатом, но и исходным побудителем деятельности, ясность цели помогает всегда найти в работе

«главное звено» и сосредоточить на нем усилия.

 Едва ли не основная часть всех ошибок в обучении и воспитании происходит  из-за нечеткого представления целей деятельности со стороны учителей, из-за просчетов в формулировке цели.  

Целеполагание. Это – процесс формирования цели, процесс ее развертывания.

Целеполагание – достаточно сложная, наиболее ответственная и сегодня, пожалуй, самая западающая часть работы учителя...

Целеосуществление - это процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека переходит в свое следствие – в фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности.

Триединая цель урока – это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.

Триединая цель урока – основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока. 

Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта:

познавательный, воспитательный и развивающий.

В цели урока сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремиться учителя и ученики, и если она определена неточно, или учитель плохо себе представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока трудно говорить.

Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому ТЦУ в соответствующей интерпретации  должна ставиться перед классом в ученическом варианте.

ТЦУ есть тот системообразующий стержень, без которого урок никогда не превратится в целостную систему.

Что же представляет собой состав ТЦУ?

Цель урока триедина и складывается из трех аспектов. Рассмотрим

каждый из них.

Познавательный аспект ТЦУ. Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:

1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!

2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.

3. Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.

4. Формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.

5. Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.

Образовательные цели урока часто ставятся в очень общем виде: усвоить такое-то правило, закон и т.д.

Можно ли к концу урока добиться того, чтобы учащиеся восприняли, осмыслили новый материал и научились его применять на практике в нестандартных ситуациях, обобщив и систематизировав его?

Думается, что удается это не многим. Поэтому  целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня

качества знаний, умений и навыков учащимся предлагается достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого.

Развивающий аспект ТЦУ. Это наиболее трудный для учителя аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Чем это объясняется?  Нередко учитель стремится формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит

гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень относительна и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.

Вторая причина затруднений кроется в недостаточном знании учителем тех областей педагогики и особенно психологии, которые связаны со структурой личности, тех ее сфер, которые нужно развивать.

Чаще всего учитель сводит все развитие к развитию мышления, непозволительно сужая тем самым сферу развивающей деятельности.

Развивающий аспект складывается из нескольких блоков.

А. Развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции; овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

Б. Развитие мышления.

Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учить учащихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком.

Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно(Учить анализировать,

учить выделять главное,учить сравнивать).

В. Развитие сенсорной сферы. Здесь речь идет о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

Г. Развитие двигательной сферы. Оно предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движений и т.п.

Как видим, развивающий аспект триединой цели урока далеко не прост, и его нельзя сводить только к развитию мышления на уроке.

Воспитывающий аспект ТЦУ. По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим. «Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке».

Действительно, если в процессе обучения учитель постоянно привлекает учащихся к активной познавательной деятельности, предлагает им самостоятельно разрешать проблемы, учит настойчивости в

достижении цели, умению отстаивать свои взгляды, создает в классе творческую обстановку, то такое обучение, конечно же, является не только развивающим, но и воспитывающим.

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся.

Воспитывающий аспект цели должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других

качеств личности школьника

Рассматривая роль цели в функционировании урока, можно вывести несколько закономерностей:

  •  насколько правильно будет определена и сформулирована учителем триединая цель урока, настолько верно будут определены содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке;
  •  цели урока будут наиболее эффективно реализовываться в том случае, если каждый учебно-воспитательный  момент будет стремиться решить свою собственную учебно-воспитательную задачу, имея в виду реализацию триединой цели урока;
  •  чем четче спроектирована триединая цель урока и учебно-воспитательные задачи, тем четче и логически последовательнее осуществляется на уроке деятельность учителя и учащихся

МОУ Тоора – Хемская СОШ

Подготовила: учитель 2 категории

МОУ Тоора – Хемской СОШ

Петухова О. Д.

2012 год.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад на тему: «Триединая цель урока» Подготовила: учитель 2 категории МОУ Тоора – Хемской СОШ Петухова О. Д. 2012 год.

Слайд 2

Цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности. Цель выступает как фактор, обусловливающий способ и характер деятельности, она определяет соответствующие средства ее достижения, она является не только спроектированным конечным результатом, но и исходным побудителем деятельности, ясность цели помогает всегда найти в работе «главное звено» и сосредоточить на нем усилия.

Слайд 3

Едва ли не основная часть всех ошибок в обучении и воспитании происходит из-за нечеткого представления целей деятельности со стороны учителей, из-за просчетов в формулировке цели. Специфическим признаком любой социальной системы, а социально-педагогической в особенности, является то, что она создается для достижения определенной цели и является целеустремленной системой.

Слайд 4

Целеполагание – это процесс формирования цели, процесс ее развертывания. Целеполагание – достаточно сложная и ответственная часть работы учителя. Целеосуществление - это процесс, в ходе которого цель из внутренней (цель – внутренняя причина) переходит в свое следствие – в фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности.

Слайд 5

Триединая цель урока – это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока. – основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников, дающая ей направление; в какой-то степени это пусковой механизм урока.

Слайд 7

В цели урока сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремиться учителя и ученики, и если она определена неточно, или учитель плохо себе представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока трудно говорить.

Слайд 8

Триединая цель определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому ТЦУ в соответствующей интерпретации должна ставиться перед классом в ученическом варианте.

Слайд 9

1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. 2. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность. 3. Формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные до автоматизма. 4. Формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности. 5. Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке. Познавательный аспект ТЦУ

Слайд 10

Развивающий аспект ТЦУ Это наиболее трудный для учителя аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Нередко учитель стремится формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания. Один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.

Слайд 11

Развивающий аспект складывается из нескольких блоков. Развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции; овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка. Развитие мышления: необходимо планировать более конкретно (Учить анализировать, учить выделять главное, учить сравнивать) . Развитие сенсорной сферы. Здесь речь идет о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во времени. Развитие двигательной сферы. Оно предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку

Слайд 12

Воспитывающий аспект ТЦУ По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим. «Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке». Воспитывающий аспект цели должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника.

Слайд 13

Рассматривая роль цели в функционировании урока, можно вывести несколько закономерностей: насколько правильно будет определена и сформулирована учителем триединая цель урока, настолько верно будут определены содержание учебного материала; цели урока будут наиболее эффективно реализовываться в том случае, если каждый учебно-воспитательный момент будет стремиться решить свою собственную учебно-воспитательную задачу; чем четче спроектирована триединая цель урока и учебно-воспитательные задачи, тем четче и логически последовательнее осуществляется на уроке деятельность учителя и учащихся.

Слайд 14

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нахождение нескольких долей целого от целого.Урок Математики, 4класс

Презентация к уроку Математики в 4классе по программе "Школа России"....

Тема: «Качественные имена прилагательные» Тип урока «Открытие нового знания» Цель урока: создание условий для знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антонимической пары.

Тема: «Качественные имена прилагательные»Тип урока «Открытие нового знания»Цель урока: создание условий  для знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антоним...

Доклад на тему: «Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения»

Доклад на тему: «Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы  обучения»...

Системность в организации урока: логическая взаимосвязь этапов урока, подчиненность форм, методов и средств цели урока, соответствие планируемых результатов цели урока.

Для того  чтобы  ученик включился  в деятельность, он должен осознавать цель, способ (метод и средства) достижения цели и получаемый результат....

Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода. Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения.

Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода имеет следующий вид:...