Мастерская письма.
методическая разработка (3 класс) по теме
Для овладения каждым участником учебного процесса новым знанием и новым опытом путем самостоятельного или коллективного открытия, используется такая форма обучения - педагогическая мастерская.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_pisma.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мастерская письма»
Задача начальной школы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся организационные, коммуникативные, общеучебные и интеллектуальные умения и навыки. Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована. Усвоение знаний и умений, формирование мышления в обучении "свершается" деятельностью учащегося в процессе учебного исследования.
Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.
Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности” и “компетенции”, более соответствующие пониманию современных целей образования.
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.
Компетенции “закладываются” в образовательный процесс посредством:
- технологий;
- содержания образования;
- стиля жизни ОУ;
- типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.
Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует. Потенциал, например, продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.
Выделяют основные задачи:
– создание условий для развития и самореализации учеников;
– усвоение продуктивных знаний, умений;
– развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Для овладения каждым участником учебного процесса новым знанием и новым опытом путем самостоятельного или коллективного открытия, используется такая форма обучения - педагогическая мастерская.
Каждый способен творить, но творить может только свободный человек. Поэтому задача мастерской создать такие условия, чтобы каждый чувствовал себя свободным в выборе, свободным от определённых рамок и требований.
В процессе работы в мастерской дети обнаруживают у себя способности писать стихи и прозу, составляют аннотации и пишут эссе, рисуют, придумывают, мастерят.
При проведении мастерских необходимо помнить, что информация, пропущенная через эмоционально-чувственную сферу участника мастерской, осваивается и усваивается лучше.
Следует не преподносить детям готовые знания, а дать возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск ребёнка на изучение и познание. Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество. Мастер не призывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему». Новые знания в мастерской «выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются «прожитыми», своими. Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует.
Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности и взаимопомощи. Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта. Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе.
Основные этапы мастерской:
Индукция (наведение /в пер. с лат./) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.
Деконструкция – разрушение, хаос, невозможность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.
Реконструкция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.
Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.
Афиширование – одна из форм социализации, это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат – инсайт (озарение).
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.
Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Карточки с текстами для работы в парах.
- Чистые листы бумаги.
- Ручки, цветные карандаши.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- Включение в учебный процесс каждого ученика, строительство собственных знаний вместе с другими.
- Воспитание норм нравственности.
- Приобщение детей к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личные эмоциональные переживания.
- Привитие любви и уважения к своему дому, родным и близким.
- Развитие умения анализировать своё состояние, свои ощущения, свои успехи и неуспехи.
- Развитие коммуникативной культуры учащихся.
- Развитие творческих способностей.
- Развитие у детей умения думать, изобретать, создавать, творить, самореализовываться.
- Развитие воображения, образной речи учащихся.
«Любовь к дому выражается словом
«уют». Уют связывают с чувством
покоя. Уютно – значит спокойно. Уют – это и есть дом».
Б.В. Ничипоров
«Введение в христианскую философию»
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
Алгоритм проведения | Методический комментарий | |
1. Орг. момент | - Сегодня у нас необычный урок. А для того, чтобы у нас всё получилось, мы должны будем слушать друг друга и самих себя, думать, изобретать, творить. | Формирование положительного отношения к уроку. Сотрудничество с учителем и сверстниками. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. |
2. Индуктор | - Прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. На листке бумаги нарисуйте его. | Создание атмосферы доверия. Развитие способности к созданию образа (креативности), умение работать на пространстве страницы; самоактуализация – настройка на процесс самообучения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Наличие мотивации к творческому труду. |
3. Афиширование | - Афишируйте свою работу на доску. - Дом – это не только стены, окна и крыша. В нашем доме звучит много слов, вспомните самое тёплое слово, которое согревает сердце, душу. Запишите это слово на листок. (Дети, подумав, записывают это слово на листок.) - Произнесите вслух, что записали. Остальные внимательно вслушайтесь в эти слова и, понравившиеся, запишите на свой листок. | Преодоление внутреннего сопротивления перед афишированием, самопрезентация. Продолжение работы над здоровой благоприятной атмосферой в классе, развитие толерантности, коммуникативной культуры, этики поведения. Тренировка памяти. Формирование уважительного отношения к мнению других участников процесса. |
4. Деконструкция | - А теперь вслушайтесь, всмотритесь в слово, записанное на доске. Д О М - Запишите это слово на свой листок, а в столбик напишите слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями, мыслями о доме. - Произнесите вслух те слова, которые захотелось произнести. Остальные вслушайтесь и понравившиеся слова запишите на свой листок. | Продолжение работы над здоровой, благоприятной атмосферой в классе. Воспитание коммуникативной культуры, этики поведения. Активизация мышления, умения дополнять других (учиться слушать и слышать других). Освоение логическими действиями анализа. Формирование умения контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей. |
5. Реконструкция | - Издавна русские женщины берегли свой дом с помощью заклинания (заговор на благополучие семьи). Послушайте стихотворение. Запишите понравившиеся слова. В доме моём 4 угла, В каждом углу 3 молодца, Добро, Уют, Покой живут, Дом мой от напасти стерегут, От угла к углу ходит девица, По земле коса её стелется, Зовут девицу Любовь, На ней и держится мой кров. - Произнесите вслух слова, которые вам больше всего понравились. - Закончите предложения на карточках: Мой дом… Я в доме… Дома мне интересно… Я люблю… Я хочу… (Дети записывают предложения.) - Прочитайте самые интересные, на ваш взгляд, предложения о вашем доме. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии. Освоение логическими действиями синтеза. |
- А сейчас послушайте, какие предложения я вам прочитаю. Поднимите руку, если что-то подобное о доме слышали: «Дом – это сложное образование». «Дом – пристанище (забегаловка)». «Дом – проходной двор». «Дом – вокзал». «Дом – салон». «Дом как затвор». | Освоение предметного тезариуса. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объекта действительности. | |
6. Социализация | Работа в группах. (Раздаются тексты, с номерами от 1 до 6.) (См. Приложение 1) - Прочитайте тексты, обсудите, продолжите запись слов о доме. (Каждая группа пересказывает свой отрывок текста и называет слова, которые они добавили к своему списку слов.) | Принятие и освоение социальной роли. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Способность к волевому усилию – к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Умение работать с информацией, структурировать, кратко излагать, умение быстро зафиксировать главный смысл. Умение общаться на тему предмета. Продолжение работы над здоровой благоприятной атмосферой в классе, развитие толерантности, коммуникативной культуры, этики поведения. |
7. Реконструкция | Работа по «строительству» ИДЕАЛЬНОГО ДОМА. - Напишите слова ХОЛОДНЫЙ ДОМ и опишите, как вы это понимаете. - Напишите слова ИДЕАЛЬНЫЙ ДОМ. Найдите слова, которые помогут вам описать ваш идеальный дом. | Умение работать с предметными понятиями, выдвигать свои предположения, отстаивать свою точку зрения, учиться аргументировать. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. |
8. Общая рефлексия | - Попробуйте себе представить пожелания вашему дому. (Совместное выполнение упражнений.) Руки над головой, пальцы соединены – это крыша идеального дома. Руки скрещены на груди – много света в доме. Глаза вверх – мир дому. Глаза вниз – покой дому. Глаза вправо – добро дому. Глаза влево – любовь дому. Глаза прямо – свет дому. | Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. |
9. Рефлексия | - Наложите свою ладонь на чистый лист бумаги. Обведите её и запишите всех, кого вы возьмёте в свой идеальный дом. Назовите (выделите) главного человека в вашем доме. - Перечитайте все слова и выберите главное слово. Напишите его на своём листе с большой буквы. Это тема вашего синквейна. - Два прилагательных. - Три глагола. - Фраза по теме синквейна. - Слово – вывод. | Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. |
10. Итоговое афиширование | - Желающие могут зачитать вслух свою работу. (Заслушивание детских работ). | Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. |
11. Домашнее задание | - По желанию: написать сочинение об идеальном доме, используя материал урока. | Осмысление личностных результатов урока. Приобретение детьми жизненного опыта. |
Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество - явления самоценные. Одно из замечательных качеств мастерской - то ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники.
Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского стиля. Типология мастерских так же, как и другие признаки этой инновационной формы обучения, не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей практической отработке и теоретическому осмыслению.
Технология педагогических мастерских позволяет осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающихся учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции, навыков аргументированного говорения и письма. Самый важный результат в мастерской – приобретение знаний о самом себе, самооценка и «восхождение» к себе.
ЛИТЕРАТУРА
- ФГОС. Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. Москва, «Просвещение», 2011
- ФГОС. Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А Тишков. Москва, «Просвещение», 2009
- ФГОС. Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. Москва, «Просвещение», 2009
- Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? Мухина И.А., Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПб.: СПб ГУПМ, 2002
- Педагогические мастерские. Из опыта работы учителей начальных классов. - СПб,1997
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М,1998
- Педагогические мастерские. Из опыта работы учителей начальных классов. - СПб,1997
- Белова Н.И., Мухина И.А. Педагогические мастерские: Теория и практика. - СПб,1998
- Белова И.С. Школа педагогического мастерства: семинары-практикумы, фестиваль педагогических идей. Волгоград, «Учитель», 2009.
- Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии. Волгоград, «Учитель», 2008
Приложение 1
Карточки для работы в группах
1
Дом – это сложное и таинственное образование. Это стены его и особое месторасположение, и особые голоса, и неповторимые скрипы, и звуки. Это и родные люди.
2
Существует несколько отрицательных типов домашнего устроения. И в каждом из них дом рушится через искажение внутреннего духовного строя домочадцев. Дом – пристанище, прибежище. Дом превращён в забегаловку.
3
Дом как проходной двор, где беспорядочно ходят разные люди. Это не то чтобы друзья, а часто невесть кто – лишь бы не оставаться одному.
4
Дом – вокзал. Люди, которые живут в доме, осознают себя как бы на вокзале и собираются туда на 10-12 часов поспать, перекусить и рассыпаться.
5
Дом как салон. Салон – это «парадная гостиная или зал для приёма гостей», а салонный разговор или музыка – всё это синонимы лёгкого, пустого, поверхностного. Дом превращён в место сплетен.
6
Дом как затвор. Закрытость дома от друзей и близких мотивирована бегством от мира в себя, в свою тьму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская письма "Жизнь - радуга"
Из опыта работы. Подготовлена презентация. Учимся писать сочинения - рассуждения в 4 классе на вечные темы: жизнь, семья, доброта. Психологический настрой мастерской письма помогает учащимся быть откр...
Использование технологии мастерских письма на занятиях в ГПД и уроках литературного чтения в начальной школе.
Сборник авторских мастерских письма для учеников 2 класса и старше с подробным описанием каждого этапа мастерской....
Использование технологии мастерских письма на занятиях в ГПД и уроках литературного чтения в начальной школе.
Сборник авторских мастерских письма для учеников 2 класса и старше с подробным описанием каждого этапа мастерской....
Использование технологии мастерских письма на занятиях в ГПД и уроках литературного чтения в начальной школе.
Сборник авторских мастерских письма для учеников 2 класса и старше с подробным описанием каждого этапа мастерской....
Творческая мастерская письма. Сочинение "Лесной богатырь"
Презентация, созданная для подготовки и написания сочинения "Лесной богатырь". Каждый этап работы по составлению текста поддерживается фото и видеоматериалами. Для создания доброжелательной атмосферы ...
Педагогические технологии: мастерская письма.
Статья раскрывает актуальность использования в педагогической практике технологии "Педагогические мастерские" и включает описание эапов построения урока в форме мастерской – как нетрадиционной форме о...
План - конспект урока русского языка в технологии "Мастерская письма"
Методическая разработка урока русского языка в технологии "Мастерская письма"....