Работа с мотивированными обучающимися младшего школьного возраста.
статья по теме

Сопова Елена Ивановна

Данная статья поможет молодым педагогам в работе с одарёнными детьми в начальной школе. На данном этапе, при работе по ФГОСам, этому аспекту следует уделить большее внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с мотивированными обучающимися младшего школьного возраста.

      Более десяти лет наше общество живёт в 21 веке, в веке информации и глобальных перемен во всех сферах жизни. Эти перемены касаются и образования. Начальная школа полностью перешла на работу по ФГОС второго поколения, где главный акцент делается на воспитание всесторонне развитой личности, готовой к жизни в современном обществе.

      Научно-технический прогресс страны, благополучие общества во многом зависят от интеллектуального потенциала людей. Следовательно, развитие одарённых и способных детей – актуальная задача современной педагогики. Нельзя пренебрегать заботой о том, чтобы сберечь и развить ростки необычных способностей.

      Ни для кого не секрет, что учителю сложнее всего работать со слабоуспевающими учениками. К ним обращено его пристальное внимание. Поэтому, зачастую, способные дети оказываются как бы вне поля зрения педагога. Ребёнок, легко усваивающий программу не вызывает озабоченности или тревоги, но практическая педагогика показывает, что с такими ребятами просто необходимо заниматься. Они требуют особого подхода на уроке и вне его. Работать с такими учащимися интересно и трудно.

        Способные ученики класса не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на их незаурядность. Оно заключается в оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам.

        При работе с мотивированными обучающимися в своём классе стараюсь применять:

  1. индивидуальный подход с учётом способностей (интеллектуальные, творческие, спортивные);
  2. проектную деятельность;
  3. особую организацию досуговой деятельности;
  4. стимулирование познавательной активности;
  5. совместную работу с родителями ребёнка по дальнейшему развитию одарённости.

       Для развития познавательной активности применяю на уроках и во внеурочной деятельности следующие виды занимательного материала:

  1. занимательные вопросы и задачи, способствующие развитию мышления, сообразительности;
  2. задачи-головоломки, кроссворды, ребусы, шарады;
  3. игры, способствующие развитию образного и логического мышления, пространственного представления (моделирование плоских и объёмных фигур);
  4. наглядно-логические задачи (на продолжение ряда, поиск признаков сходства и различия, нахождение закономерности, построение симметричных фигур);
  5. внеклассные мероприятия по развитию познавательной активности;
  6. материалы дистанционных Всероссийских олимпиад, конкурсов, викторин.

   В качестве примера своей работы по активизации познавательной деятельности одарённых детей предоставляю конспект внеклассного мероприятия по русскому языку для 3 класса « Занимательный русский язык».

        Внеклассное мероприятие построено таким образом, что один вид задания сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. Такое чередование способствует гибкости мышления, заставляет находить нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Такая работа поможет ребятам достичь значительных успехов в своём развитии, они многому научатся, и эти умения смогут применить в учебной деятельности.

Цели:

  1. создать условия для формирования познавательных мотивов к овладению знаниями по русскому языку;
  2. расширить знания детей по теме «фразеологизмы»;
  3. развивать речь детей, внимание, мышление;
  4. воспитывать чуткое отношение к другому человеку, тактичность в общении.

Ход занятия

Группа подготовленных ребят читают стихотворение В. Сусловой «Как работает слово».

Бывает частенько, что слово одно,
Но служит по-разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмём хоть короткое слово 
«Вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло.
С тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе: 
воды в рот набрал.
Зато болтуну мы заметить не прочь:
– Не хватит ли 
воду в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы в праве сказать наперёд:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди
: как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идёт, –
Под камень лежачий вода не течёт.
Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего, –
На чистую воду выводят его.
Работать впустую?.. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи говорим, не жалея труда,
Что б вы не сказали: «В стихах-то 
– ВОДА!»

Учитель: Ребята, как вы уже догадались, сегодня мы отправляемся в гости к самой царице Фразеология. Сегодня нам нужно выбрать знатока русского языка. Обычно, воспитанные люди, идущие в гости, берут с собой подарки. А мы с собой возьмём знания, которые вам пригодятся в игре и внимание, чтобы правильно ответить на вопросы.

 Задание 1 «Фразеологический зверинец»

– Многих людей сравнивают с животными. Вставьте названия животных в известные фразеологизмы:

трещит как... (сорока)

нем как….(рыба)

труслив как…(заяц)

хитрый как…(лиса)

голоден как…(волк)

упрямый как…(осёл)

 Физкультминутка.

– Покажите часть тела:

  1. их нельзя класть в рот (пальцы);
  2. они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);
  3. ими машут, как мельница (руки);
  4. он длинный и без костей (язык);
  5. ими щелкают от голода (зубы);
  6. его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);
  7. не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши);
  8. с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);
  9. её можно потерять (голову);
  10.  их нужно держать на макушке (уши).

 Задание 2 «Что это?»

Вставь названия частей тела в известные фразеологизмы.

Им можно дать волю, если хочешь драться.

Их кладут на полку, когда испытывают голод.

Не цветы, а вянут от того, что человек говорит глупое.

Их можно надуть, если обидели.

Задание 3  «Разгадайте ребус»

Ответ: два сапога пара.

Значение фразеологизма: так говорят о тех, кто стоит друг друга, один другого не лучше.

Ответ: золотые руки

Значение фразеологизма: так говорят об очень способном, умелом человеке, мастере своего дела.

Ответ: витать в облаках.

Значение фразеологизма: так говорят, когда человек мечтает, отвлекается, уходит от действительности.

Задание 4 «Математические действия»

ГОД-Д+ВОР+ЖИТЬ – Ж
ЗА ГОЛ – О+А+ЗА=

Ответ: говорить за глаза.

Значение фразеологизма: говорить о ком-то в его отсутствие (обычно неприятные вещи).

МО+КОТ-ОТ+РА+Я=

КУ+РУ-У+МИР-МР+ЦА=

Ответ: мокрая курица.

Значение фразеологизма: утки, гуси и другие водоплавающие птицы имеют непромокаемое оперение. В дождливую погоду они выглядят так же, как и в ясную. Домашним птицам (курам, индюшкам) повезло меньше. Все, наверное, знают, что нет более жалкого зрелища, чем промокшая под дождем курица. Разумеется, выражение «мокрая курица» служит для обозначения беспомощного, вызывающего жалость человека.

БЕЛКА-К+Я=
ТВОРОГ-ТГ+НА=

Ответ: белая ворона.

Значение фразеологизма: мы привыкли, что вороны – чёрные, белая ворона-это очень редкое явление в природе. Учёные таких ворон называют альбиносами. Легко представить, как будет выглядеть эта белая ворона в стае чёрных ворон, какой она будет чужеродной. Так с помощью цвета подчёркивается особенность человека. Про такого говорят, что он не такой, как все, отличается от окружающих.

 Подведение итогов (вручение медали «Знаток русского языка»)

      Исходя из опыта систематической работы с мотивированными обучающимися класса, можно подвести итог: мои ученики могут нестандартно мыслить, способны находить альтернативные пути решения проблем, имеют широкий кругозор, у них проявляется интерес к анализу событий и явлений, они уверены в своих силах и умеют работать в группах.

Считаю, что полученные в начальной школе знания, умения и навыки сохранятся и приумножатся в старшей школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вовлечение в проектную деятельность обучающихся младшего школьного возраста (из опыта работы детского объединения «Грамотеи»)

Материал о необходимости введения в проектную деятельность младших школьников, об опыте технологии введения обучающихся в проектную деятельность с учетом возрастных и психолого-физиологических особенн...

Специфика работы учителя начальных классов по развитию речи у обучающихся младшего школьного возраста со слуховой депривацией после кохлеарной имплантации.

Показана особенности организации работы по развитию речи у обучающихся младших классов  нарушениями слуха после кохлеарной имплантации....

«Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися младшего школьного возраста, имеющими серьезные отклонения в поведении»

Из опыта работы учителя «Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися младшего школьного возраста, имеющими серьезные отклонения в поведении»...

Классные часы по воспитательной работе для обучающихся младшего школьного возраста

На данном сайте представлены классные часы по воспитательной работе для обучающихся младшего школьного возраста....

Классные часы по воспитательной работе для обучающихся младшего школьного возраста

Классный час по воспитательной работе для обучающихся младшего школьного возраста...

Классные часы по воспитательной работе для обучающихся младшего школьного возраста

Классные часы по воспитательной работе для обучающихся младшего школьного возраста...