Главные вкладки

    «Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися младшего школьного возраста, имеющими серьезные отклонения в поведении»
    статья

    Из опыта работы учителя «Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися младшего школьного возраста, имеющими серьезные отклонения в поведении»

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Выступление  на межмуниципальных педагогических чтениях, посвященных 235-летию со дня рождения А.П. Куницыну

    «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях обновления содержания образования»

    Тема:  «Духовно-нравственное воспитание младшего школьника через краеведческую работу во внеурочной деятельности учителя» (из опыта работы)

    2018 год

    Слайд№1  На современном этапе развития общества важное место в образовательном процессе занимает качественное образование. 

    Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. 

    Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

    «Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков», - вот краеведческая линия в духовно-нравственном воспитании обучающихся.

    Слайд №2  Изучение краеведения в школе, особенно в начальной школе, воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучшим, патриотизм. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу "от частного к общему". Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал краеведения очень велик. Ученик, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем,  он увлечен этим процессом. И незаметно в ходе обучения ребёнок, ученик становится гражданином, то есть приобретает такие качества, как национальная гордость, непримиримость к врагам, способность жертвовать собой для блага Родины.

    Работа в краеведческом направлении преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя.

    Слайд №3  Чтобы получить результат в работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников я, как учитель, ставлю перед собой следующую цель – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.

    Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

    - познакомить учащихся с историей и современностью края;
    - сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей;
    - способствовать формированию личностного отношения учащихся к родному краю;
    - способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;

    - создать условия для изучения проблем развития края, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развития установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни.

    Слайд №4  В своей воспитательной работе я определяю основные направления: 

    -духовно – нравственное,

    -историко-краеведческое,

    -гражданско-патриотическое,

    -экологическое, которые неотъемлемо базируются на краеведческом материале.

    Работа по данным направлениям помогает учащимся

    - глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

    Слайд №5 Краеведческую работу в классе стараюсь вести по нескольким взаимосвязанным направлениям.

    1. Моя семья. Предполагает изучение родословной семьи.

    2. Родная школа. Изучение истории и традиций образовательного учреждения.

    3. Мое село: прошлое, настоящее, перспективы развития.

    4. История района. Историческое прошлое, особенности становления и развития района.

    5. История области. Историческое прошлое и настоящее региона.

               Пути и методы изучения родного края разнообразны. Комплекс используемых учителем методов и приёмов зависит, естественно, от возраста школьников, уровня их подготовки, целей и задач проводимой работы.

    Слайд №6-10  Остановлюсь на тех возможностях изучения краеведческого материала, которые использую в воспитательной работе с младшими школьниками:

    - тематические классные часы «Мой родной край!», «Мои бабушки и дедушки», «Великая Отечественная: знать и помнить» с использованием краеведческого материала,  «Герои в нашей семье» и др.;

    - экскурсии по родному краю;

    - участие в школьных конкурсах творческих работ (конкурсы рисунков «Моя малая Родина», «Цветы Победы», выставка поделок декоративно-прикладного искусства);

    - посещение школьного историко-краеведческого музея «Малая Родина». 

    Ребята с удовольствием участвуют в оказании помощи в оформлении краеведческих экспозиций  музея.

    Ежегодно участвуем в митингах, посвящённых Дню Победы, которые проходят у обелиска воинам-участникам Великой Отечественной войны 1941 — 45 гг.;

    - участие в проектно-исследовательских конкурсах:

    - районный конкурс по курсу ОРКиСЭ «Наши земляки – герои Отечественной войны 1812 года»;

    - межрайонный конкурс «Сокровища Тверского края»;

    - участие в международном проекте конкурсных работ «Наукоград» в номинации «Краеведение» с работой «История одной церкви…»;

    В своей работе я по возможности широко использую местные ресурсы - краеведческий музей, культурные учреждения и предприятия посёлка, памятные места:

    - посещение Максатихинского краеведческого музея имени Антона Ефимовича Смусенка;

    - экскурсия в местный краеведческий музей крестьянского быта в деревне Райково, организованного на базе сельского дома культуры.  Экскурсовод красочно и со знанием своего дела рассказала о жизни и быте предков, тверских карел. Ребята увидели экспозицию «Карельская изба», коллекцию орудия труда и быта карелов, карельскую национальную одежду. Узнали, какие игрушки были в детстве у мам и пап, какую одежду носили бабушки и дедушки. Работники СДК напоили своих гостей горячим чаем и угостили карельским национальным блюдом - сульчинами, блинами из ржаной муки с начинкой.

               Эти музеи мы стараемся посещать регулярно по мере обновления фонда, открытия новых экспозиций или проведения каких-либо мероприятий, организованных на базе данных музеев.

    Краеведческая работа является неотъемлемой частью экологического воспитания школьников.

    Работа в данном направлении также велась активно и разнообразно:

    - экологические игры, викторины на краеведческую тематику;

    - создание Красной книги растительного и животного мира Максатихинского района;

    - активное участие в работе школьного лесничества «Лесной дозор»:

    - участие в акциях « Кормушка»,

     -участие в творческих конкурсах по экологии родного края: «Покорми птиц зимой»,  « Подари свой лес потомкам!» « Берегите лес от пожара!»

    -Конкурс поделок « Чудеса леса»

    -Встречи со специалистами Максатихинского отдела ГКУ « Удомельское лесничество»;

    -проектно-исследовательская работа «Родник: откуда берёт своё начало река Ривица»;

    Была организована поездка на областную станцию юных натуралистов (г. Тверь), где ребята увидели и узнали много интересного о растениях и животных Тверской области.

     Слайд №10    Таким образом, работа по краеведению в системе воспитательной работы имеет большой потенциал для воспитания активной жизненной позиции учащихся, для формирования гражданской компетенции  готовности адекватно исполнять социальную роль гражданина своего государства и патриота своей страны.

    Спасибо за внимание!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Работа с девиантными , зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися младшего школьного возраста, имеющими серьезные отклонения в поведении»

    Слайд 4

    Проявления аддикций в поведении младших школьников: психомоторная расторможенность, повышение грубых влечений, а грессивность, скованность , болтливость , вертлявость.

    Слайд 6

    М етод косвенной и скрытой профилактики зависимости - при взаимодействии педагога с учащимися должны затрагиваться темы, не имеющие отношения к проблеме зависимости, но демонстрирующие однозначно негативные последствия аддикции .

    Слайд 9

    « Марионетка » « Незаконченный рассказ » « Дерево радостей и печалей » « Телевизионный ролик » « Письмо в редакцию»

    Слайд 10

    Социально запущенные дети

    Слайд 11

    Отклонения в поведении у группы социально запущенных детей: неадекватная самооценка , недоверчивость, чрезмерная обидчивость, негативизм , упрямство , неустойчивое настроение, возбудимость и гиперактивность , беспокойство и отвлекаемость, отсутст­вии страха в ситуациях повышенного риска, игнорировании социальных требований и культурных норм поведения.

    Слайд 12

    Эффективность коррекционной работы поведения зависит от умения педагога выявить основные причины отклоняющегося поведения, дальнейшей разработки методики индивидуального подхода к воздействию на школьника.

    Слайд 13

    Д евиантное поведение - отклоняющее поведение, связанное с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения

    Слайд 14

    Разновидности девиантного поведения, проявляющиеся у младших школьников: непослушание , шалость , о зорство, п роступок, н егативизм, у прямство, капризы , с воеволие, грубость и неуважение, отсутствие дисциплины, правонарушения .

    Слайд 15

    Как помочь им? 1-й этап - контактный, 2-й этап - диагностический, 3-й этап - коррекционный, 4-й этап – самостоятельности.

    Слайд 16

    Кто-то, когда-то, должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв, Что же такое – трудные дети? Вечный вопрос и больной как нарыв. Вот он сидит перед нами, глядите, Сжался пружиной, отчаялся он, Словно стена без дверей и без окон. Вот они, главные истины эти: Поздно заметили… поздно учли… Нет! Не рождаются трудные дети! Просто им вовремя не помогли . С . Давидович


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа с мотивированными обучающимися младшего школьного возраста.

    Данная статья поможет молодым педагогам в работе с одарёнными детьми в начальной школе. На данном этапе, при работе по ФГОСам, этому аспекту следует уделить большее внимание....

    Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста, имеющих различные нарушения речи.

    Условия успешного обучения детей младшего школьного возраста,имеющих различные нарушения речи. Морозова Татьяна Игоревна, учитель-логопед ГБОУ гимназия№1573 Серьезные изменения в политическо...

    Вовлечение в проектную деятельность обучающихся младшего школьного возраста (из опыта работы детского объединения «Грамотеи»)

    Материал о необходимости введения в проектную деятельность младших школьников, об опыте технологии введения обучающихся в проектную деятельность с учетом возрастных и психолого-физиологических особенн...

    Специфика работы учителя начальных классов по развитию речи у обучающихся младшего школьного возраста со слуховой депривацией после кохлеарной имплантации.

    Показана особенности организации работы по развитию речи у обучающихся младших классов  нарушениями слуха после кохлеарной имплантации....

    Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

    Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

    «Кинетический песок как средство социально-коммуникативного развития обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ»

    Практические рекомендации по организации индивидуальных и групповых игр с кинетическим песком для детей младшего школьного возраста с ОВЗ...

    Создание условий психологической безопасности на совместном коррекционно-развивающем занятии педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

    Печатная работа , посвященная  совместной работе педагога-психолога и логопеда в коррекционной школе для детей с нарушениями интеллекта. Приводятся примеры занятий при  взаимодействии педаго...