Пути обеспечения интереса к учению
статья по теме

Чикина Светлана Анатольевна

Игра не является развлекательным средством - это обычное упражнение, облаченное в занимательную форму. Игры, которые я использую в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занимательные игры50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пути обеспечения на уроках  интереса к  учению у учащихся.

ГБОУ ЦДК г. о. Сызрань

Чикина С. А.

Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на всех уроках - одно из существенных требований обеспечивающих качество обучения.

Расскажу о некоторых видах работы, способствующих активизации познавательной деятельности детей с ОВЗ и вызывающих интерес к учению у всех учащихся. Это: и игры, загадки, ребусы, головоломки, занимательные задачи, творческие работы, работа с перфокартами, прослушивание аудиозаписей, просмотр отрывков из фильмов, презентаций, широкое использование рисунков, инсценирование, проведение конкурсов и т. п.

Начну с уроков обучения грамоте.

Большое значение в период обучения грамоте я придаю игре. Игра не является развлекательным средством - это обычное упражнение, облаченное в занимательную форму. Содержание игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний. Важной в игре является и воспитательная сторона. Игра требует от учащихся сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.

Беседа, проведенная с введением сказочных элементов дает положительный результат: "Далеко, далеко на севере росла высокая и красивая ель. Все птицы, звери, цветы любовались ею. Однажды в лес пришли люди. Они срубили это дерево, но ель не погибла. У неё началась новая жизнь..." Затем рассказываю, что из этих деревьев сделали бумагу, на этой бумаге напечатали книги. "И вот теперь эти книги здесь, на партах учащихся. Много людей потрудились, чтобы получились такие прекрасные книги, поэтому каждый ученик должен беречь их, не пачкать, не рвать". Эта беседа носит воспитательный и познавательный характер.

Дети любят играть в игрушки, ходить в магазин за новыми игрушками, вот этот момент я использую в игре "Магазин". На наборном полотне красочные картинки с изображением ярких игрушек. На обороте картинки текст на изучаемую букву. Условие игры: "Ребята, вы любите ходить в магазин игрушек? Почему? Сейчас вы побываете в магазине игрушек и выберете себе любимую игрушку. Но чтобы взять себе эту игрушку, надо громко и правильно прочитать текст на оборотной стороне "картинки".

Эту же игру можно использовать на математике, с обратной стороны  написать пример или задачу.

Игра "Кто правильно? Кто больше?"

На доске (плакате) слово: " СОВА"

Детям предлагается задание кто больше напечатает слов на указанную букву в тетради. Можно пригласить 2 учеников к доске и устроить соревнование между ними. При подведении итогов обращаю внимание на правильность написания слов и количество, выбирается победитель.

Эта игра помогает не только определить, кто из детей затрудняется в составлении слов, но и выявит причину трудности ( малый словарный запас, забыл (или не знает) буквы. выявление причины помогает быстрее находить пути устранения имеющихся недостатков.

Очень хорошо проходит игра, связанная с названиями овощей и фруктов, т. к. детям они хорошо знакомы. Провожу игру "Волшебная корзина". "Мама пришла с рынка и принесла овощи и фрукты в корзине. Определите, какие овощи и фрукты она купила. Загадываются загадки. Отгадки печатаются на доске и в тетрадях.

Например: Полосатое ядро,

                    Кумачовое нутро,

                   Хвостик, как у хрюшки,

                   В виде завитушки. (арбуз)    

Я румяную матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, когда матрешка

Упадет сама в траву.   (яблоко)

Зеленый теленочек

Привязан веревочкой,

Лежит на боку

И зреет, и толстеет.   (огурец)        

Игра "Наборщики". На карточках записывается слово, например "корова" , набор карточек дается ученику, он должен сложить слово и прочитать его. Эту же игру использую с командами. Каждой команде даю слово "грамотеи". Чья команда быстрее "напишет" слово имея в руках по одной карточке.

С первых дней занятий в школе использую каждую минутку для развития интереса к учению. Включаю песни о школе,  о дружбе. На уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира часто использую стихи, пословицы, поговорки, загадки.

Так перед чтением рассказа Н. Сладкова "Лисица и ёж" (1 класс) загадываю загадку: " За деревьями, кустами,
               Промелькнуло будто пламя,
                Промелькнуло, пробежало...
                Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Дети угадали, что читать они будут рассказ о лисе. Перед чтением рассказа В. Осеевой "Собака яростно лаяла" предложена загадка о собаке:

"На дворе сидит,

Дом сторожит.

Кто к хозяину идет

Она знать дает".

Большое значение придаю драматизации на уроках обучения грамоте, чтения, а иногда и на математике.

Постановка "Живых картин".

Чтение о ролям, драматизация.

Давайте представим себе, как два мальчика делили коня, из рассказа Л. Толстого "Конь". Вот конь, покажите как делали мальчики и что говорили. Так можно использовать этот момент и в других рассказах и сказках. Провожу работу над произнесением отдельных реплик героев с установкой на использование не только интонации, но и пластики.

Чтобы сделать более интересной работу над словарными словами  провожу такие игры:

Игра "Первый слог потерялся"

... радь (тетрадь)

... нал (пенал)

... бака (собака)

... хар (сахар)

Игра "Собери слоги"

бе, за, рё (берёза)

де, ный, жур (дежурный)

воч, ка, де (девочка)

ки, ва, лен (валенки)

Игра "Угадай слово"

 На слоговой таблице показываю слог, дети добавляют

мо... (мороз, молоко)

пе... (петух, пенал)

 Игра "Из каких слов выпали гласные?"

м.ш.н. (машина)

з.в.д (завод)

л.с.ц. (лисица)

д.р.г. (дорога)

Игра "Кто как подает голос?"

с.бака       стрекочет

с.рока       поет

в.робей     лает

п.тух         мычит

к.рова        чирикает

Игра "Догадайся!"

м

о

м

о

м

о

(мороз, молоко, молоток)

и

ц

а

и

ц

а

и

ц

а

 (улица, лисица, ученица)

Большое значение имеет использование элементов занимательности, игры для пробуждения и поддерживания у детей интереса к проводимым на уроках упражнениям, особенно когда речь идет о более или менее однотипных тренировочных упражнениях при обучении математике.

Совершенно иначе воспринимается задача детьми, если скажешь: "Вместе с нами эти примеры решил Незнайка (прикрепляется рисунок Незнайки). Но он, как всегда, торопился и допустил ошибки. Давайте поможем Незнайке - найдем и исправим его ошибки".

Часто на уроках надо встречать с разными сказочными героями,  они побуждают интерес детей к выполнению заданий и получению новых знаний.

Дидактические игры и занимательные упражнения неоднократно используются при изучении разных тем. Это такие игры, как: "Счет цепочкой", "Угадай число", "Назови соседей", "Угадай пример", "Круговые примеры", "Лесенка" и др. Здесь при переходе от одной темы к другой изменяется только числовой материал. На уроке математике очень помогают сигнальные карточки. Если ученик посчитал неверно - поднимается красный сигнал - стоп! Все вместе учим этого ученика, который ошибся.

Игра "Молчанка". Использую  индивидуальные доски  для рисования специальным карандашом. Детям всегда интересно быстрее других поднять свою доску с ответом.

Игра "Числа перебежчики". Использую с двумя командами. Вызываются ученики, им даются карточки с цифрами и знаками. Они составляют примеры. Учитель предлагает "числам" ученикам перебежать так, чтобы получился другой "живой" пример.

Игра "Забей в ворота мяч" На доске футбольные ворота, в воротах мяч с цифрой (именной). Каждому дается задание составить примеры за определенное время с таким ответом. Кто больше мячей забьет в ворота? Кто больше придумает примеров?

Не забываю и о геометрическом материале. На классной доске геометрические фигуры (5-6 фигур), вырезанные из цветного картона. Два ученика выходят к доске, внимательно рассматривают фигуры. Затем один отворачивается от доски, а другой прячет одну фигуру. Какая фигура исчезла?  Большое оживление вносит в работе счет на время, ребята стремятся считать правильно и быстро.

Все вместе взятые приемы активизации познавательной деятельности учащихся помогает воспитывать у детей любовь к знаниям, желание каждый день узнавать что-то новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к учению"

Данное собрание провожу вместе с детьми в виде интеллектуального  марафона. Собрание требует предварительной подготовки не только ребят, но и родителей. Соревновались команда детей и команда роди...

Дидактическая игра как средство повышения интереса к учению

Педагогический опыт учителя начальных классов был опубликован на сайте МОУ "Отрадненская ООШ Белгородского района Белгородской области" в 2007 году  Источник: http://www.otradnoeoch.narod...

Домашняя работа как средство повышения успеваемости и интереса к учению

Домашние задания играют большую роль в жизни школьника. Задача учителя- научить детей самостоятельно выполнять домашние задания, учить овладевать навыками умственной работы, необходимыми им не только ...

Эмоциональный настрой и интерес к учению

Эмоциональный настрой и интерес к учению...

Игра - средство повышения интереса к учению.

1.Для чего нужна игра на уроке?2.Игры и игровые моменты на уроках....

Доклад на педсовете"Каковы причины неуспеваемости и потери у детей интереса к учению"

В докладе раскрываются основные причины неуспеваемости учащихся.Доклад сопровождается  презентацией....