Здоровьесберегающие технологии в рамках внедрения ФГОС
методическая разработка на тему

Григорян Олеся Викторовна

 

Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

Здоровьеберегающие технологии

в рамках внедрения ФГОС

Подготовила: учитель начальных классов

Григорян  О.В.

(Сл.1) Поклонившись, мы друг другу сказали,

 Хотя были совсем незнакомы: “Здравствуйте!”

 Что особого тем мы друг другу сказали?

 Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

 Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

 Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

 Здравствуйте! Это слово мы постоянно говорим близким, знакомым, родным, соседям, коллегам. А ведь это не просто правила приличия и культуры. Слово "здравствуйте" имеет могучую, великую силу. Говоря "здравствуйте" мы желаем друг другу здоровья. "Здравствуйте" не излечит человека, но создаст приятное настроение, вселит бодрость, чувство радости, равновесие и торжественность.А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.

(Сл.2  )История о здоровье и нездоровье, о сложном пути к физическому и духовному совершенству стара как мир. Издавна человечество борется, причем, само с собой, за самый что ни на есть здоровый образ жизни. Борется, перефразируя известное высказывание, не на смерть, а на жизнь!

Из глубины веков до нас дошли высказывания великих о пагубности вредных привычек, народные пословицы о здоровом теле и духе. Старинные рецепты сохранения отличной фигуры и поддержания организма в тонусе и по сей день не потеряли свою актуальность. Мы знаем все, что касается диет, полезной пищи, режима дня, пользы свежего воздуха, физкультуры хотя бы в виде утренней гимнастики. Мы наслышаны об ужасающих последствиях употребления алкоголя, курения и, не дай Бог, наркотиков. Причем приобретенные знания о жутком влиянии всего этого на организм и личность должны оттолкнуть нас от сигарет, градусов и одурманивания. Мы в курсе о вреде жирной пищи, обильной еде на ночь, несоблюдении элементарных правил режима дня и гигиены тела, об отсутствии полноценного движения и постоянного «великого сидения» перед телевизором и монитором. И уж наверняка одна половина человечества вдохновенно расскажет другой половине об огромной пользе занятий разнообразными видами танцев, восточных гимнастик, опишет их влияние как на дух, так и на тело. А сколько содержится в наших умах информации о методах и способах лечения, о лекарственных препаратах традиционной и нетрадиционной медицины?

Но почему-то с ростом интеллектуального потенциала человечества, развитием новейших технологий и внедрением суперсовременных видов техники, призванных облегчить нашу деятельность и быт, связан крайне нездоровый образ жизни! А нарастающий темп жизни, полный стрессов, экологическая обстановка с загрязненной атмосферой и гидросферой, загубленной биосферой, которые относят к издержкам развития постиндустриального общества, здоровья населению так и не прибавили! А если взять продолжительность жизни россиян, особенно мужчин, становится вообще не по себе. 59 лет! Не случайно наша страна находится в восьмой десятке (!) в мире по индексу развития человеческого потенциала, являющемуся сейчас основным показателем качества жизни населения. Получается, нет его, качества! И вот уже здорового человека в пору занести в Красную книгу!

«Береги честь смолоду!» — предостерегает нас народная мудрость. Изменим немного ее смысл: «Береги здоровье смолоду!»

С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога становится  программа « Формирования  культуры здорового и безопасного образа жизни», которая включает как урочную , так и внеурочную деятельность.

Надеюсь, все представленные  мою материалы помогут вам в воспитании у ваших учеников культуры здоровья. Как хочется, чтобы по окончании школы каждый из них все-таки открыл для себя здоровый образ жизни и понял, что «единственная красота — это здоровье» (Генрих Гейне).

Давайте проведем небольшой эксперимент . Представьте воздушный шар, который летит над землей. А теперь человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Подумайте, какие  ценности  важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт. Что вы оставили ?  Я уверена, что у многих осталось здоровье.

            Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Невозможно решить данную проблему здоровья, применяя традиционные педагогические технологии проведения урока.

 Давайте обернемся и посмотрим на традиционную модель обучения

        Это авторитарный стиль поведения учителя по  отношению к ребенку. Этому способствует и расположение школьников в кабинете. Дети сидят так, что не видят друг друга, не видят глаз, выражений эмоций. Каждый имеет возможность  заниматься своим делом, большинство пассивно слушают, легко выпадают из активного процесса обучения, особенно последние ряды. Учитель 70 % времени говорит сам, ожидает правильные ответы и не доволен, если ответ ученика не совпадает с ожидаемым,  поощряет лишь тех, кто быстрее, активнее дал ответ, не замечает или ругает тех, кто реагирует медленнее.

Н.К.Смирнов (2002) ( заведующий  кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии ПКиПРО) отмечал, что   главный недостаток современной системы образования в России – это  авторитарность, доходящая в некоторых школах и у некоторых учителей до деспотизма. Понятие «заставить ученика»- из числа самых распространенных. Нет ничего опаснее высокомерия учителя и иллюзии своего могущества. Чем больше на уроках проявлений авторитаризма, тем более скованными чувствуют себя на уроке его ученики, тем в меньшей степени эта педагогическая технология может быть названа здоровьесберегающей.

Когда учитель входит в класс, на него с надеждой  смотрят десятки глаз детей   и  в них вопрос: «Что ты принесешь в мою жизнь, взрослый человек?» Дети верят учителю и хотят ему понравиться, у них есть желание учиться. Но у учителя порой проявляется  нетерпимость по отношению к отдельным ученикам. Это может выражаться, как явно (гнев, оскорбление, неприязнь), так и косвенно (реплики, мимика, жесты, интонация). Такая негативная установка на личность ребенка разрушает педагогическое общение, ведет к конфликтам, подавляет природные склонности и интересы ребенка. Только положительными эмоциями и чувствами учитель добивается значительно большего взаимопонимания со своими воспитанниками, что является наивысшей гарантией успеха его воспитательной миссии

Я считаю, что проблема здоровья детей  возникает  и по причине того, что для многих учителей главная задача их деятельности – это образование любой ценой. Знания любой ценой, как раз и даются детям ценой собственного здоровья. Поэтому современные технологии воспитания, ориентированные на укрепление здоровья должны строиться не на чувстве страха, вины и стыда, а на стимулировании, прежде всего их положительных чувств: успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности.

(Сл.4) Каким  же должен быть современный здоровьесберегающий урок?

 «Условия здоровьесбережения на уроке»

  1. Соблюдение этапов урока.
  2. Использование методов групповой работы.
  3. Использование интерактивных методов.
  4. Создание положительной психологической атмосферы.
  5. Активность каждого участника.
  6. физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.
  7. выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня
  8. педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе
  9. педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.
  10. элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”).
  11. Упражнения для глаз.
  12. Дозировка объема учебного материала.

(Сл.5)«Структура современного здоровьесберегающего урока».

  1. Начинать урок рекомендуется с ритуала приветствия, выполняющего роль “разогревающего” упражнения.
  2.  Проверка домашнего задания  должно  быть построено не как проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).
  3.  В вводной части урока организуется актуализация знаний по теме урока.
  4. В основной части формулируются новые представления (это наиболее информативная часть урока).
  5.  Заключительная часть используется для закрепления убеждений и отработки на их основе личной стратегии поведения.
  6. Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока - это создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.  

          Решение задачи оздоровления имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста.

          (Сл.6) Условием всестороннего развития и сохранения высокой  работоспособности учащихся младшего школьного возраста является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно. Интересно отметить, что для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается. В процессе  работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм. Примеры физминуток и динамических пауз в многообразии представлены в современной методической литературе, и подобрать ту или иную подвижную игру не представляет сложности для педагога.

( Сл.7)Большое оздоровительное значении в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

(Сл.8)Очень  эффективным является использование кинезиологических упражнений. Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, работу мы начинаем с кинезиологического комплекса например «Зеркальное рисование»:

 - Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

(Сл.9)Попыткой оздоровить учащихся, облегчить их пребывание в стенах школы явилось введение мною элементов здоровьесберегающих технологий, направленных на расширение зрительно-пространственной активности, которые были разработаны В.Ф.Базарным и Л.П.Уфимцевой. Я хочу познакомить вас с некоторыми из этих приёмов:

 Работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов; буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры (размер изображённых предметов от 1 до 3 см). По моей просьбе дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают в классе картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, написанных на карточках, предложения.

(Сл.10)  Использование разного рода траекторий, по которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана размером 1 на 2 м изображены какие-либо цветные фигуры (овал, восьмёрка, волна, спираль) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат я  размещаю выше уровня глаз в любом удобном месте (над доской, на боковой стене). По моей просьбе дети начинают «пробегать» глазами по заданному направлению (обязательно стоя).

(Сл.11)При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Например, на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого листочка и предлагается проследить глазами, как листочек кружится под порывом ветра по заданной траектории . Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии

(Сл.12)Можно использовать такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с общими физическими упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые быстро показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения. С этой же целью можно провожу мимические упражнения. Например, на карточках нарисованы лица с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные, либо Дети их копируют. А также можно предложить карточки с изображением эмоций. Дети их повторяют.

(Сл.13)По методике Базарного, в своей работе я так же использую сенсорно-дидактические кресты.  Сенсорно-дидактические кресты представляют собой приспособление для крепления наглядного материала. Дидактический материал подвешивается на сенсорно-дидактическом кресте к потолку, чем обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия

Работа с сенсорными крестами способствует развитию речемоторной функции детей.

  1. Предупреждает развитие рефлекса склоненной головы.
  2. Способствует более эффективному развитию глубинного и стереоскопического зрения.
  3. Активизирует нейродинамические процессы головного мозга.
  4. Способствует предотвращению зрительного утомления и зрительных расстройств.

«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

(Сл.14)Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию провожу под спокойную расслабляющую музыку. Примером такой работы может послужить упражнение «Путешествие на облаке».

- Сядьте удобно и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.  

(Сл.15-16)Также с целью релаксации применяю упражнения на растяжки и чередование мышечного напряжения и расслабления. Примеры: «Снеговик»:

 - Зима – снеговик крепкий, как лёд. Пришла весна – снеговик начал таять.

 «Тряпичная кукла и солдатик»

- Кукла – ножки и ручки мягкие, голова наклонена вперед, спина расслаблена. Солдатик – прямая осанка, голова поднята, мышцы рук и ног напрягаются.

(Сл.17)Не нужно забывать и о дыхании. Урок начинаю с успокаивающего дыхания. А во время контрольной или самостоятельной работы использую мобилизующее дыхание. Дыхательные упражнения также включаю и использую на уроках чтения, окружающего мира, когда материал на уроках устного характера. Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать. Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволили мне преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Эти дыхательные упражнения обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов, слов, предложений и фраз. Примеры: «Свеча» (упражнение на развитие дыхания без участия речи) – И.П. – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох носом - и животик становится как «шарик», и постарайтесь одним выдохом задуть свечу (выдох – «шарик сдувается»). А теперь перед вами 5 маленьких свечек. Сделайте вдох и задуйте свечки маленькими порциями выдоха. «Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса) – подражаем гудку парохода («у»), вою ветра («в»), писку комара («з»), произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта. Необходимо заметить, что развитие правильного дыхания способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции

Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Поэтому во время уроков использую музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно – перспективные.

(Сл.18)Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения. Пример: Игра «Путешествие в лес» (под звуковое сопровождение «Голоса леса» дети произвольно изображают то, о чем говорит педагог): – Мы в лесу. Под ногами мягкий мох. Идем по нему неслышно, на носочках. Впереди непролазная чаща. Вставайте за мной, пойдем по узкой тропинке. Не отставайте, идите точно друг за другом. После сильного ветра повалились деревья, нам придется через них перелезть. Ой, я обо что-то укололась! Да это же ежик! Покажите, какой он. Ежик побежал дальше, а нам пора возвращаться. Интересно наблюдать, как во время подобных упражнений дети сразу зажимают нос пальцами, если погружаются в море, или по-настоящему боятся наступить в «воду», если переходят ручей по камешкам.

(Сл.19)При обучении школьников младших классов особое внимание уделяю упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и что не менее важно мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

(Сл.20)Известно, что основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. При этом установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении. Помогают сохранить здоровье ребёнка в школе цветовые круги, выставленные на классной доске (диаметр - 30 см). Каково же их назначение?

Жёлтый круг уменьшает чувство страха у детей во время проведения диктантов по русскому языку.

Синий круг - тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике.

Красный круг - активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля.

Зелёный круг - для успокоения, если дети расшумелись.

Оранжевый круг - цвет творчества, будит фантазию.

(Сл.21)А так же в  имеются несколько роликов « Цветотерапия», мы просматриваем какой либо, смотря какое событие нам предстоит. Например , перед важными  мероприятиями, когда нужно быть в тонусе, мы просматриваем ролик с красными изображениями, потому что красный цвет наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне, помогает проще справиться с неприятностями. Формирует лидера. Положительно влияет на негативные психические состояния: апатия, депрессия, страх, неуверенность в себе.

 А вот когда надо успокоится, прийти в себя , просматриваем зеленый цвет, так как он   помогает нам быть ближе друг к другу. Когда вам недостает зеленого цвета, вы лишаетесь гармонии. Помогает при негативных психических состояниях: неуравновешенность, злоба, грубость, скованность в эмоциях и чувствах.

(Сл.22-27))Учитель начальных клас-сов может обогащать содержание предметного материала задачами,

примерами, упражнениями на валеологическую тематику.

Русский язык.

Прием 1. Вежливые слова и здоровье.

Дети списывают с доски слова: спасибо, пожалуйста, с добрымутром, спокойной ночи, здравствуйте. Учитель просит подумать, чтообщего между этими словами, и продолжить список. Затем говорит:«Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще их друг другу. Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются, давайте вместе скажем:

– Я хочу быть здоровым.

– Я могу быть здоровым.

– Я буду здоровым».

Прием 2. Списывание текста о здоровье.

Учитель предлагает учащимся правильно списать с доски текст:Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье дает уменье. Терпенье и труд все перетрут! Или такой текст: Чистота – залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жует, тот долго живет. С курами ложись, с петухами вставай. Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если дети с раннего возраста следуют им.

Прием 3. Анатомический диктант. Кости пальцев называют фалангами. В большом пальце две фаланги, а в остальных по три. Все кости вместе образуют скелет. Кости дают опору органам и защищают их. Кости бывают очень большие и совсем маленькие. Даже в горле есть кость. Она называется подъязычная». Предложить детям ощупать свои кости, побеседовать об их значении и о том, как сохранить их здоровыми на всю жизнь.

– Каждый человек имеет свое имя. Каждая кость скелета имеет  свое название. Кости ладони в медицине называют пястными.

Прием 4. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать

обобщенные выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

« Кол о бок»

Дети легко и охотно приходят к заключению:

– Если мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.

« Сестрица Аленушка и братец Иванушка » .

– Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоеме вода не может быть чистой, ее надо кипятить.

– Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

– Нет. В ней могут быть невидимые глазу живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания. Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:– Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Мойте руки перед туалетом. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот (13; 74).

Математика.

Прием 1. Математический разбор пословицы (сложение и вычитание).

Учитель приводит как условие задачи русскую народную пословицу: «Вставай в 5, завтракай в 9, обедай в 5, ложись в 9 – проживешь 99».

Воп р о с 1 . Через сколько часов после подъема рекомендуется

Данный прием напоминает о нормальном режиме дня и правильном ритме питания как необходимых условиях здоровья, к соблюдению которых нужно стремиться.

Прием 2.

Задача 1. При рождении скелет ребенка имеет 350 костей. У взрослого человека – 260 костей.

Вопр о с 1: На сколько костей в скелете взрослого человека меньше, чем у новорожденного?

О т вет : С ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90. 350 – 260 = 90.– Куда деваются эти кости?– Они срастаются.

Задача 3. Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями, – 60 %,а нарезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?

О т в ет : в 2 раза (13; 75).

Задача 3  Ученые подсчитали, что от каждой выкуренной сигареты жизнь человека сокращается на 15 минут. На сколько лет сократит свою жизнь человек, если он в течение 10 лет будет ежедневно выкуривать по одной пачке сигарет?– Никогда не начинай курить! Курение вредно для легких и длявсего организма.

Ребенок, который начинает курить, хуже растет, чаще болеет, плохо справляется с учебой. Все это происходит потому, что в табачном дыме содержится яд – никотин – и еще примерно 200 другихвредных веществ.

Природоведение.

Прием 1. Тема «Введение». Природа и человек.

– Нет неживой природы. Земля, вода, камни также, как растения и животные, ценят доброе к себе отношение и отвечают на добро добром. В природе все взаимосвязано. В народе говорят: «Как аукнется, так и откликнется». Люди – часть природы. Люди отличаются от всего другого в природе только тем, что способны осознавать себя, познавать законы природы, творить по намеченному плану. Человек маленькая Вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, дает человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому обществу – мир и процветание.

Прием 2. Лекарственные растения твоего края.– Природа дает человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник, тысячелистник, крапива, ромашка, шиповник, черемуха, береза, липа, дуб, ель, пижма, одуванчик – не перечесть всех природных врачей.

Прием 3. Всегда ли вода чистая?– Чистой можно считать воду прокипяченную, которая в течение суток находилась в закрытом сосуде.

Самая чистая и самая полезная вода – талая, в первые 6 часов после размораживания. Недаром, птицы из южных краев летят на север. А больше всего долгожителей на Кавказе и в Якутии. Единственным общим условием их жизни является использование ледниковой воды.

  В Древней Греции  очень ценились занятия физическими упражнениями. Было замечено, что именно при ходьбе , в движении лучше думается. Продолжателями греков можно считать японцев, у них есть правило: каждый день необходимо совершить 10000 шагов, и это является одной из причин долголетия  японцев. Поэт ому мы проводим уроки в « движении», например при изучении имени прилагательного , организуется небольшая экскурсия, где в процессе ходьбы дети называют признаки  встречающихся предметов, определяют их род, число и т.д.

Что ни говорите, главные основы здорового образа жизни закладываются в семье. Главное, чтобы пример семьи был позитивным. Родителям необходимо постоянно напоминать об основной роли семьи в закладывании основ ЗОЖ, о воспитании  и физическом и духовном становлении, об ответственности за формировании жизненной позиции детей. Призывать почаще быть рядом с ребятами, разделять их интересы, поддерживать интересы, стремления и хобби. Наконец, организовывать в классе семейные праздники, совместные походы, проводить соревнования.

( Сл.28-31)Итак, напомню, важное условие формирования  формирования любого качества личности заключается  в осознании и убеждении личностью необходимости принятия этого качества. Знания о здоровом образе жизни ребята получали и получают в ходе бесед, классных часов, мероприятий, иногда из СМИ. Хотя последние решают совершенно другую задачу. Чего стоит реклама чипсов, гамбургеров. И других продуктов, которые нам предлагают сделать своей постоянной пищей. А телевизионной вечернее представление пи ва или напечатанныя в глянцевых журналах привлекательная реклама сигарет! Профессионалы – рекламодатели мастерски исполь зуют эмоциональный фактор формирования привычки.  Поэтому  педагогам необходимо использовать те же приемы и никак нельзя забывать о мотивации формирования качасв личности  через мощные эмоции. Следовательно, все мероприятия по формированию ЗОЖ – от обыкновенного классного часа до масштабного спортивного праздника- должны быть подготовлены и проведены качественно, с использованием средств мощного эмоционального воздействия: музыка, доходчивое и интересное слово ведущих, подобранный материал, медиасредства.

Кроме того, формы мероприятий должны не только соответствовать поставленным задачам, но и быть интересными для детей, отвечать их запросам и интересам.

Лучше всего дают разнообразные знания о ЗОЖ, формируют их в качество личности мероприятия в форме реалити. Те, которые разрабатываются и проводятся с непосредственным участием  ребят. Чем большее место в деятельности ребенка занимает творчество, тем большее удовлетворение при нося  проведенная работа и выступление. В « Реальном  режиме « проходят соревновая, игры, турпоходы , прогулки на « природе».

Ребята нашего класса не только участвуют в классных часах и мероприятиях в школе, но уже и сами пропагандируют ЗОЖ.

(Сл.32-33) Так например, ребята провели  мероприятие для будущих первоклассников

« Путешествие в страну Здоровья» , также провели мероприятие д.саду № 23 « ПДД- это важно».

Мой разработана программа « Я мое здоровье» , которая предусматривает работу с детьми и родителями.

Ведется паспорт здоровья, в портфолио детей вкладываются листы здоровья.

Уголок здоровья , представлен не в виде традиционного  стенда, а виде папки передвижки.

 Ведется фото альбом « Наше здоровье»

(Сл.34) (Ребята активно вовлекаются в проектную деятельность по ЗОЖ. Ребятами были представлены проекты « Почему нужно есть много овощей и фруктов» , « Грязь- чем она опасна?», « Режим дня» и др.

(Сл.35)А так же ребята заняли 3 место в городском фестивале «Самый здоровый класс», и на следующий год выступили на открытии фестиваля как победители.

(Сл.36)Регулярно выпускается стенгазета  « Здоровье» и проводятся конкурсы рисунков.

(Сл.37-41)Использование данных методик  принесло свои результаты. Количество уроков, пропущенных учениками по болезни, уменьшалосьот 1 класса к выпускному, т. е. к 4 классу. Так, в 2008/09 учебном годуу первоклассников было в среднем по 60 уроков на одного ученикав год пропущено из-за болезни, во втором классе (2009/10 учебный

год) – по 48 уроков, в третьем классе (2010/11 год) – по 29 уроков,в четвертом (2011/12 учебный год) – по 22 урока . Ребята активно занимаются спортом. Уровень воспитанности заметно вырос.

Важно научить детей самих заботиться о своем здоровье, воспринимать жизнь и здоровье как величайшую ценность, развивать личностные качества, способствующие познанию себя, управлению своим эмоциональным и физическим состоянием.

 (сл.32)А закончить свое выступления  я хотела бы легендой.

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идёт человек и ведёт за собой ребёнка.Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

—  Что ты тут делаешь, старик? — спросил человек.—   Жду тебя! — ответил старик. — Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание?—  Верно! — удивился человек.—  Так бери с собой мудрость:Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.Если отважился воспитать человеку ребёнка, верни его крылатым.—  Как я это сделаю, если сам не умею летать?—  А ты попробуй! — сказал старик и закрыл глаза.Прошли годы.Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.Видит: летит ребёнок, а за ним — его учитель.Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.—   Я возвращаю ребёнка крылатым! — сказал учитель и  гордо посмотрел  на своего питомца.А старик посмотрел на крылья учителя и произнёс:—  А меня больше радуют твои крыльяИ я желаю вам, дорогие коллеги , не только дать крылья своим ученикам,  но обрести их самим!

Уважаемые коллеги, желаю и вам обрести крылья, а самое главное здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС.

Данный проект включает следующие части: обоснование актуальности проблемы, теоретическую базу опыта, технологическую схему опыта, результативность опыта....

Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС.

В работе представлен материал по здоровьесберегающим технологиям в рамках реализации ФГОС...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с изменениями в жизни ребенка, освоение им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденны...

Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС.

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой б...

Выступление по теме"Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС."

Данная работа предназначена для учителей начальных классов...

Доклад-выступление на родительском собрании "Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС"

Цель: раскрытие здоровьесберегающих технологий в начальных классах в рамках реализации ФГОС....

Статья "Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности"

              Эффективность использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС можно проследить в возросшем уров...