Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках в начальной школе.
статья по теме

Семеева Нина Семёновна

Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках в начальной школе.

(из опыта работы)

Семеева Н.С., учитель начальных классов

     Важнейшая задача школы – предоставить каждому ученику возможность реализовать свой творческий потенциал, а также создать условия для формирования личности, способной к самооценке, самоутверждению, самоконтролю. Используя вариативные программы, я не даю знания в готовом виде, а применяю  проблемно-диалогическую технологию, которая принципиально меняет роль учащихся на уроке.

              Как я использую эту технологию в своей работе?

 При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, следовательно, их деятельность  можно отнести к творческому типу.

Технология постановки учебной проблемы

    Поставить «учебную проблему» значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.

     В своей практике я использую три основных метода постановки учебной проблемы:

·        побуждающий от проблемной ситуации диалог;

·        подводящий к теме диалог;

·        сообщение темы с мотивирующим приемом.

Я бы хотела остановиться подробнее на первом из них.

Итак,  побуждающий от проблемной ситуации диалог.

      Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

Первое - создание проблемной ситуации;

 

Допустим.

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Склонение имен существительных»

Учитель

Ученики

-Прочитайте предложение.

 

-Найдите однородные члены в этом предложении.

-К какой части речи они относятся?

-Определите их род и падеж (предъявление первого факта).

-Выделите их окончания (предъявление второго факта).

 

-Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.)

-Какой возникает вопрос? (Побуждение  к формулированию проблемы.)

-Пожилая женщина волновалась о сестре и дочери.

-Сестре, дочери.

 

-Это существительные.

-Женский род, предложный падеж.

 

-Выделяют окончания, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации).

-Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные (осознание противоречия).

-Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Учебная проблема как вопрос.)

Второе педагогическое действие - побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

     Например, на уроке природоведения во 2 классе я предлагаю ученикам прослушать такую информацию: «У брусники,  голубики  листки и стебли зимой зеленые. Они не погибают только тогда, если их укрывает толстый, пушистый слой снега». Далее ученики под моим руководством  вовлекаются в анализ, где актуализируются опорные знания и умения, позволяющие осознать противоречие и выразить его в виде проблемного вопроса. Ход рассуждения может быть таким:– Что может произойти с зелеными растениями зимой?– Они погибнут.– Прочитайте, при каких условиях они не погибают?       Не погибают тогда, когда их укрывает толстый, пушистый слой снега. Какое значение в этом случае имеет снег для растений?– Снег «греет» растения. – Вспомните, какой снег на ощупь? – Снег холодный

– Вы сделали два вывода. Они записаны на доске: «Снег «греет»
растения» и «снег холодный». Сравните их содержание между собой. Не возникает ли у вас вопрос? Почему холодный снег «греет»?

 

Третье педагогическое действие - побуждение к формулированию учебной проблемы.

Например.

 Урок математики в 4-м классе по теме «Умножение на двузначное число»

Учитель

Ученики

-Найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 и 21 см (практическое задание, не сходное с предыдущими).

-Вы смогли выполнить задание?

-В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? (Побуждение к осознанию противоречия.)

-Какова сегодня тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) Поэтому тема сегодняшнего урока…

-Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации).

-Нет, не смогли.

-Здесь надо умножить на двузначное число. А мы таких примеров еще не решали (осознание противоречия).

-Умножение на двузначное число (учебная проблема переходит в тему урока).

 

 

И, наконец, четвёртое педагогическое действие -  принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Например:

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Правописание мягкого зна­ка после шипящих на конце существительных»

Учитель

Ученики

-Прочитайте слова на доске.

 

-Чем все эти слова похожи?

 

-А чем слова отличаются?

 

-Над какой темой будем работать?

-Читают: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.

-Это существительные с шипящими на конце.

-В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет.

-Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (Ученики сами предлагают тему).

 

Второй метод постановки учебной проблемы -  подводящий к теме диалог.

     Он   представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.

Следующий метод постановки учебной проблемы:

Сообщение темы с мотивирующим приемом.

      Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что я сама сообщаю тему урока, но вызываю к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

    Таким образом, моя задача как  учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.

      Обучаясь по данной технологии, у ребят появилась уверенность в своих силах и знаниях.

Следовательно, проблемно-диалогическая технология обучения является:

·        результативной - обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;

·        здоровье сберегающей — позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

     

           Проблемно-диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний. Он приучает детей творчески мыслить, развивать их интеллектуальные способности и активность. Используя проблемно-диалогические методы, организуя «открытие» знаний учениками, наметились определённые различия по параметрам творческого и личностного развития:

-повысился процент детей со средним и высоким уровнем развития творческого потенциала;

-повысился уровень самооценки детей;

-увеличилось число детей с высокой учебной мотивацией;

-закладывается основа для развития взаимоотношений между учениками и учителем, учеником и одноклассниками

 

 

Данное выступление подготовлено из опыта работы, можно использовать для выступления на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stanovlenie_master-klass.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс по теме «Приёмы становления рефлексивной самооценки у младших школьников»

                                          «Всякий, кому предстоит делать дело, увидит, что прежде всего он должен познать, что он такое и на что способен».

Мишель Монтень

Переход к новым стандартам характеризуется ломкой традиционных форм, методов, подходов к обучению.

Во главу сегодня на первый план ставятся ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии. Соответственно, становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования.

Ключевым условием решения задачи воспитания учебной самостоятельности должно стать построение оценочной самостоятельности, поскольку:

- оценка пронизывает все сферы человеческого существования, в том      

числе и сферу учения;

- оценка – это то место, где встречаются все участники школьной жизни:

дети, их родители, учителя и администрация, их усилия по выработке

оценочной политики могут способствовать росту эмоционального

благополучия детей;

- освоение контрольно-оценочного звена деятельности учения является

основой будущей учебной самостоятельности.

В практике использую новые подходы к оцениванию достижений младших школьников.

Помогая ребёнку сформулировать собственные оценочные критерии, применяю методику безотметочного обучения на основе исследований Г.А.

Цукерман, вводя оценочные линеечки, по которым учащиеся оценивают свою и чужую работу по различным параметрам: красиво, аккуратно, правильно. При этом я вправе согласиться с оценкой и обвести детский знак, что означает высшую похвалу учащемуся. В 3-4 классах практикуется постановка баллов, с постоянным изменением бальных шкал. Все эти умения формируются в процессе специальных тренировочных упражнений на уроках по любому предмету. Так дети совместно со мною вырабатывают критерии и производят оценку своей работы по ним.

На основе наблюдений ввожу  средства, позволяющие самому ребёнку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности, давать относительные, а не только абсолютные оценки. Активно применяю «Карты успешности по учебным предметам»; специальные «Листы индивидуальных достижений».

Постепенно каждый ученик учится техникам пооперационного контроля и работе со схемами  и  моделями, а затем применяет средства самооценки и самоконтроля, т.е. проводит рефлексивный контроль.

Со способности рефлексировать, различать: «это я уже знаю и умею», «я ещё совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо ещё разобраться» - начинается учебная самостоятельность школьника, переход от исполнительского поведения школяра к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться.

Я покажу вам несколько приёмов становления рефлексивной самооценки младших школьников на материале урока литературного чтения.

Здравствуйте, ребятишки!

Девчонки и мальчишки!

Наш сегодняшний урок

Вам обязан пойти впрок.

Знания нужно свои оценить

Результаты отследить.

Сегодня на уроке-викторине у вас есть возможность проверить свои знания, а так же пополнить их. А так как викторина – это игра, а в любой игре есть правила, давайте их вспомним:

  • я умею дружить;
  • я вежлив и доброжелателен;
  • я умею слушать других;
  • я умею задавать вопросы;
  • я полон хороших идей;
  • я верю в себя и в других;
  • мы справимся с проблемой;
  • мои успехи – успехи моих друзей.

- В викторине будет 4 этапа, на каждом этапе вам нужно самостоятельно оценить свои достижения. Желаю удачи.

Первый этап «Разминка». Нарисуйте на своих оценочных листах линеечную шкалу, обозначьте нижнюю, верхнюю границу и середину. Я буду вам задавать вопросы, а вы на них отвечать. Если вы сумеете правильно ответить на все вопросы, то где вы нарисуете свой крестик? А если на большинство вопросов? Если на меньшую часть вопросов? Готовы?

  • Назовите жанр произведения И.А.Крылова «Чиж и Голубь»;
  • Кто такая падчерица?;
  • Какими бывают сказки по содержанию;
  • Какие по содержанию сказки «Каждый своё получил» и «Два брата»;
  • Что такое басня?
  • Чем похожи сказки «Баба – Яга» и «Падчерица и мачехина дочка»?

- А сейчас оцените себя (каждый на своём листе).

- Это один из приёмов становления рефлексивной самооценки, который я ввожу в 1 классе.

Второй этап «Кто-то в гости приходил, что-то он в гостях забыл».

Я буду называть предмет из произведения, а вам нужно узнать название этого произведения, автора и героя. Свои успехи в этом этапе вы оцените знаками («+» - знаю, умею, могу; «?» - сомневаюсь, « - « - трудно, сложно) в таблице.

1

2

3

4

итог

- Готовы?

  • Героиня этой сказки оставила у нас иголочку с ниточкой;
  • Героиня данной сказки позабыла у нас два сундука: красный и синий;
  • Эти герои оставили на память серебряные монеты;
  • Героиня этой сказки потеряла свой золотой волос.

Русская народная сказка «Баба – Яга», падчерица;

Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка», Баба – яга;

Английская народная сказка «Хромая Молли», Эльфы;

Чешская народная сказка «Златовласка».

- Подведите итоговую оценку и обозначьте знаком в 5 колонке.

- Такой (знаковый) приём становления рефлексивной самооценки я использую во 2 классе.

Третий этап «У сказки в гостях».Перед вами отрывок из сказки. Ваша задача – определить автора, название, главных героев. Оценивать себя будете в баллах. Максимальное количество баллов 3. На оценочном листе нарисуйте треугольник – это символ третьего этапа, а в него проставьте ваши баллы.

Борис Заходер «Серая Звёздочка», главный герой: жаба. 

- Баллирование, как один из приёмов становления рефлексивной самооценки, использую     в 3 классе.

Четвёртый этап «Иллюстрации». Перед вами иллюстрация из произведения, нужно вспомнить автора; название произведения; жанр; героев, изображённых на иллюстрации и момент из произведения, т.е. суметь кратко пересказать. Оценивать себя будете в процентном соотношении. 100% - полностью справляешься со всеми пунктами задания, их 5. Оцените, на сколько % вы справились с заданием. Нарисуйте на своём оценочном листе квадрат – это символ 4 задания.

        

Лев Николаевич Толстой «Белка и Волк»; жанр произведения: басня, герои: белка и волк.

- Процентное соотношение выполнения задания, как один из приёмов становления рефлексивной самооценки, использую в 4 классе.

        Завершается наш урок,

                          А пошёл ли он вам впрок?

                          На результат своей работы посмотрите,

                          И итоги подведите.

                          Важным умением вы овладели

                          Коль оценить себя сумели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе

Для того чтобы выпускник школы был не только хорошо информированным специалистом, но и был способен использовать полученную информацию в своей профессиональной деятельности, используются новые о...

Методическая разработка на тему "УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: активизировать познавательный интерес учащихся путем использования разнообразных видов деятельности. Я использую готовые электронные ресурсы, с...

Информационно-коммуникационные технологии обучения на уроках в начальной школе.

Информационно-коммуникационные технологии обучения – это педагогические технологии, в которых используются специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией....

Информационные технологии обучения на уроках в начальной школе.

Информационный технологии на уроках в начальной школе....

Когнитивная технология обучения на уроках в начальной школе

С когнитивной технологией осенью познакомил нас Михаил Евгеньевич Бершадский. Он позиционировал ее, как эффективную педагогическую технологию в условиях информатизации общества. Когнитивная образовате...

Доклад для МО на тему: Нестандартные системы и технологии обучения на уроках в начальной школе.

Необходимость повышения уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется поавышением познавательной активности, стимулированием их интереса к предметам. Решить эти задачи помогают н...