Проектная деятельность
статья (2 класс) по теме

В материале обобщен опыт проектной деятельности в течение 2 лет в начальной школе. Приведены в качестве примера карточки-помощницы, которые служат паспортом реализации проекта и помогают учащимся правильно планировать деятельность в группах. Приведена матрица, необходимая учителю при планировании проекта. А так-же памятки для учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система проектно-исследовательской деятельности как средство формирования метапредметных результатов

Винтер Н.А.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Малоимышская средняя общеобразовательная школа»

Вступление

   Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Проблема заключается в том, что успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребёнка предметных и метапредметных (регулятивных, коммуникативных, познавательных) компетенций. Следовательно, задача учителя заключается в формировании  этих компетенций у обучающихся. Для выполнения данной задачи педагог должен использовать более эффективные способы и методы работы.  Которые помогут не только наглядно и доступно на уроке и во внеурочное время всё объяснить, рассказать, показать, но и включить самого обучающегося в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Ведущее место в обновляющейся школе отводится методу проектов. В основе метода проектов лежит развитие  познавательных  навыков учащихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы); развитие критического мышления, умения  исследовательской, творческой деятельности. Этот подход органично сочетается с  групповым подходом к обучению. Обучение в сотрудничестве является частью метода проектов. От успеха каждого ученика зависит успех всего проекта. Это огромный стимул к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний  и поиску новой  информации.

   Таким образом, при организации проектной деятельности следует планировать учебную деятельность учащихся, деятельность учителя и формируемые УУД на разных этапах  реализации проекта.

Таблица

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Планирование, уточнение и формулировка задач.

- выявление проблемных задач на основе актуализации знаний учащихся,

-  распределение на группы,

- обсуждение критериев оценивания и методов работы учащихся.

- выбор и принятие  проблемных задач,

- распределение ролей в группе,

- определение методов работы.

Регулятивные

прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- выбирать методы работы.

Коммуникативные

- умение договариваться.

Личностные

-положительная мотивация  принятие  роли.

Информационно - аналитический этап

.

- обеспечить, по мере необходимости, консультации по методике проведения такого вида работы.

- уделить особое внимание обучению учащихся навыкам конспектирования, заполнения таблиц результатов.

- следит за ходом исследований, его соответствием цели и задачам

- определить, где и какие данные им предстоит найти

. - сбор данных и отбор необходимой информации.

Учащиеся (с помощью учителя) работают с источниками информации.

Познавательные

- принимать и удерживать учебную задачу.

- извлекать информацию из текстов и других источников.

- ориентироваться в новом виде записей – таблице.

- проводить простой опыт.

Коммуникативные 

 - умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной  форме;

Регулятивные

- оценивать  и корректировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Выполнение проекта

- помощь по мере необходимости.

- предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта.

- обработка и систематизация полученной информации, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи.

Регулятивные - создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Знаково-символические преобразование объекта в модель, где выделены существенные характеристики объекта

Познавательные

- анализ объектов с целью выделения признаков;

классификация объектов;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений

Представление полученных результатов работы

- объяснить учащимся основные правила ведения делового общения

-представляют полученные результаты и выводы,

демонстрируют приобретенные знания и умения;

-рассказывают о                                 проблемах при работе над проектом.

Регулятивные

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные и регулятивные

- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию

-усвоение нравственных норм.

Рефлексивный

- организует рефлексию с помощью памятки.

- анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин.  

   

Основная часть

    Работу над формированием проектной  компетентности начинаю уже с первого класса: как правило, с реализации творческих и ролевых проектов. Например: «Сердце для мамы» - технологический проект, предполагающий работу по готовому плану (памятке), но без образца.  Учащиеся сами индивидуально планируют работу, презентуют и оценивают  готовый продукт деятельности по совместно разработанным критериям.  Ролевые проекты успешно реализуются посредством подготовки и проведения мероприятий, с активным участием детей в роли организаторов и ведущих. Например, в 1 классе был реализован  проект «День именинника». Цель проекта: организовать поздравления для учащихся класса. Педагогическая цель: создать условия для формирования умений работать с разными источниками информации и  выступать публично. На подготовительном этапе учащиеся распределили (по жребию), кто кого будет поздравлять. Самостоятельно сделали открытки. Выбрали форму поздравления: частушка, стихотворение, игра с участием именинника. На основном этапе: был проведен праздник «День именинника». На рефлексивном этапе ответили на вопросы анкеты. Как ты поздравлял товарища? Где ты искал материал для поздравления? Кто тебе помог? Понравилась ли тебе роль ведущего? Доволен ли был твоим поздравлением одноклассник? Не менее интересными являются проекты, где учащиеся предъявляют творческие способности (художественные, танцевальные, актерские). С целью развития данных способностей и расширения представлений о традициях русского народа был организован кружок «Праздники и традиции русского народа». Результатами его деятельности являлись массовые праздники с участием родителей: «Осенины», «Деревенские посиделки», «Святки» и т.д.  Организаторами и ведущими мероприятий были сами дети.

    Продуктивно формируются исследовательские умения при организации экскурсий (эмпирический проект) с предварительной постановкой учебных проблем и распределением учащихся по группам для выполнения  заданий. В качестве путеводителя предполагается карточка-помощница. Например, проект: «Растения нашего двора» - 1 группа изучает травянистые растения, их особенности, собирает гербарий.  Вторая группа исследует кустарники – выясняет их название, делает рисунки.  Третья группа исследует деревья,  фотографируют для фотоальбома.  Презентация результатов организуется через урок, после оформления собранных материалов. С большим удовольствием дети реализуют фантастические проекты, где нужно пофантазировать и получить результат.  Например: «Люди будущего», «Какие машины изобретут», «Мое фантастическое животное». В  первом классе идет только подготовка к исследовательской деятельности, так как дети учатся работать с текстами и информацией.  Введение понятий: проблема, гипотеза, метод исследования, доклад, защита, презентация начинаю на первых занятиях курса: «Я – исследователь» во втором классе.     На начальном этапе провожу  тренинги:  выбор темы, постановка вопросов, выдвижение гипотез, составление плана, выбор метода исследования, обобщение данных, представление результатов, оценивание.  На втором этапе  организую самостоятельную исследовательскую деятельность, которую начинаю  с реализации индивидуальных проектов. Так как во 2 классе дети только приучаются к работе в группе, результат работы будет разный. Первым исследовательским проектом в нынешнем году был проект «Моя родословная», в котором мы не только исследовали свои «корни», но и выяснили происхождение и значение фамилии, имени, создали свой родовой герб и флаг, нарисовали портрет семьи и любимые занятия. Для создания каждой странички использовали разные источники информации: помощь родителей, Интернет-ресурсы, наблюдение, творчество. Результаты работы презентовали на конференции, где присутствовала администрация школы и родители. Каждый учащийся получил сертификат.  Это явление было одной из форм предъявления метапредметных результатов. Проект актуален и имеет продолжение: нужно оформить страничку «География расселения моих родственников», после изучения темы Российская Федерация. Его можно продолжать будущим поколениям и использовать в качестве информационного источника. Для реализации проекта предварительно составлялся план педагогической и учебной деятельности. Главное, знать к какому результату нужно прийти.

   Успешно реализован групповой краткосрочный учебный проект: «Вода - источники, свойства». Представлял собой эмпирическое исследование по группам: «Знатоки» - находили в литературе виды водоемов, их устройство – сделали страницу «Виды водоемов». «Лаборанты» провели ряд опытов для заполнения таблицы: «Свойства воды» и провели интерактивное наблюдение «Круговорот воды в природе» - заполнили схему. «Экологи» провели эксперименты по очистке воды, сделали рисунки «Как сохранить воду».  Затем каждая группа презентовала свою работу, а другие две были экспертами и оценивали. Сейчас идет работа над созданием информационного проекта «Животные Красной книги с. М-Имыш» учащиеся работают с информацией из Красной книги Красноярского края. На первом этапе выяснили, какие животные могут встретиться у нас, сейчас создают странички о них. Структурируют информацию по плану: признаки, среда обитания, питание, размножение; создают рисунок животного. Планируемый продукт: странички животных  Красной книги. Использовать можно учащимся других классов как дидактический материал. Очень продуктивно проходят исследовательские проекты по группам на разные темы. Например: «Профессии нашего класса», «Как сохранить здоровье», «Чему учит народная мудрость». Вспомогательными методическими материалами к данным проектам являются карточки-помощницы, которые помогают учащимся спланировать и оценить свою работу,  являются впоследствии паспортом проекта.  Результаты оформляем в журналы, брошюры, презентации.

       В заключение хотелось бы подчеркнуть, что  использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности, где ребенок  выступает субъектом, творцом, учится проектировать и достигать поставленных целей, несомненно, имеет больше достоинств, чем недостатков и способствует формированию  метапредметных результатов в процессе обучения.

Литература

  1. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников – М.: «Просвещение», 2011 г
  2. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов.-  М.: Генезис, 2005.
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников – Самара: Изд. дом "Федоров", 2007.
  4. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе /И.Д.Чечель.-  М.: Сентябрь,144 с.
  5. Интернет источники: nsportal.ru, pedsovet.su, pedmir.ru.



Предварительный просмотр:

МАТРИЦА ПРОЕКТА

Руководитель проекта_________________________________________________________

(Ф.И.О. педагога)

  1. Название проекта: __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Тематическое поле: _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Проблема: _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Цель: _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Задачи: ____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Описание деятельности учащихся по решению задач: ____________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Описание продукта, полученного в результате реализации проекта: ________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Тип проекта: _______________________________________________________________
  2. Класс, количество обучающихся - участников проекта: ___________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Учебные предметы, содержание которых включено в проект:

базовый предмет

Название учебного предмета

Раздел программы

Тема



дополнительные предметы:

Название учебного предмета

Раздел программы

Тема






  1. Надпредметная информация, необходимая для выполнения проекта:

Область человеческих знаний

Необходимая информация

  1. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:__________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

Этап

Содержание деятельности

Кол-во часов

Поисковый

Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка цели и задач проекта.

Аналитический

Анализ имеющейся информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности. Пошаговое планирование.

Практический

Выполнение запланированных действий по реализации проекта.

Презентационный

Подготовка и проведение презентации.

Контрольный

Анализ результатов. Оценка качества проекта.

  1. Организационные формы работы над проектом:

Форма работы

Кол-во часов

Групповое обсуждение

Самостоятельная работа обучающихся

Консультации с руководителем проекта

Консультации с экспертами (педагогами, внешними экспертами и т.п.)

Другое:

  1. Форма проведения презентации: ______________________________________________
  2. Критерии оценки качества выполнения проекта:
  1. _______________________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________________
  3. _______________________________________________________________________
  4. _______________________________________________________________________
  5. _______________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

ИТОГИ

  1. Выполнил ли я то, что задумал?
  2.    Что было сделать легко, а что – трудно?
  3. Что сказала учительница?
  4. Что сказала мама?
  5. Что сказали одноклассники?

Какой ещё проект ты хочешь реализовать?

Карточка-путеводитель

   

ПРОЕКТ

«Чему учит народная мудрость»

Карточка-путеводитель

Название проекта _________________________________

Что я смогу узнать ____________________________________ ____________________________________

К кому я могу обратиться за помощью

___________________________________

Какие источники мне помогут____________________________

___________________________________

Я найду пословицы_____________

Узнаю, на какие они темы  __________________________________________________________________________

 Я могу:

  1. Сделать странички по темам
  2. Нарисовать,  чему могут учить
  3. Оформить табличку

Пословица

Поучительный смысл

  1. Написать сочинение о роли пословиц
  2. ______________________________

ИТОГИ

  1. Выполнил ли я то, что задумал?
  2.    Что было сделать легко, а что – трудно?
  3. Что сказала учительница?
  4. Что сказала мама?
  5. Что сказали одноклассники?

Какой ещё проект ты хочешь реализовать?

Карточка-путеводитель

   

ПРОЕКТ

«Сохрани свое здоровье»

Карточка-путеводитель

Название проекта ______________________

Что я смогу узнать _____________________ ____________________________________

К кому я могу обратиться за помощью

___________________________________

Какие источники мне помогут_____________________________

___________________________________

Я могу задать вопросы _______________________________________________________________________________________________________________

Могу сделать памятку______________________________

Могу нарисовать  правила______________________________

Я могу:

  1. Придумать сказку про здоровье
  2. Могу составить советы доктора
  3. Рассказать детям  о секретах здоровья.

ИТОГИ

  1. Выполнил ли я то, что задумал?
  2.    Что было сделать легко, а что – трудно?
  3. Что сказала учительница?
  4. Что сказала мама?
  5. Что сказали одноклассники?

Какой ещё проект ты хочешь реализовать?

Карточка-путеводитель

   

ПРОЕКТ

«Профессии наших родителей »

                  Карточка-путеводитель

Название проекта ____________________________________

Что я смогу узнать ___________________________________ ____________________________________

К кому я могу обратиться за помощью

___________________________________

Какие источники мне помогут_____________________________

___________________________________

Я могу:

Рассказать о профессии по плану:

  1. Название и важность профессии

  1. Трудности

  1. Рисунок


Я могу:

  1. Могу составить загадки или кроссворды о профессиях

  1. Сделать презентацию

  1. Провести аукцион профессий с одноклассниками

  1. Написать сочинение о профессии



Предварительный просмотр:

Памятка для подготовки публичного выступления

  1. Общие рекомендации.
  1. Тщательно продумайте план вашего выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение. Укажите, чему вы научились, возможные пути дальнейшего изучения.
  2. Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут. Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с  использованием интересных примеров.
  3. Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.
  4. Употребляйте только понятные вам термины.
  5. Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
  6. Подумайте и составьте возможные вопросы.
  1. Техника подготовки.
  1. Проведите репетицию своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.
  2. Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.
  3. Заранее продумайте детали своего рабочего места.
  4. Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал.
  5. Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.
  1. Рекомендации выступающему.
  1. Начните свое выступление с приветствия.
  2. Огласите название  вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы.
  3. Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).
  4. Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.
  5. Старайтесь ответить на все вопросы.
  1. Вопросы оппонентов.
  1. Помните о возможности попросить о повторении вопроса.
  2. Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.
  3. На поставленный вопрос следует отвечать кратко.
  4. Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».
  5. Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе».
  6.  После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.
  7. Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.



Предварительный просмотр:

Вопрос / тема

Источник информации

Заметки

Источники

информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...


 

Комментарии

Материал рекомендуется для использования учителями начальной школы и педагогами дополнительного образования.