Здоровый образ жизни - дань моде или необходимость?
статья по теме

Корнилова Людмила Николаевна

Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, но не менее важной задачей является – сохранить в процессе обучения здоровье детей.

В законе РФ «Об образовании» (ст. 51) сказано: «Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей, а также ориентация на здоровый образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovyy_obraz_zhizni.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровый образ жизни – дань моде или необходимость?

Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, но не менее важной задачей является – сохранить в процессе обучения здоровье детей.

В законе РФ «Об образовании» (ст. 51) сказано: «Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед современной школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей, а также ориентация на здоровый образ жизни.

Что мы понимаем под здоровым образом жизни?

        Здоровый образ жизни – это такой образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма.

Здоровый образ жизни включает в себя:

-настрой на здоровый образ жизни;

-двигательную активность;

-ритмичность в жизни;

-безопасность жизни.

Одной из основных целей ОУ является укрепление, профилактика здоровья учащихся, формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Какие задачи ставятся перед нами:

 -воспитание и пропаганда культуры здоровья;
- совершенствование форм и методов в работе по сохранению, дальнейшему укреплению здоровья учащихся;
- формирование у учащихся качеств, потребностей, способствующих развитию здоровья.

Прежде всего, создаются условия для здорового развития детей:
1. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитывается время трудоспособности, утомляемость, физкультминутки, учебная нагрузка).
2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса).
3. Формируется здоровый образ жизни.

В последние годы в мире одной из ведущих медико-социальных проблем стала проблема распространения среди детей и подростков употребления наркотиков и все более раннего приобщения к ним. По данным Минздрава РФ, в последние годы отмечается неуклонный рост числа детей, как младшего, так и старшего подросткового возраста, употребляющих наркотики. Крайне тревожным является то, что среди детей до 14 лет за пятилетний период частота впервые выявленной наркомании возросла в 20 раз, токсикоманий в 15. Таким образом, в нашей стране за последние годы сформировалась устойчивая тенденция к росту распространения среди подростков вредных привычек, сопряженных с риском для здоровья.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны специалистов - педагогов. За период обучения в школе показатели здоровья ухудшаются. Так, если среди поступающих в первый класс, по данным Министерства образования, практически здоровых детей около 12%, то к выпускному классу их численность сокращается наполовину. Можно выделить две группы причин, обуславливающих, со стороны системы образования, эту тенденцию. Во-первых, организация и условия проведения учебного процесса в целом оказывают неблагоприятное воздействие, как на физическое, так и на психическое здоровье учащихся. Во-вторых, школа в явно недостаточной степени решает свою образовательную задачу в этой сфере: знания, умения и навыки подростков по вопросам здоровья, их мотивация на ведение здорового образа жизни находятся на низком уровне, что является одной из предпосылок неблагополучия. В России сейчас лишь менее 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц. За последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц уменьшилось с 28,3% до 6,3%. Соответственно, с 40% до 75% увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания.

Неотъемлемая часть процесса формирования культуры здоровья - обучение здоровью. В процессе этого обучения должны быть сформированы:

  1. научное понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;
  2. отношение к здоровью как к ценности;
  3. целостное представление о человеке;
  4. навыки управления своим здоровьем;
  5. знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, а также различных заболеваний, понимание сущности этих явлений;
  6. навыки оказания первой медицинской помощи;
  7. культура межличностных отношений;
  8. навыки безопасного (для здоровья личности) поведения в различных жизненных ситуациях;
  9. стратегии и технологии саморазвития.

Достичь этого, давая отрывочные знания в рамках некоторых школьных предметов (например, на биологии, природоведении, географии), не представляется возможным. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что обучение здоровью необходимо строить планомерно, регулярно, не только на уроках, но и во внеурочной деятельности..

Одной из немаловажных составляющей здорового образа жизни является безопасность жизни.

Это понятие включает в себя и профилактику наркомании, ВИЧ\СПИДа, алкоголизма  и табакокурения, и  изучение правил дорожного движения, изучение правил пожарной безопасности,  изучение правил личной гигиены, профилактику суицида, профилактику терроризма. И задача классных руководителей  добросовестно работать по всем направлениям, чтобы обезопасить жизнь учащихся.

        Все вы знаете, что 1 октября  один из учащихся нашей школы попал в ДТП, в результате которого мальчик погиб. Конечно, никто не винит классного руководителя в гибели ребёнка, но требования к работе всей школы ужесточились, мы постоянно отчитываемся управлению образования о работе всего коллектива. Но для того чтобы подобные случаи не случались вообще, существуют единые требования ко всем классным руководителям: не реже одного раза в месяц напоминать детям о существовании правил дорожного движения, проводить классные часы, видео-уроки, лекции, встречи, викторины, игры, тренинги на тренажёрной площадке, естественно с отметкой в журнале на странице Охрана здоровья и в планах воспитательной работы.  Много  материала по этой теме есть к копилке каждого классного руководителя, есть готовые разработки и в нашем архиве.

        Помимо мероприятий по ПДД необходимо также уделить внимание  вопросам полового воспитания ( с лекциями для девочек может выступить акушер кабинета планирования семьи из ЦРБ, школьная медсестра),  вопросам профилактики наркомании, алкоголизма, ВИЧ/СПИДа (на помощь в этих вопросах придут представители Красного креста, медики, а также специально обученные волонтёры – учащиеся 9Д класса).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Здоровье-это здорово!"к окружной конференции "Мы за здоровый образ жизни".

Презентация-отчёт по профилактике здорового образа жизни на конференции....

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

Материал к разработке уроков «Здоровые дети - в здоровой семье» «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...

Сказка о здоровом образе жизни: Колобок или путь к здоровому образу жизни"

Конспект внеклассного заняти о здоровом образе жизни...

Открытое мероприятие «В моде здоровый образ жизни»

Здоровье человека – главная ценность в жизни. Ведь здоровье, не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на созидание....