Квалификационная работа
проект по теме
Квалификационная работа на категорию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvalifikacionnaya_rabota_avtosohranennyy.doc | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Волгоградская государственная академия повышения квалификации и
переподготовки работников образования
Кафедра начального образования
Квалификационная работа
«Развитие исследовательских умений и навыков млад- ших школьников в условиях использования метода проектов в учебно-воспитательном процессе».
Работу выполнила слушательница
курсов 284/4
Сазонова Надежда Георгиевна
Волгоград, 2009 г.
Содержание.
Введение. 3
Глава I. Теоретические основы метода проектов – одного из видов 5
развивающих технологий.
1.1. Сущность понятия «проектная деятельность». 5
1.2. Особенности организации метода проектов в начальной школе. 13
Глава II. Опыт работы по теме «Развитие исследовательских умений 20
и навыков младших школьников в условиях использования
метода проектов в учебно- воспитательном процессе».
2.1. Диагностика исследовательских интересов детей. Знакомство де- 20
тей с проектной технологией.
2.2. Использование метода проектов в учебно-воспитательном про- 21
цессе.
2.3. Результативность опыта. 25
Заключение. 26
Литература. 28
Приложения. 29
Введение.
Актуальность исследования.
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подхо-дить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существую-щие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющих-ся условиях.
XXI век – век интеллекта, век индивидуализма личности и век технологий. Информационный век со всех сторон своим потоком вестей окружает человека, напирает на него и справиться с этим лишь способностью памяти – активным и пассивным запоминанием все труднее и труднее, ибо всему есть предел, памяти тоже. Современная школа с трудом отходит с позиций запоминания знаний, потому что все то, что предлагает дидактика -это продолжение, усовершенствование, видоизменение способов обучения XIX –XX веков. Но как мы знаем, кроме человеческой памяти есть и человеческое мышление, резервы которого используются не более 2-3%. Обучение можно качественно изменить и сделать доступным для всех, если мы сделаем поворот от запоминания и количественного набора знаний к организации мыслительной деятельности учащихся над знаниями для их понимания.
В учебно-воспитательном процессе проектный метод- это технология развивающего обучения, способствующая активизации познавательной деятельности, формированию личностных качеств, развитию умения работать в коллективе, группе
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интере-сов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В России метод проектов связан с именем С.Т.Шацкого. Первая опытная станция по народному образованию Наркомпроса РСФСР, руководимая С.Т. Шацким, может служить уникальным примером создания педагогической системы, в которой особое место принадлежит исследовательской деятельности.
В современной России вопросами проектного метода занимаются Н.В.Ма-тяш «Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования», РИФ «Белый ветер»,2000 г.,Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петрова «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», М.,2004 г., Н.Ю.Пахо-мова «Метод учебного проекта в образовательном учреждении», М.,АРКТИ, 2003 г. и другие.
Цель исследования: обосновать и апробировать метод проектов как средство развития исследовательских умений и навыков младших школьников, умений работать в коллективе, группе; исследовать результативность применения метода.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: использование метода проектов в учебно-воспита- тельном процессе в начальной школе как средства развития исследовательс-ких умений и навыков учащихся младших классов.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия « проектная деятельность».
2. Рассмотреть особенности организации метода проектов в начальной шко-
ле.
3. Разработать и организовать проведение различных типов проектов с целью
развития исследовательских умений и навыков младших школьников.
4. Показать результативность использования метода проектов.
Методы исследования:
анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; наблю-дения;тестирование; анализ результатов проведенных проектов; рефлексия.
База исследования: учащиеся 3 класса Б (2007-2008 учебный год),4 класса Б (2008-2009 учебный год), учащиеся 1 класса А (2009-2010 учебный год) МОУ СОШ № 1 г. Михайловки Волгоградской области.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями группы прод-ленного дня, учащимися школы начального и среднего звена; учителями старших классов.
Глава 1 . Теоретические основы метода проектов - одного из видов
развивающих технологий.
1.1 Сущность понятия «проектная деятельность».
Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными понятиями и категориями как «проект», «деятельность», «творчество», име-ющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей на-учного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.
Понятие «проектная деятельность школьников» находит свое отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин – педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и ее пси-хологическое содержание.
Термин «проект» в переводе с латинского означает – бросание вперед. Так характеризует понятие «проект» Е.С. Полат: «Проект – это прототип, идеаль-ный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-то действия».
По мнению автора книги «Психология проектной деятельности школьни-ков в условиях технологического образования» Н.В.Матяш термин «проект» пришел в гуманитарное знание из технических наук, и, вследствие этого его содержание испытывает значительное влияние с этой стороны. До сих пор в большинстве случаев понятие «проект» подразумевает неявное расширение – «технический проект». Однако, все чаще проект употребляется в общенауч-ном значении.
По мнению Н.В. Матяш проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познаватель-ной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуника-тивной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность школь-ников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути. На основании этого, Н.В.Матяш утверждает, что творческая проектная дея-тельность школьников – это деятельность по созданию изделий и услуг, об- ладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость.
По К.М.Кантору проект – это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятель-ностный переход от небытия к бытию». Автор придает огромное значение проекту как спецефической форме сознания, конструирующей всякий трудо-вой процесс.
Процесс создания проекта называется «проектирование». Дж.К. Джонс приводит более десятка определений процесса проектирования, главное из которых «проектирование – вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде». В широком смысле проектирование – это деятель-ность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной или искусственной). Проектирование понимается и как управление стихийным развитием предметного мира. В.С. Кузнецов определяет проектирование важнейшим компонентом образовательного процесса, служащего для созда-ния новых понятий и концепций.
Проектное обучение зародилось и стало успешно развиваться в рамках англосаксонской культурно-образовательной традиции в начале XX века. Это явление тесно связано с внедрением в образование идей философии прагматизма Джоном Дьюи, который полагал, что содержание образования должно быть максимально приспособлено к субъективным, индивидуальным запросам учащихся. «То, что называется учебным предметом, - арифметика, история, география или одна из естественных наук, -должна основываться на материале, который изначально выводится из обычного жизненного опыта» (Дьюи Дж. «Демократия и образование»). Только таким образом, по его мне-нию, можно придать обучению «естественный характер», сделать школу для ребенка местом «общественной жизни», а учебную деятельность – средством реализации и развития индивидуальных личностных особенностей. Единственный путь к овладению социальным наследием, с точки зрения тео-ретиков прагматизма, - приобщение ребенка к тем видам деятельности, кото-рые «позволили цивилизации стать тем, чем она является» (Дж.Дьюи).Поэто-му основное внимание в содержании образования должно быть уделено не усвоению «абстрактных» истин и не развитию конгитивных способностей, а занятиям конструктивного характера. В этих условиях предельно прагматич-ный «метод проектов» оказался самым приемлемым педагогическим инстру-ментом.
Автором его стал профессор педагогики учительского колледжа при Ко-лумбийском университете Уильям Киллпатрик. Суть его новаторской идеи заключалась в том, что дети, вместо распространенного в гимназиях той по-ры преимущественно репродуктивного изучения «абстрактных знаний», ма-лоприложимых к жизненной реальности, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли собственные проекты. Так, решая какую-либо практическую задачу, они включались в реальную деятельность и овладевали новыми знаниями. При этом важно понимать, что в результате обучение в его традиционном, гимназическом варианте было полностью вытеснено работой над индивидуальными (в Советском Союзе коллективными) проектами.
В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проек-тный метод в преподавании. Первая опытная станция по народному образованию Наркомпроса РСФСР, руководимая им, может служить уникальным примером создания педагогической системы, в которой особое место принадлежит исследовательской деятельности. Исследовательской деятельностью активно занимался не только весь педагогический коллектив, но и школьники. В первую очередь школьники активно исследовали окружающую среду: социально- экономическую, физико-географическую и т.д.
В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получил широ-кое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого сто-летия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практи-ческого применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.
Однако, русская культура всегда была бесконечно далека от идей прагматизма. Поэтому и метод проектов в нашем образовании выглядел как неприемлемый, чужеродный, несущий дух «делячества» (термин 30-х годов) и не прижился. В России никогда не подходили к образованию так приземленно и утилитарно.
В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA, которое с 2000 года трижды проходило более чем в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27-го места. Это свидетельствует об очень низком уровне их компетентности, не означая, од-нако, что наши школьники мало знают или ,что их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат
не совсем тому, что необходимо современному человеку.
Российская школа, верная своим традициям, наполняет головы своих учеников валом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников не учат.
В психологическом знании понятие «проектирование» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разра-боткой проблемы проектирования образовательных систем.
В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя пе-дагогика к деятельностным технологиям обучения, в частности к проектной деятельности. Этот относительно новый вид школьной работы позволяет раз- вивать спецефические проектные умения:
*распознавать проблему и преобразовывать ее в цель предстоящей работы;
*определить перспективу и спланировать необходимые шаги;
*найти и привлечь нужные ресурсы ( в том числе мотивировать других лю-дей на участие в своем проекте);
*оценивать достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошиб-ки (чтобы избежать их в будущем);
*осуществить презентацию результата своей работы и самопрезентацию сво-ей компетентности.
Участие в проектной деятельности способствует развитию у детей проектного мышления, характерного для современных лидеров политики, бизнеса, искусства, спорта.
Основная идея метода проекта в том, что обучение школьников должно строиться на активной основе, через целесообразную познавательную дея-тельность, сообразуясь с личным интересом ученика именно в этом знании.
Важно показывать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны им пригодиться в жизни.
Итак, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Этот метод всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматрива-ющей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков уча-щихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конечный результат, готовый к внедрению.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, четкое распределение (если имеется ввиду групповая работа) ролей, т.е., заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе воз-никает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предме-ту, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими уча-щимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учеб-ной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому воп-росу, дифференцировать процесс обучения. Чаще темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и требующему привлечение знаний учащихся не по одному предмету, а из раз-ных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической
или теоретической проблемы. Этот результат называется «проект», что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проект-ной деятельности включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по сути, направленных на са-мостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
Критерии оценки проектов:
*социальное значение проблемы;
*актуальность и важность поставленных проблем;
*самостоятельность разработки проекта;
*реалистичность;
*экономичность;
*перспективность;
*результаты.
Методика работы над проектом:
*подготовка к работе над проектом;
*выбор проблемы;
*сбор информации;
*разработка собственного варианта решения проблемы;
*реализация плана действий;
*подготовка к защите проекта;
*презентация проекта;
*рефлексия.
Рассматривая метод проектов как педагогическую технологию, следует не забывать, что в ее структуру входят:
- концептуальная основа;
- содержательная часть обучения:
*цели (общие и конкретные) обучения;
*содержание учебного материала;
* процессуальная часть – технологический процесс:
*организация учебного процесса;
*методы и формы учебной деятельности школьников;
*методы и формы работы учителя;
*деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
*диагностика учебного процесса.
Концептуализация рассматривается как совокупность взглядов на замысел, (идею) и разнопозиционных отношений к нему:
Этапы | Цели этапа | Содержание работы ученика | Организационные фрагменты уроков |
Подготовительный | *мотивация *целеполагание | *осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта; *постановка цели: выявление проблемы,противоречия; формули-ровка задачи | Создание проблемно- мотивационной среды урока |
Концептуализация Программирование | Проектирование | *построение ориентированной схемы действий; *обсуждение вариантов решения; *составление маршрута получения результатов; | Беседа, дискуссия, «мозговой штурм» |
Планирование | *построение плана деятельности; *обсуждение возможных вариан-тов исследования, выбор способов; *продумывание хода деятельности; *распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции(роли); *самообразование и актуализация знаний | Самостоятельная работа, групповая работа, семи- нар, «мозговой штурм», практикум | |
Практический | Получение про- дукта, резуль-тат проектной деятельности за счет решения определенных задач | *исследование, решение отдельных задач, компоновка и т.д.; *сбор и обработка данных; *интерпретация результатов; *графическое представление ре- зультатов | Самостоятельная работа, практикум, экскурсия, лабораторная работа |
Аналитический | Рефлексия | Сравнение планируемых и реаль- ных результатов, обобщение, выводы | Семинар, круглый стол, консультация |
Контрольно- коррекционный | Коррекция | Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок | Беседа, консультация, индивидуально-группо-вая рефлексия |
Заключительный | Защита проекта | Представление содержания рабо- ты, обоснование выводов | Пленарная дискуссия, межгрупповое взаимо- действие |
Условия использования метода проектов и определения границ его
целесообразности ( по Т.И. Шамовой):
* образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повыша-его мотивацию в учении;
* комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалан-сированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности;
* глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет уни-версального их использования в разных ситуациях;
* гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
Правила успешной проектной деятельности:
* В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
* Команды не соревнуются.
* Все члены команды должны получать удовольствие от общения с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
* Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
* Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
* Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выпол-няющие проектное задание.
Основные требования к использованию метода проектов
( по Е.С. Полат):
* Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (зада-чи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения.
* Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
* Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность уча-щихся на уроке или во внеурочное время.
* Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
* Использование исследовательских методов, что предполагает:
1) определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
2) выдвижение гипотезы их решения;
3) обсуждение методов исследования;
4) оформление конечных результатов;
5) анализ полученных данных;
6) подведение итогов;
7) корректировка;
8) получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола». творческих отчетов, защиты про-екта и т.д.)
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуется по крайней мере три различные классификации ( Сергеев И.С.).
Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каж-дого проекта.
1) Практико-ориентированный нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, госу-
дарства.
2) Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное ис-следование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозна-чение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последую-щей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
3) Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
4) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадицион-ный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрали-зации, спортивные игры, видеофильмы, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п.
5)Ролевой проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литератур-ных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное вре-мя и под руководством нескольких специалистов в различных областях зна-ния.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками.
1) Внутриклассные.
2) Внутришкольные.
3) Региональные.
4) Межрегиональные.
5) Международные.
Классификация проектов по продолжительности.
1) Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.
2)Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников, основная работа осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
3) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
4) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуаль-но. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
1.2. Особенности организации метода проектов в начальной школе.
По оценке специалистов Министерства образования, выпускники началь-ной школы недостаточно хорошо владеют умениями пользоваться информацией. Причина в том, что весь начальный этап обучения единствен-ным источником информации выступает учебник, преобладает устная работа с текстом описательного характера. Это создает трудности в обучении пятиклассников. Вариантом решения задачи успешной адаптации ребенка к новым условиям обучения в 5 классе может стать обращение к методу учеб-ных проектов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать во-влекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как мало-значимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятель-ности обучающихся и значительной части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обу-словлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психоло-го-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что «сущест-венным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оп-тимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей уча-щихся, развитие их интеллекта, воли, мотивов». Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проект-ного метода в начальной школе. Однако, для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готов-ность, «зрелость», заключающаяся в следующем.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных уме-ний, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимо-действий в процессе обучения, к которым относится:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые правила общения, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная «ин-теллектуальная зрелость». Прежде всего, имеется ввиду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составля-ющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность. К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содер-жательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих умений:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс ре-шения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьни-ка в процессе обучения.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальной школе эффективна следующая последовательность его модифика-ций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
В проектной деятельности младших школьников можно выделить следую-щие этапы, соответствующие учебной деятельности:
- мотивированный ( учитель: заявляет общий замысел, создает положитель-ный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный ( определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совмест-ной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с на-растанием ученической самостоятельности);
- информационно- операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель:наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информации-онным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель высту-пает участником коллективной оценочной деятельности).
От того как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погруже-ния в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести ра-боту над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоя-тельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Прежде всего, замечает Н.Ю.Пахомова, начиная работу над проектом, учи-тель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного проекта и тема проекта- это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмот-ренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.
Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекает цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение опреде-ленной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каж-дой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проек-та. Оно может быть параллельным или последовательным.
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий
этап. Учитель на контроле:нормально ли идет ход деятельности, каков уро-вень самостоятельности.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зре-ния ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом явля-ется найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактери-зовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презента-ции нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структуриро-ванную манеру изложения материала. На этане презентации учитель обобща-ет, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эф-фекты были максимальными. Нужно помочь ученикам произвести самооцен-ку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выстав-ки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно по-просить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем про-екте. После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, кото-рые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они до-ставили радость людям.
Существует многообразие видов презентаций проектов: экскурсия, телепередача, спортивная игра, спектакль, ролевая игра, реклама, путешест-вие, отчет исследовательской экспедиции, инсценировка, утренник, иллюст-рированное сопоставление фактов, игра с залом, деловая игра и т.д.
Защита проектов должна проходить открыто, с приглашением родителей. Хорошо также приглашать младших школьников на защиту проектов стар-шеклассников (всегда можно найти темы, которые будут в общих чертах по-нятны малышам). Для учащихся начальной школы было бы полезно и привы-кание к научной терминологии, и наблюдение за техникой выступлений, и сравнение себя с ровесниками и учащимися старших классов, расширение круга общения.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых резуль-татов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными по-дарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в какой-либо номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Ве-селый проект» и т. д. Помимо личных призов можно проготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т. п.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социаль-но-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально-значимых проблем, с которыми могли встре- титься ученики начальной школы узок, а их представления о таких пробле-
мах, скорее всего малодифференцированны, одноплановы.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включе-ния школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познава-тельных интересов и находиться в зоне их ближайшего развития.
Важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овла-дению приемами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: «Какие умения понадобятся для вы-полнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной ме-ре? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где еще вы сможете применять эти умения?»
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправ-ленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не навязать ученикам информацию, а направить их са-мостоятельный поиск, например: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить дан-ный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники,художественная ли-тература, учебники)?
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки, наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, вете-
ранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны» и др.
В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставлен-ной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е., изобретать способ дейст-вия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информацион-ном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консуль-танта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи,
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Что является критериями успеха работы над проектом?
* Достигнут конечный результат.
* Создана активная команда участников проекта, способная продолжить ра-боту в будущем.
* Результат проекта может быть использован другими коллективами.
* Информация о проекте широко распространена.
* Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.
* Получено удовольствие от своей деятельности.
Таким образом, по определению Н.Ю. Пахомовой, учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятель-но, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это дея-тельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформу-лированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы- носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен
и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, по-зволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Но нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения». И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обу-чения.
Глава II. Опыт работы по теме «Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях использования метода проектов в учебно-воспитательном процессе».
2.1. Диагностика исследовательских интересов детей. Знакомство уча-щихся с проектной технологией .
Прежде, чем начать использовать метод проектов, учащимся 3 класса была предложена анкета с целью установления их исследовательских интересов.
* Что тебе интересно больше всего?
* Чем ты хочешь заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусством, музыкой и т.д.)?
* Как ты понимаешь слово «исследование»?
* Чем отличается взрослое исследование от детского?
* Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?
* По каким учебным предметам ты получаешь лучшие отметки?
* Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
* Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?
В результате анкетирования учащихся было выявлено, что 63% понимают значение слова «исследование» и могут отличить детское исследование от взрослого. Был установлен исследовательский интерес каждого ребенка. На основе анализа данных определено 6 групп, в которые попали школьники, интересующиеся одинаковыми областями знания: школьная жизнь, история, животные, криминалистика, полезные ископаемые, механизмы, растения.
Поскольку проблематику исследовательских проектов определили интере-сы детей, то их реализация оказалась возможной во внеучебной деятельнос-ти (группа продленного дня). Отдельным направлением этого этапа стала ра-бота с родителями, в ходе которой определилась степень участия каждой семьи в проектно–исследовательской деятельности.
Проведено несколько занятий с детьми, в ходе которых обсуждались сущ-ность и значение исследовательских умений в жизни любого современного человека. Младшие школьники познакомились со структурой метода проек-тов, приемами исследовательской работы. (Приложение 1.) Групповая рабо-та, организованная на этом этапе, позволила всем участникам проектно-ис-следовательской деятельности обсудить значимые для них вопросы. Несмот-ря на то, что исследовательские группы созданы по принципу сходности ин-тересов, внутри группы дети не смогли договориться о предмете исследова-ния. Отбор темы был произведен по большему количеству %, набранному в процессе анкетирования (школьная жизнь-31%, история-29%, животные-17%, полезные ископаемые-8%, криминалистика-8%, механизмы-6%).
2.2 Использование метода проектов в учебно-воспитательном процессе.
Первым предметом исследования стала школьная жизнь, а, именно,школь-ный этикет. Его результат должен быть ориентирован на социальные интере-сы самих участников. Работа над проектом проходила в течение 2,5 месяцев.
На начальном этапе осуществлялось планирование учебно-исследовательской деятельности и при помощи педагога разработаны программы исследования каждой группы. Все программы имели одинаковую структуру: тема, объект, предмет, цель, задачи, методы и база исследования, научный руководитель и консультант практико-ориентированного проекта. Осуществление деятельности каждой группы происходило по направлениям, сформулированным в виде задач исследования. Это: «Внешний вид.Поря-док.», «Манера общения», «Поведение в школе», «Взаимопомощь.Дружба». Общая для всех задача – сбор информации по теме исследования.Очень важ-но, что кроме традиционных способов поиска информации в книгах, третье-классники научились искать информацию в Интернете, в музее. Большая роль отводилась получению информации из «живых источников»: наблюде-ния, интервью у учащихся различных классов, у родителей, учителей. Обра-ботка информации осуществлялась при помощи устных и письменных обоб-
щений, фото- и видеодокументирования. Дети, собирая материал по различ-ным разделам темы, размышляли, работали над собой. Промежуточные ре-зультаты проделанной работы обуждались еженедельно на классных часах. Дети зарабатывали баллы за добытую информацию, хорошие поступки, ана-лизировали выполнение правил школьного этикета свое и одноклассников, давали советы по исправлению недостатков.
Большую помощь оказали родители класса. Они помогали детям найти и подобрать информацию по разделам проекта, стихотворения к презентации проекта, оформить рукописную книгу, контролировали выполнение детьми на практике исследуемых разделов проекта, участвовали в ходе презентации. Преподаватели детской школы искусств № 2 помогли в поиске и разучива-нии песен к презентации.
Презентация проходила в форме отчета исследовательской экспедиции (сценарий) на городском семинаре на базе МОУ СОШ № 1. (Приложение 2.) Проделанная работа высоко оценена присутствующими. Была представлена рукописная книга «Школьный этикет», которая используется учителями школы для бесед с детьми. Подсчитаны баллы, заработанные детьми в ходе проекта. Все дети награждены призами. Также они получили советы от учителя в форме записки
«Не забудь!»
1.Научись быть красивым и аккуратным.
2.Будь вежливым и доброжелательным в общении.
3.В школе веди себя по правилам этикета.
4.Друга ищи, а нашел – береги.
Дети получили удовольствие от совместной деятельности, улучшилось их поведение. В ходе работы над проектом создана активная команда участников, которая продолжила работу далее.
По результатам анкетирования 29 % учащихся класса интересуются ис- торией. Поэтому в четвертом классе был выбран информационный проект «Ни разу не побежденные! Суворов А.В., Ушаков Ф.Ф.», который был посвящен Дню героев Отечества. Над этим проектом мы работали в течение 2-х недель. Главными целями этого проекта были: воспитание чувства пат-риотизма, гордости за свою Родину на примерах жизни Суворова А.В. и Ушакова Ф.Ф., умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве.
На первом мотивационном этапе роли распределялись следующим образом: учитель объявил общий замысел: урок окружающего мира будет посвящен Дню героев Отечества, создал положительный мотивационный настрой, ученики обсудили, предложили собственные идеи по поиску информации.
В ходе планирующего-подготовительного этапа была определена тема и цели проекта, сформулированы задачи: найти материал о Суворове А.В. и Ушакове Ф.Ф. по плану (1.Детство. 2.Учеба. 3.Сражения, победы, награды. 4.Личность. 5.Память в народе, в Отечестве.)из различных источников. Выработан план действий по сбору информации, установлены критерии оценки результата и процесса, согласованы способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нараста-нием ученической самостоятельности.
Информационно-операционный этап проекта проходил так: ученики: собирали материал, работали с литературой и другими источниками, т.е., непосредственно выполняли проект; учитель: наблюдал, координировал, поддерживал, сам являлся информационным источником.
На этапе рефлексивно-оценочном ученики представили свои проекты, участвовали в коллективном обсуждении и содержательной оценке результа-тов и процесса работы, осуществляли устную самооценку, учитель выступил участником коллективно-оценочной деятельности.
В ходе работы над проектом особое внимание обращала на регулярный отчет о проделанной работе, баланс ролей, четкость целей, формирование умений выходить из конфликтных ситуаций, ориентацию на индивидуальное развитие каждого ребенка, развитие навыков общения.
Отчет о проделанной работе дети оформили в виде докладов, которые объе-динены в 2 отдельные папки: о Суворове А.В. и Ушакове Ф.Ф.
Презентация информационного проекта проходила в ходе открытого урока для учителей МОУ СОШ № 1 в форме научной конференции. (Приложение 3.)Дети по плану излагали найденную информацию с использованием муль-тимедийного проектора. На заключительном этапе урока( рефлексия деятельности) они поделились своими рассуждениями на заданные вопросы:
почему нам, потомкам, важно знать о жизни подобных людей? Как вы думаете, является ли война только делом военных?
Учитывая интерес детей к жизни животных (в частности, лошадей) в 4 классе был организован исследовательский проект «Почему лошади так важ-ны в жизни человека?», который проходил в течение недели.
Для осуществления этого проекта класс разделили на группы по 5-6 чело-век. Определили лидеров группы. Все группы выполняли одинаковые зада-ния. В данном проекте для проведения поисково-исследовательской работы были подготовлены следующие задания:
- Когда и где жили предки лошадей?
- Сколько лет человек и лошадь живут рядом?
- Какие факты подтверждают ответ на второй вопрос?
- Где используются человеком лошади?
- Расскажите о лошадях в изобразительном искусстве?
- Каких мифических лошадей вы знаете?
- Как используются лошади в трудовой деятельности человека? ( Где ваши
родители, знакомые пользуются помощью лошади?)
- Используются ли лошади в военных целях? (Какое использование лошади
вы видели в кинофильмах, рассказывающих о войне?)
- Лошади в медицине и спорте.
Для проведения защиты продуктов своей деятельности учащимся дано дополнительное задание: расспросить у своих родителей, бабушек и деду-шек, соседей и знакомых, записать интересные случаи, произошедшие с лошадьми. Может быть, учащиеся сами были свидетелями таких случаев.
Результатом проекта стали небольшие творческие рассказы с рисунками. Рисунки выполнялись под руководством учителя изобразительного искусства. Выполненные проекты были представлены на классном часу «Животные рядом с нами», организована выставка рисунков.
В качестве приза за успешное завершение проекта с учащимися была организована экскурсия на конеферму. (Приложение 4.)
В 2009-2010 учебном году я работаю в 1 классе. Актуальным в адаптацион-ный период (3 – 6 месяцев 1-го класса) является то, что дошкольники сталкиваются с новыми для себя правилами и нормами, ценностями и миро-воззрением, структурой и программой, которые они должны в сжатые сроки освоить и принять, научиться в них существовать и развиваться.
Для решения этих проблем я использовала творческий проект «Посвящение в первоклассники».Он был организован в форме коллективной игры. Принципиальное отличие коллективной игры от других разновидностей игр в том, что она выступает для своих участников как деятельность прежде всего совместная, коллективная. В ходе этого проекта, который продолжался не-сколько часов, участники прошли ряд испытаний, этапов, включались в совместную деятельность, участвовали в различных упражнениях и заданиях. Смысл этого проекта заключается в том, что преодолевая различные испытания и трудности, дети совершили символический переход на следующую возрастную ступень развития и тем самым закрепили свой новый статус, что и способствовало их адаптации к школе.
Проект был организован в конце октября, перед каникулами. За неделю до игры завуч объявил о начале подготовительной недели (проекта) к игре «По-священие в первоклассники». В ходе подготовительного этапа проекта я на родительском собрании рассказала о предстоящем проекте, его целях и зада-чах и настроила родителей на оказание детям помощи в затруднительных для них ситуациях и заданиях.
На этапе исследования каждый ученик в течение недели изучал какую-либо школьную тему, связанную с предстоящими испытаниями. На эту тему учитель или школьный психолог проводили небольшие классные часы (10-15 минут) ежедневно. Формы их проведения были различны: беседа, викторина, тест рисунками, игра, самооценка «лестница успеха». Темы на этапе иссле-дования таковы:
Понедельник. «Собери как можно больше правил о школе».
Вторник. «Кто такой первоклассник».
Среда. «Мои права».
Четверг. «Что мне помогает преодолевать трудности».
Пятница. «Мои достижения в школе». (Приложение 5.)
Этап презентации проекта проходил в форме коллективной ролевой игры.
В этот дети пришли нарядно одетые и готовые к испытаниям. К ним в класс пришла Фея Осени, роль которой играл психолог, поприветствовала их и объявила о начале «посвящения в первоклассники». Она проверила листы с пройденными темами, похвалила за успешное выполнение заданий, пригласила детей пройти испытания. В актовом зале по кругу на некотором расстоянии стояли разные феи (переодетые педагоги) с материалом необходимым для испытаний. Фея Осень встретила детей и отдала им марш-рутные листы испытаний, где показано расположение фей. Каждый ребенок индивидуально и последовательно прошел пять испытаний у разных фей. После этого детям в присутствии родителей и учащихся вторых классов вру-чили именные грамоты и медали «Школьник».
2.3 Результативность использования метода проектов.
В ходе работы над проектами учащиеся 3-4 классов научились находить материал по теме исследования в разных источниках: книгах, Интернете, музее, выполнять такие доступные им методы исследования, как наблюде- ние, знакомство с кино- и телефильмами то теме своего исследования, брать интервью у учащихся класса и школы, родителей, учителей. На этапе самостоятельных раздумий учащиеся разботали по следующему плану:
1) Что я знаю об этом?
2) Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
3) Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже из-вестно о предмете моего исследования?
Работая с различными материалами, учащиеся научились выделять из текс-та основные понятия, выстраивать по порядку основные идеи, предлагать свои примеры, сравнения и сопоставления, делать выводы и умозаключения, готовить устный и письменный текст сообщения.
По практико-ориентированному проекту «Школьный этикет» создана руко-писная книга, материалы которой используются учителями МОУ СОШ №1 для проведения внеклассных мероприятий, проведена презентация в виде ут-ренника на семинаре учителей г.Михайловки.
По информационному проекту «Ни разу не побежденные Суворов А.В., Ушаков Ф.Ф.!», посвященному Дню героев Отечества, проведена презента-ция на уроке окружающий мир в ходе недели начальной школы. Материалы, собранные в ходе проекта, используют учащиеся и учителя школы.
Таким образом, работа над этим проектом помогла повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотиви-рованности, способствовала развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследо-вательской деятельности.
В ходе проведения игрового проекта в 1 классе дети очень серьезно, ответственно и с трепетом отнеслись к испытаниям. Звание настоящего первоклассника, данное в конце проекта, сделало их очень гордыми за свои достижения и мотивированными на школьное обучение. Можно отметить изменения в поведении некоторых детей после «посвящения»: они стали больше стремиться к школьным успехам, более активно проявлять себя в обучении и внеурочной деятельности. К тому же многие застенчивые и тревожные дети стали спокойнее и активнее. Период адаптации первоклас-сников прошел более спокойно.
Заключение.
Решая первую задачу исследования, удалось определить сущность понятия «проектная деятельность». Она является интенсивным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориен-тационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное твор-ческой деятельности (Н.В.Матяш).В рамках процесса обучения проектный метод можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной прак-тики, формирование у школьников спецефических умений и навыков посред-ством системной организации проблемно-ориентированного поиска.
Решая вторую задачу исследования, удалось рассмотреть особенности орга-низации метода проектов в начальной школе.
Во- первых, необходима готовность младших школьников к продуктивной проектной деятельности. Готовность складывается из различных показате-лей: сформированность ряда коммуникативных умений, развитие мышления, (определенная «интеллектуальная зрелость»), развитая самооценочная и оце-ночная деятельность.
Во-вторых, в использовании проектного метода в начальных классах эффек-тивна следующая последовательность его модификаций: от недолговремен-ных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредмет-ным, от личных к групповым и общеклассным.
В-третьих, в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
- мотивационный,
- планирующий- подготовительный,
- информационно-операционный,
- рефлексивно- оценочный.
Поскольку способности учащихся различны, важно проводить дифферен-цированное обучение. Предположим весь класс выполняет один проект. Спо-собные дети могут провести больше исследований, рассмотреть более широ-кий диапазон первоначальных идей, сделать более сложное изделие и более полно спланировать свою работу. Менее способные учащиеся острее нужда-ются в помощи учителя во время выполнения проекта.
Решая третью задачу исследования, удалось разработать и провести различ-ные виды проектов: практико-ориетированный (3 класс), информационный (4 класс), исследовательский (4 класс), творческий проект в виде ролевой игры (1 класс).
Темы учебных проектов подбирались с учетом возрастных особенностей детей. В первом классе доля учителя в совместной работе значительно превалировала над долей ученика, т.к. ребенок в первом классе еще не при-вык к самостоятельной деятельности. К четвертому классу почти на всех эта-пах выполнения проектов виден рост доли ученика в совместной работе. Проекты выполнялись индивидуально или группой. Наилучший результат
получался в групповых проектах, комплексных коллективных работах, на-правленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью учас-тия школьников на всех этапах.
Анализируя опыт работы, можно сделать вывод, что результат проекта за-
висит от организации работы и состава групп.
Особое внимание было уделено следующим моментам:
* балансу ролей;
* четкости целей;
* согласованности задач, поставленных перед каждым членом;
* выработке единой системы ценностей;
* формированию умения выходить из конфликтных ситуаций;
* воспитанию поддержки и взаимного доверия;
* разработке подходящей методики работы;
* обеспечению успешного руководства со стороны учителя;
* регулярному отчету о проделанной работе;
* ориентации на индивидуальное развитие каждого ребенка;
* развитию навыков общения.
Включение исследовательской деятельности в учебно-воспитательный про-цесс привело к тому, что ученики стали более заинтересованы в своем уче-нии, у них развивались творческие способности, они учились находить реше-ния в трудных жизненных ситуациях. В ходе выполнения проектов удавалось уделять больше внимания способным и творческим младшим школьникам.
Решая четвертую задачу, по результатам организованной проектной деятельности учащихся были проведены исследования психологической службой школы. Они показали, что уровень учебной мотивации значительно вырос ( высокий уровень мотивации после проведенных проектов имели 90% детей, тогда как в начале – 50%). Кроме того, все ученики, включенные в проектную деятельность, отметили у себя возросший интерес к учебе и постоянное использование дополнительной литературы по предметам.
Приложения.
Испытания.
1-е испытание.
Цель: осознание новой позиции школьника, символическое прощание с детс-твом.
Используемые материалы: веселые маленькие наклейки; разбросанные на полу предметы: пенал, тетради, учебники, портфель, много игрушек, детская пижама.
Фея Игры дает каждому ученику по очереди задание: в течение 2 минут разобрать предметы на две кучки так, чтобы в одной были предметы из школьной жизни, а в другой – относящиеся к детскому саду.
Основной тезис испытания: ты в школе, но это не означает, что ты навсегда должен забыть о детстве, об игре и игрушках. Ты можешь ими пользоваться в свободное от учебы время.
2-е испытание.
Цель: осознание школьных правил.
Используемые материалы: мусорное ведро, 1 ватман с надписью «Правила школьной жизни»; коробочка с написанными правилами школьной жизни (правильными и «неправильными» правилами; веселые маленькие наклейки.
Фея Мудрости предлагает детям вынуть записку с правилом из коробочки. Нужные правила наклеить на плакат, а неподходящие для школы выкинуть в мусорное ведро.
Основной тезис испытания: ты теперь учишься в школе, где существуют оп-ределенные правила жизни. Ты должен их хорошо знать и соблюдать. Но у тебя есть и права – то, что ты можешь делать в школе. Их ты должен знать, чтобы правильно разбираться, как поступать в той или иной ситуации.
3-е испытание.
Цель: развитие самоконтроля, терпения, волевых качеств ребенка.
Используемые материалы: парта; стул; отвлекающие предметы: игрушки, книги и т.д.; веселые маленькие наклейки.
Фея стойкости предлагает ученику просидеть за партой не шевелясь и не разговаривая 3 минуты, не реагируя ни на какие слова или действия. Она в это время ходит вокруг ученика, всячески отвлекает его: кричит, предлагает ему конфеты, поиграть и т.д.
Основной тезис испытания: ты смог это сделать, ты преодолел себя. У тебя есть качество, которое тебе всегда будет помогать в школе и в жизни, - терпение, стойкость, воля.
4-е испытание.
Цель: осознание ценности порядка, аккуратности в обучении, развитие вни- мательности.
Используемые материалы: школьный портфель, учебные принадлежности,
необходимые в школе каждый день.
Фея порядка предлагает сложить за 2 минуты учебные принадлежности в нужном порядке в портфель. По окончании испытания родители проверяют порядок в портфелях только не у своего ребенка.
Основной тезис испытания: ты можешь и должен стремиться к порядку, так как он помогает тебе в твоем развитии и в учебе в школе.
В завершение испытаний класс направляется в актовый зал на награжде-ние. Директор зачитывает «Правила первоклассника» и поздравляет детей с успешным прохождением испытаний и с наступлением первых каникул. Уче-никам по очереди вручается медаль «Школьник».
После награждения в классе прошло праздничное чаепитие с участием родителей и педагогов.
Праздник «Посвящение в первоклассники.
Класс празднично украшен шарами, табличками со словами «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики», «Поздравляем!». На столах у детей учебные принадлежности: «Азбука», цветные карандаши, пенал, тетрадь по письму №2, выполненные в ходе проекта задания,у учителя сундучок «Пра-вила школьной жизни».
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, папы и мамы, гости праздника! Вот и наступил долгожданный день. Сегодня мы посвящаем в ученики наших первоклашек. 2 месяца назад вы пришли в школу, не зная ее правил и зако-нов. А сегодня, когда вы уже окунулись в море знаний, испытали первые трудности и не дрогнули, не запросились домой – вас можно назвать насто-ящими учениками. Интересно, все ли собрались на наш праздник? Давайте проверим! Заботливые мамы здесь?
Мамы: Здесь!
Учитель: Умелые папы здесь?
Папы: Здесь!
Учитель: Любящие бабушки здесь?
Бабушки: Здесь!
Учитель: Надежные дедушки здесь?
Дедушки: Здесь!
Учитель: Отгадайте, про кого эта загадка?
В детский сад они ходили, было мало им хлопот,
А теперь все повзрослели, наступил учебный год.
Новенькую форму на себя надели,
Новенькая ручка в новеньком портфеле.
Новые книжки, новые тетрадки,
Ну-ка, дружно отвечайте, не зевайте там и тут!
К нам сейчас сюда на праздник…
Дети: Первоклассники придут!
Здравствуйте, друзья!
Перед вами 1 А !
Ученик:
У каждого в жизни
Единственный раз
Бывает свой первый,
Свой памятный класс.
И новые книги,
И первый урок,
И первый заливистый
Школьный звонок!
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у вас первый школьный праздник «Посвя-щение в первоклассники». Два месяца мы с вами учились правильно сидеть за партой и поднимать руку, писать первые буквы, учились быть дружными и не ссориться. А на последней неделе перед праздником мы выполнили пер-вый школьный проект. Каждый день вы получали задания учителя и школьного психолога. И сейчас мы подведем итог этому проекту, и узнаем все ли справились с этими заданиями. Первое задание было: «Собери как можно больше правил о школе».
Психолог: В этом сундучке собраны «Правила школьной жизни» правильные и неправильные. Выполняя проект вы должны были запомнить правила школьной жизни. Сейчас мы проверим, все ли в них разобрались.
( Психолог читает правила, дети отвечают правильно или нет. Правильные правила прикрепляются на доску, а неправильные выбрасываются в мусор-ное ведро. В итоге дети получают за правильные ответы картинку смешарика.)
Учитель: А теперь немножко поиграем. Фея игры нам предлагает такое испытание.
Фея Игры предлагает за 2 минуты разложить игрушки и учебные вещи в от-дельные кучки. Побеждает тот, кто вовремя справится с заданием. ( Дети получают в качестве приза картинки с изображением смешариков).
Физминутка.
1,2,3,4,5. 1,2 – выше голова!
Все умеем мы считать, 3,4 – руки шире!
Отдыхать умеем тоже. 5,6 – всем присесть.
Руки за спину положим, 1 – подняться, потянуться.
Голову поднимем выше 2 – согнуться, разогнуться.
И легко-легко подышим. 3 – в ладоши 3 хлопка,
головою 3 кивка,
На 4 руки шире,
5 – руками помахать,
6 – за парту тихо сесть.
7, 8 – лень отбросим!
Учитель: А сейчас проверим, все ли дети у нас привыкли к порядку. По моей команде начинаем складывать учебные принадлежности аккуратно в порт- фель. ( Проверяют порядок в портфеле родители, но не у своего ребенка. Оценивают порядок, награждают картинками со смешариками.)
Дети по очереди читают стихи.
Помним все, как в первый раз Вот два месяца прошли,
Мы шагали в первый класс, Мы теперь не малыши.
Взяли дружно мы портфели Каждый вам признаться рад:
И за парты дружно сели. Мы совсем не детский сад.
Посмотри, у нас в порядке Знаем, как себя вести,
Все учебники, тетрадки! Как на свой этаж пройти.
Начинаем мы писать, Не забыли игры, песни -
Книжки разные читать. Так учиться интересней!
Можем даже посчитать, Мы учиться очень рады,
Сколько будет 5 плюс пять. По плечу нам все преграды.
Будем дружно мы учиться,
Обещаем не лениться,
Все предметы изучать
Постараемся на 5.
Звучит песня «Чему учат в школе».
Учитель: Чему первым делом научится кошка?
Дети: Хватать.
Учитель: Чему первым делом научится птица?
Дети: Летать.
Учитель: Чему первым делом научится школьник ?
Дети: Читать.
Учитель:
Котенок вырастет кошкой,
Такой же, как все на свете.
Птенец превратится в птицу,
Такую, как все на свете.
А дети читают,
А дети мечтают.
И даже их мамы и папы не знают,
Кем станут, кем вырастут дети?
А сегодня они у нас стали школьниками! (Вручаются медали «Школьник»).
Учитель: Вот и пришло время для торжественной клятвы.
Дети:
Вступая в ряды учеников средней школы № 1, торжественно клянемся:
Уроки каждый день учить Чтобы нам не болеть,
И честью школы дорожить. Плов и кашу будем есть.
Содержать всегда в порядке Будем старших уважать,
Книжки, прописи, тетрадки. Младшим мы всегда поможем.
Будем слушать маму, папу
Мы научимся читать, И учительницу тоже.
Писать, считать – и все на «пять».
Мы запомним на «отлично»: Со стремленьем, упорством
Драться в школе неприлично. Мы в науках разберемся.
Быть честным, смелым и
Чтобы не было волненья, опрятным.
Выучим правила движенья. Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Литература.
1.Ерофеева Н.Ю. «Проектирование педагогических систем».//Завуч.2000,№3.
2.Иванова Н.В. «Возможности и специфика применения проектного метода
в начальной школе».// Начальная школа,2004г.№5,с.96.
3.Каспржак А.Г., Л.Ф. Иванова «Модернизация образовательного процесса в
начальной, основной и старшей школе: варианты решения».//М.,Просвеще-
ние,2004 г.
4.Кондратьева Е.П. «Проект: проблемы, поиск, опыт.» //Чебоксары, 2007 г.
5.Конышева Н.М. «Проектная деятельность школьников».//Начальная шко-
ла,2006 г., №1.
6.Кравец Т.Н.,Телеганова М.В., Спутай С. «Младшие школьники проводят
исследование».// Начальное образование.2005 г.,№2.
7.Лакоценина Т.П. «Современный урок».// Ростов-на-Дону,Учитель, 2007 г.
8.Макаров Ю. «Метод проектов».//Начальная школа,2006г.,№10,с.4
9.Матяш Н.В. «Психология проектной деятельности школьников в условиях
технологического образования»//.РИФ «Белый ветер»,2000г.
10.Митрясова Е.В. «Приемы исследовательской работы».г.Омск,2008г.
11.Муравьев Е.М. «Творческие проекты по технологии».//Школа и производ-
ство.2002г.,№2, с.48.
12.Новикова Т.Г. «Проектные технологии на уроках и во внеурочное время».
Народное образование, 2000г., №8-9.
13.Павлова М. «Проектный подход в обучении технологии».//Школа и произ-
водство,2003 г., с.11.
14.Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении». М.,2005 г.
15.Пахомова Н.Ю. «Учебный проект : его возможности».//Учитель.2000г.,№4
16.Пахомова Н.Ю. «Проектное обучение – что это?»//Дайджест журнала «Методист». 2004 г.
17.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. «Новые педа-гогические и информационные технологии в системе образования».//М.,2004
18.Петрукович О.А. «Проектированию надо учить».//Школа и производство,
2003 г.,с.48.
19.Постникова Е. «Метод проектов как один из путей повышения компетен-
ции школьника».//Сельская школа, 2004г., №2.
20.Савенков А.И. «Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников». СПб.,2004г.
21.Савенков А.И. «Проект, проектирование, «проектное обучение» в совре-
менном образовании».//Школьный психолог, 2007г., № 23, с. 6.
22.Савенков А.И. «Я – исследователь».// Самара, 2004 г.
22.Сиденко А.С. «Метод проектов: история и практика применения».//Завуч. 2003г., №6.
23.Ступницкая И. «Учимся работать над проектами».//Школьный психолог. 2007г.,№ 23,с.14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
квалификационная работа
Квалификационная работа на тему:"Формирование познавательной активности младших школьников на уроках математики посредством упражнений творческого характера"...
Выпускная квалификационная работа Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста в малокомплектной школе
Дипломная работа...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе...
Квалификационная работа «Формирование логических УУД младших школьников на уроках математики посредством упражнений развивающего характера».
Описание опыта работы...
Квалификационная работа Форма: описание обобщения собственной педагогической деятельности. Тема: Особенности работы по формированию каллиграфического навыка у первоклассников при обучении по образовательной программе « Школа 2100».
Квалификационная работа: Форма: описание обобщения собственной педагогической деятельности.Тема: Особенности работы по формированию каллиграфического навыка у первоклассников при обучении п...
Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) Тема: «Формирование речевой культуры младших школьников на уроках литературного чтения»...