Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
статья по теме

Хохлова Елена Петровна

Как сохранять здоровье детей в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchaya_tehnologiya_hohlovoy_e.p.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

                           

ТЕХНОЛОГИЯ

 ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ПО КУРСУ

 «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"

КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

                                                                                                        Учитель начальных классов                                

                                                                                      МОУ СОШ №68

                                                                                Хохлова Е.П.

 

г. Рязань 2011

  «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»

Ж.-Ж. Руссо

В системе образования накоплен определенный опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Опираясь на классические разработки каждый учитель решает проблему сохранения здоровья учащихся по-своему.

Мною была разработанна технология проведение  интегрированных уроков.

Технология позволяет осуществить комплексный, междисциплинарный подход к обучению младших школьников, что соответствует требованиям здоровьесберегающих технологий. Чтобы сохранение и укрепление здоровья учащихся при стабильных результатах обучения было успешным, педагогу необходимо выполнять ряд условий, требований, методических приемов, рекомендаций, котроые приобретают вид системы действий учителя, вызывающей ответные действия учеников и их родителей.

  1. Соблюдение двигательного режима.
  1. изменение положения тела во время урока;
  2. физпаузы со стихами;
  3. гимнастика для пальцев;
  4. гимнастика для глаз (методика В.Ф. Базарного и др.);
  5. смена учебных мест учащихся (рядами, номерами столов и др.);
  6. профилактические упражнения (релаксация);
  7. дыхательные упражнения.
  1. Учет периодов работоспособности детей (подъем и снижение продуктивности учебной работы), обеспечение адекватного восстановления сил.
  2. Смена видов деятельности (слушание, рассказ, письмо, чтение, игра, работа с компьютером и интерактивной доской и др.).
  3. Поддержка положительной мотивации (интерес к изучаемому материалу, создание «ситуации успеха»).
  4. Создание атмосферы творчества и раскрепощенности на уроке (снижение уровня тревожности).
  5. Доброжелательный, положительно-эмоциональный тон учителя.
  6. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.
  7. Поэтапное формирование действий младшего школьника (формирование умственных действий).
  8. Реализация доступных для младшего школьника проектов (например, «как расти здоровым», «правильно питаться», «берги органы чувств» и др.).
  9. Активные перемены (организованные подвижные игры).
  10. Соблюдение правил личной гигиены.
  11. Работа с родителями по сохранению здоровья детей (беседы и тематические родительские собрания, совместные проекты «Папа, мама, я – здоровая семья», «Закаливание в нашей семье» и др.).
  12. Стимулирование пространственной, слуховой, зрительной активности детей с привлечением органов чувств:
  1. воздействие цвета на деятельность учащихся;
  2. использование звуков природы (шум воды, голоса птиц и др.);
  3. ароматерапия (например, чеснок для профилактики гриппа).
  1. Систематическое выявление и учет учителем показателей здоровья учащихся (совместная работы педагога со школьным врачом).
  2. Применение здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности.

В своей работе я стремлюсь сохранить все положительное, накопленное десятилетиями мастерами педагогического опыта и внести в обучение и воспитание детей то новое что, соответствует требованиям современности. Проведение интегрированных уроков помогает научить ребенка свободно ориентироваться в природе и обществе, находить самостоятельно выход из трудных ситуаций, сохраняя при этом свое здоровье, положительные качества личности, избегая эмоциональных срывов. Важно не только вооружить учеников знаниями и умениями, но и навыками умственного труда, добиваться, чтобы этот труд приносил радость.  

Работа предусматривает проведение одного раза в неделю учебного дня, уроки кторого объединены общей темой и идеей. За центральный предмет принято естествознание, как наиболее близкий сердцу и разуму каждого ребенка предмет.  

Гибкость программы  «Мы – часть природы» дала возможность применять различные варианты проведения занятий в зависимости от конкретных условий. Практика показала, что формой проведения Дней Природы может быть и поход, и экскурсия, и игра-путешествие.Но, при определенных условиях весь День Природы можно вместить в один урок! На таком уроке в очень сжатой, доступной, часто занимательной форме можно закрепить, повторить с детьми материал всех учебных предметов начальной школы, провести ряд здоровьесберегающих мероприятий.

Условиями, благоприятными для проведения «мини» Дней Природы можно считать следующее:

1. правильный выбор темы центрального предмета естествознания (как правило это итоговые темы четверти);

2.  материал других учебных предметов должен быть уже знаком детям и используется для повторения, закрепления, систематизации знаний;

3. должна быть проведена тщательная подготовка к уроку с опорой на индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Первые два условия, конечно, не могут быть безоговорочными. Так, иногда я предлагаю детям не итоговую тему, а тот вопрос, который вызвал у учащихся наибольший интерес. Урок не обязательно помогает только закрепить знакомое, в нем просто необходимы искры новых знаний, удивительных фактов, что поддерживает познавактельный интерес детей.

Оцениваются такие уроки тоже с учетом индивидуальности ребенка. Кто-то весь урок поднимал руку. Он достоин похвалы учителя и хорошей оценки. А кто-то дома выполнил задание и принес готовый результат в класс. Это тоже «пятерка». Важно только, чтобы эти дети менялись ролями постоянно. Молчуна хорошобы попросить рассказать о чем-либо заранее, а слишком активного внимательно послушать и дополнить ответ товарища.

Дети имеют право выбора во всем на уроке: в выборе задания и ответа, цвета красок и даже оценки. Учитель только направляет и убеждает! Это особые уроки, они проводятся примерно один раз в четверть. Именно на них учитель может позволить ученику выбрать свою оценку. Так как дети отчитываются за материал разных предметов, то могут получить оценку и по  математике, и по русскому языку и по естествознанию, а,  может быть и по нескольким предметам сразу.  

Технология разработана на основе интеграции учебных предметов начальной школы путем отбора содержания для проведения интегрированных уроков. Содержательной основой в моей работе служит материал учебно-методического комплекса к любой программе обучения младших школьников. Основной опорой организации учебной деятельности является курс «Окружающий мир» для четырехлетней начальной школы.

Осуществляя на практике разработанную мною  программу и работая в соответствии с созданной технологией  можно решить задачи достижения максимально возможного результата в общем развитии учащихся без противопоставления усвоению знаний, умений и навыков в условиях полной раскованности детей, их эмоционального подъема, что способствует сохранению здоровья младших школьников.

В целях формирования у учащихся целостной картины окружающего мира я использую аналитико-синтетический метод, ведя работу с классом так, чтобы возбудить аналитико-синтетическую работу мысли ученика. В системе интегрированных уроков анализ непрерывно меняется синтезом, синтез-анализом. Например, знакомясь с лиственными и хвойными растениями, учащиеся находят общие и отличительные характеристики деревьев и кустарников, затем находят существенные признаки хвойных и лиственных пород, распределяют растения по группам, т.е. сравнивают, группируют объекты, систематизируют и обобщают свои знания о них. В процессе такой работы формируется понятие о хвойных и лиственных растениях, что и являлось целью урока. Параллельно идет закрепление математических навыков и умений (сравнение объектов природы), знакомство с неравенствами, выполнение слогового анализа слов – названий деревьев.

Сбалансированная система заданий для контроля за усвоением, интегрирующая разные виды восприятия, разные методы познания, разные уровни сложности, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля и саморазвития.

Особенности технологии затрагивают как задачи образования, так и его содержание, методы, организационные формы, характер взаимоотношений между учителем и учащимися.

Благодаря интеграции содержание общепринятых в начальной школе предметов обогащается. Ученики познают понятия, общие для разных областей знаний, знакомятся с основами явлений и понятий, изучаемых в школе второй ступени (из области географии, биологии, анатомии и физиологии человека).

Положительным качеством технологии является то, что она не сокращает требований к знаниям, умениям определенным программой начальной школы. Система уроков, проводимых в соответствии с данной технологией, позволяет построить обучение разнообразнее, интереснее. На уроках - экскурсиях, уроках - исследованиях, путешествиях дети получают представление об экологии, сами принимают участие в природоохранительной работе, широко используют краеведческий материал, учатся бережному отношению к человеку, как части живой природы.

Методика реализации технологии проведения интегрированных уроков предусматривает использование литературных произведений, привлечение детей к творчеству: составление рассказов и сочинение сказок о любимых растениях и животных, о людях, выполнение рисунков, аппликаций, поделок из разных материалов, создание игровых ситуаций, иллюстрирующих поведение в природе и в обществе. Особую значимость для развития личности ребенка в этом случае имеет возможность проживания школьниками душевного состояния их героев, делающее обучение более человечным, одухотворенным.

Система уроков состоит из  двух вариантов. Первый вариант - уроки в таблицах — предоставляет широкие возможности для творческого проведения занятий любым учителем, давая лишь главные установки по организации учебной деятельности. Второй вариант — сценарий уроков - может быть особенно полезным для молодых учителей, так как подробно описывает ход уроков, предлагает различные игровые приемы, предполагает создание проблемных ситуаций и подведение детей к необходимым выводам.

Интегрированные уроки, пробуждающие положительные эмоции детей, оформленные ярко и празднично, вызывают интерес, как у сильных, так и у слабых учащихся, а, следовательно, активизируют мыслительные процессы учеников, способствуют укреплению психического здоровья.

В соответствии с авторской технологией мною проведены открытые уроки, получившие положительную оценку учителей г. Рязани и Рязанской области.

Считаю, что разработанная мною технология может быть рекомендована   как один из путей развивающего и здоровьесберегающего обучения младших школьников.   

                                         

Примеры разработанных уроков прилагаю.

Литература:

  1. Ковалько В.И.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако. 2004.
  2. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. Вентина-Граф. 2008.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО.2002.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Методические рекомендации для учителя...

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....