Игровые технологии на уроке
методическая разработка по теме

Подчернина Александра Константиновна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii_na_uroke.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроке

По определению Г. К. Селевко [1], игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровые технологии имеют различную направленность:

1) дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;

2) воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;

3) развивающие  –  развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;

4) социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.

Игровая деятельность - ведущий вид деятельности дошкольников. С приходом дошколят в школу, ведущей в их новой жизни должна стать учебная деятельность. Но задача учителя и родителей состоит в том, чтобы не посеять в душах детей страх перед  школой и нежелание учиться. Учеба труд ребенка, но нельзя ориентировать процесс познания только на преодоление трудностей, ибо не во имя этого преодоления дети идут в школу, а во имя радости познания.    

В процессе игровой деятельности происходит формирование и развитие личности, подготовка человека к жизни.  С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и другие исследователи называют новое учебное и психическое состояние обучаемых игровым состоянием. Оно характеризуется повышенным уровнем мотивации, инициативности, готовности к сопереживанию и деятельности воображения. Игра объединяет играющих для совместного группового сотрудничества, речевого и предметного взаимодействия, направленного на решение совместной задачи.

Целями игрового обучения школьников являются:

1) развитие мышления средствами иностранного языка;

2) повышение мотивации изучения предмета;

3) обеспечение личностного роста каждого участника игры, способствование совершенствованию умений активно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом.

Организующим фактором игровой познавательной деятельности является проблемная ситуация, которая характеризуется творческим эмоциональным состоянием субъектов, выражающемся в анализе ситуаций, принятии решений. Эффективность данного этапа познавательной деятельности обучаемых предопределяется смысловой содержательностью, предметной значимостью, духовно-гуманитарной направленностью отобранного материала.

Игровая ситуация является конструктивной основой игровой познавательной деятельности,  где деятельность обучающихся составляет важный компонент структуры. Игровая познавательная деятельность как активная форма обучения и воспитания требует адекватной технологии, которая способствовала бы усилению мыслительной деятельности и рефлексии обучаемых. Игровая познавательная деятельность (игра) на занятиях носит характер конструирования новых знаний, поиска способов решения ситуаций.

Представим структурную модель игровой познавательной деятельности как систему познавательных действий при субъектно-субъектных отношениях игровой методики обучения :

Таким образом, игровая технология обладает средствами, активизирующими познавательную деятельность, способствующими усилению мотивации, стимулирующими речевую деятельность, предопределенную содержательностью отобранного материала. Учитель призван и обучать, и воспитывать, и  развивать ребенка, побуждая его к самоанализу и самовоспитанию.

Игры, проводимые мною на уроках, направлены на развитие у детей зрения, слуха, осязания, обоняния; всех видов памяти, наблюдательности, воображения, фантазии, ассоциативного мышления. Ведь лишь при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, у детей складывается целостное отражение предметов. ситуаций и событий, т.е. возникает восприятие окружающего мира.

Русский язык:

мячики со словами

учитель кидает ребенку мяч, называя им. существительное, а ученик возвращает мяч, называя синоним или антоним  данного имени существительного.

дается корень -бег- , а возвращается мяч с однокоренными словами

при изучении частей речи ( учитель задает вопрос, например: - что?, а ребенок отвечает: - небо)

Вариант этой же игры. Учитель называет слова, а дети - вопросы.

при изучении склонений им. существительных

при изучении изменения им. прилагательного по родам

при изучении времен глаголов

при изучении сочетаемости частей речи

при повторении изученного материала о частях речи

Математика:

Вычислительная машинка (условия игры можно изменять и усложнять)

1 класс  

Пальцы ведущего - числа от 0 до 9. Знаки "=", "+", "-" определенной позицией пальцев ("+" - это кулак).

2 класс

Добавляются знаки ":" и "×". Знаки действий можно задавать и звуковыми сигналами (":" - это хлопок). Пальцы могут быть и десятками, и сотнями.

Игру можно использовать вместо устного счета и на других этапах урока. Результаты вычислений называются устно или записываются в тетради. Ведущим может быть и сильный ученик.

1. мячики с числами

следующие и предыдущие числа

увеличение и уменьшение на несколько единиц, в несколько раз

при сложении, вычитании, умножении и делении с "0" и "1"

при закреплении таблицы умножения и деления

при умножении и делении круглых сотен, десятков

2. хлопки

при изучении двузначных и т.д. чисел. Учитель:- запишите число , в котором десятков (5) хлопков и единиц(6) хлопков, в котором сотен (3) хлопка и единиц (4) хлопка. Дети записали: 56  304.

устное решение уравнений. У.:-Я задумала число, если его умножить на 5, получится 40. Какое число я задумала? Ребенок отвечает хлопками: -8.Класс подтверждает правильный ответ 3 хлопками.

при поверке домашнего задания дети подтверждают правильный ответ тремя хлопками.

3. геометрические фигуры вокруг нас. За 1 минуту дети ищут в классе предметы квадратной или какой-нибудь другой формы. Названные предметы повторять нельзя.

Игры помогают и при организации детей в начале урока, и при проведении физ. минуток:

1. "Субботник". За определенный счет, который хлопками задает учитель, дети приводят в порядок свое рабочее место (молча, соблюдая тишину)

2. Займи свое место:

по жесту учителя;

точно в хлопок (учитель может хитрить, совершая другое движение);

на 3 и т.д. хлопок;

за 5 и т.д. хлопков.

3. повтори ритм. У учителя с детьми есть договор: если педагог без предупреждения задает хлопками какой-либо ритм, ребята должны повторить его, как один человек.

4. сонар. У:- Послушаем  класс или  коридор, мысленно перенесемся на спортивную школьную площадку. Что интересного услышали?

5. Что нового? У:- Что нового в вашем друге  или в нашем классе и т.д.?

6. великаны. Никуда не забираясь, «достать» кончиками больших или других пальцев - потолок.

7. «видящие» пальцы. С закрытыми глазами «рассмотрите» поверхность стола или пенала и т.д., расскажите о своих ощущениях.

8. ассоциации ( зрительные, слуховые). Учитель показывает детям, например ножницы и спрашивает:- на что похоже? Ответы детей:- на очки, аиста, голову крокодила и т. д.

Играя, дети приучаются мыслить и действовать самостоятельно, не копируя и не мешая друг другу. А учитель получает возможность организовать  коллективную творческую деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными каждый урок. Дидактические игры  активизируют мыслительную деятельность ...

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе. Игры на уроках английского языка во 2 -5 классах.

Главным элементом игры является игровая роль, не столь важна какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и п...

Применение игровых технологий на уроках в начальной школе. (Умная игра на уроке)

Игровые приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности, усиливают интерес к изучаемым предметам, побуждают к решению учебных...

Значение уроков ИЗО для развития творческих способностей. Игровые технологии на уроках ИЗО.

Данная статья описывает игровые технологии на уроках изобразительного искусства, раскрывая значение таких уроков для развития творческих способностей учащихся....

Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...

Использование современных педагогических технологий (игровая технология) на уроке английского языка (из опыта работы)

В данной статье предлагаются варианты игр, которые используются на уроках английского языка в начальной школе. Кропотливой работой на каждом уроке я стараюсь довести до сознания детей, что изучение ин...