Технология полного усвоения
статья по теме

Шпак Екатерина Валерьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_polnogo_usvoeniya.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технология полного усвоения

Существует   целый   спектр   современных  педагогических технологий  и моделей   обучения,   которые   способствуют развитию   творческого  и   критического  мышления,  более высокому уровню усвоения материала.

В  своей практической деятельности мы  используем многие современные   модели   обучения,  технологические приёмы и стратегии   обучения   из  технологии:    «Чтение и письмо для развития критического мышления». Анализ результатов процесса   обучения  позволяет   нам     сделать вывод      что наиболее    гибкой , возможной    для    реализации   в классе любой      параллели,  независимо от учебных возможностей класса и    его    наполняемости   является    технология  полного усвоения.

Практическая      реализация   технологии      полного    усвоения  включает следующую последовательность шагов:

Шаг 1. Ориентация      учащихся   в    работе  по   технологии  полного усвоения.

Учитель        при    подготовке   к   урокам по данной технологии определяет,      в   чём   состоит   полное     усвоение,    какие результаты должны быть достигнуты всеми.

Точное     определение   эталона полного усвоения для темы или раздела   является    важнейшим   моментом  в работе по данной модели. При определении эталона полного усвоения учителю рационально  использовать   таксономии   учебных целей. В  практике   обучения  по данной модели ориентация учащихся    занимает   первостепенное  значение. Поскольку здесь просматривается весь предстоящий  учебный процесс. Необходимо   на     этом   этапе   сообщить   учащимся ,  что изучение учебного    материала  по данной модели позволит всем достичь высоких результатов,  причём  каждый ученик получит     отметку    только   на      основе   заключительной проверки знаний.

Шаг 2.Обучение по каждой из учебных единиц.

Учебный материал разбивается на блоки. Изложение нового материала    и     его    проработка  происходит традиционно. После изучения  и проработки    учащимися данной учебной единицы проводится проверочная   работа.    Единственным критерием оценки является эталон полного усвоения знаний и умений.

Шаг 3.После выполнения проверочной работы ученики разделяются на две группы: достигшие эталона полного усвоения и не  достигшие  эталона    полного     усвоения.

Группа А

достигшие эталона полного усвоения

Группа В

не достигшие эталона полного усвоения

Могут изучать дополнительный материал, помогать отстающим, либо могут быть свободными до начала изучения следующей учебной единицы.

Проводится     вспомогательная (коррекционная)            учебная работа.Для  этого     выявляются имеющиеся пробелы в знаниях и умениях.

По   той     части          учебного материала, которая   не  усвоена большинством детей, проводятся занятия     со       всей     группой; изложение      материала повторяется  заново,   но   способ изложения      меняется.

При      устранении       частных пробелов      применяется индивидуальная   работа.

Основной     формой     является работа    в    малых   подгруппах.

Дополнительная   работа завершается     диагностическим тестом.

Класс переходит к изучению новой  учебной единицы лишь тогда,  когда  все  или   почти  все  учащиеся  на  требуемой уровне усвоили  содержание предыдущей учебной единицы. Аналогично   изучаются   все   учебные   единицы   разделы.

Шаг 4.  Оценка   полноты  усвоения  материала  в целом каждым из учащихся.

Заключительная     проверочная    работа   выполняется    на специальных     бланках.     После выполнения проверочных заданий      и    заполнения   бланков ученики обмениваются бланками.   Ученики      сами    оценивают    свои знания    и умения    по пройденной теме и самостоятельно выставляют на бланке    итоговую отметку. После чего учитель собирает бланки с итоговой проверочной работой.

Шаг 5.Разъяснение значения оценки (отметки) каждому учащемуся.

Собрав    и    проанализировав   проверочные работы у всего класса.    Учитель     готовит    обзорную   информацию   для каждого  ученика, которая конкретизирует данные итоговой проверки.     Такой     обзор     даёт     ученику   возможность самостоятельно ориентироваться в достигнутых результатах и      оперативно       восполнять      имеющиеся        пробелы.

Этапы урока,

разработанного с использованием технологии полного усвоения .

1)Актуализация знаний, понятий и представлений ,  способов действий, необходимых     для усвоения    новой темы.

2)Подача нового материала.

3)Первичная проверка.

4)Разделение на группы

усвоили материал                            не усвоили материал

получают задания                            повторная проработка материала

повышенного уровня                      альтернативным способом 

 сложности

5)Повторная проверка

6)Планирование дальнейшей коррекции.

Существуют  варианты технологии полного усвоения. Наиболее интересной     для   учащихся младшего школьного возраста является модель «Индивидуально предписанного обучения».

«Индивидуально предписанное обучение»

«Индивидуально   предписанное   обучение» было создано в середине   60-х годов  в центре исследований и разработок в области    обучения     Питтсбургского университета (США). Эта        система       индивидуализированного         обучения предназначена     для учеников начальной школы. Сущность этой     модели    в    реализации    следующих шагов:

-в начале учебного года ученики проходят предварительную

        

проверку   (тестирование)   с целью определить начальный уровень-конкретный блок (раздел) программы , с которого следует начать обучение каждого учащегося;

- затем следует    тестирование по выявленному начальному блоку. Его цель   -определить  , какими умениями школьник владеет     изначально,    т.е.    что   не нужно прорабатывать (обычно   требуемая    степень   овладения для  каждой цели – 85% );

-оценив     результаты        предварительного  тестирования , учитель       составляет    для    каждого  ученика указания , в которые       включены       виды      учебной     деятельности, индивидуальные     консультации    с    учителем,     работа с учебником и т.п.;

- учащийся      получает    учебный   материал  и поочерёдно прорабатывает     учебные   цели (фрагменты материала). По каждой   из      них    он   проходит  

текущую   проверку,   в результате     которой  он        должен    

продемонстрировать требуемую     степень   достижения   цели,     только     после этого он может переходить к следующей цели;

-проработав    все     цели    (фрагменты),    ученик  проходит заключительный тест   по   всему    блоку    учебных    целей (фрагментов учебного материала).   Этот   тест  по сути дела является вариантом предварительного  теста   и   охватывает все учебные цели данного блока  (все    фрагменты   данного раздела учебного материала);

-в случае неудачи в отношении   одной     или      нескольких

учебных    целей    соответствующий    отрезок       обучения повторяется. При  полном       усвоении      раздела     ученик переходит        к      следующему       разделу    и      проходит предварительный тест для   следующего     блока     учебных целей.

Последовательность    учебных     процедур повторяется для каждого блока учебных целей.  

 Учебный пакет

        Несколько слов необходимо сказать и о так ценимом  и часто          используемом        нами      учебном           пакете.

«Учебный   пакет»-    особый       комплект     дидактических материалов ,        рассчитанных        на         индивидуальную самостоятельную работу детей при изучении   тех  или иных разделов учебных материалов.

В комплект входят :

-учебные материалы и учебные пособия ;

-руководство (набор указаний ), организующих самостоятельную работу детей;

-средства стандартизированного контроля;

- средства дополнительного  и  вспомогательного   обучения , предусматривающие     достижение          запланированных результатов    при    минимальной  помощи учителя, которая носит организационный характер.

                                 Структура учебного пакета:

-постановка общей учебной цели;

-формулировка одной или нескольких учебных целей, достигаемых в рамках учебного пакета;

-предварительное тестирование;

Набор      учебных     материалов и инструктивный перечень действий учащихся;

-средства  текущей самопроверки  для организации учебной работы;

-средства   заключительной     проверки  –   тест  для оценки результатов самостоятельной работы.

«Учебный пакет» содержит в  себе     полный     обучающий цикл,        составленный     по данному учебному материалу.

Дидактические игры

Зачастую       в    состав     учебного    пакета     мы включаем дидактические       игры,        как     правило     ролевые    или

моделирующие.Каждую  игру , входящую в состав учебного

 пакета мы разрабатываем   с учётом разного уровня знаний, умений    и   навыков участников ,   рассчитывая   на разный объём времени , отводимый на её проведение.

Реализация      нескольких        дидактических   игр в рамках учебного пакета или модели полного усвоении     позволяет:

-формировать умения и вырабатывать навыки;

-актуализировать учебный материал;

-сконцентрировать      внимание,    благодаря      возросшему интересу к игре;

-каждому учащемуся    работать    в своём режиме, наиболее продуктивном и оптимальном для него;

-дифференцировать задания для каждой группы, классифицированных по уровню сформированности умений и выработки навыков;

-привести одновременно   все     группы  в    проектируемый отрезок времени;

-предоставляет      возможность   ученикам   каждой  группы погрузиться в игровое пространство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий как средство успешного усвоения учебного материала младшими школьниками.

Квалификационная работа по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий как средство успешного усвоения учебного материала младшими школьниками"...

Использование игровых оздоровительных технологий в режиме работы Школы полного дня.

Игра должна стать одним из основных средств воспитания и развития учащихся в режиме полного дня. Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно,...

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ (СЕРИЯ УРОКОВ) ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ ПО МОДЕЛИ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

Технология  реализовывается в следующих этапах:Ø  вводная часть - ориентация учащихся в работе по модели полного усвоения;Ø  обучение по каждой из учебных единиц в направлении...

«Применение игровых технологий в период обучения грамоте. Упражнения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и ведущие к более осмысленному усвоению знаний»

Данную презентацию я представляла на Фестивале педагогического мастерства "Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования" Пятой городской Выставки-ярмарки инноваци...

Технология успешного усвоения информации в условиях современного образования.

Презентация содержит Основные типичные ошибки при обработке информации и реальные пути успешного усвоения информации школьниками.В ней описаны наиболее актуальные приемы....

Технология полного усвоения знаний как условие повышения эффективности урока

Суть технологии “полного усвоения” выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и...

Организация системы уроков по технологии полного усвоения

Описание системы уроков с использованием технологии полного усвоения...