Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования начальной школы
статья на тему

Зернова Ирина Ильинична

 

Школа – это место интенсивного и целенаправленного умственного и нравственного развития каждого человека на протяжении 10 лет. Можно сказать, что абсолютным критерием качества образовательной системы является выпускник школы. И задачей школы является идти к личности выпускника как к цели, добиваясь работы школы через адекватные формы, содержание и средства обучения, а так же через воспитательную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon irina_ilinichna.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегательные технологии в системе  дополнительного образования  начальной школы

        Воспитательная работа -  это чисто технологический термин, который означает организацию во внеурочное время различных видов деятельности и общения детей, которые обеспечивают их воспитание и социализацию.

        Система дополнительного образования в гимназии существует как органическая составляющая часть всего воспитательно-образовательного процесса.

        Особое место система дополнительного образования занимает в начальной школе.

        Выбор предметов дополнительного образования обусловлен целями и задачами обучения младших классов. Так, например, художественный труд позволяет развивать мелкую моторику, что необходимо ребёнку для развития речи, письма. Занятия в кружке «Умелые ручки», который я веду в начальных классах, развивает трудолюбие, усидчивость, позволяют ребёнку создать конкретный предмет, удовлетворяющий его потребность в деятельности, что особенно важно в наше время, когда технический прогресс всё более и более вытесняет ручной труд. В процессе создания ребёнок обнаруживает большую заинтересованность, успеваемость и, что важно, малую утомляемость. Ручной труд даёт знания о возможностях различных материалов, об отдельных видах художественных ремёсел, способствует закреплению положительных эмоций, приобщает детей к народному декоративному искусству. Таким образом, можно сказать, что занятия в кружке способствует гармоничному развитию личности ребёнка.

Перед началом работы кружка использую такие здоровьесберегающие технологии, как:

самомассаж кистей рук;

физкультминутку, сопровождающуюся речёвкой-ритмовкой:

гимнастику для глаз:

        Специфическим для нашей гимназии является концептуальное направление воспитательной системы. Оно предполагает проведение праздников международного уровня, Российских праздников, праздников, посвящённых Санкт-Петербургу, школьных праздников и пр.

        Таким образом, наличие системы дополнительного образования и концептуальной системы воспитания создало возможность интеграции кружка «Умелые ручки» вместе с уроками технологии в начальных классах и танцевального ансамбля. Наше сотрудничество, как показали проведённые вместе общешкольные праздники, оказалось успешным. Большая ценность его состоит в том, что в совместную работу вовлечены целые классы ребят, участвующих в подготовке и проведении праздников.

        Особенно хочется подчеркнуть, что эта деятельность позитивно влияет на здоровье детей, их эмоциональный настой. Наступило время, когда здоровье учащихся не остаётся без внимания в учебной среде.

        В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в частности, говорится: «Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям».

        Наша совместная деятельность способствует именно такому развитию ребёнка, так как она направлена на создание только положительных эмоций, доставляет детям радость не только при участии в самом празднике, но и в процессе его подготовки. Причём такие основополагающие задачи как: формирование детского коллектива; развитие творческих способностей; воспитание патриотизма, трудолюбия, чувства долга, ответственности, толерантности; эстетическое, духовное и нравственное развитие личности решаются здоровьесберегающими технологиями не только без ущерба здоровью, но и способствуют его укреплению.

        Так, арттехнология борется с вредным стрессом, это метод самокоррекции, метод посредством художественного творчества в разных его проявлениях, где конечный результат – это самосознание, самосовершенствование.

        Сказкотерапия – это технология, когда ребёнок верит в чудеса, ощущает себя волшебником, всегда встаёт на сторону добра. Эту технологию мы использовали при написании сценариев и постановке сказок «Гуси – Лебеди» и «Злоделла».

        Одной из важнейших здоровьесберегающих технологий является художественно-творческая доминанта. Главное здесь: «Я хочу это делать», «Я буду это делать, потому что мне это интересно». А основное: «Я знаю, как это делать». Технология поэтапна – это движение ребёнка от самосознания до саморегуляции: «Я хочу, я буду, потому что умею и знаю, как это делать».

        Использование этих технологий позволило детям участвовать в создании реквизита для танцевального ансамбля, а также принимать участие в оформлении сцены. Причём многие из тех, кто делал реквизит, сами танцуют, поэтому они были особенно рады принимать участие в общем деле. Для участников кружка стало традицией делать подарки учителям и родителям своими руками, часть которых используется и в оформлении сцены (открытки, лоскутные прихватки, народные тряпичные куклы).

        В планах на будущее стоит задача расширить применение здоровьесберегающих технологий, которые смогут использоваться в системе дополнительного образования начальной школы и будут способствовать повышению качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровьесберегающие технологии в системе школьного образования"

Ребенок значительную часть времени проводит в школе, которая призвана растить здоровое поколение. Я осознала, что существует необходимостью плодотворно обучать детей, с одной стороны, и желанием по ме...

Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования

Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования.Советова Е.Ю., Конева В.Н.МБОУ гимназия №65 им. Н. Сафронова, г. Ульяновск. Проблемы сохранения здо...

Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования

Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования...

«Использование информационных технологий в системе дополнительного образования»

Компьютерные (информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.Компьютер используется на занятия...

Здоровьесберегающие технологии в условиях дополнительного образования

Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня В настоящее время наиболее актуальной проблемой современного образования является сохранение здоровья обучающихся, создание благоприятной и...

Семинар «Современные технологии в системе дополнительного образования в контексте Федерального проекта «Успех каждого ребенка»

Семинар «Современные технологии в системе дополнительного образования  в контексте Федерального проекта «Успех каждого ребенка» подготовлен к сессии самоопределения педагог...

Презентация к семинару «Современные технологии в системе дополнительного образования в контексте Федерального проекта «Успех каждого ребенка»

Данная презентация является мультимедийным сопровождением  к семинару «Современные технологии в системе дополнительного образования  в контексте Федерального проекта «Успех каждо...