Здоровьесберегающие технологии в условиях дополнительного образования
статья по зож (1 класс)

Ольга Розина
Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня В настоящее время наиболее актуальной проблемой современного образования является сохранение здоровья обучающихся, создание благоприятной и комфортной атмосферы пребывания ребенка в образовательном учреждении. Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Факторы, влияющие на здоровье учащихся охватывают весь период пребывания ребенка в школе. На здоровье учащихся неблагоприятно влияют многопредметность в расписании уроков, объемность и сложность учебного материала, стрессовые ситуации, боязнь ошибок, плохих отметок и т.д. В современных школах существует неутешительная статистика о том, что количество учащихся, имеющих I группу здоровья, составляет всего лишь 3% от общего количества обучающихся. На первом месте среди школьников преобладают заболевания нервной системы и органов чувств; на втором – болезни костно-мышечной системы; на третьем месте – заболевания органов дыхания и зрения. Задача современного учителя научить детей заботится о своем здоровье, управлять им, стремиться к совершенствованию физической и нравственно - психологической формы. Поэтому рациональное применение здоровьесберегающих технологий, внимательное и чуткое отношение к психологическому, физическому состоянию ребенка неотъемлемая и важнейшая часть образовательного воспитательного процесса. Большое внимание сбережению здоровья учащихся должно уделяться и в группе продлённого дня. У воспитателя группы продленного дня есть возможность через определенные мероприятия снизить влияние школьных факторов риска на здоровье учащихся и уже с 1-х классов максимально вести работу по укреплению и сохранению здоровья нашего будущего поколения-детей. Почти 70 % учебного дня учащиеся проводят в школе, и основную часть этого времени они сидят за партами. У детей устают мышцы спины, позвоночник, глаза, пальцы, наступает утомляемость. И в ГПД дети опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п. Поэтому для поддержания и укрепления здоровья учащихся работу группы продленного дня необходимо спланировать грамотно с соблюдением правил санитарно - гигиенических норм, образовательного и воспитательного процесса. После сформирования группы необходимо выяснить состояние здоровья каждого учащегося, к какой группе здоровья он относится, о проблемах детей и родителей, с помощью школьного психолога сделать психолого-педагогическую характеристику ГПД. Данная работа широка и многогранна, она охватывает весь спектр деятельности воспитателя, без привлечения специалистов была бы не полной. Привлекая родителей, приглашая психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования и работников медицины, можно добиться запланированных результатов. В своей работе воспитатель ГПД должен руководствоваться здоровьесберегающими технологиями и исходить из того, что двигательная активность необходима для роста и развития школьника. Так, в режим дня воспитанников ГПД должны быть включены физкультминутки, подвижные игры и спортивные соревнования, прогулки на свежем воздухе, организована работа спортивных секций и кружков. В рамках клубных часов и тематических бесед воспитанники ГПД должны получать информацию о здоровом образе жизни, правильном питании, правилах поведения, вредных привычках и т.д. В условиях ГПД здоровьесберегающие технологии просматриваются на протяжении всех режимных моментов. 1. При приеме детей воспитатель узнает от классного руководителя о самочувствии, поведении, успеваемости детей, при необходимости проводит индивидуальные или групповые беседы с учениками. 2. В рамках группы продленного дня обязательным является обеспечение всех учащихся горячими обедами. Воспитатель следит за соблюдение норм личной гигиены (наличие индивидуальных полотенец, вымытых рук), проводит беседы о правилах поведения за столом, о пользовании столовыми приборами во время приема пищи и т.д. 3. Важным режимным моментом являются прогулки на свежем воздухе (не менее 1 часа). Двигательную активность учащихся необходимо не только поощрять, но и регулировать, что должно отражаться в составлении режима дня, недельной нагрузки и плане работы ГПД. 4. Воспитательные мероприятия в помещении так же должны содержать разные виды активности, быть разносторонними и многообразными: воспитательные и тематические беседы, познавательные игры, викторины, физкультминутки, индивидуальная и коллективная работа, творческая активность и др. 5. При самоподготовке воспитатель ГПД должен учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, оказывать помощь слабоуспевающим, организовать самопроверку, взаимопроверку. Во время выполнения домашнего задания обязательны физкультминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика. 6. При завершении работы ГПД необходимо выполнить уборку рабочих мест, использованных пособий и материалов. В своей работе воспитателю группы продленного дня очень важно четко и грамотно спланировать время учащихся. Это позволит укрепить здоровье детей, повысить их работоспособность и успеваемость, предупредит заболеваемость и сохранит здоровье! Литература: 1. Воробьёв В.И./Слагаемые здоровья/Москва: Просвещение, 2003. – С. 13- 21. 2. Гордин А.Л./Короткие будни продлённого дня/Москва: Просвещение, 1991.-С.15-32. 3. Гайдина Л.И., Кочергина А.В./Группа продлённого дня. 3-4 классы/М: ВАКО,2009 г. 4. Дереклеева Н.И./Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья/М: ВАКО, 2007г. 5. Закон о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения/(ст. 26). М: Эксмо, 2008г. 6. Закон Российской Федерации/Об образовании/ М: Эксмо, 2008г. 7. Карасёва Т.В. Современные аспекты здоровье сберегающих технологий / Ж. Начальная школа №11,2005. 8. Ковалько В.И./Здоровье сберегающие технологии/ 1-4 классы,/Москва: ВАКО,2007. 9. Литвинова А.И./ План работы школы /с. Долгое , 2011 г., - С. 134 10. Мищенкова Л.В./Творческие игры и развивающие упражнения для группы продлённого дня. 1-4 классы/Волгоград: Учитель, 2010г. 11. Нестерова Л.В./Реализация здоровье сберегающих технологий в сельской школе/Ж. Начальная школа №11,2005.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_gpd.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

в группе продленного дня

В настоящее время наиболее  актуальной проблемой современного  образования  является сохранение здоровья обучающихся, создание благоприятной и комфортной атмосферы пребывания ребенка в образовательном учреждении.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Факторы,  влияющие на здоровье учащихся охватывают весь период пребывания ребенка в школе. На здоровье учащихся неблагоприятно влияют многопредметность в расписании уроков, объемность и сложность учебного материала, стрессовые ситуации, боязнь ошибок, плохих отметок и т.д.

В современных школах существует неутешительная статистика о том, что количество учащихся, имеющих I группу здоровья, составляет всего лишь 3% от общего количества обучающихся. На первом месте среди школьников преобладают заболевания нервной системы и органов чувств; на втором – болезни костно-мышечной системы; на третьем месте – заболевания органов дыхания и зрения.

Задача современного учителя научить детей заботится о своем здоровье,  управлять им, стремиться к совершенствованию физической и нравственно -  психологической формы. Поэтому рациональное применение здоровьесберегающих технологий, внимательное и чуткое отношение к психологическому, физическому состоянию ребенка неотъемлемая и важнейшая часть образовательного воспитательного процесса.

Большое внимание сбережению здоровья учащихся должно уделяться и в группе продлённого дня. У воспитателя группы продленного дня есть возможность через определенные мероприятия снизить влияние школьных факторов риска на здоровье учащихся и уже с 1-х классов максимально вести работу по укреплению и сохранению здоровья нашего будущего поколения-детей.

Почти 70 % учебного дня учащиеся проводят в школе, и основную часть этого времени они сидят за партами. У детей устают мышцы спины, позвоночник, глаза, пальцы, наступает  утомляемость. И в ГПД дети опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п. Поэтому для  поддержания и укрепления здоровья учащихся работу группы продленного дня необходимо спланировать грамотно с соблюдением правил санитарно -  гигиенических норм, образовательного и воспитательного процесса.  После сформирования группы необходимо выяснить состояние здоровья  каждого учащегося, к какой группе здоровья он относится, о проблемах детей и родителей, с помощью школьного психолога сделать психолого-педагогическую характеристику ГПД.

Данная работа широка и многогранна, она охватывает весь спектр деятельности воспитателя, без привлечения специалистов была бы не полной. Привлекая родителей, приглашая психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования и работников медицины, можно добиться запланированных результатов.

В своей работе воспитатель ГПД должен руководствоваться здоровьесберегающими технологиями и исходить из того, что двигательная активность необходима для роста и развития школьника. Так,  в режим дня воспитанников ГПД должны быть включены физкультминутки, подвижные игры и спортивные соревнования, прогулки на свежем воздухе, организована работа спортивных секций и кружков.

В рамках клубных часов и тематических бесед воспитанники ГПД должны получать информацию о здоровом образе жизни, правильном питании, правилах поведения, вредных привычках и т.д.  

В условиях ГПД здоровьесберегающие технологии просматриваются на протяжении всех режимных моментов.

1. При приеме детей воспитатель узнает от классного руководителя о самочувствии, поведении, успеваемости детей, при необходимости проводит индивидуальные или групповые беседы с учениками. 

2. В рамках группы продленного дня обязательным является обеспечение всех учащихся горячими обедами. Воспитатель следит за соблюдение норм личной гигиены (наличие индивидуальных полотенец, вымытых рук), проводит беседы о правилах поведения за столом, о пользовании столовыми приборами во время приема пищи и т.д.

3. Важным режимным моментом являются прогулки на свежем воздухе (не менее 1 часа). Двигательную активность учащихся  необходимо не только поощрять, но и регулировать, что должно отражаться в составлении режима дня, недельной нагрузки и плане работы ГПД. 

4. Воспитательные мероприятия в помещении так же должны содержать разные виды активности, быть разносторонними и многообразными: воспитательные и тематические беседы, познавательные игры, викторины, физкультминутки, индивидуальная и коллективная работа,  творческая активность и др.

5. При самоподготовке воспитатель ГПД должен учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, оказывать помощь слабоуспевающим, организовать самопроверку, взаимопроверку. Во время выполнения домашнего задания обязательны физкультминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.

6. При завершении работы ГПД необходимо выполнить уборку рабочих мест, использованных пособий и материалов.

В своей работе воспитателю группы продленного дня очень важно четко и грамотно спланировать время учащихся.  Это позволит укрепить здоровье детей, повысить их работоспособность и успеваемость, предупредит заболеваемость и сохранит здоровье!

Литература:

  1. Воробьёв  В.И./Слагаемые здоровья/Москва: Просвещение,  2003. – С. 13- 21. 
  2. Гордин  А.Л./Короткие будни продлённого дня/Москва: Просвещение, 1991.-С.15-32. 
  3. Гайдина Л.И., Кочергина А.В./Группа продлённого дня. 3-4 классы/М: ВАКО,2009 г.
  4. Дереклеева Н.И./Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья/М: ВАКО, 2007г.
  5. Закон о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения/(ст.            26). М: Эксмо, 2008г. 
  6. Закон Российской Федерации/Об образовании/ М: Эксмо, 2008г.
  7. Карасёва Т.В. Современные аспекты здоровье сберегающих  технологий / Ж. Начальная школа №11,2005. 
  8. Ковалько В.И./Здоровье сберегающие технологии/ 1-4 классы,/Москва: ВАКО,2007. 
  9. Литвинова А.И./  План работы школы /с. Долгое , 2011 г., - С. 134
  10. Мищенкова Л.В./Творческие игры и развивающие упражнения для группы продлённого дня. 1-4 классы/Волгоград: Учитель, 2010г.
  11. Нестерова Л.В./Реализация  здоровье сберегающих технологий в сельской школе/Ж. Начальная школа №11,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования начальной школы

Школа – это место интенсивного и целенаправленного умственного и нравственного развития каждого человека на протяжении 10 лет. Можно сказать, что абсолютным критерием качества образовательной си...

Метод проектов в условиях дополнительного образования

В связи с переходом на ФГОС второго поколения в начальной школе, появились новые методы работы, как на уроке, так и во внеурочной деятельности учащихся. Один из них – проектная деятельность. Умен...

Формирование духовно- нравственных, патриотических качеств у детей в условиях дополнительного образования.

Статья о работе СП ГБОУ СОШ "Оц" с.Богатое  Центра внешкольной работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения....

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Содержание программы реализуется с детьми 7-10 лет и позволяет данной категории обучающихся успешно осваивать приемы игры на фортепиано, развивать их музыкально-эстетический вкус, повышать музык...

Работа с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (на материале занятий английским языком в МУ ДО «ЦДТ» Ленинского района Саратова).

Работа с одаренными детьми в условиях дополнительного образования.На материале занятий английском языком...

Система воспитательной работы в условиях дополнительного образования на примере детского объединения декоративно- прикладного направления

Система воспитательной работыв условиях дополнительного образованияна примере детского объединения декоративно- прикладного направления...

«Инновационные технологии в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования»

Доклад на VI Конференцию «Мир особого ребенка» г. Оренбург, 2018г. тема: «Инновационные технологии в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста в условиях дополнитель...