«ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
рабочая программа по музыке на тему

 

Содержание программы реализуется с детьми 7-10 лет и позволяет данной категории обучающихся успешно осваивать приемы игры на фортепиано, развивать их музыкально-эстетический вкус, повышать музыкальную грамотность.  Все виды деятельности направлены на коррекцию имеющихся отклонений: мелкой моторики рук, мышления, памяти и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kursu_fortepiano.docx47.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями

здоровья - специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат № 136

                

        

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

СО СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ

В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Выполнила:

Мурышкина С.И., педагог дополнительного образования

Самара, 2014

Содержание

  1. Пояснительная записка

1.1. Адресат (подгруппы)

  1. . Перечень образовательных программ

1.3. Связь с другими предметами

1.4. Содержание курса

2. Тематическое планирование

3. Учебно-методическое обеспечение

4. Контрольно-измерительные материалы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Фортепиано» на 2014-2015 учебный год предназначена для 1 года обучения КРО, в котором выделены 2 подгруппы детей по познавательным возможностям:

  • Дети с ЗПР смешенного генеза (6 человек), из них у одного ребенка отмечаются нарушения поведения.
  • Дети с легкой умственной отсталостью (2 человека).

Подгруппы выделены на основании заключений ГПМПЦ.

Рабочая программа составлена на основе следующих программ:

  1. Бгажнокова И.М., Аксенова А.К., Комарова С.В., Якубовская Э.В., Перова М.Н., Эк В.В., Ульянцева М.Б., Матвеева Н.Б., Щербакова A.M., Буравлева И.А., Pay М.Ю., Дмитриев А.А., Рыжников И.В.    Образовательные программы для учащихся 0 (подготовительного) и 1 – 4 классов специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Под редакцией Бгажноковой И.М. – М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2005.
  2. Бантова М.А., Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.М. Зеленина, В.П. Канакина, Л.Ф. Климанова, В.А. Кирюшкин, Ю.М. Колягин, М.И. Моро, А.А. Плешаков, С.В. Степанова, Н.А. Федосова, Т.Е. Хохлова, А.Ф. Шанько. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. – М.: Просвещение, 2007.
  3. Алеев В.В., Науменко Т.И. Музыка. Программы для общеобразовательных учреждений. Классы 1-4, 5-8. – М.: Дрофа, 2004.
  4. Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах ДМШ (ДШИ). – М.: 1988.
  5. Музыкальный инструмент (фортепиано). Программа для ДМШ (ДШИ). – М.: 1988.
  6. Примерная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Музыкальный инструмент фортепиано. – М.: Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Научно-методический центр по художественному образованию, 2006.
  7. Мурышкина С.И. Коррекционно-развивающая программа по специальности «Фортепиано» для детей с задержкой психического развития (1-4 год обучения). 2009.

Рабочая программа разработана на 1 год, количество часов в неделю – 2 часа.

Связь с другими предметами

Реализация общеобразовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач, поставленных на уроках фортепиано в условиях дополнительного образования, возможна при осуществлении тесной связи преподавания с другими учебными предметами и кружками: Музыка и пение, Чтение и развитие речи, Изобразительное искусство, Ритмика, Театральный кружок.

Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Занятия по классу фортепиано помогут лучше различать явления окружающей среды, разбираться в музыкальном мире. Работа на клавиатуре фортепиано и с нотным текстом способствует развитию абстрактного мышления, улучшению пространственной координации, увеличению объёма произвольной памяти, что, в свою очередь, влияет на качество учёбы по общеобразовательной программе.

Содержание курса

Учебно-тематический план

Содержание работ

1 год обучения

теория

практика

Пальчиковая гимнастика

1

5

Пение

1

5

Слушание музыки

2

5

Постановка рук, посадка

2

10

Гаммы, упражнения, этюды

1

5

Разнохарактерные пьесы

1

13

Ансамблевая игра

-

6

Чтение нот с листа

-

5

Повторение концертного репертуара

-

2

Контрольные уроки

-

2

Социальная практика

-

2

Итого часов за год

68 часов

МУЗИЦИРОВАНИЕ   

Музицирование включает в себя несколько видов работы на уроке: упражнения по постановке рук, игра гамм и этюдов, разнохарактерных пьес, ансамблей, чтение нот с листа, обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник).

В течение года основное внимание уделяется организации пианистического аппарата на примере различных упражнений и пьес. Учащийся должен изучить 5-6 разнохарактерных произведений: народные песни, пьесы танцевального и песенного характера, этюды.

Подбор по слуху от разных звуков простейших попевок, песен.

Ознакомление с построением гаммы До мажор /исполнение в одну октаву отдельно каждой рукой/.

Примерные программы для контрольного прослушивания

 1. «Вейся, вейся, капустка». Русская народная песня.

 2. «Жучка и кот». Чешская народная песня.

 1. «Выйди, выйди, Иваньку». Украинская народная песня.

 2. «Весна». Молдавская народная песня.

  1. «А я по лугу». Русская народная песня.
  2. Во поле береза стояла». Русская народная песня.

        

ПЕНИЕ

Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием. Певческий диапазон (ре1 — си1).

Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах.

Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно — песни напевного характера.Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него.

Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста.

Получение эстетического наслаждения от собственного пения.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению.

Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание.

Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения: марш, танец, песня — веселая, грустная, спокойная.     

Развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.

Для достижения оптимальных результатов занятий целесообразно проводить по следующей схеме, равномерно распределяя психофизическую нагрузку:

1. Приветствие.

2. Ритмическая разминка (упражнения пианиста, пальчиковая гимнастика).

4. Пение.

5. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.

6. Игра на фортепиано.

8. Прощание.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(в отдельном файле)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Содержание программы реализуется с детьми 7-10 лет и позволяет данной категории обучающихся успешно осваивать приемы игры на фортепиано, развивать их музыкально-эстетический вкус, повышать музыкальную грамотность.  Все виды деятельности направлены на коррекцию имеющихся отклонений: мелкой моторики рук, мышления, памяти и др.

Основные принципы:

- адаптация содержания учебного материала, через очищение от сложности подробностей, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, дифференцировка заданий в зависимости от коррекционных задач;

- обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии;

- обогащение кругозора детей, формирование отчетливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного материала;

- приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, т.к. эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей;

- формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку;

- отбор, комбинация методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов, использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);

- взаимное обучение, диалогические методики;

- оптимальность темпа с позиции полного усвоения;

- обогащение и систематизация музыкального словаря, развитие речи.

Каждое занятие должно состоять из нескольких этапов, в ходе которых педагог решает учебную задачу, подчиненную общей цели занятия: актуализировать прошлый опыт, ввести в тему через определение личностных смыслов изучаемого материала, закрепить умения на основе применения и т.п.

Занятия на фортепиано по специальной программе для детей с различными нарушениями моторики рук оказывают весьма эффективное воздействие не только на коррекцию психомоторных реакций, но и на развитие всех сенсорных систем, памяти и психоэмоциональной сферы ребенка. Следует отметить положительные сдвиги в формировании тонкокоординированных движений рук и пальцев, что отражается на улучшении почерка, развитии навыков самообслуживания, более уверенной работе за компьютером и т.д.

Применение методов, предлагаемых в авторской программе, способствует также разработке артикуляционного аппарата и развитию речи в целом: она становится более эмоциональной и выразительной.

Работа на клавиатуре и с нотным текстом способствует развитию абстрактного мышления, улучшению пространственной координации, увеличению объема произвольной памяти, что, в свою очередь, влияет на качество учебы по общеобразовательной программе.

Создание атмосферы эмоционального удовольствия на уроке является обязательным условием в работе с детьми с ограничениями в здоровье. Для создания на уроке атмосферы эмоционального удовольствия очень важны личностные качества преподавателя: доброжелательность, соучастие, оптимизм, чувство юмора, искренность - все то, что не может быть проявлено формально.

По отношению к ученику в процессе урока преподаватель не может допустить даже намека на неудовольствие от выполняемого задания, наоборот, только поощрение и радость сотворчества. Если ребенок не справляется - значит, требования учителя завышены.

Данная программа по обучению игре на фортепиано предлагает особый подход и к освоению нотной грамоты. Игровой компонент является главным в методах и приемах работы. Для максимального облегчения  процесса обучению нотной грамоте используются крупный шрифт, цветовое оформление, различные способы упрощения двуручного изложения.

Занятия в классе фортепиано - это еще и возможность показать себя на сцене в качестве пианиста, певца хора или солиста-вокалиста. Регулярные выступления помогают больным детям избавиться от комплексов, повышают их самооценку, делают более коммуникабельными, открытыми в общении.

Примерный педагогический репертуар по музицированию

на фортепиано

 1. «Моется утка». Венгерская народная песня.

 2. «Вдоль по речке». Русская народная песня.

 3. И. Королькова. «Барабан».

 4. Н. Торопова. «Василек».

 5. Г. Цыганова. «Матрешки».

 6. И. Королькова. «Сказочный сон».

 7. М. Иорданский. «Голубые санки».

 8. Д. Тюрк. «Пьеса».

 9. И. Дунаевский. «Эх, хорошо».

10. Ж. Векерлен. «Пьеса».

11. А. Николаев. «Этюд».

12. К. Черни. «Этюд».

13. А. Гедике. «Этюд».

14. Н. Торопова. «Этюд».

15. Е. Гнесина. «Этюд».

Примерный музыкальный материал для пения

  1. Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
  2. Во поле береза стояла. Русская народная песня.
  3. Савка и Гришка. Белорусская народная песня.
  4. Веселые гуси. Украинская народная песня.
  5. Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой.
  6. Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской.
  7. К нам гости пришли. Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен.
  8. Частушки-топотушки. Музыка Л. Маковской, слова И. Черницкой.
  9. Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина.
  10. Песня друзей. Из Мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина.
  11. Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
  12. По малину в сад пойдем. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
  13. Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева.
  14. Песенка про кузнечика. Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова.

Музыкальные произведения для слушания

  1. И. Бах. Прелюдия до мажор. Из «Хорошо темперированного клавира», т. 1.
  2. К. Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебный стрелок».
  3. Е. Крылатов — Ю. Энтин. Песенка о лете.
  4. Д. Кабалевский. Клоуны.
  5. М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка».
  6. И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067.
  7. А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор.
  8. М. Глинка. Полька.
  9. П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро».
  10. Неприятность эту мы переживем. Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
  11. Если добрый ты. Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
  12. На крутом бережку. Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
  13. Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова З. Александровой.
  14. Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.

Методическая литература

  1. Айзенштадт С. А.  «Детский альбом» Чайковского.   М., 2003
  2. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. 3-е изд., доп.   М., 1978
  3.  Артоболевская А.  Первая встреча с музыкой.   М., 1985
  4. Баренбойм Л.  Музыкальная педагогика и исполнительство.  Л., 1974
  5. Баренбойм Л.  Путь к музицированию.   Л.-М., 1973
  6. Беркман Т.  Вопросы музыкальной педагогики.  Вып. 5.   М., 1984
  7. Голубовская Н.  О музыкальном исполнительстве.   Л., 1985
  8. Гольденвейзер А.  О музыкальном искусстве.   М., 1975
  9. Как научить играть на рояле. Первые шаги.   М., 2005
  10.  Коган Г.  Работа пианиста.  3-е изд.   М., 1979

12.  Любомудрова Н.  Методика обучения игре на фортепиано.   М., 1972

  1. Милич Б.  Воспитание ученика-пианиста.   М., 2002
  2.  Нейгауз Г.  Об искусстве фортепианной игры.  3-е изд.   М., 1967
  3. Тимакин Е.  Воспитание пианиста.   М., 1984
  4. Шуман Р.  Жизненные правила для музыканта.   М., 1959
  5.  Щапов А.  Фортепианный урок в музыкальной школе.   М., 2002
  6. Юдовина-Гальперина Т. Б. За роялем без слёз, или я - детский педагог. СПб, 2002

Справочно-библиографическая литература

  1. Аверьянова О.И.  Русская музыка второй половины ХХ века.   М., 2004
  2. Булучевский Ю., Фомин В.  Краткий музыкальный словарь для учащихся.   Л., 1988
  3. Вайнкоп Ю., Гусин И.  Краткий биографический словарь композиторов.8-е изд.   Л., 1987
  4. Великович Э. И.  Великие музыкальные имена.   СПб, 1997
  5. Жабинский К.А.  Энциклопедический музыкальный словарь.  2-е изд., доп.   Ростов-на-Дону, 2009
  6. Михеева Л.  Музыкальный словарь в рассказах.   М., 1986
  7. Финкельштейн Э.  Занимательное чтение с картинками и фантазиями.   Л., 1991
  8. Финкельштейн Э. И.  Музыка от А до Я.   М., 1991
  9. Финкельштейн Э.  Маленький словарь маленького музыканта.   СПб, 1994
  10. Шаповалова О. А.  Популярный музыкальный энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 2008
  11. Юцевич Ю.  Словарь музыкальных терминов.   Киев, 1988

Хрестоматии педагогического репертуара

  1. Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия для учащихся ДМШ.  1, 2, 3, 4, 5 классы.   Ростов-на-Дону, 2006-2010
  2.  Иду, гляжу по сторонам.  Ансамбли в 4 руки.   СПб, 1999
  3.  Металлиди Ж.  Дом с колокольчиком.   СПб, 1994
  4.  Музыкальный альбом для фортепиано. Сост. Руббах А.  Вып. 1.   М., 1972
  5.  Педагогический репертуар ДМШ. Младшие классы. Пьесы в форместаринных танцев.  Сост. Соколов М.   М., 1972
  6.  Пособие по общему курсу фортепиано для учащихся ДМШ 3-4 классов.Сост. Ахрамович Т., Юмаева Е.   СПб, 2003
  7.  Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей.  Сост. ЛяховицкаяС.,Баренбойм Л.  Ч. 1.   М., 1962
  8. Фортепиано. Учебный репертуар для учащихся 1, 2, 3, 4 классов ДМШ.Ред.-сост. Милич Б.   Киев, 1970
  9. Школа игры на фортепиано.  Ред. Николаев А.  Ч. 1, 2.   М., 1974
  10.  Юному музыканту-пианисту. Хрестоматия для учащихся ДМШ.1, 2, 3, 4 классы.   Ростов-на-Дону, 2006-2007
  11.  Юный пианист.  Ред. Ройзман Л., Натансон В.  Вып. 1, 2.   М., 1973

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Ожидаемые результаты: в результате прохождения программы у обучающихся будут заложены основы эстетических способностей, они овладеют начальными творческо-исполнительскими навыками игры на фортепиано, смогут ориентироваться в простейших музыкальных жанрах (песня, танец, марш).

1 год обучения

Учащиеся  1 группы (дети с ЗПР смешенного генеза)должны знать:

  • характер и содержание музыкальных произведений;
  • музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, гитара);
  • устройство фортепиано, расположение звуков на клавиатуре;
  • основы музыкальной грамоты (ключи, запись нот, длительностей, пауз).

Учащиеся должны уметь:

  • играть на фортепиано в скрипичном ключе одной и двумя руками мелодии с простейшим аккомпанементом;
  • уметь читать и исполнять мелодии, записанные в басовом ключе;
  • играть в ансамбле с преподавателем;
  • петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
  • правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;
  • различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;
  • определять разнообразные по содержанию,  характеру и жанру  музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные, песня, танец, марш).

Учащиеся  2 группы (дети с легкой умственной отсталостью) должны знать:

  • характер музыкальных произведений;
  • музыкальные инструменты, внешний вид (труба, баян, гитара);
  • расположение звуков на клавиатуре в одной октаве;
  • основы музыкальной грамоты (ключи,  простые длительности, паузы).

Учащиеся должны уметь:

  • играть на фортепиано в скрипичном ключе одной  рукой мелодии с аккомпанементом педагога;
  • петь с инструментальным сопровождением (с помощью педагога);
  • правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;
  • различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;
  • определять разнообразные по содержанию,  характеру  музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные, песня, танец, марш).

Учет достижений учащихся на занятиях по данной программе ведется безоценочно. При мониторингах уровня обученности используется качественная шкала: высокий, средний, низкий, критический уровни.

Успеваемость учащихся в игре на фортепиано учитывается на контрольных уроках, прослушиваниях,  отчетных концертах для родителей по полугодиям. На контрольных уроках проводится проверка знаний, умений, навыков  учащихся, проверка технической подготовки учащихся, проверка выполнения индивидуальных планов за полугодие.

Прослушивания по полугодиям проводятся согласно действующим учебным планам.

На итоговую аттестацию выносятся два музыкальных произведения, различных по стилям, жанрам и формам.

План проведения прослушиваний и отчетных концертов

Октябрь – текущая аттестация, в классе в присутствии своего педагога.

Декабрь –  прослушивание, концерт для родителей, контрольный урок по проверке выполнения индивидуальных планов за первое полугодие года:

две разнохарактерные пьесы народного склада.

Май – прослушивание, концерт для родителей, контрольный урок по проверке выполнения индивидуальных планов за второе полугодие года.

две разнохарактерные пьесы.

Примерные программы прослушивания

 1. «Вейся, вейся, капустка». Русская народная песня.

 2. «Жучка и кот». Чешская народная песня.

***

 1. «Выйди, выйди, Иваньку». Украинская народная песня.

 2. «Весна». Молдавская народная песня.

***

  1. «А я по лугу». Русская народная песня.
  2. Во поле береза стояла». Русская народная песня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей с ОВЗ 1 класс "Лепка". Дополнительное образование. Составитель Захарина Нина Леонидовна

Рабочая программа "Лепка" для детей с ОВЗ 1 класс соответствует требованиям ФГОС по составлению рабочих программ для детей с ОВЗ....

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математические представления» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Математические представления»для  освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный п...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Профильный труд»для  освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет(дополнительный первый класс ― ...

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»

Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд»  В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...

Проектирование рабочей программы в условиях НОО

Проектирование рабочей программы в условиях НОО...

Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения

Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения...