Использование интерактивных форм и методов обучения как приоритетное направление технологизации образования
статья (1 класс) по теме

 

Сегодня появляется новый подход – интерактивное обучение – обучение, погруженное в общение. Главная особенность данной методики заключается в том, что процесс научения происходит в совместной деятельности.

Существует ряд методических приемов, которые обеспечивают активность учащихся и поддерживает интерес к теме урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чащухинга В. Г.

 учитель начальных классов

МБОУ «Посадская СОШ»

Кишертского района

Использование интерактивных форм и методов обучения как приоритетное направление технологизации образования

В федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

Педагогическому сообществу необходимо осознать, что от него требуется иной подход к организации образовательной среды и иные образовательные технологии. Поэтому нужна серьезная перестройка механизмов педагогических взаимодействий, целью которых должно стать создание условий для полноценного развития всех субъектов, включенных в образовательный процесс. При этом необходимо по-новому переосмыслить роль учащегося в обучении, принять его как субъекта, то есть инициативного, ответственного соучастника образовательного процесса.

Сегодня появляется новый подход – интерактивное обучение – обучение, погруженное в общение. Главная особенность данной методики заключается в том, что процесс научения происходит в совместной деятельности.

Существует ряд методических приемов, которые обеспечивают активность учащихся и поддерживает интерес к теме урока.

Учебную пару (диада) чаще всего использую как тренинг для закрепления усваиваемого материала. « В самом деле, отмечает Ю. З. Гильбух, ничто так не способствует научению, как попытка изложить усваиваемый материал другому человеку».

Поэтому чаще всего парная работа строится на базе:

  1. последовательного пересказа друг другу определенной части учебного материала;
  2. взаимопроверки проделанной работы;
  3. работы в режиме интервью (ответы на заранее подготовленные вопросы).

Использую и такую форму работы в динамических парах, как «хоровод». Учащиеся делятся на две равные группы, которые образуют два круга – внешний и внутренний. Ученики из внутренного круга в течение всей работы остаются на месте, а учащиеся, которые находятся во внешнем круге, после каждого мини-диалога делают шаг влево и оказываются перед новым собеседником. Учебный диалог повторяется вновь и вновь. Степень усвоения учебного материала заметно возрастает вследствие многократного проговаривания и прослушивания. Тематика мини-диалогов может стать разнообразной: понятия – их определения, событие – дата, историческое лицо, таблица сложения или умножения и т. д.

Использую такую форму работы, как работу учебных триад. Данную работу организовала пока в статичном ключе (поиск общего решения проблемы только внутри триады), а в динамике, то есть во взаимопереходах пока для учащихся 4 класса трудновато.

Технология «Мозаика – 3» осуществляется в 4 этапа.

  1. Предлагаю задание: составить план. В итоге у каждого участника есть план, который отражает мнение всей группы.
  2. Образуют временные пары: знакомство с другим планом, уточнение своего плана, составление нового или коррекция записей.
  3. По форме практически повторяет предыдущий, но уже с новыми партнерами.
  4. Возвращаются в первоначальные триады, имеют возможность выбрать наиболее удачный план.

Выслушав все итоговые выступления, перехожу сначала к взаимооценке, а затем самооценке групповой работы. Такая оценка может стать мостиком к следующему этапу – рефлексии урока, занятия. Заранее подбираю вопросы, помогающие учащимся понять и адекватным образом выразить отношение к происходящему. Например: легко ли работать в группе? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе? Что нового приобретаешь в совместной работе?

Интерактивные методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. А умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение моего педагогического опыта "Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения"

Обобщение моего передового педагогического опыта «Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения»...

Использование интерактивных форм и методов обучении, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

В статье представлен теоретический материал по данной проблеме. В качестве примера использования интерактивных форм обучения описаны приемы работы на уроке  математики  в  3 классе...