Статья для конференции "Технология развития информационно - интеллектуальной компетенции"
статья по теме

Мартынова Людмила Борисовна

Статья для сборника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_konferencii_triik_-_kopiya.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на конференции «Методическое сопровождение ФГОС».

14.10.2011 г.

«Лучшее обучение – это включение в деятельность»

В июне 2011 года, мы, учителя Василеостровского района собрались в НМЦ на занятия  курса «Технология развития информационно – интеллектуальной  компетентности» (ТРИИК). Среди нас оказались и совсем молодые, начинающие педагоги, и те, чей педагогический опыт составил  20 лет. Мы все были разные.

Руководитель курса кандидат педагогических наук Людмила Генриховна Панфилова на первом занятии предложила педагогам  определить своё отношение к инновационной деятельности и самоопределиться к обучению в технологии развития информационно – интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Ряд учителей выразили критическое отношение к изучению новой технологии, мотивируя это тем, что обладание новыми умениями и знаниями не даёт возможности для личного роста, как профессионального, так и эмоционального. И этих учителей не в чем упрекнуть. В последние годы в нашей стране незаслуженно принижено положение учителя в обществе. Эти коллеги не стали посещать курс. Те, кто остались, задумались. Конечно, можно работать по – старому, всё равно детей выучим. Но в современном, быстро меняющемся мире, когда выражение «Кто владеет информацией, тот владеет миром» перестало быть просто афоризмом, хотим мы того или нет, и жить, и учить придётся по – новому. И учителя, оставшиеся на курсе не пожалели о своём выборе.

На первом же занятии стало понятно, что не будет обилия утомительной теории. Учителя станут участниками процесса изучения и применения на практике новой технологии. Для того, чтобы они лучше понимали свои стремления, Людмила Генриховна предложила тесты «Потребность в достижениях» и «Сила мотивации к достижению успеха в деятельности». Воодушевившись тем, что сила и потребность в достижении успеха у учителей есть, мы приступили к занятиям.

Курс освоения инновационной технологии работы с информацией был разбит на несколько модулей, где теоретическое освоение технологии логично перетекало в проектирование методического инструментария и создания его модели  в виде технологической карты к апробации её в учебном процессе.

Модули обучения:

  1. Теоретические основы технологии развития информационно – интеллектуальной компетентности.
  2. Проектирование инновационного методического инструментария, обеспечивающего реализацию требований ФГОС второго поколения.
  3. Создание модели инновационного методического инструментария.
  4. Апробация модели методической разработки в учебном процессе.

Занятие в каждом модуле начиналось необычно и интересно – с ситуативного задания. Такой мозговой штурм  сразу придавал энергии на всё время занятия. Но от нас требовалось не только работать в теме, но и определиться с выбором цели деятельности, записав фразу – конструкт; сформулировать результат занятия; сделать самоанализ; дать оценку своей работы.  И здесь испытали муки творчества не только начинающие учителя, но и их коллеги с большим педагогическим опытом. Но, как «идущий осилит дорогу», так и наши учителя постепенно стали всё быстрее оформлять свои мысли, находить  нестандартные решения, воодушевляться своими успехами и радоваться успехам коллег. И, хотя Людмила Генриховна не обещала нам лёгких путей на её курсе, пришло понимание, что мы не зря обучаемся технологии ТРИИК. Ей удалось  сформировать у нас мотивацию - понимание того, что приобретенные знания пригодятся на практике, ведь дети, которые придут в школу 1 сентября, будут уже учиться по новым стандартам. А мотивация полезности знания самая устойчивая.

В связи с этим, приступив к практической части обучения, учителя всю душу вложили в составление технологической карты. Замечательно, что Людмила Генриховна не ограничивала нас ни в выборе урока, ни в выборе темы.  Мы разбились на группы, познакомились с коллегами, выбрали тему и стали дружно работать над серией уроков, объединённых этой темой.

Получив алгоритм подготовки учебной информации, мы начали заполнять технологическую карту по разделам:

  1.  Тема.
  2. Цели.
  3. Основное содержание темы.
  4. Термины и понятия.
  5. Планируемый результат.
  6. Организация образовательного пространства.
  7. Технология изучения темы.

Тут - то мы и вспомнили высказывание великого полководца: «Тяжело в учении – легко в бою». Учебные задания мы старались формулировать с учётом критериев логико–информационной корректности. Посредством постановки проблемной ситуации (ситуативное задание), которую можно решить только после освоения всего материала, планировали мотивировать детей к учебной деятельности по изучению темы. Составляли  учебные задания на  знание, понимание, умение, рефлексию. В этом  нам очень помогли ключевые слова для формулирования УЗ.

Составленную технологическую карту мы апробировали в учебном процессе в своём классе. Надо сказать, что эти уроки стали образцом чёткого и последовательного изучения темы, когда цель, поставленная в начале, соответствует результатам, полученным в конце освоения материала.

 

Каковы же итоги работы с технологической картой?

  1. Карта экономит время учителя, освобождая его от ежедневной работы над отдельным уроком.
  2. Соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
  3. Помогает учить ребёнка работать самостоятельно и использовать приобретённые знания в повседневной жизни.
  4. Использование карты позволяет мотивировать на успешное обучение, выявлять возможности и развивать интеллект каждого ребёнка.

Таким образом, приобретенные нами знания и умения, должны помочь в главном: научить ребёнка учиться, ведь нам предстоит воспитывать современного ученика, который должен ориентироваться в потоке информации, а для этого  в нём должны научиться ориентироваться учителя.

Учителю учителей Людмиле Генриховне Панфиловой искренняя благодарность за разработку технологии, позволяющей учителям работать в русле современных требований к образованию, за организацию интересного и насыщенного новыми идеями курса ТРИИК.

Хочется надеяться, что коллеги, покинувшие курсы в начале занятий, придут к пониманию, что, если они остались в профессии, то в ней надо совершенствоваться. А мы, такие разные в начале, теперь можем считать себя единомышленниками.

В данном сборнике представлены технологические карты учителей Василеостровского района – итог работы на курсе ТРИИК.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с использованием ТРИИК (технология развития информационно- интеллектуальной компетенции младшего школьника)

Актуализация знаний о  правописании слов с безударной гласной, проверяемой ударением. Освоение приёма работы со словарём. Правописание словарных слов....

формирование и развитие информационной компетенции уч-ся начальной школы

Тема по самообразованию "Формирование и развитие информационной компетенции учащихся начальной школы посредством использования ИКТ по системе развивающего обучения Л.В.Занкова...

Статья "Возможности технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности учащихся (ТРИИК) при реализации ФГОС НОО"

Статья "Возможности технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности учащихся (ТРИИК) при реализации ФГОС НОО"...

Дидактический потенциал технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Умение школьников работать с информацией: находить и фиксировать, анализировать и систематизировать, интерпретировать и обобщать, представлять и передавать, преобразовывать и использовать информацию в...

Развитие коммуникативно-речевой компетенции у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  посредством  применения программно-дидактического комплекса ЛОГОМЕР, МЕРСИБО РИТМ

laquo;Логомер» — это индивидуализированная цифровая образовательная среда для кабинета логопеда и дефектолога.  Игры Мерсибо можно использовать в коррекционной деятельности прак...