Дидактический потенциал технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Фролова Ирина Валерьевна

Умение школьников работать с информацией: находить и фиксировать, анализировать и систематизировать, интерпретировать и обобщать, представлять и передавать, преобразовывать и использовать информацию в практической деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический потенциал

технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности

(ТРИИК)

Выполнила: Фролова И.В.

Иформационное общество предъявляет к современникам множество новых требований, одно из которых - умение ориентироваться в постоянно увеличивающемся потоке информации, управлять им и использовать его для решения практических задач.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения четко обозначены требования к результатам образования школьников: личностным, метапредметным и предметным. К личностным результатам обучающихся относятся ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальную компетентность, сформированность гражданской идентичности школьников. Метапредметные результаты предполагают овладение универсальными учебными действиями, необходимыми для решения учебных и практических задач. Предметные результаты включают опыт специфической для данного учебного предмета деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению.

Особое внимание в стандарте уделяется умению школьников работать с информацией: находить и фиксировать, анализировать и систематизировать, интерпретировать и обобщать, представлять и передавать, преобразовывать и использовать информацию в практической деятельности. Формирование данных умений рассматривается как одна из важнейших задач учителя.

Очевидно, что для реализации требований ФГОС необходимы инновационные средства обучения, одним из которых является технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)[1], которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие  условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

На первом этапе технологии «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством  ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:

  • на 1 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания», поэтому задания содержат работу с отдельными терминами, понятиями и высказываниями;
  • на 2 шаге — освоение этой же учебной информации, но уже на уровне «понимания», поэтому задания  предполагает объяснение знания;
  • на следующем  шаге -  освоение этой же учебной информации на уровне «умения», такое задание предполагает применение приобретенных знаний;
  • на 4 шаге - организацию деятельности учащихся для предъявления результата по освоению этой же учебной информации в данном содержательном блоке.

Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель - установить степень освоения содержательного блока.

Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся  выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный,  эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация  включает:  планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания. 

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по освоению темы и выполнению ситуативного задания в рамках ее изучения. Результатом является умение анализировать  и оценивать успешность своей деятельности.

Таким образом, данная технология не только обеспечивает условия  для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), предметных умений,  но и для развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.

Владение ТРИИК позволит учителю:

  • проектировать и использовать инновационный методический инструмент организации образовательного процесса (технологическая карта и комплект ДЭС);
  • раскрыть творческий потенциал школьников;
  • целенаправленно развивать информационно-интеллектуальную компетентность учащихся;
  • эффективно расходовать учебное время;
  • сохранить здоровье всех участников образовательного процесса, за счет оптимизации нагрузки;
  • обеспечить успешную самореализацию личности;
  • реализовать  требования ФГОС второго поколения к результатам образования.

Основой организации образовательной деятельности в ТРИИК является умение проектировать учебный процесс и представлять его в технологической карте. Технологическая карта (ТК) – новый вид методического инструментария, в котором представлено описание учебного процесса с использованием учебных заданий в соответствии с технологическим циклом ТРИИК.  Технологическая карта содержит:

  • название темы, цель учебного процесса,
  •  планируемый результат (личностные, метапредметные и предметные умения),
  • основное содержание темы, термины и понятия, межпредметные связи,
  • особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
  • этапы изучения темы.

В описании каждого этапа указывается  цель учебной деятельности, планируемые результаты  и  задания, как учебные  на «знание», «понимание» и «умение», так  и диагностические. Использование ТК в учебном процессе позволяет учителю:

  • перейти от планирования урока к проектированию учебного процесса в рамках  темы;
  • осознать алгоритм   работы   по  теме    от   введения   материала  до   конечного результата;
  • организовать целостное и системное изучение учебного содержания темы;
  • увидеть  уровень   раскрытия   понятий   в  данной теме    и   соотнести   его   с изучаемым материалом раздела;
  • определить возможности реализации межпредметных связей и воспитательной составляющей  темы;
  • определить умения (личностные, метапредметные, предметные) и обеспечить условия для их формирования;
  • организовать условия не только  для самостоятельной деятельности школьников, а также для использования ими приобретенных знаний и умений в практической деятельности;
  • проводить оперативное и объективное оценивание результатов освоения темы учащимися, а также  обеспечить условия для адекватной самооценки достижений школьников;
  • соотнести полученный результат с поставленной целью изучения темы.

Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что наступившее XXI столетие - век информации и научных знаний. Это обязывает систему образования решать принципиально новую глобальную проблему подготовки школьников к жизни и деятельности в условиях информационного общества.

Обучение учащихся с использованием технологической карты позволяет любому учителю организовать эффективный учебный процесс, обеспечить его продуктивность в реализации не только предметных, но личностных и мета предметных умений, в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку к уроку. И большой обьем ТК теперь не удивляет. В карте просто все прописано до мелочей, а мелочей в обучении не бывает: все важно, все надо предусмотреть, все корректно сформулировать. Да так, чтобы ребенок, обучаясь индивидуально, в паре или в группе, научился учиться. Это требование времени. За технологией развития информационно-интеллектуальной компетентности будущее!


[1] Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК): научно-методическте пособие / Л.Г.Панфилова, Т.Е. Матвеева, С.А. Сапон. _ Великий Новгород, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с использованием ТРИИК (технология развития информационно- интеллектуальной компетенции младшего школьника)

Актуализация знаний о  правописании слов с безударной гласной, проверяемой ударением. Освоение приёма работы со словарём. Правописание словарных слов....

«Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно –познавательной компетентности учащихся в процессе изучения предметов начальной школы»

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном са...

Презентация "Система развития психолого - педагогической компетентности и профилактики негативных последствийпедагогической деятельности (профессиональная деформация)

В процессе организации самопрофилактики профессиональной деформации важно выделить особый пласт - знание психологии учащихся, их способностей, личностных способностей, ценностей и интересов. Ругать мо...

Механизмы развития и формирования компетентностей

Материал рассматривает ключевые компетенции в рамках ФГОС...

Статья "Возможности технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности учащихся (ТРИИК) при реализации ФГОС НОО"

Статья "Возможности технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности учащихся (ТРИИК) при реализации ФГОС НОО"...

"Формирование коммуникативных умений в процессе освоения учебной темы с использованием технологии информационно- интеллектуальной компетентности"

Статья на тему "Формирование коммуникативных умений в процессе освоения учебной темы с использованием технологии информационно- интеллектуальной компетентности"...