Опора на естественные потребности первоклассников и учет их возрастных особенностей при обучении шахматам
статья (1 класс) по теме

Огнева  Татьяна  Анаольевна

В  статье  описывается  новейшая   технология  обучения  шахматам детей  по  типу  обязательного  факультатива  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл http://virtualchess.ru/stsh.htm21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Опора на естественные потребности первоклассников и учет их возрастных особенностей при обучении шахматам

Огнева Т.А.

Москва


Мой двадцатилетний опыт преподавания шахмат детям как обще-развивающей, так и спортивной направленности, позволил мне выявить общие закономерности, присущие успешным детям, в изучении и совершенствовании в процессе освоения шахматной игры. У этих успешных детей, разных по характеру и темпераменту, наблюдаются одинаковые проявления:

• Погружение в изучаемый предмет
• Качественная ориентировка в предлагаемых учебных ситуациях
• Высокая умственная активность
• Эмоции не нарушают рациональный компонент мышления

Следовательно, если в методике обучения будут заложены условия и тренировка данных качеств, то она послужит эффективным средством общего развития.

Все перечисленные выше качества проявляются у детей, занятых интересным для них делом, как правило, в игре, дающей им простор для творчества и самовыражения. К моменту поступления в школу потребность в игре, творчестве и в активной исследовательской деятельности не исчезает. Шахматная игра обладает уникальной возможностью удовлетворения этих естественных детских потребностей при условии, что методика преподавания будет созвучна струнам детской души. Очень важно посмотреть на изучаемый предмет глазами ребенка, ведь все мы были когда-то детьми. Когда я так поступила, для меня шахматные фигуры вдруг ожили, и в голове возник цикл историй и приключений, случившихся в шахматном детском саду.

« Что же это за шахматный детский сад ?»- спросите вы. «Это, наверное, где дети изучают шахматную игру?»- догадаетесь вы. « Не совсем так» - отвечу я вам.

Это сказочный шахматный детский сад, где героями являются шахматные пешки и фигуры. Я просто предположила, что если в шахматной партии встречаются умудренные опытом взрослые фигуры и пешки, то и они когда -то были не очень умелыми и опытными детьми. Им, наверное, понадобилось много усилий и времени, чтобы превратиться во взрослые фигуры и пешки. Этот сюжет оказался очень знакомым и понятным для первоклассников, с которыми я весь учебный год работала факультативно по желанию учащихся. Почти все родители первоклассников изъявили желание заниматься шахматами.

Таким образом, я учла возрастные особенности детей – любовь к игре, преобладание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Шахматы я превратила в игру по ролям, хорошо знакомым и доступным опыту каждого ребенка. Этот прием с самых первых шагов сделал игру осмысленной для детей.

Вы задумывались над тем, что является двигателем детской игры. «Достижение игровой цели!» - ответите вы, и конечно будете правы, но для ролевых игр такой ответ будет не полным. Потому что смыслом ролевой игры становится само содержание игры. Проигрывание ролей - это эмоциональное переживание и чем сильнее погружение в роль, тем больше удовольствие от игры будет получать ребенок, тем чаще он будет стремиться в нее играть.

Хочу напомнить значение образа в развитии детского мышления. Мышление образами позволяет быстрее запоминать и удерживать в голове необходимый объем знаний важных для игры, и активно им пользоваться - в противовес словесно-логическому мышлению. Образное мышление ближе детской природе и позволяет экономить энергию, что особенно важно, если обучение проходит во второй половине дня после основных уроков, и дети могут быть утомлены. Игровая деятельность, усиленная детским воображением, позволяет им глубже понять закономерности пространственных отношений в шахматной игре через собственную практику и создает благоприятный момент для включения дидактических заданий в процесс обучения.

Итак, дети с помощью ролевых шахматных игр активно погрузились в учебный процесс, а значит два пункта из приведенного выше списка, удалось осуществить. Осталось задействовать следующие два.

Как же разрешить противоречие между сложностью обучения шахматам и столь юным возрастом учащихся? Одно дело играть, другое дело решать шахматные задачи. Наверное, чтобы решить задачу, надо в ней хорошо разобраться, а то поспешишь, людей насмешишь. Уж торопиться дети любят, особенно в шахматной игре. Сначала пойдут, потом поймут, что натворили, только и остается дожидаться ответных «подарков» соперника.

Оказывается, умение анализировать дано детям в разной степени. Зависит и от темперамента, качеств внимания, степени усидчивости. Не это ли служит для педагогов камнем преткновения? Страшно подставлять свою голову на плаху шахматного всеобуча. Не волнуйтесь, моя история с жизнеутверждающим финалом. На помощь опять приходит сказочная дидактическая история с диагностическими возможностями. Результаты выполнения этого задания служат индикатором темпа продвижения группы и возможности завершения докоролевского периода обучения шахматам.

Важная особенность методики состоит в том, что изучение короля происходит в последнюю очередь. Так как короля нельзя ставить под бой, прежде необходимо овладеть навыками движения остальных фигур и пешек. Король является экзаменатором для остальных фигур. Поэтому дети присягают на заботу и верность королю, выполняя специальные задания, где нужно пройти маршрут королем, ни разу не подставив его под бой, и учитывая что он не может побить защищенную фигуру. Поэтому ярко выделяются два периода: докоролевский и королевский.

Сказочная дидактическая шахматная история

Оборудование: листы А 4 , карандаши, ластики, классная доска, мел.

Инструкция:

Нарисуйте большой квадрат на своем листочке. (Активизирующий вопрос детям) Сколько линий нам нужно провести в этом квадрате, чтобы разделить его на три горизонтальные полоски? (Следующий активизирующий вопрос) Сколько линий нам нужно провести в этом квадрате, чтобы разделить его на три вертикальных столбика? В итоге мы поделили квадрат на 9 клеток. Рисуем сверху этого квадрата крышу и получаем дом.

Рассказываем детям, что в этом доме живут две подружки белые ладьи. Рисуем одну ладью в нижнем левом углу, другую над - нею.

Говорим детям, что в этом доме отсутствуют лесенки. Просим детей объяснить причину их отсутствия. Хвалим догадавшихся детей, ответивших, что лесенки ладьям не нужны, потому что они не умеют по ним ходить. Рассказываем, как хорошо живется двум подружкам в этом доме, но у них есть привычка включать свет во всех комнатах этажей и подъездов в которых они непосредственно находятся. Вызываем по очереди детей с просьбой рисовать солнышко в «освещенных» ладьей комнатах.

Однажды к ним подселилась черная ладья в правый верхний угол. Она была угрюма и неприветлива, а самое главное она опасалась освещенных комнат. Есть подозрение, что это было привидение. На освещенную комнату, находившуюся на одном с ней этаже и на комнаты в одном с ней подъезде, она набросила тень. Просим помощи у детей, чтобы обнаружить эти комнаты и отметить их волнистой линией. Мы нашли также полностью темную комнату, без единого лучика света. Эту темную комнату мы полностью заштрихуем, чтобы показать, насколько она темная.

Белые ладьи сообщили нам, что им очень не нравится новая соседка, и они просят помочь избавиться от нее.

Задаем вопрос: «Как белым ладьям избавиться от черной ладьи?» Выслушав ответы детей, можно помочь им наводящим вопросом: « Чего боится черная ладья? Куда она спрячется следующим ходом?» Обычно этого бывает достаточно, чтобы сообразить, что черная ладья боится света и нужно лишить ее убежища, то есть в темной комнате нужно включить свет. Лишенная убежища черная ладья покинет дом. Для этого осталось показать стрелкой, как пойти белой ладье, чтобы оказаться на одной линии с темной комнатой, но не на одной линии с черной ладьей. После того как все дети постараются указать стрелкой правильный ход, просим их перевернуть листочки и нарисовать опять большой квадрат. Рисуем новую ситуацию и предлагаем детям самостоятельно ее решить, предварительно указав все освещенные комнаты, комнаты с тенью и самую темную комнату. Только после этого просим указать стрелкой ход белой ладьи, освещающий темную комнату.

В этой сказке описан алгоритм поисково-ориентировочной деятельности. По ходу его выполнения все дети с разными способностями к анализу придут к одной цели. Обозначение комнат разными способами позволит импульсивным и торопливым детям действовать осмысленно, целесообразно и исключит поверхностные решения, не даст действовать наугад.

Предварительная ориентировочная поисковая деятельность, опредмеченная рисунком или цветом, развивает умение анализировать, на базе уже хорошо развитого наглядно-действенного мышления. Прослеживается важная закономерность: тот, кто хорошо проводит такой анализ и делает правильный вывод, тот быстрее развивается и у него совершенствуется способность действовать в уме.

Поскольку данный методический прием является важным этапом, особенно для детей с недостатками внимания, требуется достаточно много выполнить упражнений с предварительной маркировкой. Практика показывает, что раскладывание раздаточного материала связана с временными затратами, поэтому удобнее использовать компьютерную программу, разработанную автором этой статьи. Эта программа размещена на сайте virtualchess.ru, в разделе сайта «о программе».

В этой программе есть особый раздел, под названием «раскраска». Если на экране появляется слово раскраска, то ход сразу сделать невозможно. Необходимо сначала произвести цветовой анализ позиции в соответствии с заданием и только после этого выполнить ход. Выполняется главная заповедь шахматной игры – сначала посмотри внимательно, а потом принимай решение.

Эта программа дает простор для творчества педагога, потому что можно создавать свои позиции в текстовом редакторе блокнот и через опцию загрузить игру, пользоваться ими в моей программе. Заложена в программе возможность работы в тестовом режиме. Задания для этого режима, также может сделать любой желающий, если обратится ко мне по почте, указанной на сайте.

В своей статье я поделилась опытом реальной работы. Те методы, и приёмы которые я изложила, очень эффективно влияют на общее развитие детей. Буду рада сотрудничать со всеми, желающих повысить качество обучения детей шахматной игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей на занятиях общей физической подготовкой в школе.

Методические рекомендации по организации занятий по физической культуре в начальной школе....

Организация и проведение занятий хореографией для детей младшего школьного возраста с учетом их психофизиологических возрастных особенностей.

Данная статья  предназначена для педагогов дополнительного образования, руководителей самодеятельного детского хореографического коллектива. Актуальность содержимого статьи в том, что она оказыва...

Статья на тему "Учет возрастных особенностей памяти младших школьников в учебном процессе"

Данная стаья знакомит с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста и особенностями памяти, которые педагог должен учитывать в учебном процессе.Всем известно, как велика роль памяти в ...

Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника.

Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных мо...

Обучение функциональным навыкам детей с ТМНР с учетом их возрастных особенностей

Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ...

Учет психолого-педагогических особенностей в обучении детей с ОВЗ

Материал содержит информацию о понятиях "Ограниченные возможности здоровья", "Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья", "Особые образовательные потребности обу...

Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО для проведения в классе по системе обучения Л.В. Занкова, с учетом возрастных особенностей обучающихся в III триместре 2 класса ( УМК «Математика 2 класс» ч.2 авторы Аргинская И.И., и др., «Рабочая тетрадь №

Тема урока: Действия первой и второй ступеней.Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.Цель урока: создать условия для формирования умений выделять в выражениях...