Организация и проведение занятий хореографией для детей младшего школьного возраста с учетом их психофизиологических возрастных особенностей.
статья (1, 2, 3 класс) по теме

Данная статья  предназначена для педагогов дополнительного образования, руководителей самодеятельного детского хореографического коллектива. Актуальность содержимого статьи в том, что она оказывают помощь педагогу, в правильной организации и проведению занятий хореографией с детьми младшего школьного возраста, с учетом возрастных психофизиологических особенностей этого возраста.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по эстетическому воспитанию детей посредством танца

с учетом их психофизиологических особенностей

(для детей младшего школьного возраста)

Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, руководителей самодеятельного детского хореографического коллектива. Актуальность методических рекомендаций в том, что они оказывают помощь педагогу, в правильной организации и проведению занятий хореографией с детьми младшего школьного возраста, с учетом возрастных психофизиологических особенностей этого возраста.  

Итог эстетического воспитания посредством танца, как и другого иного, зависит от методики преподавания. При правильно выбранной и научно обоснованной методике, которая строится с расчетом, на объединение форм и содержания при основной роли содержания, на психолого-коррекционное развитие ребенка - природные качества ребенка выявляются, развиваются и формируются разносторонне.  

 Методика пребывает в постоянном развитии, переменах, накапливается новыми методами и приемами относительно требованиям времени. Педагог должен постоянно следить за переменами в ней и ее развитием, поскольку применение шаблонных устаревших приемов  может привести к тому, что у ребенка будет уничтожено творческое основание его интеллектуального развития. Успех преподавания возможен только тогда, когда педагог  в своей работе использует разнообразные прогрессирующие методические приемы, которые опираются на научно-теоретические положения, которые принадлежат единым принципам дидактики.

Главное в воспитании – это умение педагога включить в работу  разнообразные анализаторы, которые возбуждают мысли и чувства ребенка.

Используя относительные методические приемы, педагог успешно может решить эту главную задачу.

На современном этапе обучения и эстетического воспитания, в развитии, тренировке и деятельности всех функций нервной системы особое значение уделяется использованию игровых методов обучения, как эффективного средства развития личности. Благодаря игре ребенок входит в сферу общих смыслов разных видов деятельности, у него развиваются важные психические способности. Игровые приемы обостряют интерес к объекту, усиливают внимание, умственную деятельность и эмоциональную сферу, развивают фантазию и творческое воображение.   Дети могут ярко все себе представить и легко «войти» в образ.  

А. Макаренко говорил про важное значение игры в развитии ребенка, как подготовительному этапу его дальнейшей деятельности, про близость игры к труду, поскольку в ней всегда есть и рабочее усилие и усилие мышления.  Для правильного формирования высшей нервной деятельности ребенка необходимо подбирать такие игровые (сюжетные) танцы, которые соответствовали бы его возрасту.  

Например, при изучении конкретных движений  следует подбирать такие игровые задания, содержание и образы которых активизируют мысли, вызовут у детей ряд чувств, взаимосвязанных с работой воображения, качеством восприятия, внимания, фантазии и т. д., которые в свою очередь вызовут эстетические переживания и естественно включат эмоциональную сферу. Без комплексного обучения, которое привлекает наибольшее количество чувств, воспитание будет бессмысленным, формальным, приглушит эмоциональную сферу ребенка. Поэтому материал, даже отдельные его элементы нужно подавать в игровой форме, потому что желание учиться, желание что-то делать у ребенка объединяется с желанием играть.

Для того чтобы дети могли не только проявить, но и использовать при выполнении задания посредством танца вызванные им чувства, необходимо их заинтересовать не только конкретным заданием, но и всем учебно-воспитательным процессом. Решающая роль  в воспитании интереса к занятиям хореографии зависит только от педагога, от тех методов, которые он применяет. Главное – это создание атмосферы, в которой ребенок сможет радостно и непринужденно работать, не затрачивая больших усилий. Здесь главное не результат, а сам процесс. Каким незначительным бы не был результат, педагог всегда должен поддерживать усилия детей и стимулировать их. Перед ребенком ставится ясная и доступная цель. Желая добиться этой цели (поскольку она ему понятна), ребенок сам проявит и свою собственную инициативу, что необходимо  для воспитания творческого начала.

Детскую инициативу следует вовремя заметить и поддержать. Ребенок испытает большую радость, увидев  результат своего труда. На успехи того или иного ребенка нужно обратить внимание всего коллектива, обсудить их, выяснить, благодаря чему ребенок достиг таких результатов, сделать так, чтобы его успехи послужили примером для других детей.

Осознанная заинтересованность и проявленная в связи с этим инициатива открывают возможности для развития богатого комплекса чувств, вызванных правильно поставленным заданием.  

Воспитательный процесс - это активное взаимодействие педагога с детьми. После детального пояснения и показа очередного задания, которое должно вызвать у детей яркие танцевальные впечатления, нужно сосредоточить внимание на то, как дети выполняют это задание, как проявляется их активность, чувства, обостряется внимание и особенно, как дети преодолевают трудности, возникающие при освоении материала. Педагог должен быть сдержанным и тактичным, ничего не навязывать и не подсказывать. Дети должны сами свободно проявлять свою инициативу.

Детскую активность следует воспитывать без поспешности, осторожно, последовательно. Детям должны быть доступны и понятны требования педагога. Только такая сознательная деятельность обеспечит нужную активную деятельность и правильное развитие.

Выполняя задание педагога, дети повторяют его несколько раз. Их активность в этот период должна направляться на то, чтобы с каждым повтором лучше выполнить задание, исправить ошибки, на которые указал педагог. Усваивая материал, дети стают уверенней в своих силах, у них появляется желание действовать самостоятельно. Самостоятельное выполнение задания помогает лучше освоить материал, оказывает влияние на умственное и художественное развитие, открывает простор творческой инициативе. Поэтому самое главное задание педагога  - суметь привить ребенку черты самостоятельности, которые необходимы в его дальнейшей деятельности. Человек, который привык действовать самостоятельно, сумеет интересно организовать свою деятельность, найти жизненную перспективу, выработать характер и яркую индивидуальность.

Дети с радостью выполняют разные поручения и хотят сделать даже большего, чем от них требуется. Но нельзя допускать это стихийности, потому что нередко непосильное задание, которое берет на себя ребенок, может негативно повлиять на его нервную систему. Поэтому подбирать и давать задания следует очень осторожно, учитывая индивидуальные способности и особенности нервной системы каждого ребенка.

Воспитание самостоятельности, следует начинать  с очень простого и одинакового для всех задания, например, самим придумать игру, движения для передачи какого-либо образа (животного, птицы, куклы и т.д.); запомнить последовательность движений; в задании, этюде, танце найти движение и образ, соответствующие музыке.

 Внимательно наблюдая за детьми, нужно выявить, которые из них более смелые, быстрее схватывают и выполняют задание и которые более стеснительные и для выполнения задания им требуется больше времени, хотя в потенциале обе группы имеют одинаковые возможности. Детей ранимых, стеснительных нужно «открывать» постепенно, без принуждения, чтобы не нанести душевной травмы, не вызвать чувства неуверенности, мысли о том что они хуже других. Иначе такие дети закрываются в себе и их способности притупляются. Поэтому, при выполнении общих заданий, следует ориентироваться на детей более пассивных, а в индивидуальных заданиях – выходить из возможностей каждого.

С развитием самостоятельности ребенок утверждает себя как личность, осмысленно берет участие в жизни коллектива и несет за него ответственность. Необходимость воспитания всех вышеописанных качеств в том, что они подготавливают ребенка к художественной деятельности, что является высшей формой выявления интеллекта, способностей и индивидуальности. Только художественная деятельность поможет раскрыть дарование каждого ребенка, создать идеал, к которому он будет стремиться. Воспитание таланта вместе с индивидуальными способностями – тонкий и сложный психолого-педагогический процесс.

Здесь нужны чуткость, знание различных методических приемов, для того, чтобы выходя из возможностей каждого ребенка, индивидуально использовать именно тот прием, который отвечает особенностям его развития и решению поставленного задания.

Занятия танцем выполняют не только общеобразовательные воспитательные функции, но и оздоровительные. Достигая определенных результатов через конкретные задания, ребенок развивает свою силу воли, умение преодолевать технические трудности, укрепляет здоровье.

Организация художественной деятельности обеспечивается подбором методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества.

К ним принадлежат:

Наглядный показ. Приступая к изучению нового движения, позы, самостоятельного движения рук, головы, корпуса, педагог сопровождает его точным показом, который обязательно должен иметь содержание и образ. Движение при таком показе набирает определенной эстетической формы.

 Во время показа педагог выполняет движение в законченном виде,                после этого переходит к разбору его деталей – одного двигательного действия, то есть методу решения отдельных двигательных заданий, научить двигательных навыков, в которых есть определенные элементы движения. Только после последовательного изучения всех деталей педагог соединяет их и работает над формой всего движения.

Задание педагога при показе лежит не только в том, чтобы научить детей видеть движение, а главным образом дать в нем образное понимание всей формы путем наблюдения  за его развитием. Нужно добиться того, чтобы изучая движение, дети творчески выражали свои чувства, объясняли друг другу, как его надо выполнять. Это приведет к более четкому пониманию образа движения, что в свою очередь влияет на развитие фантазии, которая помогает ребенку глубже раскрыть свой духовный мир. Начиная, уже с первых занятий, детей нужно учить видеть форму: вначале - ее выразительность и образ, а потом уже детали.

2. Образец – правильное, эмоциональное, выразительное и красивое исполнение педагогом задания, которое он ставит перед детьми. Образцом может быть танцевальная фраза из двух трех движений, части хоровода, танца, этюда, игры. В своем исполнении педагог должен образно открыть содержание и значение каждого отрывка так, чтобы у ребенка появилось желание его выполнить. Показывая образец, педагог вместе с детьми анализируют его детали, находят в них уже выученные и знакомые им движения, и то, как эти движения связаны между собой. Такой процесс обучения влияет крепкому освоению материала, стимулирует умственную деятельность и является знаменателем качественного исполнения.

Введение в образовательный процесс образца способствует развитию творческих способностей детей, помогает формированию их самостоятельности, проявлению инициативы, активности в преодолении трудностей и выполнение собственных творческих мыслей.

3. Словесный метод –  умение пользоваться словом. Методические приемы и образец не могут существовать без словесных объяснений, указаний. Психологическая сила влияния слова и его интонации, с которой оно сказано, открывают перед педагогом большую возможность в общении с детьми. Во время и со смыслом сказанные слова  стимулируют инициативу, активность, побуждают к действию, направляют внимание на то главное, что нужно отобразить в задании, на качество выполнения; укрепляют уверенность ребенка в своих действиях. Слово должно быть могучим стимулятором, но им можно и парализовать деятельность ребенка, потерять веру в себя. Именно поэтому пользоваться словом и интонацией нужно осторожно и артистично, чтобы не унизить ребенка, не дать ему закрыться в себе.

Словесный метод играет важную роль в развитии умственной деятельности детей, поскольку только словом можно вызвать  у ребенка желание творить и этим самым включить в действие всю его эмоциональную сферу.

4. Музыкальное сопровождение как методический прием. Музыка один из сильнейших факторов влияющих на воспитание. Когда ребенок ее слушает, у него, независимо от желания и сознания возникают определенные мысли, ощущения, образы; обогащается эмоциональная сфера, которая влияет на качество выполнения движений. Музыка помогает формировать осанку, координацию, снимает напряжение. Она вызывает процессы возбуждения и торможения. Высокой культуры движений в танце, нельзя достичь без соответственного по качеству музыкального материала. За своим содержанием музыкальные сочинения должны соответствовать внутреннему миру ребенка, характеру движений и развитию образов. Воспитать у ребенка настоящую потребность в музыке, любовь к ней, музыкальный вкус – одна из важных задач данной педагога, начинается все это с музыкального оформления занятия. Применяя метод наглядности или образца используя при этом музыкальное сопровождение, педагог раскрывает заложенный в нем смысл и образ, а у детей возникают жизненные ассоциации, вызванные данной музыкой. Прослушивание приучает их к активному восприятию музыки, обогащает мышление, что в свою очередь помогает им передавать в танце мысли, чувства и настроение.

 5. Игровой метод соревнования. В его сути лежит подбор детям игры, содержание которой предвидит соревнования их между собой за лучшее выполнение того или другого задания (с группой или индивидуально). Игры могут придумывать сами дети.

6. Метод воспитания подсознательной деятельности. Полноценная творческая деятельность не может продвигаться без участия подсознания. Чем богаче наше подсознание, тем ярче, непредвиденнее в момент творческого процесса оно подскажет решение, которое не может подсказать сознание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выбор системы оздоровления. Оздоровительные мероприятия при организации внеурочной деятельности по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, является одной из важнейших задач государства  на сегодняшний день. В связи с ухудшением экологической обстановки, и как следствие, ...

Коррекционно - развивающее занятие для гиперактивных детей младшего школьного возраста "Шаги к успеху"

Актуальность работы заключается в том, что на данном этапе у младших школьников бывает недостаточно развиты навыки самоконтроля и саморегуляции своего поведения, эмоционального состония, что в свою оч...

Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста – залог успешности усвоения ПДД

Общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей и подростков, где они могут и должны получить необходимые знания, уме...

Методическая разработка для занятий хореографией с детьми младшего школьного возраста в условиях дистанционного обучения.

Методическая разработка для занятий хореографией с детьми младшего школьного возраста в условиях дистанционного обучения....

Доклад на ШШО «Особенности детей младшего школьного возраста и их учет при организации обучения с использованием электронного обучения и дистанционных технологий»

Доклад на ШШО«Особенности детей младшего школьного возраста и их учет при организации обучения с использованием электронного обучения и дистанционных технологий»...

Организация учебно-воспитательного процесса с учетом психовозрастных особенностей детей младшего школьного возраста

Организация учебно-воспитательного процесса  с учетом психовозрастных особенностей детей младшего школьного возраста...