Личностно-ориентированное обучение
материал по теме

Владышникова Людмила Александровна

Представлен опыт работы над проблемой "Реализация личностно-ориентированного подхода в  обучении и воспитании  младших школьников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_problemoy.docx162.16 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Работа над проблемой

«Реализация личностно-       ориентированного подхода в обучении

и воспитании

        младших  школьников»

       (УМК «Гармония»)

                         

                                       Учитель высшей категории 

                                      Владышникова

                                     Людмила Александровна

2012 уч.г.

 

Работаю над проблемой «Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании младших школьников».Актуальность выбранной мной темы очевидна. Современная система образования, носящая непрерывный характер, выполняя государственный заказ, готовит к самостоятельной жизни человека, способного, используя результаты обучения и воспитания, легко и быстро адаптироваться к условиям стремительно меняющегося общества.

В настоящее время итогом благополучной социализации является личность, в которой ярко проявляются специфические, присущие только ей качества, характеризующие ее как индивидуальность. Отсюда возрастание общественного интереса к проблемам личности, ее индивидуальности, способам воздействиям на нее.

Работая по УМК «Гармония» и стремясь реализовать идеи авторов этой программы, я пришла к выводу, что личностно-ориентированный подход в обучении является средством для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников.

Для того, чтобы реализовать личностно-ориентированный подход в системе образования, я изучила индивидуально-личностные особенности учащихся. Знание особенностей темперамента, свойств нервной системы у младших школьников необходимо. Это позволило мне предопределить реакцию детей и дало мне возможность  выбрать нужные методы обучения и воспитания..

Развивающий эффект обучения по УМК «Гармония» определяется тем, насколько педагогу удается переделать образовательную программу в программу деятельности самого ребенка, то есть когда оно ориентируется не только на возрастные, но и на индивидуальные особенности младших школьников. На уроках я не просто  работаю над созданием доброжелательной творческой атмосферы, а постоянно обращаюсь к субъективному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие на ученика, но и обратный процесс. Ученик как носитель субъектного, личностно значимого для него опыта должен иметь возможность максимально, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) все, что сообщаю ему я.

Урок – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.

На уроках литературного чтения я веду диалог с учащимися, открывая для них тайны человеческой души, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Несовершенные (некультурные, натуральные) способы учебного поведения ребенка противопоставлены совершенным (культурным, социально значимым). Все детские версии я обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.

Реализации такого подхода способствуют учебники «Литературное чтение» О.В. Кубасовой и рабочие тетради, по литературному чтению. Массу разнообразных заданий предусмотрели авторы для накопления учащимися необходимого литературного опыта. Детям предоставляется уникальная возможность проявлять индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом.

При актуализации знаний на уроке я использую игру «Ты – мне, я – тебе», прежде, чем начать опрос основного домашнего задания. Суть этой игры в том, что дети задают друг другу вопросы по содержанию произведения, работая в парах и в группах. Вопросы ученики могут брать из учебника или придумывать сами. Приветствуется и то и другое, так как, на мой взгляд, выбирая из имеющихся вопросов, или придумывая их, дети проявляют самостоятельность в рамках своего индивидуального развития и, в любом случае, анализируют содержание материала, продумывая варианты ответа. Кроме того, избежать неверных суждений помогают диалоги по содержанию произведения на предшествующих уроках. Плюс этой игры еще в том, что дети чувствуют себя более раскрепощено, работая друг с другом, чем, если такая же работа происходит с участием учителя.

Очень любят дети игру «Радиотеатр», которая также организуется в группах. Готовясь к игре дома, учащиеся также создают группы, выбирая себе роли. Каждый ребенок выбирает себе роль в соответствии с уровнем сложности текста, причем отрывок для чтения по ролям им тоже можно выбирать наиболее понравившийся. Требование к чтецам у меня одно (в соответствии с программой): передать голосом чувства и настроение героев произведения.

Составляя диафильмы по прочитанным произведениям, учащиеся не просто проявляют свои творческие способности (в том числе художественные), но и учатся делить текст на смысловые части, выбирать главное в них, составлять план текста. Этой работе предшествовало составление картинного плана во 2 и 3 классах. Таким образом, ученики осваивают материал программы в интересной для них форме, и в этом заслуга авторов курса.

Нравится моим ученикам, и инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.

Все же основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Каждый учащийся моего класса ведет читательский дневник, в который записывает дополнительно прочитанные произведения. С 3 класса в дневнике появляется запись в колонке «Что я думаю». В ней дети записывают свои впечатления о прочитанном произведении. Систематичность такой работы приносит свои результаты. Во-первых, дети учатся самостоятельно анализировать содержание литературных произведений. Во-вторых, просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы, то есть мне, как учителю, есть, на что опереться в развитии их способностей. Воспитать пытливые, неравнодушные умы юных читателей помогает именно работа по программе «Гармония».

Авторы курса русского языка по этой программе М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко также предусмотрели множество возможностей для реализации личностно-ориентированного подхода к обучению младших школьников.

Детям предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате социально организованных опытов и наблюдений над речью. Помогают в этом их сверстники – абстрактные мальчики, которым авторы дали имена: Антон и его иностранный друг Майкл. Дети называют их «наши почемучки», так как они все время задают вопросы по материалу урока. Когда они появляются на страницах учебника, дети оживляются и увлеченно ищут ответы на их вопросы. Я думаю секрет успеха в том, что такие ситуации привносят разнообразие в традиционную форму общения на уроке «учитель - ученик» и помогают детям повысить собственную самооценку, «научив» своего сверстника. В организации такой работы проявляется коммуникативно-деятельностная направленность обучения.

Учебник русского языка в сочетании с тетрадями-задачниками является основным средством, моделирующим учебную деятельность каждого ребенка, помогающим не только организовать освоение того или иного материала, но и формировать у ученика важнейшее умение – умение учиться. Деятельность многих заданий, дробность вопросов, широкое использование памяток, обилие отсылок к пройденному материалу – все это направлено на то, чтобы сделать действия учащихся осознанными, а логику работы понятной не только учителю, но и ученику.

Существенную помощь в усвоении учебного материала оказывают памятки. Система работы по их введению и использованию предусмотрена опорой на индивидуальные различия детей.  «Как правильно списывать?», «Как писать без ошибок?», «Как искать проверочные слова для корня?» - эти и другие вопросы задают себе дети в процессе обучения и находят ответы на них в подробных и доступных памятках.  Ссылки на них используются регулярно для того, чтобы приучить ребенка оценивать свои возможности и самому решать: нужно ему такое напоминание или нет. Как правило, дети с более высокой самооценкой и развитым мышлением быстрее запоминают порядок действий для решения той или иной орфографической задачи и не прибегают к помощи памятки. Дети, по своей природе неуверенные в своих силах, или же имеющие пробелы в знаниях, обращаются к памятке для самопроверки. А другая часть детей пользуется памятками наиболее часто, так как особенности их памяти, мышления не позволяют добиться желаемого результата так быстро, как другим учащимся, и им требуется гораздо больше времени, чтобы освоить правильный способ действия. Обращение к памяткам позволяет избежать ошибок, а значит, способствует повышению самооценки, получению удовлетворения от проделанной работы, заинтересованности учением.

Еще один способ для создания ситуации успеха на уроке русского языка – письмо с «окошками». Детям предоставлен выбор: знаю – пишу, не уверен – показываю выбор букв в «окошке», не знаю – оставляю «окошко» пустым.  Так я учу рассуждать учеников.  Вместе с тем, постоянное напоминание в виде индексов – обращение к памяткам, подталкивает ребят к размышлению, воспроизведению в памяти нужного правила и самоутверждению – «знаю!». В письме «с окошками» отражается личностный выбор учеников, соответствующий уровню самооценки собственных возможностей.

На уроках математики я веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами.

Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку необходимо осуществлять, опираясь на знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Работая по УМК «Гармония», я  не вижу сложности в подборе такого материала, особенно для уроков математики. Авторы курса (Н.Б. Истомина, В.В. Малыхина, Г.Г. Шмырева) предоставляют нам набор печатных тетрадей, дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программой, но передавать его словом, знаково-условным изображением, рисунком, схемой, предметным изображением, и т.п. Конечно, вид и форма материала, возможности их репрезентации учеником во многом определяются содержанием самого материала, требованиями к его усвоению, но единообразия в этих требованиях быть не должно. Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом. На уроках математики и русского языка я использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предоставляю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, ее успешное выполнение.

На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее раскованы и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников.  В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимися с разным типом восприятия, я предоставляю им возможность  самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения.  По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения. Я побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.

Уроки технологии проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций.  

УМК «Гармония» основан на принципах реализации личностно-ориентированного подхода к обучению детей младшего школьного возраста и способствует формированию основ учебной самостоятельности, что подтверждают результаты диагностики моих учеников. Хочу подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит меня в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание социально активной личности в условиях личностно- ориентированной системы обучения.

Концепция и программа воспитательной работы классного руководителя начальных классов....

Психолого-педагогические условия самоактуализации личности в процессе личностно-ориентированного процесса обучения и воспитания

В последнее время личностно ориентированное обучение и воспитание стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретически...

Личностно-ориентированный характер обучения в условиях ФГОС. Организация современного урока.

В современной школе идёт поиск новых подходов к содержанию, организационным формам, методам и средствам  учебной работы. Важнейшей идеей современного образования становится его деятельностное сод...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...