ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
статья по теме

Филькова Ирина Валерьевна

В современном школьном образовании применение дистанционных технологий с каждым годом находит все большее применение в педагогической практике. Дистанционное обучение было востребовано в разные исторические периоды у разных категорий школьников. Можно сделать вывод о том, что исторический опыт применения дистанционных технологий говорит о том, что их использование необходимо для улучшения качества образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filkova_i.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Филькова И.В.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

В современном школьном образовании применение дистанционных технологий с каждым годом находит все большее применение в педагогической практике. Дистанционные технологии позволяют удовлетворять потребность в передаче новых знаний, умений и навыков, позволяют обеспечить непрерывность получения полного школьного образования при возникающих трудностях посещения образовательного учреждения. Наконец, виртуальное обучение дает возможность ребенку расширить свои знания далеко за пределы школьной программы.

Сегодня на всех уровнях системы школьного образования определены приоритеты развития дистанционных технологий в школе. Однако, для того, чтобы двигаться вперед качественными и последовательными шагами необходимо знать исторический опыт использования дистанционных технологий в школе. Когда и почему возникли первые попытки такого способа получения информации? Как развивались дистанционные технологии в школе? Рассмотрим ответы на эти вопросы.

Дистанционные технологии обучения – это различные способы передачи информации на расстоянии. Многие исследователи признают, что первые попытки создания дистанционной формы образования предпринял Ян Коменский ещё 350 лет назад. Он широко ввёл в педагогическую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он первым в истории педагогики разработал иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках», в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов, что давало возможность самостоятельно осваивать изложенный материал на более высоком качественном уровне. Он также является автором системного подхода в образовании, изложив его в «Великой дидактике», принципы которого положены не только в традиционные формы и методы обучения, но и современные – дистанционные.

В середине 19 века развитие транспорта и строительство железных дорог дало толчок развитию  почтовой связи. Дистанционные технологии получили возможность обратной связи от ученика к учителю и наоборот. Ученики выполняли задания, задавали вопросы и отправляли их по почте. И если труды Яна Коменского можно назвать попытками создания дистанционных форм обучения в большей степени с точки зрения информационно-ресурсной составляющей дистанционного образования, то первым историческим опытом применения дистанционных технологий при обучении школьников можно считать опыт Австралии. В 1914 году было организовано обучение по почте по программе начальной школы детей, живущих в отдалении от обычных школ. Студенты педагогического колледжа в Мельбурне проводили свои уроки для этих детей, используя почту. Подобная практика вскоре распространилась на средние школы. Аналогичные системы для школьников стали использоваться в Канаде и Новой Зеландии. Получение школьного образования дистанционно стало востребовано детьми, не имеющими возможность посещать образовательное учреждение.

В России до 1917 года дистанционное образование не имело своего развития, и практически не было востребовано. Однако, после создания нового государства – СССР, была разработана модель дистанционного образования, которую назвали заочной системой. Но в тот исторический период развития системы образования дистанционные технологии применялись исключительно для профессионального обучения и никак не использовались в массовой школе.

Первые шаги в направлении применения дистанционных технологий при обучении школьников в России стали появляться на рубеже 20-го и 21-го веков. Датой официального развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования. Это было связано в первую очередь с бурным развитием информационно-коммуникационных технологий, а также с появлением альтернативных форм получения образования. Дистанционные технологии стали применяться для обучения детей с ограниченными возможностями, для обучения детей по индивидуальному образовательному маршруту. Появление интернета стало решающим фактором для возникновения Виртуальных школ, которые предлагают образовательные модули по предметам общеобразовательной школы. За последнее десятилетие в России было создано несколько интернет-школ, которые, к сожалению, лишь на платной основе осуществляют получение полного общего образования с применением дистанционных технологий. Лишь совсем недавно, в конце первого десятилетия 21 века в программы развития многих общеобразовательных учреждений включено создание и использование учебно-методических комплектов для дистанционного обучения.

Можно предположить, что в ближайшие годы основная проблема развития дистанционного образования, как в России, так и за рубежом, будет связана с ростом конкуренции на таком специфическом рынке образовательных услуг. В этих условиях необходимым фактором повышения уровня конкурентоспособности учреждений, действующих на рынке дистанционного образования, будет повышение качества образования, совершенствование методического и ресурсного содержания дистанционных курсов, а также снижение затрат на обучение.

Дистанционное обучение было востребовано в разные исторические периоды у разных категорий школьников. Можно сделать вывод о том, что исторический опыт применения дистанционных технологий говорит о том, что их использование необходимо для улучшения качества образования. А также можно предположить, что дистанционные технологии вскоре станут не только одной из существующих технологий при обучении детей, но и, возможно, обретут нормативно-правовую базу для того, чтобы называться дистанционными формами получения полного среднего образования.

Литература

1.      Полат Е. С. Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. 1999. №7. - С. 29-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дистанционных технологий в обучении детей с ОВЗ

Актуально использование дистанционных образовательных технологий для детей , которые в силу особенностей своего развития и здоровья не могут посещать в школу и нуждаются в обучении на дому....

Использование дистанционных технологий в обучении детей с ОВЗ в начальном общем образовании

Использование дистанционных технологий в обучении детей с ОВЗ в начальном общем образовании...

Опыт использования современных технологий обучения в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.

       Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации,  он динамичен и изменчив. Перед образовательными учреждениями ст...