Использование дистанционных технологий в обучении детей с ОВЗ
материал

Актуально использование дистанционных образовательных технологий для детей , которые в силу особенностей своего развития и здоровья не могут посещать в школу и нуждаются в обучении на дому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Использование дистанционных технологий

в обучении детей с ОВЗ »

Байтурина Айгуль Садиковна                                             

  учитель  начальных классов

МАОУ СОШ №8, г. Лабытнанги

г. Лабытнанги

2021

Использование дистанционных технологий в обучении детей с ОВЗ

Обеспечение равных прав граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования невозможно без широкого использования дистанционных образовательных технологий.

Особенно актуально использование дистанционных образовательных технологий для детей, которые в силу особенностей своего развития и здоровья не могут посещать школу и нуждаются в обучении на дому.

В рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» на сегодняшний день накоплен значительный опыт организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий детей-инвалидов.

Наша школа реализует мероприятия, основной целью которых является обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на доступное и качественное образование и условий для их успешной социализации.

Использование дистанционных форм при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить ребенка качественным образованием вне зависимости от места обучения, предоставляет возможность общения со сверстниками, необходимого для социализации и адаптации в обществе.

Школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эти требования к результатам освоения основных образовательных программ выдвигает Федеральный Государственный Образовательный стандарт.

Основополагающей особенностью организации учебного процесса в нашей дистанционной школе является гибкость моделирования индивидуального учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана учреждения. При этом его вариативная часть позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Формирование индивидуального учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций. Предполагается согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута ребенка. Возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества недельных часов, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, с характером протекания заболевания.

В разработанных учебных курсах включен большой набор различных элементов: ресурсов, форумов, тестов, заданий, глоссариев, опросов, анкет, чатов, лекций, семинаров, wiki, баз данных, обеспечена удобная возможность редактирования текстовых областей с помощью встроенного редактора.

Учебный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей школе основан на интеграции очного и дистанционного обучения, вместе с этим к каждому ученику на дом может приходит учитель-тьютор, помогающий справиться с возникшими проблемами или трудностями. Благодаря компьютерным технологиям ученик, кроме уроков, проводимых учителями нашей школы согласно расписанию, может принять участие в самых различных мероприятиях дистанционно: в лабораторном эксперименте, конкурсах, олимпиадах, не покидая своей квартиры. Таким образом, дистанционные образовательные технологии позволяют ребенку с ограниченными возможностями здоровья быть активным участником жизни общества, расширяют границы социальных возможностей.

АООП НОО обучающихся с РАС предполагает в большей степени развитие у ребёнка жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативного поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов с детьми и взрослыми.

 

При разработке ФГОС  второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков. Это явилось главным условием при моделировании учителями нашей школы авторских учебных курсов в дистанционной форме.

В учебных курсах в каждый урок включены творческие задания, задания по созданию проектов, мини-проектов, работа со схемами, моделями, тематические и проблемные дискуссии, мозговой штурм (в виде разминок), дидактические игры, анализ ситуаций, исследовательские методы. Обучение выстраивается так, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, при этом осознаёт содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Стоит отметить, что разработанные нами дистанционные курсы по учебным дисциплинам имеют разной сложности задания, что позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении, при работе учитывать психофизиологические особенности каждого ребенка и свойственный ему темп деятельности.

При организации обучения важно учитывать особенности познавательного развития, эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся с РАС, специфику усвоения ими учебного материала.

Например; дистанционное образование для школьников в интерактивной платформе/Учу.ру можно дать разные виды работ. Ученик находит ответ и пишет или сам пишет и решает.

 

C:\Users\Айгуль\Desktop\ДО Валерия\04.12.20.jpg

C:\Users\Айгуль\Desktop\ДО Валерия\27.11.2020г.JPG

C:\Users\Айгуль\Desktop\ДО Валерия\27.11.20.JPG

Наша практика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья показывает, что учебная мотивация для некоторых детей становится большой проблемой, – иногда дети не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения заданий на уроке, домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Также на продуктивности работы на уроке сказываются индивидуальные особенности каждого ребенка, специфика нарушений. Однако, при определенных педагогических воздействиях, мотивация к учению у таких детей повышается и успешно растёт. Этому способствуют включенные в занятия игры, игровые элементы, задания по развитию воображения, использование небольших виртуальных экскурсий. Важно правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно ребенку. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной саму преподаваемую дисциплину, использовать занимательность, необычное начало урока, включать в урок музыкальные фрагменты, юмористические минутки. Мотивационную функцию выполняют проблемные задания, кроме того, они позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению. Важно стараться на уроке чаще обращаться к ученику с вопросами: «А как ты думаешь? А твоя точка зрения? Докажи?». Наша практика доказывает, что целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников с ОВЗ укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

В заключении стоит отметить, что обучение через дистанционные образовательные технологии не уступают обычному школьному обучению и, напротив, имеет ряд преимуществ, особенно при обучении детей с ОВЗ. Потому как:

– учебный материал доступен ребенку в любое время;

– дистанционный урок строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика;

– программы дистанционного обучения соответствуют самым высоким требованиям, предъявляемым к современному образованию;

– наряду с усвоением общеобразовательной программы, дети становятся уверенными пользователями ПК; они могут сами находить в сети Интернет интересующую их информацию и работать с ней;

– работа в дистанционной школе позволяет компенсировать социальную изолированность детей с ограниченными возможностями здоровья от общества, реализовать их образовательный потенциал и получить качественное образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

В современном школьном образовании применение дистанционных технологий с каждым годом находит все большее применение в педагогической практике. Дистанционное обучение было востребовано в разные и...

Методическая разработка по теме Использование здоровьесберегающие технологий в обучении детей в классах с нарушениями ОДА и лёгкой умственной отсталостью.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...

Использование здоровьесберегающих технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

  Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здо...

Статья: "Использование альтернативных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями".

Для того, чтобы дети быстрее и легче усвоили программный материал, на уроках я применяю кроме традиционных методов элементы альтернативных технологий, такие как элементы технологии имитационного модел...

« Использование игровых технологий в обучении детей с ОВЗ»

Педагогическая технология – это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.П...

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ТМНР С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В КЛАССАХ ДДИ «БЕРЁЗКА»»

Деловая игра "Особенности работы с особенными детьми". С каждым годом в общеобразовательных школах появляется все больше ребят, которые требуют особого внимания учителя. Это могут быть как часто бол...

Использование дистанционных технологий в обучении детей с ОВЗ в начальном общем образовании

Использование дистанционных технологий в обучении детей с ОВЗ в начальном общем образовании...