Групповой метод обучения в начальных классах
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Масловская Татьяна Андреевна

Описан опыт работы в группах используя деятельностный подход в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovoi_metod_obucheniya_v_nachalnykh_klassakh.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Масловская Татьяна Андреевна

МБОУ лицей №2 г. Сургут 

Групповой метод обучения в начальных классах как средство реализации компетентностного  подхода

      Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Образовательный процесс получил новое направление – это формирование умения применять знания в ситуациях, отличных от тех, в рамках которых получены эти знания. Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределённости – именно эти качества и даёт возможность сформировать компетентностный подход, реализуемый на уроке. Так как компетенции приобретаются в процессе деятельности, то на различных этапах урока дети должны стать не пассивными слушателями, воспроизводя действия учителя, а активными участниками процесса обучения. Некоторые из этих идей нашли своё применение на уроке окружающего мира по теме «Экологическое равновесие» и позволили формировать несколько видов компетенций.

        Урок начался с проблемного вопроса: «В чём причина нарушения природного равновесия?», поиск ответа на который поможет детям осознать важность сохранения экологического равновесия для жизни на Земле. Этот этап урока помогает формированию как ценностно-смысловой, так и общекультурной  компетенций.

        Урок имел форму групповой работы. На этапе актуализации знаний, работая группами дети доказывали взаимосвязь растений и животных, растений и человека, животных и человека, живой и неживой природы. Затем каждая группа определяла последствия вырубки лесов, либо загрязнения воздуха и воды или браконьерства, а затем называла меры, которые необходимо было принять для восстановления экологического равновесия. И в том, и в другом случае детям пришлось искать способы взаимодействия с другими людьми, находить взаимопонимание, оказывать помощь, обмениваться информацией, приобретать навык работы в группе. Всё это способствовало формированию коммуникативной  компетенции.

        На уроке совместно с детьми был сделан вывод о взаимосвязи компонентов природы и нахождении их в равновесии. Для понимания значения слова «равновесие» дети обратились к дополнительному источнику знаний – толковому словарю. То есть занимались поиском, анализом, отбором необходимой информации, работой с разными источниками знаний – всем тем, что включает в себя информационная компетенция.

      С помощью слайдов, изображающих цепи питания в зоне лесов, дети доказывали существование равновесия между растениями и животными. Здесь им пришлось применить имеющиеся у них знания в незнакомой ситуации, спланировать и осуществить самостоятельную познавательную деятельность. Тем самым формируя учебно-познавательную компетенцию.  Дети размышляли о последствиях уничтожения в лесах хищных зверей и птиц. Совместно с детьми, был сделан вывод о необходимости знания природных связей и предвидении последствий деятельности человека.

        На этапе самоконтроля дети получили задание написать небольшой ответ на заданный вопрос. Задания были представлены трёх уровней сложности и представлены для свободного выбора, в соответствии с их силами. Задания представляли собой: тест с двумя выборами ответов из четырёх возможных, проблемным вопросом и вопросом, на который можно было ответить кратко – положительно или отрицательно. Правильные ответы  по окончании работы были представлены обучающимся и они смогли оценить правильность своей работы, проанализировав свои ошибки и достижения. А это – одна из сторон компетенции личностного самосовершенствования.

          Как любая инновация, формирование перечисленных компетенций на уроке связано с определёнными проблемами. Так, в частности, данный подход требует много затрат времени при подготовке. На таких уроках труднее прогнозировать результаты обучения (например, выводы, к которым дети приходят, работая группами), труднее придерживаться временных рамок, особенно на этапе самостоятельной работы. Но повышение интереса к предмету, рост познавательной активности отрицать невозможно.

Литература:

1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

2. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Педагогика, 1989.

3. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.

4. Поливанова Н. И., Ревина И. В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование. – 1996. - №2.

5. Витковская И. М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников// Начальная школа. – 1997. - №12.

6.  Романова Е. В. Групповые взаимодействия – эффективная форма организации учебного процесса// Начальная школа.- 2007. - №5

7. Землянская Е. Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках//  Начальная школа. – 2008. - № 1.

8. Дьяченко В.Г. Коллективно-групповые способы обучения.// Педагогика, 1998, №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой метод обучения младших школьников как средство формирования коммуникативных компетенций.

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Образовательный процесс получил в настоящее время новое направ...

Применение активных методов обучения в начальных классах

Методики " Ковёр идей", "Ледокол", "Дерево решений"...

Активные методы обучения в начальных классах

Выступление  на тему "Активные методы обучения, используемые при работе с учащимися начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО"...

Активные методы обучения в начальных классах

материал для учителей начальных классов...

плакат по теме активные методы обучения учителя начальны классов на примере математики

Активные методы организации самостоятельной работы и обобщение знанийДостоинства АМАктивные методы строятся на.....активные методы релаксиактивные методы выяснения целей....