Нестандартные задачи и история науки в начальной школе.ФГОС.
статья по теме

Мамедова Виктория Александровна

доклад на тему "Компетентность в области мотивирования обучающихся на осуществление образовательной деятельности ".Этот материал важен для учителей в подготовке к аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

 Компетентность в области мотивирования обучающихся на осуществление образовательной деятельности отражает качество реализации педагогом такой задачи как формирование мотивации детей на образовательную деятельность.

Профессиональный стандарт педагогической деятельности определяет эту задачу как одну из важнейших. Любая деятельность окажется малоэффективной или вообще неэффективной, если у человека не будет заинтересованности в ее реализации. Эта заинтересованность выражается в мотивированности субъекта на соответствующую деятельность.

Мотивация - это настроенность, стремление человека что-то сделать, проявить  активность.

Функция мотивирования является необходимым структурным элементом общей системы деятельности педагога. Под мотивом образовательной деятельности понимают все факторы, обусловливающие проявление образовательной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.д. Мотив является определившимся намерением, желанием определенного действия и, вместе с целью, составляет основной регулятор поведения, включенный в высший уровень психологической системы деятельности. Исходя из этого, одной из важнейших практических задач, стоящих перед педагогом, является создание надлежащей мотивации образовательной деятельности у обучающихся.

Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в образовательной деятельности; умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся; умение создавать условия для самомотивирования обучающихся.

 1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в образовательной деятельности. 

Педагог осознает, что для достижения требуемого результата образовательной деятельности обучающемуся необходима поддержка в виде определенных условий деятельности. Такими условиями могут быть дозирование заданий, пример из опыта обучающегося, похвала и т.д. Главное, чтобы контекст деятельности способствовал формированию и закреплению у обучающегося веры в свои силы, в возможность достижения даже субъективно сложного результата. В реальной практике это может заключаться в использовании принципа «маленькой и быстрой победы».

Успех, пришедший в начале выполнения какого-либо дела, несет в себе
мотивационный заряд. Если педагог стремится показать ученику, что он уже
имеет определенные достижения, пусть и небольшие, это будет свидетельством компетентности учителя в данной области. Педагогу важно уметь формировать у учащихся привычки и мысли, ведущие к успеху. В реальной практике это выражается в том, что учитель, общаясь с обучающимися воспитанниками, использует позитивные утверждения, отказывается от использования слов с частицей «не» или с любой другой формой отрицания.

Например, компетентный педагог говорит «хороший результата» или «достойный результат», «дружный класс» вместо фраз «неплохой результата», «неконфликтный класс». Ставя цель, педагог указывает, что надо достичь, а не то, чего надо избегать («дайте творческий ответ» вместо «не давайте банальных, шаблонных ответов»).

Учитель демонстрирует успехи детей родителям, при оценивании учитывает их конкретные возможности и всегда отмечает позитивные изменения. Даже самый незначительный успех ребенка отмечается компетентным учителями как определенная победа и движение вперед.

2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся. 

Педагог умеет выявлять ведущие мотивы конкретного ученика и с их учетом организовать учебный процесс. Важно, чтобы учитель умел соотнести предлагаемый материал с личным опытом ученика. Если получаемая на занятиях информация опирается на имеющийся у ребенка опыт, и в то же время содержит новые, личностно осмысленные и обогащающие знания, то она сама начинает обладать мотивирующим потенциалом. В целом это создает активную установку на позитивное принятие учебной деятельности. Компетентный в данной области педагог позволяет ученикам самостоятельно формулировать личные цели, связанные с усвоением материала, ставит творческие задачи, требующие применения полученных знаний, формулирует проблемные задания, которые могут быть решены только тогда, когда ребенок освоил определенные знания и умения. Учитель дает возможность обучающимся использовать самоконтроль и самооценку при проведении занятия.

Компетентный педагог осознает, что ученик может быть совсем не настроен на то, чтобы делать все, что скажет учитель. Поэтому вместо априорного порицания такого ребенка педагог будет направлен на выявление его мотивационного ресурса, того, что ученику по настоящему интересно и что может его заинтересовать в постановке и достижении образовательных задач. Такой педагог в своей деятельности обеспечивает коррекцию негативных мотивов и стабилизацию позитивных познавательных и социально значимых мотивов, он сравнивает ученика не с другими учащимися, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.

3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся. 

Не всегда мотивирующих усилий педагога достаточно, чтобы ученик достигал возможных для его потенциала результатов. Существуют ситуации выполнения домашних заданий, самостоятельной работы, которые будут успешно выполняться только при наличии внутренних установок на реализацию образовательной деятельности.

Учитель, который умеет  добиваться самомотивирования учеников,   делает это, используя такие приемы,  как уважительное отношение к ребенку, подчеркивание его  самоценности,  поощрение интеллектуальной любознательности и готовности к исследовательскому риску, формирование у ученика положительного отношения к окружающему миру, формирование привычки опираться на собственные силы, готовности нести ответственность за свои поступки; развитие навыков общения в различных условиях и с разными людьми.

Совокупность этих приемов, примененная к конкретному ученику, обеспечивает создание у него ощущения личностной значимости и собственного позитивного социального статуса

           

Литература:

1.Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. N 03-339 "О методике оценки уровня квалификации педагогических работников"

2.Мотивация в обучении.  Агаркова О.М. 2007 г.

3. Компетентность учителя в современной школе. 2010 г.

4. Современная школа 21 века. Морозова Анна Фёдоровна. 2012 г.

МУНИЦЕПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №4

Г.Пятигорск

ДОКЛАД

На МО учителей начальных классов

на тему

«Компетентность в мотивировании обучающихся на осуществление образовательной деятельности»

Учитель ГИМНАЗИИ №4

МАМЕДОВА ВИКТОРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

                                                           2013г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные разработки по литературному чтению. 1 класс. УМК Перспективная начальная школа. ФГОС.

Поурочные разработки по литературному чтению в 1 классе. УМК Перспективная начальная школа. ФГОС, Система уроков по учебнику Н.А. Чураковой....

Рабочие программы по перспективной начальной школе ФГОС

Рабочие программы предназначены для работы по ФГОС. Составлены на основе стандарта....

Рабочая программа по музыке. 3 класс. Перспективная начальная школа (ФГОС)

Рабочая программа по музыке. 3 класс. Перспективная начальная школа составлена с учетом ФГОС (с учетом изменений ФГОС 2015)...

Рабочая программа по информатике. 3 класс. Перспективная начальная школа (ФГОС)

Рабочая программа по информатике. 3 класс. Перспективная начальная школа составлена с учетом ФГОС, содержит пояснительную записку, УУД, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. Перспективная начальная школа (ФГОС)

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. Перспективная начальная школа составлена с учетом ФГОС ( с изменениями ФГОС 2015)...

Нестандартные задачи на уроках математики в начальной школе

Известно, что решение текстовых задач представляет большие трудности для учащихся. Известно и то, какой именно этап решения особенно труден. Это самый первый этап – анализ текста задачи. Учащиеся плох...