Создание и использование ЦОР для начальной школы в системе Л.В.Занкова
статья (1 класс) по теме

Обобщение педагогического опыта по созданию и использованию ЦОР для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozlova_m.p._licey_no5_k_55-letiyu_l.v.zankova.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В  СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В.ЗАНКОВА

Козлова Марина Павловна,

МБОУ  лицей №5  города  Ельца

 

С 1 сентября  2011  года в школах Российской Федерации введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.  Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Овладение УУД дает обучающимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся  к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности [1]. Научить учиться, развить желание учиться, находить удовлетворение в учении - главная задача, стоящая перед учителем начальных классов. Система развивающего обучения Л.В.Занкова полностью отвечает приоритетам образования: формированию умения учиться, овладение предметными и универсальными способами действий, индивидуальному  развитию ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах.

Современные преобразования требует от педагога нового подхода к процессу обучения, использования современных образовательных технологий. Уроки с использованием ИКТ стали  привычными для учащихся начальной школы, а для учителя - нормой работы в школе. Варианты применения ИКТ в образовательном процессе могут быть самыми разными.

В своей практической профессиональной деятельности создаю и активно применяю  электронные образовательные ресурсы, которые   помогают восполнить недостаток наглядного и дидактического  материала, оптимально иллюстрируют изучаемую тему и повышают эффективность урока. Компьютерные презентации вызывают устойчивый интерес к изучаемому материалу, активизируют познавательную деятельность обучающихся. Посредством использования  средств мультимедиа урок проводится на более высоком эстетическом уровне (вставка видеофрагментов, использование эффектов анимации, звуковых файлов). Ценность электронных образовательных ресурсов состоит в том, что материалы можно легко и быстро распечатать и применять на уроке и дома (таблицы, памятки, алгоритмы, карточки). Информационно-коммуникационные технологии позволяют более рационально организовать учебный процесс и ускорить  темп урока, сформировать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира. Используя возможности ИКТ,  организую учебный процесс, оптимизируя самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся. При этом применяю ИКТ только в комплексе с другими технологиями обучения.

На мой взгляд, самыми интересными и эффективными являются уроки, разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива. В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения, опыт педагога-разработчика, но и частичка его души. Отмечу, что подготовка подобного урока — трудоемкий для педагога процесс, который занимает немало времени и требует наличия определенных знаний и навыков.

Одним из видов цифровых образовательных ресурсов является учебный ролик (слайд-шоу). Для создания видеоматериалов использую программы Pinnacle Studio, Photo Story для Windows и  Windows Movie Maker. Длительность учебного ролика не должна превышать 3-10 минут.  Педагогу необходимо обоснованно и рационально использовать видеопереходы, не отвлекая излишними анимационными эффектами от восприятия учебного материала. Зрительный ряд синхронизируется со звуковым  сопровождением. Учитель должен помнить  о  соблюдении авторских прав третьих лиц при создании ролика и  включить в работу информацию об используемых ресурсах [2]. Я выполнила несколько работ, которые участвовали в профессиональных учительских конкурсах. Например, слайд-шоу «Троица - зелёные Святки» - призёр Всероссийского дистанционного конкурса «Русь моя. Народный календарь», видеоролик  «Город древний, город славный»  выполнен для урока, занявшего 1 место в городском конкурсе «Лучший урок с применением  ИКТ» (на базе ЕГУ им. И.А.Бунина).

Учителя нашего лицея используют интерактивные тесты для промежуточного и итогового контроля качества знаний по предметам. Для создания интерактивных тестов применяю программу Microsoft Excel.  Особенно эффектны анимированные тесты и кроссворды, выполненные  в программе  Microsoft Power Point.  Дети очень любят этот вид работы. Я использую его в урочной и во внеурочной деятельности. Интерактивный тест «Тайны Космоса» (область знаний – окружающий мир) стал призером Всероссийского дистанционного конкурса «Дорога к звёздам».

В  новые  стандарты  образования  за  курс  начальной  школы  включена  информационная грамотность. Я использую информационно – коммуникационные  технологии на уроках  введения  материала,  совершенствования  знаний, на  уроках  контроля качества знаний. Особенно эффективно вводить  ИКТ  для  организации  деятельностного  начала  урока, которое  позволяет  каждому  ученику  в  своем  режиме  изучать, закреплять  и  контролировать  знания.

Одной  из  форм  такой  работы является  учебно-наглядное  пособие  веб-сайт. Работать с веб-сайтом доступно каждому обучающемуся.  Особенности веб-сайта позволяют детям использовать поисковый метод работы по теме и обращаться к любой странице пособия в случае затруднения. Использование данного ресурса повышает  познавательную  мотивацию  детей. Этот вид деятельности формирует  у  обучающихся  основы  методологической  компетентности - умение  самостоятельно  учиться  и  пользоваться  возможностями  интернета. Обучение посредством использования веб-сайта формирует у детей первичные  навыки  работы  с  интернетом  как  средством  самообразования.

Разработанный мною блок веб-сайтов «Природные зоны России. Лес. Степь. Пустыня. Тундра» универсален. Он может быть использован по любому УМК, на любом этапе изучения темы, на любом этапе урока, так как содержит не только информационный блок, но и справочные  страницы, занимательный и иллюстративный материал, тесты, кроссворды, проблемные вопросы для индивидуального контроля знаний. Данная работа стала победителем городского конкурса методических материалов по эколого-биологическому образованию и призёром VI областного конкурса методических материалов по эколого-биологическому образованию  в 2011г.

Новые ФГОС не будут реализованы, если учитель не использует проектные, исследовательские, проблемные технологии. Программа Intel «Обучение для будущего» помогает мне  освоить новейшие информационно-коммуникационные технологии, использовать их в образовательном процессе для проектной работы и самостоятельных исследований учащихся.  Проектное обучение построено на деятельностном подходе, активно развивает самостоятельность и творческий потенциал учащихся. Особенностью содержания проектов является расширение границ базовых предметов, отражение межпредметных  связей.  В результате значимая роль наряду с формированием знаний отводится приобретению опыта творчества. Исследовательские  проекты реализует принцип сотрудничества учащихся, родителей и учителя, сочетая коллективные и индивидуальные виды работ. Залог успешности в обучения младших школьников – наличие устойчивой мотивации и познавательной активности. Проектная деятельность позволяет превратить приобретение знаний во внутреннемотивированный и радостный процесс, что в свою очередь ведет к повышению качества образовательного процесса. [3]  

 Для построения индивидуальной образовательной траектории учащихся  мы совместно с детьми разработали   и защитили учебные проекты, работа по которым дала положительные результаты. Исследовательский проект «Внимание,  дорога!» (область знаний - ОБЖ и «Окружающий мир») опубликован в сборнике «Инновационные технологии в обучении и воспитании: материалы Международной научно-практической конференции. Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2008. Материалы проекта были представлены на Межрегиональном круглом столе «Развивающая система Л.В.Занкова: проблемы и перспективы», посвященном 50-летию системы Л.В. Занкова (ЛИРО, 2007г.)   Исследовательские  проекты «Удивительный алфавит» (область знаний - русский язык, 2009г.) и «Волшебники-числа (область знаний - математика», 2010г.) опубликованы в сборниках научно-исследовательских работ учащихся МОУ лицея №5, отмечены  дипломами Всероссийского фестиваля исследовательских работ учащихся в 2009, 2010 г.г. и опубликованы на сайте http://portfolio.1september.ru/. Учебный проект «Планеты Солнечной системы. От древности до наших дней» стал призёром Всероссийского дистанционного  конкурса «Дорога к звездам» и опубликован на сайте http://metodisty.ru/. Учебный проект «Юные герои-ельчане – мои ровесники» и стал победителем городского конкурса «Юные знатоки родного края» в номинации «Исследовательская работа» (2012 г.). Учащиеся, подготовившие проект «Липецкая земля на службе Отечеству», стали победителями Всероссийского интеллектуального марафона  «За семью печатями».

Компьютер объединил учителя, учеников и родителей. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Они готовят материалы о жизни класса, помогают в создании компьютерных фильмов, презентаций, проектов различной тематики. Дети, владея пользовательскими навыками, вместе с родителями принимают участие в дистанционных викторинах и конкурсах, становятся их призёрами и победителями.

Сегодня современные информационные технологии позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывают самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивают культуру интеллектуальной деятельности.

Организация обучения и воспитания в системе Л.В. Занкова направлена на достижение главной цели – воспитать человека-творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и запросами, способного понимать и ценить общечеловеческие ценности, способного к творческому труду в любом виде деятельности, что отвечает требованиям  ФГОС.

Список литературы:

[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения)

 [2] Жакулина И.В. Требования к учебному слайд-фильму или видеоролику Интернет-ресурс: http://metodisty.ru/m/files/view/zhakulina_i-v-_trebovaniya_k_uchebnomu_slaid-filmu_ili_videoroliku 

[3] Intel «Обучение для будущего», 2007

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...