"Поликультурное образование"
статья по теме

Мисюгова Надежда Алексеевна
  • формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к собственной культуре;
  • воспитание уважения к истории и культуре другого народа;
  • создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;
  • формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению.

Основополагающими принципами поликультурного образования являются:

  • принцип диалога и взаимодействия культур;
  • контрастивный принцип овладения содержанием поликультурного образования;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i-158464polikulturnoe_obrazovanie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Происходящие сегодня коренные изменения во всех областях жизни общества меняют парадигму образования, которая формулируется так: «Образование – это часть культуры». Образование является важнейшей функцией культуры, так как именно оно обеспечивает ее сохранность, трансляцию и потенциальное развитие.  В соответствии с новой парадигмой образования в основу концепции российского образования положен принцип овладения учащимися знаниями, умениями и навыками в контексте единой общечеловеческой культуры, поскольку сегодня каждый человек органически вписан в сеть массовых коммуникаций, становится носителем не только набора элементов национальных и региональных субкультур, но и общечеловеческой культуры.

Взаимодействие культур порождает общение, диалог, емко охарактеризованный М. Бахтиным: «Единство культуры, - писал он, - это открытое единство. Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полней и глубже, но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше» [1]. В поликультурном обществе с особой остротой возникают вопросы о национальных особенностях  образования. Проблема национальной специфики образования всегда стояла остро. Теоретическое осмысление новой концепции образования ведет к осознанию необходимости разработки новых, инновационных моделей высшего образования и подготовки на их основе специалистов, способных профессионально осуществлять свою деятельность в новых социально-исторических условиях, овладевать не только сугубо специальными знаниями в конкретной области, но также иметь возможность выражать полученные знания на иностранном языке, передавать их другим народам и культурам.

Идея поликультурного образования базируется на реализации модели непрерывного образования, основными целями которого являются:

  • формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к собственной культуре;
  • воспитание уважения к истории и культуре другого народа;
  • создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;
  • формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению.

Основополагающими принципами поликультурного образования являются:

  • принцип диалога и взаимодействия культур;
  • контрастивный принцип овладения содержанием поликультурного образования;
  • принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей.

Во многих странах поликультурное образование является частью государственной политики. На западе интерес к исследованию вопросов поликультурного образования был поставлен еще в 80-е годы прошлого века. Впервые проблема поликультурного образования возник  в США, что было обусловлено желанием предоставить равные права всем гражданам на получение образования, принимая во внимание индивидуальные этнические интересы.  Ученые К. Ирвин, Д. Хоуп, В Миттер и другие являются крупнейшими представителями в области изучения поликультурной образовательной среды [3]. Отечественная наука еще недостаточно полно изучила данную проблему, неизбежно возникающую в многонациональном государстве. Тем не менее, ряд ученых – М. Н. Кузьмин, Л. А. Супрунова и другие – всерьез занимаются вопросами поликультурности образования, поскольку считают данный феномен неотъемлемой частью современного образования, которое способствует подготовки учащихся к жизни в многонациональном государстве на основе уважения взаимных интересов и терпимости к национальной идентификации народов. Поликультурное образование способствует формированию умений и навыков поведенческой культуры личности в условиях неизбежной глобализации общественного устройства. Более того, сегодня ребенок становится активным субъектом образовательного процесса наряду с другими субъектами – педагогами и родителями. Взаимодействие всех субъектов процесса образования в условиях поликультурного общества предполагает сотрудничество на базе диалога взаимных интересов. Особая роль в этом процессе отводится педагогу, поскольку именно педагог – самая важная фигура для ученика в системе образования [4].

Таким образом, на первый план выдвигается не только  квалификация и профессионализм педагога, но и его личностные качества, его мировоззрение и социальная позиция. Только во взаимодействии педагога с учеником происходит развитие личности  ребенка. Педагог определяет комплекс специфических методов и приемов воздействия на ребенка, применение которых обеспечивает решение важных образовательный и воспитательных задач, поставленных в ходе учебного процесса. А в условиях поликультурной среды эти задачи приобретают острый социальный оттенок, требующий от педагога максимальной терпимости и любви к детям. Более того, педагог обязан учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, специфику его интересов, а также среду обучения, которая в условиях многонационального общества становится поликультурной. Педагог контролирует деятельность учащихся по нескольким направлениям:

- развитие навыков и умений ребенка в конкретной области знания в контексте поликультурной среды

- получение и усвоение знаний о поликультурной среде

- формирование рефлексивной культуры

Однако самыми главными и наиболее эффективными методами контроля  практической деятельности учащихся являются такие методы контроля, как написание эссе, заполнение анкет, проведение тестирования и т.д.

Педагог как субъект образовательного процесса  обеспечивает воздействие на ученика как субъекта образовательного процесса, разрабатывает системный подход при изучении многих социальных явлений, учитывает социокультурную реальность и этнокультурные характеристики ребенка. При этом ученик становится активным субъектом обучения. Взаимодействие педагога направлено на включение ребенка в учебную деятельность, признание его индивидуальных особенностей, формирование у него самостоятельного мышления, суждения и поступков, независимо от авторитетов.  Таким образом, во главу угла ставится личность ребенка как субъекта взаимодействия в процессе обучения и культурного развития. Для этого разрабатываются методы теоретического анализа, проводится экспериментальная работа, апробируются методики внедрения концепции поликультурного образования учащихся на базе учебных дисциплин. Как уже указывалось выше, активно используются методы тестирования, анкетирования учащихся, а также проведение интерактивных бесед, дискуссии, семинаров, круглых столов и кейсов [4]. Особая роль в этом процессе отводится родителям как еще одному субъекту – участнику образовательного процесса в условиях поликультурного общества. Взаимодействие с родителями заключается в том, что именно педагог готовит взрослых к новой роли – роли родителей ребенка, обучающегося в поликультурной среде. Оно осуществляется через всевозможные педагогические приемы. Семинары для родителей, консультации по вопросам учебно-воспитательной деятельности, открытые уроки, дни открытых дверей, мастер-классы, психологические тренинги и т.д [2]. В результате родители становятся субъектом образовательного процесса. Что в условиях поликультурной среды становится особенно важным, поскольку они, со своей стороны (педагог – с другой стороны) оказывают необходимую помощь и поддержку своему ребенку в процессе его становления как личности, способной выстоять и противостоять не только трудностям жизни в условиях многонационального общества, но и оставаться человеком с большой буквы, иными словами, быть готовым к пониманию и уважению инокультур [4].

Таким образом, при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса – педагога – ученика – родителей – реализуется главная цель образования учащихся – подготовка достойных членов общества, которое сегодня представляет собой многонациональное государство. Взаимодействие субъектов процесса образования обусловлено сущностью поликультурного образования, которая заключается в том, что феномен «поликультурное образование» - специфическое явление педагогической деятельности, направленной на формирование у учащихся социокультурной идентичности, а также представлений о поликультурном пространстве, о развитии многонационального общества и о деятельности в реалиях такого общества. Цель процесса образования в таких условиях определяется именно формированием индивида. Готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, уважающего и принимающего другие культурно-этнические общности, живущего в мире и согласии  с представителями других национальностей.

На этой базе выстраивается диалог взаимных интересов. Важность такого образования состоит в том, что оно  формирует личность, открытую для общения, а главное - ведет к снижению социальной напряженности в обществе.

Библиографический список:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 332.

2. Баскакова Н.П., Ефремова Н.В. Язык и музыка в поликультурном образовании / Россия и Запад: диалог культур. Материалы 4-й Международной конференции. М.: МГУ, 1998. С. 112-119.

3. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные психологические произведения. Т. II. С. 237. .

Никитина Юлия Валерьевна

Колпинский район

ГБОУ СОШ № 404


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поликультурное образование.

Программа по поликультурному образованию в начальной школе....

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Выступление на научно-практической коференции "Воспитание детей младшего школьного возраста в условиях поликультурного социума"....

Воспитательный потенциал поликультурного образования в начальной школе

статья участника 32 Международной научно-практической конференции "Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения", Новосибирск, 15июля 2013г....

Формирование толерантности у младших школьников в условиях поликультурного образования

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможн...

Презентация "Поликультурное образование"

В воспитании подрастающего поколения нужно обратиться не к одному народу, а ко многим… Народное нужно сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим.Каптерев П.Ф.     Таким обра...

Презентация "Поликультурное образование"

В воспитании подрастающего поколения нужно обратиться не к одному народу, а ко многим… Народное нужно сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим.Каптерев П.Ф.     Таким обра...

Поликультурное образование

    Сегодня, наблюдается активизация процесса поиска эффективных условий, механизмов воспитания молодежи, способной к диалогу с другими культурами. История общества показывает, что пр...