Выступление на педагогическом совете на тему: "Личность учителя"
статья по теме

Алексеева Наталья Ивановна

Обобщение педагогического опыта, применяемые технологии, приемы, методы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_lichnost_uchitelya.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

          МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»

Доклад на тему:

Личность учителя

Учитель I квалификационной категории

 Алексеева Наталья Ивановна

                                                        2012 год

                                                  1 слайд  Духовная жизнь ребенка полноценна

                                                                лишь тогда, когда он живет в мире игры

                                                                сказки, музыки, фантазии, творчества.

                                                                Без этого он – засушенный цветок.

                                                                                                    В.А.Сухомлинский

        Я, Алексеева Наталья Ивановна, работаю учителем начальных классов  в Краснозаводской средней школе № 7 с 1993 года. 2 слайд

        Желание быть учителем зародилось во мне ещё в школьные годы.

        Первый учитель – первый школьный наставник и воспитатель самых маленьких детей. Таким наставником для меня была моя первая учительница Синюкова А.Ф., которая дала мне путёвку в жизнь. 3 слайд

И через много лет, прольётся знаний свет,
И позовёт дорога в даль меня

Но главное – отличный старт мне  дан,
И я за это благодарна Вам.
И помнить буду, что из Ваших рук,
Отправилась я в мир педагогических наук.

          Младший школьный возраст – это тот самый период, когда дети активно обучаются в социуме, искусству межличностного общения, когда зарождаются первые гражданские позиции и формируются нравственно-этические нормы.4 слайд

Долг учителя – помочь ребенку понять, что жизнь человека, его ум и здоровье – это превеликая ценность на земле и что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно-воспитанным и трудолюбивым.

Основой моей работы является постоянное проявление стремления развивать в себе способность к творчеству, к самореализации природных возможностей в деле воспитания и обучения  подрастающего поколения.

Ребенок, переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открыть много нового, искать оригинальные решения в различных видах деятельности.

От того, насколько сознательно, творчески, с желанием, будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умения связывать теоретический материал с практической деятельностью.

Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. Слайды 5-6 со сказочными героями.

Поэтому,  чтобы сделать процесс обучения радостным и успешным всегда использую красочную наглядность, занимательные задания и игры, элементы неожиданности, звучат стихи, веселые загадки, музыка, динамические игры.

Все это, в сочетании с другими приемами не просто передают интересные знания и развлекают, а ненавязчиво заставляют думать, способствуют формированию прочных знаний и умений, и направлены на развитие орфографической зоркости и отработку вычислительных навыков, снимают усталость и напряжение, делают уроки интересными и эмоциональными. Ученики не тратят впустую ни одной минуты, у них развивается творческая активность, логическое мышление, внимание, память. 

  На уроках математики много внимания уделяю отработке навыков устного счета («Игра молчанка», «Собери корзину», «Аквариум», «Ромашка»), (7-8 слайды) умению анализировать задачи, правильно организовать проверку самостоятельной работы, обучению детей доказывать, объяснять, сравнивать. Широко применяю задания, способствующие формированию познавательных интересов и мотивов. Это игры, задания творческого характера, разного уровня трудностей, соревнования, состязания, домашние задания творческого характера, задания в стихотворной форме, проведение уроков с единым игровым сюжетом (путешествие, сказка).

       В работе над составом чисел использую такие приёмы как игра «Засели домик». Такие «домики» есть у каждого ученика. Слайд 9.

       Младший школьный возраст является одним из сенситивных периодов в развитии мышления ребенка. Геометрии важно отводить ведущую роль в формировании высокой мотивации учебного процесса, а также в развитии всех форм мышления младшего школьника. Специально подобранные упражнения и задания, направленные на развитие творческого мышления, будут способствовать как повышению качества геометрических знаний и умений, так и более интенсивному развитию младшего школьника. 

       В этом году с переходом на обучение по ФГОС я взяла программу «Перспектива».

       Курс по математике развивающего типа (авторы: Г.В. Дорофеев и Т.Н. Миракова) содержит основной набор сведений по математике, необходимых для полноценного  усвоения курса и развития интеллектуальных  и творческих способностей личности ребенка. Также во многом отличается от ныне действующих учебников для начальных классов.

Например: реализован теоретико-множественный подход к введению основных понятий: «число», «величина», «фигура». С этой целью вводятся понятия «множество», «элемент множества», отношения между множествами. (Слайды 10-13) Изучению геометрического материала отводится особое место, он рассредоточен по всему курсу.

       В период обучения грамоте главное место отвожу подготовке классной доски к уроку, чтобы создать у детей особый настрой на успех. На уроках чтения использую игры: «Кораблики-согласные приплывают к гласным буквам-пристаням», «Клоун-жонглёр» (составление слов из слогов) (Слайд 14-15), игра «Домики звонких и глухих согласных», (Слайд16) ребусы, (Слайд17)  анаграммы, чтение акрофонических схем (составление слов по первым звукам серии картинок, картинки на доске рисую сама). Для развития речи учащихся использую устные сочинения по серии картинок и опорным словам. (Слайд18)

        Уроки письма играют важную роль в формировании грамотности учащихся. (Слайд19) Считаю, что эти уроки могут стать для каждого ученика средством выработки таких важных для жизни качеств личности, как внутренняя дисциплина, подтянутость, умение управлять собой, своими желаниями, чувствами. Они помогают выработать в себе способность надежной ориентировки, глазомера, предусмотрительности.

“Хорошая тетрадь, грамотное письмо, четкий почерк возможны лишь при большой внутренней дисциплине и подтянутости”, - писал академик русского языка Л.В. Щерба.

Поэтому обучение письму провожу по методике В.А. Илюхиной “Письмо с открытыми правилами”. Данный процесс вырабатывает у детей внимание, умение слушать и слышать. Дети учатся анализировать и сравнивать, что развивает логическое мышление. Слайд тетради

 В процессе изучения элементов грамматики и правописания провожу систематические занятия, способствующие развитию анализировать языковой материал, сопоставлять, группировать и обобщать его. Использую разнообразные письменные упражнения, веду систематическую работу со словарем, что способствует формированию прочных навыков правописания. кАрАндАш

       

      Большое внимание я уделяю категориям красоты, (Слайд 20)  проникновению в мир искусства, воспитывая стремление своими руками творить прекрасное вокруг себя. Главное здесь - создание благоприятных условий для развития творческой природы ребенка, взаимосвязь искусства и учебных предметов, направленная на обеспечение целостного художественно-творческого развития школьников. Я считаю, что жизнь детей в школе должна быть яркой, красочной, эмоциональной, что детей должны окружать музыка, произведения искусства, цветы. Важно, чтобы дети были включены в этот процесс, были активными участниками. Необходимо, чтобы все пели, все танцевали, создавали произведения искусства (пусть не шедевры). (Слайд 21) Радость общего признания стимулирует желание достичь больших результатов.

На уроках изо и внеурочной деятельности обучаю технике рисования, основанной на методике Шалаевой Галины Петровны, Рутковской Анны Антоновны (восковые мелки и акварель), не малую роль отвожу декоративно-прикладному искусству. (Слайд 22-26) 

Приобщение к труду начинается с младших классов. (Слайд 27) Уроки трудового обучения строятся  в соответствии с концепцией модернизации российского образования, обеспечивающие воспитание у учащихся любви к отечеству, национальному достоинству, интереса к культурно-историческим традициям народов страны. 

 Уроки технологии проходят увлекательно и интересно: «Коллаж из ткани» (петухи, посуда, матрёшки), пластилиновый град, мозаика из бумаги, газетных и ватных комочков, «Изонить», аппликации, плетения, оригами, вязание крючком и др. (Слайд 28-33)

 На этих уроках я часто использую групповую форму работы. Ребята принимают активное участие в выставках технического творчества, в конкурсах рисунков.

 Результативность уроков, при формировании прочных знаний, умений и навыков – ведущая цель, которую ставлю перед собой при планировании. Большое внимание при ее достижении уделяю развитию познавательной активности учащихся. Часто в своей работе провожу уроки-проекты, интегрированные уроки:  «Мастера печатных дел» - урок истории, технологии и изо; (Слайд 34-35)  «Басни Крылова» - литературное чтение и изо; (Слайд 36)  обобщающий урок-конференция «Земля наш дом родной» - литературное чтение, окружающий мир и технология, по произведениям о животных; (Слайд 37)  «Окружность» - урок математики и технологии. (Слайд 38) 

В учебно-воспитательном процессе неоценимую помощь оказывают родители. (Слайд 39)  С первого дня привлекаю их к совместной работе. Использую разнообразные формы: индивидуальные беседы, анкетирование, диспуты, обследование условий жизни и быта детей, участие в конкурсах на лучшую стенгазету, совместное изготовление поделок. Практикую открытые уроки для родителей.

      Особое значение я придаю свободному общению детей вне урока.

Моя задача - войти в сферу общения школьников, понять положения каждого в ней, научиться корректировать отношения между детьми, научить их культуре общения, соблюдению норм нравственности во взаимоотношениях.

(Классный час по духовно-нравственному воспитанию «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть») (Слайд 40-41)

      Не все рождаются творческими личностями. Однако при создании определенных условий последует движение вперед по пути познания и творчества. 

       Успехи класса не возникают на пустом месте, они становятся итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех: педагогов, учащихся, родителей. Благодаря им была достигнута мною педагогически целесообразная согласованность целей, задач, стимулов, средств воздействия на учащихся и методов организации деятельности школьников. Многолетние искания, изучение педагогической литературы, проверка теоретических положений в практической деятельности позволили создать учебно-воспитательную систему класса. (Слайд 42-43)

       В 2010 году я принимала участие в районном конкурсе «Самый «классный» классный».

Итогом моей творческой деятельности стал открытый классный час «Ярмарка-свистунья» (Слайд 44-45) и финальное выступление с презентацией моей педагогической деятельности. Обобщение своего  педагогический опыта я  представила на районной конференции  с показом мастера класса.

 Считаю, что моя система учебно-воспитательной работы должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанников, (Слайд 46) потому что она направлена на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации.

  Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они - дети! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача - быть им другом, раскрыть их души.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Профессиональная компетентность учителя. Эффективность образовательного процесса"

В выступлении даётся понятие "компетенции", предлагается сравнительный анализ уроков, построенных на различных основах (традиционный, развивающий). Определяется цель, которую ставит перед собой учител...

Выступление на педагогическом совете учителя: Красных Алевтины Аркадьевны По теме «Технология создания ситуации успеха на уроке» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Энергию для преодо...

Презентация к выступлению на педагогическом совете школы "Как помочь учителю в освоении ФГОС"

Презентация составлена по материалам книги М.М. Поташник, М.В. Левит "Как помочь   учителю в освоении ФГОС" для педсовета в январе 2016 года....

Выступление на педагогическом совете "Творчество и мастерство учителя"

Творческий учитель – «это тот, кто открывает, умудряет и одобряет» (Н.Рерих)...

Презентация к выступлению на педагогическом совете школы "Профессиональный стандарт учителя начальных классов"

Данный профессиональный стандарт призван повысить  ответственность педагога за результаты своего труда...

Выступление на педагогическом совете по теме "Работа учителя начальных классов с трудными детьми"

Выступление на педагогическом совете по теме "Работа учителя начальных классов с трудными детьми"...