Проектная деятельность на современном уроке.
статья по теме

Володина Маргарита Павловна

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt8.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование общеучебных умений и навыков у младших школьников через использование проектной деятельности .

Ученик – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь.

Современная  школа в новом тысячелетии продолжает своё активное развитие. Основной целью модернизации всей системы образования в последнее десятилетие является повышение его качества. Школа  должна отвечать актуальным и перспективным  потребностям личности, общества и государства. Этому запросу  должно соответствовать и содержание образования.

За последние 15 лет начальная школа  стала одним из самых  инновационных направлений развития российского образования. В настоящее время параллельно существует более 15 учебно-методических комплектов, представляющих три образовательные системы начального образования. Но хотелось бы привести  результаты исследований международной организации PISА.

В 2000 г. Россия в этих исследованиях заняла 15-е место. Участники этого тестирования закончили начальную школу в 1994-1995 гг. В 2003 г. Россия занимает уже 32-место. Участники тестирования закончили начальную школу в 1997-1998гг. А в 2006 г.  Россия на 37-м месте. Соответственно участники этого тестирования закончили начальную школу в 2000 – 2001 гг. Сопоставление полученных данных наводит на определённые размышления.

И одной из причин данной ситуации, по мнению экспертов, является ориентация начальной школы  на традиционные знания, умения и навыки.

Нельзя сказать, что эта проблема возникла только в последнее время. Ещё в 1999 г. эксперты отмечали «беспомощность младших школьников в ситуациях, близких к реальным, оторванность полученных ими знаний от их повседневной жизни, недостатки в формировании общеучебных умений».

Спустя пять лет в рамках широкомасштабного эксперимента по  модернизации образования эксперты вновь фиксируют:  «Младшие школьники вполне успешно справляются с заданиями, проверяющими ЗУНы, и значительно хуже выполняют все те задания,  верное решение которых зависит от уровня сформированности отдельных компонентов учебной деятельности – правильного понимания и четкого выполнения инструкции, понимания учебной задачи, самоконтроля…». [ 2 ]

Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и  умозаключения.

При   разработке    федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений  и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

«Вы всё ещё работаете по старым стандартам? Тогда мы идём к вам!» - эта фраза из заглавия  статьи научного руководителя УМК «Перспективная начальная школа » профессора кафедры начального и дошкольного  образования  АПК и ППРО  Р.Г.Чураковой сегодня известна многим. Несмотря на то, что была написана в 2004 году, она актуальна и сейчас.

Профессор Чуракова писала:  «Приступая к работе по стандартам, особое внимание следует обратить на Обязательный минимум содержания начального образования, касающийся раздела общеучебных  умений и навыков и способов познавательной деятельности. Именно это содержание призвано предотвратить межпредметную разобщённость и способствовать разгрузке содержания образования. Именно усвоение этого содержания рассчитано на то, что в дальнейшем школьник сможет успешно продолжить обучение в основной школе. Речевая компетентность, умение общаться, работать с различными источниками информации – становится неотъемлемой частью требований, фиксирующих необходимый уровень обученности  каждого ученика.»  [11]

И поэтому главное требование, предъявляемое к сегодняшнему школьнику – это владение им общеучебными умениями и навыками. Формирование общеучебных умений и навыков – один из приоритетов современного начального образования.

Обновляющейся школе   потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств   обучения приводит к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

При выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) решается несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Проектная деятельность младших школьников способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  • развитию творческих способностей и активности учащихся;
  • формированию проектного мировоззрения и мышления;
  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Основными этапами проекта являются следующие положения:

  • Найти проблему – что надо изучать?
  • Тема –как это назвать?
  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать?
  • Цель исследования – какой результат предполагается получить?
  • Гипотеза – что не очевидно в объекте?
  • Новизна – что нового обнаружено в ходе проекта?
  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально?
  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме?
  • Методика исследования – как и что исследовали?
  • Результаты исследования – собственные данные.
  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
  • Значимость – как влияют результаты на практику? [5]

Из сказанного видно, что знания усваиваются и закрепляются не потому, что так сказал учитель, а потому, что этого требует жизненная необходимость. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята выстраивают свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты вовлекаются и родители, что тоже немаловажно.

Еще одно неоспоримое достоинство проектирования заключается в том, что учителя получают возможность увидеть скрытый потенциал ребенка, осознать его успешность вне узких рамок своего предмета, увидеть индивидуальный ключик к раскрытию творческих и интеллектуальных задатков отдельно взятого ученика.

Метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. Работа по методу проектов– это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии ( в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов:

– артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

  • Деловая игра.
  • Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
  • Защита на Ученом Совете.
  • Игра с залом.
  • Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
  • Научная конференция.
  • Отчет исследовательской экспедиции.
  • Пресс-конференция.
  • Путешествие.
  • Реклама.
  • Ролевая игра.
  • Телепередача.
  • Экскурсия.

Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

  • кратко, достаточно полно и лаконично(укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
  • демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
  • анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
  • демонстрировать найденное решение;
  • анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
  • проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  •  умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умениевести дискуссию;
  •  умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  •  артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

На мой взгляд, УМК «Перспективная начальная школа» даёт прекрасные возможности для проведения такой работы. Авторы учебников старались при разработке заданий учитывать важнейшие общеучебные умения, которые развиваются в данном возрасте.

В УМК «Перспективная начальная школа» игровая мотивация без особых затруднений перерастает в учебную. Ребёнок становится заинтересованной стороной в развитии не только сюжетной линии, но и своих способностей.     Программа построена таким образом, что  представляет возможность учащимся тренировать различные виды общеучебных умений.

Например,  в учебниках по литературному чтению тексты изучаемых произведений, инструментарий вопросов предлагают учащимся оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей и в то же время понимать и принимать разные взгляды, объяснять свою точку зрения, свою позицию. Одновременно с оценочными умениями развиваются коммуникативные: понять и принять другие позиции, взгляды, уметь договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы.

Большую возможность организовать работу по формированию общеучебных умений предоставляют учебники русского языка. Прежде всего они способствуют развитию коммуникативных умений. Это и необходимость вступать в общение с героями учебника Мишей и Машей, обитателями Волшебного леса, слушать, задавать вопросы, дискутировать (Прав ли Миша? А как ты думаешь?), приглашение проверить свои возможности и способности (А ты знаешь?  Миша и Маша растерялись. Помоги им, пожалуйста!).

Происходит осуществление контроля процесса и результатов деятельности, самоконтроля процесса и результатов деятельности. Этому способствуют задания типа: «Миша сказал, что ему два раза встретился звук [о] в детских именах. Проверь: прав ли Миша? Для этого вернись к звуковой записи слов.»; «Маша сказала, что каждому  твердому согласному звуку обязательно соответствует мягкий согласный звук. Проверь: права ли Маша? Исследуй для этого звуковой столбик.»; «Проверь, на какие буквы на твоих полках нет фамилий писателей? А у твоего соседа?»; «Вернись к упражнению № 26. Перечитай слова, выделенные жирным шрифтом. Какие два слова ты теперь сможешь записать правильно?»

Учась деловому общению, дети обращаются к разным источникам информации – текстам учебника, справочникам, словарям, Интернету (адреса указываются в учебниках) и, наконец, в Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка «Ключ и Заря» и Клуб «Мы и окружающий мир».

«Михаил Потапович сказал:

- Есть писатели, которые ещё и поэты!

Найди в учебниках таких авторов! Обязательно просмотри обе части учебника! Запиши их фамилии и пришли этот список в клуб».

Развитию познавательных умений  способствуют поиск и выделение необходимой информации в словарях, «походы» в хрестоматию с целью поиска конкретного произведения и выполнения задания, «походы» в Музейный Дом с целью поиска и анализа живописного произведения, а также даются задания для применения полученной информации. (Приложение)

Проводится  работа по обучению работе с разными видами информации:

- формирование умения поиска информации в учебных словарях по заданию;

- работа с информацией, представленной в табличной форме;

-  формирование умения пользоваться инструкциями в начале, в конце учебника и на его страницах;

-  умение следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основе полученных результатов;

- использование дополнительного материала из Интернета  в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации:

- выполнение задания по заданному алгоритму;

- выполнение задания на основе рисунков, схем, чертежей, готовой модели.

«Используя рисунок, составь устно задачу. Решением задачи должно стать одно из произведений девятого столбика «Таблицы умножения». Реши составленную задачу.  Вычисли ответ с помощью «Таблицы умножения».».

Огромное внимание уделяется умению работать со словарями. Они используются при изучении нового материала, во время самостоятельной работы, при самоанализе.

«Исследуй в Обратном словаре все слова, которые оканчиваются на букву –ы.

Под цифрой 1 выпиши слова, которые могут употребляться в единственном числе. Укажи рядом с каждым словом форму единственного числа. Например: травы – трава.

Под цифрой 2 выпиши те слова, которые не могут употребляться в единственном числе.

Значения слов часы и весы уточни по Толковому словарю.  Не спутай со словами час и вес.»

Такой работы нет ни в одной другой программе. Сборник словарей входит во вторую часть тома. С ним ученики работают на уроках в течении всего учебного года. Все они используются не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения, естествознания.

Вся эта работа подводит обучающихся к умению выполнять проектные задания различной сложности.

Задания для проектной работы  находятся в учебниках  УМК. Их можно найти в темах «Готовимся к школьной олимпиаде» по различным предметам, а также при выполнении заданий Клубов «Ключ и Заря»  и «Мы и окружающий мир».

«Спроси у взрослых!  Есть ли в вашем крае места, где природу специально охраняют? Может быть, это заповедник, национальный парк,  заказник, памятник природы, ботанический сад, заповедная зона? Прими участие в конкурсе.»

Дети ведут переписку по указанным адресам, выполняя различные проектные задания. (Приложение 1, 2, 3, 4, 5)

Кроме того идеи по созданию проектных работ возникали и у детей.

В начале учебного года на уроке литературного чтения в 4 классе  мы узнали, что люди, жившие в древние времена, верили, что в центре мира находится гигантское дерево. Они думали, что ствол дерева находится на земле ( в Среднем мире), ветви его уходят в небо ( в Верхний мир), а корни -  под землю ( то есть в Нижний мир). Представления о таком дереве были у всех народов,  поэтому позже его стали называть Мировым Деревом.

Корни дерева, согласно преданию, охраняет змей или крылатый дракон (представитель Нижнего мира). А на ветвях его живут птицы (представители Верхнего мира).  Змей и птицы находятся в вечной вражде.

Люди поклонялись Мировому дереву как могущественной силе. Но свои просьбы они обращали к местным священным деревьям. У разных народов это были разные деревья. У наших предков это был дуб.

Красоту и порядок в земном мире почти все народы изображали одинаково. В центре  - обязательно Мировое Дерево или то, что его заменяет (гора, дом, трон), а по бокам – две фигуры, которые уравновешивают композицию, делают её устойчивой. Получается композиция из трёх элементов, то есть троица, воплощение числа 3. Все эти представления отражались в устном народном творчестве, в украшении одежды, при изготовлении посуды и других предметов быта.

Детям  стало интересно: если такие представления о мироустройстве были у всех народов мира, и они находили отражение в различных предметах быта, то были ли такие представления у людей, проживающих на территории нашего края .

Мы отправились на экскурсии в наш школьный музей, в центр декоративно-прикладного искусства, поговорили со специалистами, нашли литературу (особенно нам понравилась книга «Живые родники Староосколья»), поговорили со своими дедушками и бабушками, побывали в Интернете. Появилась проектная работа. (Приложение 6)

В нашем крае было много ремёсел и промыслов: прядение и ткачество, гончарное  и плотницкое искусства, лозоплетение, изготовление кружев. Но особое место занимала вышивка. И больше всего вышивали полотенца – рушники. Это не случайно. Они играли большую роль в жизни человека. Они использовались, когда человек рождался или умирал, их вешали на ветви деревьев во время  праздников, ими до сих пор украшают иконы. Лучшим подарком считался красиво вышитый рушник. И вот на свадебном рушнике мы нашли ответ на свой вопрос.

На нём обязательно изображались две птицы по сторонам куста или чаши с цветами. Они  символизировали пожелание добра и счастья молодым.

Такие же символы мы нашли  в вышивках на женских и мужских рубашках, а также при изготовлении ковров.

Значит, можно сделать вывод, что  и в изделиях мастеров  нашего края встречаются представления о Мировом  Дереве.

Вся проводимая работа позволила моим ученикам принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах и добиваться неплохих результатов. (Приложение 7) Кравцова Анастасия стала региональным призером (3 место) в проекте «Старт», а Пашкова Анастасия  всероссийским призером (3место) в проекте «Познание и творчество» в номинации «Я знаю русский язык». Ребята принимали участие в  научно-практической конференции.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. Но метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

                             Библиографический список

1.Бычков А.В., Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

2.Воронцов А.Б. и др.,Проектные задачи в начальной школе. – М., 2010.

3.Гузеев В.В., Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

4.Землянская Е.Н., Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

5.Иванова Н.В., Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

6.Новикова Т., Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

7.Пахомова Н.Ю., Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.

8. Полат Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

9. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.

10.Сергеев И.С., Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

11.Чуракова Р.Г. и др., Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.,2011

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся на уроках технологии

Данный  материал можно  использовать на  уроках  технологии. Проектная  деятельность    позволит увлечь каждого ученика в  индивидуально - творческий  процесс, будет  способствовать развитию  способно...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КУБАНОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Как сформировать интерес у учащихся к изучению истории своего края?  Выбор темы неслучаен, ведь каждый учитель пытается на уроках Кубановедения заинтересовать ребенка и вызвать интерес к из...

Использование интерактивной игровой деятельности на современном уроке в начальной школе

Сейчас, когда  приоритетной целью образования становится овладение учащимися  универсальными учебными действиями, сформированность  таких качеств личности, как конкурентоспособность,...

ГБОУ школа №371 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА к уроку "Проектная деятельность учащихся на уроке обобщения по теме «Мое тело»"

Данная МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА создана для учащихся 2 класса на основе УМК "Звездный Английский 2" В.Эванс, Д.Дули.К.Барановой. Цель данной методической разработки - возможность провести интересный, з...

Доклад на тему: "Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности при реализации ФГОС"

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ...

Роль проектной деятельности в современной школе

Здесь вы можете ознакомиться с моей публикацией, в которой я размышляю о роли проектной деятельности в современной школе...