Особенности реализации метода проектов в начальной школе ( из опыта работы)
статья по теме

Забурдаева Дарья Валерьевна

Статья, в которой рассказывается о сути проектного метода, его значении и особенностях при реализации в начальных классах. Приводятся примеры проектов, реализованных учителем, их цели, содержание и итоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_seminaru.docx65.42 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности реализации метода проектов в начальной школе (из опыта работы)

« Конечная цель всякого воспитания – воспитание самостоятельности посредством самодеятельности»

А. Дистерверг

Многочисленные исследования в области педагогики и психологии позволили придти к выводу, что именно исследовательская деятельность человека в наибольшей степени развивает его личностный потенциал, формирует умение мыслить нестандартно, творчески подходить к решению различных проблем. Приобщение школьников к исследовательской деятельности – одна из главных целей современного образовательно-воспитательного процесса.

Одним из методов, который наиболее успешно позволяет достичь этой цели, безусловно, является метод проектов.

Метод проектов – способ достижения цели, через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым результатом.

В процессе реализации проекта, учащиеся формулируют проблему, планируют пути решения проблемы, ищут информацию по проблеме, систематизируют, синтезируют и анализируют  её, создают продукт проекта, как результат решения проблемы и представляют её другим участникам проекта. Таким образом, схему проекта кратко можно представить так: 

В зависимости от того, какая деятельность  является ведущей при реализации проекта, его можно отнести к одному из типов:

  • Исследовательский
  • Творческий
  • Ролевой, игровой
  • Ознакомительно-ориентировочный (информационный)
  • Практико-ориентированный (прикладной)

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие практического мышления.

Конечно, наиболее активно данный метод используется в работе со школьниками среднего и старшего звена, но и младшие школьники активно проявляют интерес к исследованиям. Однако, в связи с тем, что у них недостаточно развиты самостоятельность, умение самостоятельно находить информацию в различных источниках и систематизировать её, важную роль в организации проектной деятельности в начальной школе играют учитель и родители.

Мы активно привлекаем родителей учащихся для реализации проектов в рамках внеурочной и внешкольной деятельности. Их помощь очень важна на начальных этапах проектирования. Важнейшим фактором мотивации младших школьников на участие в реализации проекта является заинтересованность родителей в успехе ребёнка в данной деятельности. Очень важно, чтобы значимые для учащегося взрослые помогали ему советом, однако, необходимо помнить, что родители не должны брать на себя большей части работы над проектом, а лишь направляли его в исследовательской деятельности.

За три с половиной года, мы реализовали множество различных проектов, но наиболее объёмными по исследуемому материалу и продолжительными явились проект «Моя семья – моё богатство» (2 класс), «Профессия моей мечты» (3 класс), «Жаркие. Зимние. Твои» (4 класс).

Надо отметить, что перед тем, как запустить каждый из этих проектов, мы проводили собрание родителей, где знакомили их с сутью проекта, его целью, основными мероприятиями и требованиями к конечному продукту. Основная информация предлагалась в виде памятки.

Большая роль учителя заключается в том, чтобы научить ребят начальной школы правильному оформлению и презентации проектного продукта. В своей работе мы ориентируемся на правило «КИД» (краткость, информативность, доступность). Важно обращать внимание учащихся на то, что продукт должен быть качественным и интересным для сверстников.

Проект «Моя семья – моё богатство»

Тип проекта: ознакомительно-ориентировочный, социально-ориентированный.

Цель: знакомство учащихся с историей своей семьи, создание генеалогического древа своей семьи.

В рамках проекта проводились, классные часы, внешкольные выездные мероприятия, учащимся совместно с родителями предлагалось выполнить ряд практических заданий, провести поиск и систематизацию информации о своих предках, об истории возникновения фамилии, познакомиться с историей семьи через историю семейных ценностей и реликвий, результаты исследования были представлены на внеклассном мероприятии «Семейная гостиная», продуктом исследования явилось генеалогическое древо учащихся.

Главное, что мы получили результат, значимый для всего последующего образовательно-воспитательного процесса:

 

Проект «Профессия моей мечты»

Тип проекта: ознакомительно-ориентировочный, социально-ориентированный.

Цель: формирование первичной профориентационной направленности учебной деятельности.

В рамках проекта учащиеся должны были собрать и систематизировать информацию о различных профессиях. Во время проектной работы проводились классные часы, на которых родители ребят рассказывали о своей работе, социальной значимости той или иной профессии, о знаниях, необходимых для овладения профессией.

Продуктом данного исследования явилась творческая работа на тему «Кем я хочу стать», в которой учащиеся должны были представить информацию о какой-либо профессии (название, функции, необходимые знания, личностные качества, почему я хочу овладеть этой профессией).  

Проект «Жаркие. Зимние. Твои»

Тип проекта: ознакомительно-ориентировочный, творческий.

Цель: формирование ценности здорового образа жизни, понимания ответственности и трудности профессии спортсмена, развитие патриотического отношения к своей стране через знакомство с Олимпийским движением.

В рамках проекта учащиеся работают в группе, собирают и систематизируют информацию о видах спорта Олимпийских Зимних игр в Сочи в 2014 году по схеме: название – правила – история возникновения и появления на Олимпийских играх – известные спортсмены, рекорды – кем представлена команда Российской Федерации в Сочи-2014. Кроме того, в проекте реализовывалась творческая составляющая: ребята придумывали эмблему для каждого вида спорта и девиз-слоган в поддержку российской сборной.

Продуктом данного исследования явилась творческая работа, в которой ребята рассказали об олимпийских зимних видах спорта. Презентация этих работ проходила в рамках праздника в начальной школе «Вперед к победам!», посвященного Эстафете Олимпийского огня в городе и предстоящим играм в Сочи.

Следует отметить, что по мере взросления учеников, получения опыта проектной деятельности, работы учащихся стали более объемными, качественными и интересными, вырос уровень самостоятельности выполения. Безусловно, этот опыт поможет им более успешно реализовывать себя в старших классах, где метод проектов сейчас является одним из ведущих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования метода проектов в начальной школе.

Для реализации принципов личностно – ориентированного образования, индивидуального подхода потребовались новые методы обучения. Эти методы обучения должны:Формировать активную, самостоятельную и иници...

Особенности реализации метода проектов в начальной школе

Основная цель метода проектов заключается в создании благоприятных условий, способствующих развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы социализации знаний и умений обучающ...

Трудности работы над проектом в начальной школе. Из опыта работы

Очень люблю вводить в свою работу новые формы работы с учениками. С 2011 года в школе работаю над созданием проектов. Эта работа очень трудоёмкая иногда не всегда получаю 100% результат....

Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом в начальной школе (из опыта работы)

Подробное содержание действий обоих субъектов  образовательного процесса при работе над проектом....

« Особенности преподавания английского языка в начальной школе. ( из опыта работы)»

При обучении младших школьников английскому языку от учителятребуется не только знание методики преподавания своего предмета, но и хорошее знание психологических особенностей обучающихся младшего школ...

Интегрированные проекты в начальной школе (из опыта работы)

Интегрированный проект "Научим друг друга" включает следующие проекты: 1) "Фруктовый фейерверк"2) Картофельный банкет; 3) "Чай, чай, чай"; 4) "Моя Родина - Россия (н...